Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Важнейший принцип педагогики досуга — принцип интереса




Г л а в а V

ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИКИ ДОСУГА

Педагогика досуга как воспитательный процесс в специфиче­ской сфере жизнедеятельности человека исходит из ряда положе­ний, которые определяют все его стороны: содержание, методы, формы организации.

Наиболее общими исходными положениями являются: ПРИН­ЦИП ИНТЕРЕСА, ЕДИНСТВА РЕАКРЕАЦИИ (отдыха и вос­становления сил) И ПОЗНАНИЯ, СОВМЕСТНОСТИ ДЕЯТЕЛЬ­НОСТИ.

Важнейший принцип педагогики досуга — принцип интереса

Это обусловлено тем, что досуговая деятельность диктуется лич­ностными потребностями человека, а интерес выступает в качест­ве ее доминирующего мотива. Досуговая активность или пассив­ность человека в полной мере определяется только лишь наличи­ем или отсутствием интереса к ней. Поэтому побуждение человека к тому или иному виду досуговой деятельности, как и включение в нее, должно исходить из учета его интересов, поскольку неучтен­ный интерес — это неудовлетворенная потребность.

Кроме того, интерес не только удовлетворяет потребность, но и способен породить ее. То, чем раньше человек интересовался без видимой пользы (проявлял поверхностный интерес), может его увлечь, превратиться в объект постоянной деятельности, а, следовательно, в потребность (стать интересом постоянным, глу­боким). Возникнет своеобразная цепочка: потребность—интерес, интерес—потребность, потребность—интерес и т.д. В этой цепоч­ке как раз и содержится та отправная точка, которая позволяет побудить или включить человека в содержательную, социально значимую досуговую деятельность.


77

ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИКИ ДОСУГА_____________________________

Среди интересов человека в сфере досуга в первую очередь выделим тот, который вызван потребностью в информации, то есть в получении различных сведений.

Любому живому организму присуще биологически заложенное свойство получения информации об окружающей среде. Находясь в постоянном контакте с нею, организм реализует свою жизнедея­тельность соответственно ее воздействию. Каждый акт взаимодей­ствия воспринимается организмом как своеобразный сигнал и ре­акция на него. В зависимости от уровня биологического развития восприятие сигналов окружающей среды носит пассивный или активный характер. У высших животных он ярко выражен и вы­ступает как ориентировочный рефлекс, названный И. Павловым рефлексом «что такое?»

Этот рефлекс присущ и человеку. Но в отличие от животного человек не ограничивается теми сведениями, которые поступают к нему, а сам постоянно находится в их поиске, приобретая зна­ния об окружающем мире «про запас». Наш мозг все время копит факты, набирает статистику и, лишь убедившись в закономерной последовательности фактов, событий, явлений, начинает дейст­вовать. Даже тогда, когда человек имеет дело с событием или фактом маловероятным, он все равно их учитывает «на всякий случай», реагируя на них предположительно, как на сигнал возможного события. И чем большим объемом сведений человек располагает, тем свободней и уверенней он себя чувствует. Таким образом, на высших этапах эволюции получение сведений стало потребностью.

Любая воспринимаемая человеком информация в большей или меньшей мере эмоционально окрашивается. Очень часто интерес вызывает или порождает не столько сам факт, то есть сообщение, сколько эмоции, связанные с ним.

Все сферы непреложной жизнедеятельности человека инфор­мационно и эмоционально наполнены. При этом эмоциональные состояния могут быть самыми разнообразными: радость, печаль, стыд, гнев, испуг, равнодушие, презрение, обида и т.д.

Иная картина наблюдается в сфере досуга. Здесь резко падает или исчезает совсем информация, порожденная непреложными видами занятий. Возникает своеобразный информационный ва­куум, который человеку приходится заполнять самому. В про­тивном случае ему грозит состояние, которое определяется как информационный голод. Наряду с ним возникает и голод эмо­циональный. Стремление выйти из этого психологического со­стояния побуждает человека к поиску разнообразных впечатле­ний. Но не впечатлений вообще, а имеющих положительную эмоциональную окраску, впечатлений, в которых переживание


 

Глава V

доминирует над познанием, то есть к развлечениям. В традици­онном словоупотреблении развлечениями называют такие виды досуговой деятельности, которые создают условия для веселья, приятного времяпрепровождения, отвлечения от повседневных не­преложных дел, доставляют удовольствие. Характерно, что сино­нимом понятия «досуг» в русском языке было и сохраняется се­годня в некоторых регионах слово «удовол».

Интерес к развлечениям присущ любому человеку независи­мо от его возраста, образования, социального положения. Разли­чия наблюдаются лишь в предпочтениях по отношению к раз­влечениям в зависимости от их характера и содержания.

Неизменным интересом пользуются разного рода зрелища — художественные, спортивные, игровые. Среди художественных предпочтение отдается эстрадным концертам, выступлениям са­тириков и юмористов, приключенческим и детективным фильмам, шествиям и т.п.

Особое место принадлежит спортивным зрелищам, а среди них — игровым видам спорта. Объясняется это тем, что они по­зволяют человеку удовлетворить потребность в сопереживании. Феномен «болельщика» заключается в том, что восприятие спор­тивных зрелищ соревновательного типа содержит поток необыч­ных и сильных раздражителей, которые усиливаются за счет груп­повых эмоций. Даже тогда, когда человек смотрит футбол или хоккей по телевизору, он стремится делать это не в одиночестве, а с кем-то еше, чтобы можно было делиться впечатлениями, со­переживать.

Впечатления, получаемые от восприятия спортивно-игровых зрелищ, ценны для человека не только тем, что удовлетворяют его интерес в сопереживании и эмоциональной разрядке, а и тем, что они сохраняются долгое время, и воспоминания о них возро­ждают пережитое удовольствие. Аналогичная ситуация наблюда­ется и при восприятии художественных зрелищ. Происходит это потому, что фактическая информация заключена в художествен­ную форму, восприятие которой сопровождается эмоциями. Эти эмоции и сохраняют интерес к произведениям искусства. Худо­жественно окрашенная информация воскрешает в нас то эмо­циональное состояние, которое возникает при первом знакомст­ве с произведением искусства и доставило нам удовольствие. Дос­таточно вспомнить, как оживляется зал, когда оркестр или певец начинают исполнять всеми любимую или очень популярную вещь. Это оживление вызвано предвкушением пережить те положитель­ные эмоции, которые данное произведение когда-то вызвало.


ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИКИ ДОСУГА__________________________________ 79

Интерес вызывают и те развлечения, которые позволяют удов­летворить потребность в острых ощущениях. Реализация этой по­требности может носить активный, непосредственный характер и пассивный, опосредованный. Опосредованную остроту ощущений человек получает наблюдая за цирковыми номерами, созданными на грани риска, просматривая фильмы «ужасов» и т.п.

Непосредственно острые ощущения позволяют получить ат­тракционы, моделирующие различные экстремальные ситуации — «полет» самолета вокруг горизонтальной оси, прыжок с парашют­ной вышки, спуск с «русских горок» и т.п.

Интерес для человека представляют те формы досуговой дея­тельности, которые позволяют ему выступить в необычной для себя роли изменить хотя бы на время свою социальную роль, побыть «другим». Этим объясняется привлекательность карнава­лов, маскарадов, костюмированных балов. Участие в такого рода театрализованных действах под видом «другого я» позволяет че­ловеку вести себя раскованно, раскрепощенно, а определенная анонимность — осуществлять поступки, которые в обыденной жизни он никогда бы себе не позволил. Так, например, степен­ный человек может пуститься в пляс, а солидная дама кокетни­чать с молодым человеком.

Принцип интереса требует учета и такого фактора, как стрем­ление человека к самоутверждению. В сфере досуга удовлетворить это стремление позволяет игра. Досуговая деятельность, содержа­нием которой является соревновательность, состязательность, пред­ставляет собой важное поле для самоутверждения. Она содержит в себе возможность побед, совершенно необратимых человеку, и представляющих один из сильнейших стимулов жизнедеятельно­сти. Успех в игре придает уверенность в собственных силах, под­нимает настроение, повышает общий тонус организма. Этому со­действует одобрение успешных действий со стороны партнеров, товарищей, болельщиков.

Игра освобождает от многих условностей повседневной жизни, облегчает переход к свободному проявлению умственных и фи­зических сил. В игре принято выражать свое удовольствие и не­удовольствие, восторг и разочарование, одобрение и поддержку, нетерпение и удовлетворение, радость и досаду не только про себя, не только мимикой, но и возгласами, выразительными жес­тами, движениями.

Возможность многократно проявлять сообразительность, лов­кость, изобретательность, находчивость, нестандартность решения, остроумие роднят игру с творчеством, переводя ее с уровня по­требления на более высокий уровень досуговой деятельности.


 

 

Глава V

Игра, будучи ярко выраженной развлекательной формой до-суговой деятельности, обладает еще существенным познаватель­ным значением. В игре человек часто воспринимает новую ин­формацию от партнеров или заключенную в правилах игры, ее материале. Такой процесс познания в процессе отдыха в полной мере отвечает следующему принципу педагогики досуга — един­ства реакреации и познания.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 494.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...