Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ГЛАВА1.НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ, ОРГАНИЗАЦИОННО-Стр 1 из 36Следующая ⇒
Ковтунович Марина Георгиевна Рожков Николай Васильевич Ениколопов Сергей Николаевич Орлова Елена Владимировна ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СПАСАТЕЛЕЙ
Учебное пособие Москва, 2007 Ковтунович М. Г.; Рожков Н.В., Ениколопов С.Н., Орлова Е.В., Психологическая подготовка спасателей: Учебное пособие для спасателей студенческих спасательных отрядов /Под ред. М. Г. Ковтунович. – М., 2007. 15 а.л.; 15,6 п.л. Профессиональная деятельность специальных подразделений МЧС, спасателей и пожарных в своей повседневной практике связана с воздействием на специалистов большого числа стрессогенных факторов и относится к категории экстремальных. Настоящее учебное пособие разработано в соответствии с актуальными требованиями современности и специфики профессиональной деятельности к уровню психологической подготовки, формированию психологической устойчивости к стрессовым ситуациям, необходимостью взаимодействовать в коллективе сослуживцев, принимать решения и брать на себя ответственность за их исполнение выпускников высших учебных заведений МЧС России. Поэтому наряду с требованиями высокого уровня профессиональных знаний, умений, навыков, высокие требования предъявляются к уровню психологической подготовки специалистов данных профессий. Пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Государственное и муниципальное управление и проходящих специализации «Управление в ЧС» и «Организационная и экономическая психология в ЧС», студентов-спасателей Добровольного студенческого спасательного отряда ДСО-СПАС, спасателей Пожарно-спасательных и поисково-спасательных отрядов, психологов Центров экстренной психологической помощи. © Ковтунович М.Г., Рожков Н.В., Ениколопов С.Н. © Московский городской психолого-педагогический университет ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ, ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПАСАТЕЛЕЙ Профессиональное становление спасателей Профессионально важные качества спасателя Структура профессионально важных качеств спасателей Организационные принципы построения психологической службы в системе МЧС Структура и задачи психологической подготовки спасателей Необходимость и основные виды экстремальной подготовленности человека ГЛАВА 2. ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ Москвичи об эффективности профилактических мероприятий по защите населения и территорий города от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Правила поведения людей и психологическая безопасность в различных ситуациях экстремального характера Действия населения при угрозе и во время террористических актов Землетрясения. Способы защиты, правила поведения и действия Пожары. Способы защиты, правила поведения и действия Ураганы, бури и смерчи. Способы защиты, правила поведения и действия Наводнения. Способы защиты, правила поведения и действия Снежные заносы. Способы защиты, правила поведения и действия Оползни. Способы защиты, правила поведения и действия Аварии и катастрофы. Способы защиты, правила поведения и действия Меры безопасности на дорогах, в автопутешествии и на отдыхе Безопасность жилища Панические проявления Меры предосторожности и основные правила поведения при ликвидации стихийных бедствий Психологическая помощь населению и спасателям в зоне действия чрезвычайной ситуации Межведомственное взаимодействие при оказании психотерапевтической, психологической и психиатрической помощи пострадавшим при ЧС 2.3.2. Пути профилактики состояний психической дезадаптации в экстремальных условиях 2.3.3. Психологические особенности поведения населения в чрезвычайных ситуациях Экстренная психологическая помощь населению в экстремальных ситуациях ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ И ОКАЗАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШЕМУ НАСЕЛЕНИЮ И СПАСАТЕЛЯМ В РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ И ПОСТРЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ПЕРИОДЫ Психогенные факторы и психогенные расстройства Экстремальные факторы психогенного риска. Основания классификации экстремальных факторов Динамика психогенных расстройств, последовательность фаз или стадий в динамике состояния людей после психотравмирующих ситуаций Психологическая помощь пострадавшим и сотрудникам после чрезвычайной ситуации Научно-практические основы оказания психологической помощи в чрезвычайных и экстремальных ситуациях Психологическая помощь сотрудникам МЧС, которые принимают участие в спасательных работах Психологическая реабилитация пострадавших и спасателей: основные формы и методы ГЛАВА 4. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СПАСАТЕЛЕЙ К ДЕЙСТВИЯМ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ Формирование волевых качеств и психологической устойчивости у спасателей Психологическая подготовка спасателей, воспитательная работа в коллективе спасателей Психологическая устойчивость. Оценка уровня нервно-психической устойчивости ГЛАВА 5. МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ПСИХИЧЕСКИМ СОСТОЯНИЕМ СПАСАТЕЛЯ ПРИ ДЕЙСТВИЯХ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ Проблема адаптации и стрессоустойчивости Методы снятия психического напряжения, снятия стресса и повышения устойчивости к нему Методы и приемы релаксации ГЛАВА 6. ОСНОВЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ И ПСИХОЛО-ГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ Методы саморегуляции и психологической реабилитации. Формулировки сознательного самовнушения (по Эмилю Куэ) Аутогенная тренировка и ее роль в психологической подготовке Регуляция эмоциональных состояний с помощью химических веществ Саморегуляция и музыка ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРА ПРИЛОЖЕНИЯ ВВЕДЕНИЕ
История развития человеческого общества неразрывно связана с реальными чрезвычайными ситуациями (далее ЧС) природного, техногенного, эпидемиологического, социального характера. Нередко ЧС становились причиной гибели и страданий людей, уничтожения материальных ценностей, изменения окружающей природной среды, привычного уклада жизни. В результате чрезвычайных ситуаций ежегодно в мире погибает около трех миллионов человек. Материальные потери от ЧС составляют от 50 до 100 миллиардов долларов ежегодно. В конце XX века во многих государствах мира пришли к выводу, что для успешной борьбы с опасными природными явлениями, техногенными и экологическими катастрофами нужна целенаправленная государственная политика. Одной из первых стран на этот путь встала Россия. В связи с этим в ст. 72 Конституции Российской Федерации (1993г.) было записано, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится «осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий». В 1992 году была создана поисково-спасательная служба МЧС России. Спасатели МЧС России всегда первыми там, где людям нужна помощь: в завалах разрушенных строений, в огне пожаров, в местах выброса опасных и вредных веществ. Они постоянно несут службу, оперативно реагируют на любые сигналы о необходимости оказания помощи людям, попавшим в беду. Спасатели МЧС России постоянно принимают участие в спасательных операциях, в том числе и за рубежом. На их счету десятки тысяч спасенных жизней, сотни тысяч случаев оказания помощи пострадавшим. Профессиональная деятельность спасателей во многом зависит от качественного обучения на первоначальном этапе своего становления. Важную роль в обеспечении психологической безопасности спасателей играет их психологическая подготовка, которая является составной частью профессиональной подготовки. Во многих зарубежных странах устранением последствий аварий и катастроф занимаются пожарные. Они обучены не только бороться с огнем, но и проводить различные виды аварийно-спасательных работ, имеют необходимую для этого современную технику. В последнее время средства массовой информации в изобилии пестрят сообщениями о тех или иных чрезвычайных ситуациях, которые возникли вследствие катастроф, аварий или стихийных бедствий. В связи с этим, возникла необходимость решить ряд научно-теоретических и практических вопросов, связанных: а) с разграничением научных понятий, которые используются в психологии экстремальных ситуациях, и установлением их причинно-следственной взаимосвязи; б) с классификацией чрезвычайных ситуаций и явлений, вследствие которых они возникают; в) с вопросами организации психологической помощи пострадавшим от катастроф и стихийных бедствий. В своей работе мы будем использовать такие понятия: Катастрофа– явление, вызванное последствиями преступной или халатной деятельности человека (людей), повлекшее за собой значительные разрушения и материальные убытки, человеческие жертвы и, нанесшее вред соматическому и психическому здоровью оставшимся в живых гражданам и лицам, косвенно пострадавшим вследствие данных событий. Стихийное бедствие– явление природно-климатического характера, повлекшее за собой значительные экологические изменения в регионе, разрушения и материальные убытки, человеческие жертвы и, нанесшее вред соматическому и психическому здоровью оставшимся в живых гражданам и лицам, косвенно пострадавшим вследствие данных событий. Авария или ситуация экстремального характера– сознательно или искусственно созданный ход событий, который повлек за собой значительные разрушения и материальные убытки, человеческие жертвы и, нанесший вред соматическому и психическому здоровью оставшимся в живых гражданам и лицам, косвенно пострадавшим вследствие данных событий. Как мы видим из приведенных определений, понятие "стихийное бедствие" является более широким по отношению к остальным. Это объясняется тем, что изменения экологического характера могут быть следствием безалаберной деятельности человека, как в определенном регионе, так и во всем мире (глобальное потепление, озоновые дыры, отравление или загрязнение окружающей среды и т.