Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Лексические и фразеологические нормы современного русского литературного языка
Вопросы: 1. Лексические нормы литературного языка. 2. Виды лексических ошибок: употребление слова в несвойственном ему значении, нарушение лексической сочетаемости, тавтология (повторение однокоренных слов), неоправданный повтор, плеоназм (лишнее слово), использование диалектизмов, просторечных, жаргонных слов и др. 3. Стилистически оправданные нарушения литературной нормы. 4. Особенности употребления фразеологизмов в речи. Речевые ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов в речи. 5. Диктант. Тест.
Задания: 1. Заполните таблицу «Лексические ошибки» своими примерами.
Лексические ошибки
2. В чем ошибка? 3. Устраните неоправданные повторы. 4. Охарактеризовать фразеологические единицы: 5. Подобрать синонимический ряд к следующим фразеологизмам: Литература: 1. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учеб пособие. – М., 2002. – С. 297. 2. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2002. – С. 4-109.
.
Практическое занятие №4 Морфологические нормы Вопросы: 1. Нормы употребления имени существительного. 2. Нормы употребления имени прилагательного. 3. Нормы употребления имени числительного. 4. Нормы употребления глагола и глагольных форм. 5. Нормы употребления местоимений, предлогов, союзов, наречий.
Задания: 1. Напишите данные словосочетания, употребив их в единственном числе. 2. Подберите к существительным мужского рода существительные женского рода, дайте их функционально-стилистическую характеристику. Отметьте случаи, когда соответствия нет. 3. Прочитайте, употребив числительные и существительные в нужной форме. · К 345 прибавить 157. · От 964 отнять 89. · 10 сложить с 798. · Предложение принято 375 (голос) против 44 (голос). · Деревня находится в 163 (километр) от города. 4. Исправьте грамматико-стилистические ошибки в употреблении деепричастных оборотов. Объясните, в чем заключаются ошибки.
Литература: 1. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учеб пособие. – М., 2002. – С. 279-293. 2. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2002. – С. 213-343. 3. Солганик Г.Я., Дроняева Т.С. Стилистика современного русского языка и культура речи. – М., 2002. – С.125-194.
Практическое занятие №5 Синтаксические нормы Вопросы: 1. Синтаксис. Основные единицы синтаксиса: предложение и словосочетание. 2. Типы предложений. 3. Типы словосочетаний. 4. Синтаксические нормы в употреблении разных типов предложений: простых, осложненных, сложных.
Задания: 1. Составьте пары предложений с составным именем сказуемым. В качестве именной части (в именительном и творительном падежах) используйте приводимые существительные. Объясните семантические и стилистические различия предложений. 2. Объясните, с чем связана двусмысленность (а иногда и трехзначность) в следующих предложениях; проведите стилистическую правку текстов. 1. На портере были изображены Горький и Чехов в шляпе. 2. Вторично опубликована повесть В.П.Адриановой-Перетц в «Очерках по истории русской XVII в.». 3. Наблюдения над языком маленьких детей. 4. Особенно гневные протесты вызвали выступления посла в странах Азии. 5. Отъезд гостя из Сингапура. 6. Они сообщают о получении корреспонденции с большим опозданием. 7. Подобные факты объясняются безответственностью, некритическим отношением к недостаткам начальника грузового управления. На первый взгляд все эти истории с подарками учителям могут показаться частным случаем. 9. В древних документах подобного рода термин отсутствует. 10. На каждом из ста гектаров он дал слово получить по 45 центнеров спелого зерна. 3. Проанализируйте ошибки, допущенные в предложениях; внесите в них стилистическую правку. 1. В настоящее время на заводе идет подготовка к организации централизованной службы надежности, которая бы организовывала, руководила и контролировала весь комплекс мероприятий, постоянно проводимых на заводе для повышения надежности и долговечности выпускаемой им продукции. 2. Журналист, который сообщил эти данные и оказавшийся страстным патриотом, привел интересное сравнение. 3. Российские самолеты, которые совершают межконтинентальный перелет из Москвы в Антарктиду, произвели посадку в порту Дарвин, к которому приковано внимание каждой страны, где проходит маршрут полета. 4. Основное, на что следует обратить внимание, – это на нарушение финансовой дисциплины. 5. Кто нуждается в дополнительных занятиях, необходимо тому обеспечить их.
Литература: 1. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учеб пособие. – М., 2002. – С. 293-296 2. Солганик Г.Я., Дроняева Т.С. Стилистика современного русского языка и культура речи. – М., 2002. – С.194-233.
Практическое занятие №6 |
||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 424. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |