![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Принцип совместности деятельности ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Досуговая деятельность как и любой другой вид деятельности может осуществляться человеком как индивидуально, так и вместе с другими людьми. Но «вместе» не означает «совместно». Совместность предполагает такое взаимодействие, в процессе которого люди находятся в определенных отношениях взаимной зависимости и взаимной ответственности. Такая зависимость возникает тогда, когда успех одного из членов досугового объединения определяет успешность досуговой дея- ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИКИ ДОСУГА__________________________________ 83 тельности остальных и неудача одного влияет на результат другого. Эти условия в полной мере проявляют себя в педагогически организованной досуговой деятельности самодеятельных объединений, кружков, клубов по интересам и т.п., функционирующих на основе ярко выраженной предметной деятельности на уровне творчества или перехода к нему. Здесь происходит процесс приобретения знаний о предмете деятельности, ее способах и приемах осуществления, приобретение навыков методического руководства, исправление и оценка самостоятельных попыток осуществления \ (особенно на ее первоначальных этапах и при переходе к более высокому уровню), приобретение навыка получать обратную связь ходе и частичных результатах деятельности и использовать ее для руководства деятельностью, формирование деятельностных отно-,1. шений между членами объединения, участвующих в совместной деятельности, и специфического эмоционального климата. Удовлетворяются различные потребности лиц, принимающих участие в совместной деятельности, что в свою очередь стимулирует и формирует их мотивацию к ней. Совместная деятельность формирует ценностно-ориентацион-ное единство группы, рождает традиции, организационную структуру, эмоциональную идентификацию и, в конечном счете, ведет к повышению уровня досуговой деятельности, реализуя заложенный в ней воспитательный потенциал. Воспитательным потенциалом обладают и те формы групповой досуговой деятельности, которые возникают и функционируют вне педагогического влияния. Учет и развитие этого потенциала являются приоритетным направлением в педагогике досуга, так как совместная групповая досуговая деятельность в полной мере позволяет содействовать формированию духовного и культурного облика личности. Исследования свидетельствуют о том, что подавляющее число людей является членами разнообразных досуго-вых общностей. Подобные общности представляют собой не случайные диффузные группы, а возникают как достаточно устойчивые образования, существующие от одного года и до десяти лет и даже свыше десяти. О их стабильности свидетельствует частота встреч их членов. Почти половина из них собирается чаше одного раза в неделю. Ведущим мотивом включения в групповую досуго-вую деятельность является общее увлечение. Данный мотив при ранжировании по сумме мест занимает первое место. На втором месте — желание развлечься. Длительность существования досугового объединения, частота встреч его членов порождает необходимость планирования этих встреч. Исследование показало, что от 30% до 40% досуговых объединений планируют дату и время встреч. 86___________________________________________________________________ Глава V Осуществление управленческой ситуации в большинстве случаев реализуется стихийно или, в зависимости от ситуации, одним из членов объединения. Лишь в одном случае из пяти руководство в досуговом объединении осуществляется выбранной группой или лидером. Немногим более чем для одной пятой объединений, характерно наличие писанных или неписанных уставов и правил. Треть досуговых объединений представляет собой достаточно сплоченные общности, о чем свидетельствует наличие в них сложившихся традиций. Целый ряд этих традиций социально значим и способен оказать существенное воспитательное влияние, формируя микроклимат в группе и его нравственные принципы. Среди этих традиций такие, как совместное проведение всех значительных событий в жизни объединения и его членов, соблюдение «сухого закона», взаимопомощь и взаимовыручка, в День Победы возложение цветов к памятникам павших и т.д. Ряду досуговых объединений свойственно стремление к социальной активности. В данном случае речь идет не о политической активности объединений, для которых это есть цель и содержание досуговой деятельности, а о стремлении побудить других заниматься тем видом досуговой деятельности по содержанию, которым занимаются они. Кроме того, значительная часть членов досуговых объединений стремится экстериоризировать свою деятельность, рассказывая о ней или демонстрируя ее результаты. Осуществляется экстериоризация в основном в домашних условиях или по месту работы, учебы. Все перечисленные факторы обуславливают воспитательный потенциал групповой досуговой деятельности, но далеко не всегда приводят к его реализации. Объясняется это тем, что деятельность таких досуговых объединений чаше всего осуществляется как одновременная с индивидуальным проявлением творчества теми или иными ее участниками, а все остальные выступают его потребителями. Если деятельность не осуществляется как совместная, то рано или поздно она разрушается, а общение, «обслуживавшее ее», остаётся единственным фактором, сохраняющим группу для периодических контактов и одновременного проведения досуга ее членами. При этом нередки такие случаи, когда человек, ориентированный на совместную досуговую деятельность и не находящий в этом поддержки среди членов своей досуговой общности, покидает ее в поисках подходящих партнеров. Он отыскивает среди других людей и социальных групп те, которые, как ему кажется, могут поддержать осуществление его деятельности и достижение цели. Человек включается с ними в совместную деятельность и тем самым стимулирует действия выбранных лиц и групп в желаемом направлении. В педагогически организованном процессе, реализующем принцип совместности деятельности, педагог досуга практически действует таким же образом, организуя совместную групповую досуговую деятельность Все рассмотренные принципы, определяющие отдельные стороны педагогического процесса в сфере досуга, в своей совокупности обуславливают методику педагогики досуга в целом.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 295. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |