Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ




а) основная литература:

1. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – М., 1997.

2. Культура устной и письменной речи делового человека // Справочник-практикум. – М., 1998.

3. Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов. – М.: Высшая школа, 1988.

4. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М.: Айрис Пресс, 1999.

5. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М., 1998.

6. Русский язык и культура речи/ Под ред. проф. В.И.Максимова. – М., 2002.

7. Солганик Г.Я. Стилистика современного русского языка и культура речи. – М.,2002.

8. Сидорова М.Ю., Савельев В.С. Русский язык. Культура речи. Конспект лекций. – М., 2005.

 

     

 

 

б) дополнительная литература:

           

  1. Хазанова А.С., Цвайг Л.В. Русский язык: Практическое руководство. – 2-е изд, испр. и доп. – М.: Изд-во РОУ, 1996. – 340с.
  2. Практический курс современного русского языка: Сб. упражнений / Под ред. Лекант П.А. – М.: Высшая школа, 2003. – 335 с.
  3. Солганик Г.Я. Стилистика текста. – М., 2000.
  4. Солганик Г.Я. Стилистика. – М., 1982.
  5. Лучник Б.С. Основы стилистики и редактирования. – Ростов-н/Д, 1997.

 

в) Материалы электронной библиотеки ИГУМО (лекционные материалы Козловой Р.М., презентации)

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

1. Лекционные занятия:

a. комплект электронных презентаций/слайдов,

b. аудитория, оснащенная презентационной техникой (проектор, экран, компьютер/ноутбук),

2. Практические занятия:

a. презентационная техника (проектор, экран, компьютер/ноутбук),

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Бально-рейтинговая система оценки знаний студентов за семестр

Виды работ Общее кол-во баллов
1. Посещение занятий (20з. х1б.) 22
 2. Самостоятельная подготовка к семинарскому занятию (2б. за занятие) 22
3. Подготовка выступлений, презентаций и других наглядных материалов по теме занятия (в идеале каждый студент должен подготовить один наглядный материал) 5б.за 1 презент.
4. За выполнение заданий на занятии (11х1) 11
5 За стилистический анализ текста (всего 5х3) 15
6. Итоговая зачетная работа  или тестирование 20
7. Бонусы за неординарную творческую работу 5
  Итого: 100

 

 

Планы практических занятий

Практическое занятие 1.

Литературный язык и культура речи

Вопросы:

1. Содержание и соотношение понятий «язык», «литературный язык», «современный литературный язык».

2. Содержание и соотношение понятий «язык» и «речь».

3. Особенности литературного языка. Стили современного русского литературного языка.

4. Функции языка.

5. Основные понятия культуры речи. Правильность, понятность, выразительность речи в разных сферах языкового существования. Вопрос о сложности. Вопрос о красоте языка.

6. Понятие языковой нормы, ее роль в становлении и функционировании литературного языка.

7. Виды языковых норм. Историческая изменчивость и вариативность нормы. Кодификация литературной нормы.

8. Основные современные нормативные словари. 

 

Литература:

1.  Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учеб пособие. – М., 2002.

2. Русский язык и культура речи/ Под ред. проф. В.И.Максимова. – М., 2002.

 

Практическое занятие №. 2

Языковая норма. Виды норм

Вопросы:

1. Орфоэпические и акцентологические нормы современного литературного языка.

2. Словообразовательные нормы русского языка.

 

Задания:

1. Сад – сады – садовод; дом – дома – домовой; дело – дела – деловой.
Какие наблюдения о качестве звуков [a], [o],[э] вне ударения вы можете сделать.

2. Прочтите слова, обращая внимание на качество гласного в безударной позиции:

а) Лес - леса, петь - певец, век - века, хлеб – хлеба, бег – бега, дело – дела, час – часы, пять – пяти, тянут – тяни, девять – девяносто, дети – детей, вещи – вещей, весел – веселит;
б) январь, янтарь, Япония, явление, объявление, заявление, язык, языки, площадь, память, десять, поясничный, стараясь;
в) жена, желать, цена, ценовой, цеха, шестнадцать, железо, жестокость, желудок, больше, шерстяной;
г) вода, окно, луком, столы, милость, уроки, поехал, новелла, досье.

3. Прочтите слова, обращая внимание, твердый или мягкий согласный произносится перед ударным гласным [э] в заимствованных словах:
а) декольте, шедевр, тенденция, протез, стенд, фонема, фонетика, эстетика;
б) гипотеза, консервы, галерея, контекст, квартет, дискотека, пионер, корректный.

4. Прочтите слова, обращая внимание на произнесение сочетаний согласных тч, дч, сш, зш, зж: а) отчизна, отчет, отчаяние, зодчество, зодчий, заводчик, наводчик, переводчик, отчего; б) бесшумно, без шапки, без шарфа, из шубы, из шерсти; в) сжигать, сжёг, позже, с женой, без жалобы, визжать, поезжай, разжевать.

5. Прочтите слова, обращая внимание на правильное произнесение сочетаний чн, чт: булочная, молочный, что, чтобы, Кузьминична, конечно, кое-что, ничто, яичный, марочный.

6. Перепишите слова в тетрадь и правильно расставьте ударение:
Языковой (барьер), языковая (колбаса), предложите, углубите, позвоните, завидно, красивее, безудержный, мельком, пиццерия, петля, нормировать, обеспечение, облегчить, ободрить, принудить, приговор, клеить, вероисповедание, исподволь.

7. Интонационно разделите предложения на части, убедитесь в том, что смысл предложений меняется в зависимости от места границы:

Разрешить нельзя запретить.

Как поразили его слова брата.

Назначить нельзя отменить.

Как больно кольнули прямо в сердце ее признания Андрея.

 

Литература:

3.  Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учеб пособие. – М., 2002. – С. 332-337.

4. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2002. – С. 152-190.

 








Практическое занятие №3










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 166.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...