Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Принцип совместности деятельности




Досуговая деятельность как и любой другой вид деятельности может осуществляться человеком как индивидуально, так и вместе с другими людьми. Но «вместе» не означает «совместно». Совме­стность предполагает такое взаимодействие, в процессе которого люди находятся в определенных отношениях взаимной зависимо­сти и взаимной ответственности.

Такая зависимость возникает тогда, когда успех одного из чле­нов досугового объединения определяет успешность досуговой дея-


ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИКИ ДОСУГА__________________________________ 83

тельности остальных и неудача одного влияет на результат друго­го. Эти условия в полной мере проявляют себя в педагогически организованной досуговой деятельности самодеятельных объеди­нений, кружков, клубов по интересам и т.п., функционирующих на основе ярко выраженной предметной деятельности на уровне творчества или перехода к нему. Здесь происходит процесс приоб­ретения знаний о предмете деятельности, ее способах и приемах осуществления, приобретение навыков методического руководства, исправление и оценка самостоятельных попыток осуществления \ (особенно на ее первоначальных этапах и при переходе к более высокому уровню), приобретение навыка получать обратную связь ходе и частичных результатах деятельности и использовать ее для руководства деятельностью, формирование деятельностных отно-,1. шений между членами объединения, участвующих в совместной деятельности, и специфического эмоционального климата. Удов­летворяются различные потребности лиц, принимающих уча­стие в совместной деятельности, что в свою очередь стимулирует и формирует их мотивацию к ней.

Совместная деятельность формирует ценностно-ориентацион-ное единство группы, рождает традиции, организационную струк­туру, эмоциональную идентификацию и, в конечном счете, ведет к повышению уровня досуговой деятельности, реализуя заложен­ный в ней воспитательный потенциал.

Воспитательным потенциалом обладают и те формы группо­вой досуговой деятельности, которые возникают и функциониру­ют вне педагогического влияния. Учет и развитие этого потенциа­ла являются приоритетным направлением в педагогике досуга, так как совместная групповая досуговая деятельность в полной мере позволяет содействовать формированию духовного и культурного облика личности. Исследования свидетельствуют о том, что по­давляющее число людей является членами разнообразных досуго-вых общностей. Подобные общности представляют собой не слу­чайные диффузные группы, а возникают как достаточно устойчи­вые образования, существующие от одного года и до десяти лет и даже свыше десяти. О их стабильности свидетельствует частота встреч их членов. Почти половина из них собирается чаше одного раза в неделю. Ведущим мотивом включения в групповую досуго-вую деятельность является общее увлечение. Данный мотив при ранжировании по сумме мест занимает первое место. На втором месте — желание развлечься.

Длительность существования досугового объединения, частота встреч его членов порождает необходимость планирования этих встреч. Исследование показало, что от 30% до 40% досуговых объ­единений планируют дату и время встреч.


86___________________________________________________________________ Глава V

Осуществление управленческой ситуации в большинстве слу­чаев реализуется стихийно или, в зависимости от ситуации, одним из членов объединения. Лишь в одном случае из пяти руководство в досуговом объединении осуществляется выбранной группой или лидером. Немногим более чем для одной пятой объединений, ха­рактерно наличие писанных или неписанных уставов и правил.

Треть досуговых объединений представляет собой достаточно сплоченные общности, о чем свидетельствует наличие в них сло­жившихся традиций. Целый ряд этих традиций социально значим и способен оказать существенное воспитательное влияние, фор­мируя микроклимат в группе и его нравственные принципы. Сре­ди этих традиций такие, как совместное проведение всех значи­тельных событий в жизни объединения и его членов, соблюдение «сухого закона», взаимопомощь и взаимовыручка, в День Победы возложение цветов к памятникам павших и т.д.

Ряду досуговых объединений свойственно стремление к соци­альной активности. В данном случае речь идет не о политической активности объединений, для которых это есть цель и содержание досуговой деятельности, а о стремлении побудить других зани­маться тем видом досуговой деятельности по содержанию, кото­рым занимаются они. Кроме того, значительная часть членов до­суговых объединений стремится экстериоризировать свою деятель­ность, рассказывая о ней или демонстрируя ее результаты. Осуще­ствляется экстериоризация в основном в домашних условиях или по месту работы, учебы.

Все перечисленные факторы обуславливают воспитательный по­тенциал групповой досуговой деятельности, но далеко не всегда приводят к его реализации. Объясняется это тем, что деятельность таких досуговых объединений чаше всего осуществляется как од­новременная с индивидуальным проявлением творчества теми или иными ее участниками, а все остальные выступают его потребите­лями.

Если деятельность не осуществляется как совместная, то рано или поздно она разрушается, а общение, «обслуживавшее ее», ос­таётся единственным фактором, сохраняющим группу для перио­дических контактов и одновременного проведения досуга ее чле­нами. При этом нередки такие случаи, когда человек, ориенти­рованный на совместную досуговую деятельность и не находя­щий в этом поддержки среди членов своей досуговой общности, покидает ее в поисках подходящих партнеров. Он отыскивает среди других людей и социальных групп те, которые, как ему кажется, могут поддержать осуществление его деятельности и достижение цели. Человек включается с ними в совместную деятельность и тем самым стимулирует действия выбранных лиц и групп в желаемом направлении.

В педагогически организованном процессе, реализующем прин­цип совместности деятельности, педагог досуга практически дей­ствует таким же образом, организуя совместную групповую досу­говую деятельность

Все рассмотренные принципы, определяющие отдельные сто­роны педагогического процесса в сфере досуга, в своей совокупности обуславливают методику педагогики досуга в целом.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 236.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...