д.). Однако, результатом всех перечисленных выше событий, как правило, является возникшая чрезвычайная ситуация. Чрезвычайная ситуация– это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которая может повлечь за собой человеческие жертвы, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей, причинить ущерб здоровью населения или состоянию окружающей среды. Каждая чрезвычайная ситуация имеет присущие только ей причины, особенности и характер развития. Чрезвычайные ситуации могут классифицироваться по следующим признакам: · по степени внезапности: внезапные (непрогнозируемые) и ожидаемые (прогнозируемые). Легче прогнозировать социальную, политическую, экономическую ситуации, сложнее – стихийные бедствия. Своевременное прогнозирование чрезвычайных ситуаций и правильные действия позволяют избежать значительных потерь, а в отдельных случаях, предотвратить их; · по скорости распространения: чрезвычайные ситуации могут носить взрывной, стремительный, быстро распространяющийся или, наоборот, умеренный, плавный характер. К стремительным, чаще всего, относятся военные конфликты, техногенные аварии, стихийные бедствия. Относительно плавно развиваются ситуации экологического характера; · по масштабу распространения: локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные, трансграничные. К локальным, местным и территориальным относят чрезвычайные ситуации, не выходящие за пределы одного функционального подразделения, производства, населенного пункта. Региональные, федеральные и трансграничные чрезвычайные ситуации охватывают целые регионы, государства или несколько государств; · по продолжительности действия: могут носить кратковременный характер или иметь затяжное развитие. Все чрезвычайные ситуации, в результате которых происходит загрязнение окружающей среды, относятся к затяжным; · по характеру: преднамеренные (умышленные) и непреднамеренные (неумышленные). К первым следует отнести национальные, социальные и военные конфликты, террористические акты и другие. Стихийные бедствия по характеру своего происхождения являются непреднамеренными. К этой группе относятся также техногенные аварии и катастрофы; · по источнику происхождения чрезвычайные (экстремальные) ситуации подразделяются на:чрезвычайные ситуации техногенного характера;чрезвычайные ситуации природного происхождения; чрезвычайные ситуации биосоциального характера. Типы чрезвычайных ситуаций техногенного характера: транспортные аварии и катастрофы, пожары и взрывы, аварии с выбросом аварийно-химических и отравляющих веществ, аварии и катастрофы с выбросом радиоактивных веществ или ядовитых сильнодействующих веществ, внезапное обрушение сооружений, аварии на электро - и энергетических системах или коммунальных системах жизнеобеспечения, аварии на промышленных очистных сооружениях, гидродинамические аварии. Типы чрезвычайных ситуаций природного происхождения: геофизические, геологические, метеорологические, агрометеорологические, опасные морские гидрологические явления, природные пожары. Типы чрезвычайных ситуаций биосоциального характера: голод, терроризм, общественные беспорядки, алкоголизм, наркомания, токсикомания, различные акты насилия. Чрезвычайные ситуации, связанные с изменением состояния литосферы– суши (почвы, недр, ландшафта); состава и свойств атмосферы (воздушной среды); состояния гидросферы (водной среды); состояния биосферы: инфекционные заболевания людей, животных и растений. Для практических целей и установления единого подхода к оценке последствий катастроф природного и техногенного характера, определения границ зон стихийного бедствия и адекватного реагирования на них, введена классификация чрезвычайных ситуаций в зависимости от: · количества людей, пострадавших в этих чрезвычайных ситуациях; · количества людей, у которых нарушены условия жизнедеятельности; · размера материального ущерба, а также границ зоны распространения поражающих факторов чрезвычайной ситуации. Источник катастроф определяется как опасное природное явление, авария или техногенное происшествие, инфекционная болезнь людей, животных и растений, а также применение современных средств поражения, в результате чего может возникнуть чрезвычайная ситуация. Поражающий фактор источника катастрофы определяется как составляющая опасного явления или процесса, вызванная источником чрезвычайной ситуации и характеризуемая физическими, химическими и биологическими действиями или явлениями, которые определяются соответствующими параметрами. Зона катастрофы определяется как территория или акватория, на которой в результате возникновения источника бедствия или распространения его последствий из других районов, возникла чрезвычайная ситуация. Зона заражения — это территория, в пределах которой распространены опасные химические вещества либо биологические (бактериологические) средства, радиоактивные вещества в количествах, представляющих опасность для людей, животных и растений, и окружающей природной среды. Очаг поражения– ограниченная территория, в пределах которой в результате воздействия современных средств поражения произошла массовая гибель или поражение людей, сельскохозяйственных животных и растений, разрушены и повреждены здания и сооружения, а также элементы окружающей природной среды. Оценка ущерба вследствие чрезвычайных ситуаций проводится по пяти основным параметрам: · прямые потери вследствие чрезвычайной ситуации; · затраты на проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ; · объем эвакуационных мероприятий и затраты на их проведение; · затраты на ликвидацию последствий чрезвычайной ситуации; · косвенные потери.
ГЛАВА1.НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ, ОРГАНИЗАЦИОННО- |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 223. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |