![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Важнейший принцип педагогики досуга — принцип интересаСтр 1 из 3Следующая ⇒
Г л а в а V ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИКИ ДОСУГА Педагогика досуга как воспитательный процесс в специфической сфере жизнедеятельности человека исходит из ряда положений, которые определяют все его стороны: содержание, методы, формы организации. Наиболее общими исходными положениями являются: ПРИНЦИП ИНТЕРЕСА, ЕДИНСТВА РЕАКРЕАЦИИ (отдыха и восстановления сил) И ПОЗНАНИЯ, СОВМЕСТНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Важнейший принцип педагогики досуга — принцип интереса Это обусловлено тем, что досуговая деятельность диктуется личностными потребностями человека, а интерес выступает в качестве ее доминирующего мотива. Досуговая активность или пассивность человека в полной мере определяется только лишь наличием или отсутствием интереса к ней. Поэтому побуждение человека к тому или иному виду досуговой деятельности, как и включение в нее, должно исходить из учета его интересов, поскольку неучтенный интерес — это неудовлетворенная потребность. Кроме того, интерес не только удовлетворяет потребность, но и способен породить ее. То, чем раньше человек интересовался без видимой пользы (проявлял поверхностный интерес), может его увлечь, превратиться в объект постоянной деятельности, а, следовательно, в потребность (стать интересом постоянным, глубоким). Возникнет своеобразная цепочка: потребность—интерес, интерес—потребность, потребность—интерес и т.д. В этой цепочке как раз и содержится та отправная точка, которая позволяет побудить или включить человека в содержательную, социально значимую досуговую деятельность. 77 ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИКИ ДОСУГА_____________________________ Среди интересов человека в сфере досуга в первую очередь выделим тот, который вызван потребностью в информации, то есть в получении различных сведений. Любому живому организму присуще биологически заложенное свойство получения информации об окружающей среде. Находясь в постоянном контакте с нею, организм реализует свою жизнедеятельность соответственно ее воздействию. Каждый акт взаимодействия воспринимается организмом как своеобразный сигнал и реакция на него. В зависимости от уровня биологического развития восприятие сигналов окружающей среды носит пассивный или активный характер. У высших животных он ярко выражен и выступает как ориентировочный рефлекс, названный И. Павловым рефлексом «что такое?» Этот рефлекс присущ и человеку. Но в отличие от животного человек не ограничивается теми сведениями, которые поступают к нему, а сам постоянно находится в их поиске, приобретая знания об окружающем мире «про запас». Наш мозг все время копит факты, набирает статистику и, лишь убедившись в закономерной последовательности фактов, событий, явлений, начинает действовать. Даже тогда, когда человек имеет дело с событием или фактом маловероятным, он все равно их учитывает «на всякий случай», реагируя на них предположительно, как на сигнал возможного события. И чем большим объемом сведений человек располагает, тем свободней и уверенней он себя чувствует. Таким образом, на высших этапах эволюции получение сведений стало потребностью. Любая воспринимаемая человеком информация в большей или меньшей мере эмоционально окрашивается. Очень часто интерес вызывает или порождает не столько сам факт, то есть сообщение, сколько эмоции, связанные с ним. Все сферы непреложной жизнедеятельности человека информационно и эмоционально наполнены. При этом эмоциональные состояния могут быть самыми разнообразными: радость, печаль, стыд, гнев, испуг, равнодушие, презрение, обида и т.д. Иная картина наблюдается в сфере досуга. Здесь резко падает или исчезает совсем информация, порожденная непреложными видами занятий. Возникает своеобразный информационный вакуум, который человеку приходится заполнять самому. В противном случае ему грозит состояние, которое определяется как информационный голод. Наряду с ним возникает и голод эмоциональный. Стремление выйти из этого психологического состояния побуждает человека к поиску разнообразных впечатлений. Но не впечатлений вообще, а имеющих положительную эмоциональную окраску, впечатлений, в которых переживание
Глава V доминирует над познанием, то есть к развлечениям. В традиционном словоупотреблении развлечениями называют такие виды досуговой деятельности, которые создают условия для веселья, приятного времяпрепровождения, отвлечения от повседневных непреложных дел, доставляют удовольствие. Характерно, что синонимом понятия «досуг» в русском языке было и сохраняется сегодня в некоторых регионах слово «удовол». Интерес к развлечениям присущ любому человеку независимо от его возраста, образования, социального положения. Различия наблюдаются лишь в предпочтениях по отношению к развлечениям в зависимости от их характера и содержания. Неизменным интересом пользуются разного рода зрелища — художественные, спортивные, игровые. Среди художественных предпочтение отдается эстрадным концертам, выступлениям сатириков и юмористов, приключенческим и детективным фильмам, шествиям и т.п. Особое место принадлежит спортивным зрелищам, а среди них — игровым видам спорта. Объясняется это тем, что они позволяют человеку удовлетворить потребность в сопереживании. Феномен «болельщика» заключается в том, что восприятие спортивных зрелищ соревновательного типа содержит поток необычных и сильных раздражителей, которые усиливаются за счет групповых эмоций. Даже тогда, когда человек смотрит футбол или хоккей по телевизору, он стремится делать это не в одиночестве, а с кем-то еше, чтобы можно было делиться впечатлениями, сопереживать. Впечатления, получаемые от восприятия спортивно-игровых зрелищ, ценны для человека не только тем, что удовлетворяют его интерес в сопереживании и эмоциональной разрядке, а и тем, что они сохраняются долгое время, и воспоминания о них возрождают пережитое удовольствие. Аналогичная ситуация наблюдается и при восприятии художественных зрелищ. Происходит это потому, что фактическая информация заключена в художественную форму, восприятие которой сопровождается эмоциями. Эти эмоции и сохраняют интерес к произведениям искусства. Художественно окрашенная информация воскрешает в нас то эмоциональное состояние, которое возникает при первом знакомстве с произведением искусства и доставило нам удовольствие. Достаточно вспомнить, как оживляется зал, когда оркестр или певец начинают исполнять всеми любимую или очень популярную вещь. Это оживление вызвано предвкушением пережить те положительные эмоции, которые данное произведение когда-то вызвало. ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИКИ ДОСУГА__________________________________ 79 Интерес вызывают и те развлечения, которые позволяют удовлетворить потребность в острых ощущениях. Реализация этой потребности может носить активный, непосредственный характер и пассивный, опосредованный. Опосредованную остроту ощущений человек получает наблюдая за цирковыми номерами, созданными на грани риска, просматривая фильмы «ужасов» и т.п. Непосредственно острые ощущения позволяют получить аттракционы, моделирующие различные экстремальные ситуации — «полет» самолета вокруг горизонтальной оси, прыжок с парашютной вышки, спуск с «русских горок» и т.п. Интерес для человека представляют те формы досуговой деятельности, которые позволяют ему выступить в необычной для себя роли изменить хотя бы на время свою социальную роль, побыть «другим». Этим объясняется привлекательность карнавалов, маскарадов, костюмированных балов. Участие в такого рода театрализованных действах под видом «другого я» позволяет человеку вести себя раскованно, раскрепощенно, а определенная анонимность — осуществлять поступки, которые в обыденной жизни он никогда бы себе не позволил. Так, например, степенный человек может пуститься в пляс, а солидная дама кокетничать с молодым человеком. Принцип интереса требует учета и такого фактора, как стремление человека к самоутверждению. В сфере досуга удовлетворить это стремление позволяет игра. Досуговая деятельность, содержанием которой является соревновательность, состязательность, представляет собой важное поле для самоутверждения. Она содержит в себе возможность побед, совершенно необратимых человеку, и представляющих один из сильнейших стимулов жизнедеятельности. Успех в игре придает уверенность в собственных силах, поднимает настроение, повышает общий тонус организма. Этому содействует одобрение успешных действий со стороны партнеров, товарищей, болельщиков. Игра освобождает от многих условностей повседневной жизни, облегчает переход к свободному проявлению умственных и физических сил. В игре принято выражать свое удовольствие и неудовольствие, восторг и разочарование, одобрение и поддержку, нетерпение и удовлетворение, радость и досаду не только про себя, не только мимикой, но и возгласами, выразительными жестами, движениями. Возможность многократно проявлять сообразительность, ловкость, изобретательность, находчивость, нестандартность решения, остроумие роднят игру с творчеством, переводя ее с уровня потребления на более высокий уровень досуговой деятельности.
Глава V Игра, будучи ярко выраженной развлекательной формой до-суговой деятельности, обладает еще существенным познавательным значением. В игре человек часто воспринимает новую информацию от партнеров или заключенную в правилах игры, ее материале. Такой процесс познания в процессе отдыха в полной мере отвечает следующему принципу педагогики досуга — единства реакреации и познания. |
||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 679. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |