Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Принцип единства реакреации и познания




Познание — это приобщение человека к культуре. Личность живет и действует в условиях культуры, культура наполняет со­бой личность.

Культура как творческая и просветительная деятельность осво­бождает человека от монотонного следования биологическим ин­стинктам, многократно обогащая набор видов поведения и дея­тельности, духовный мир человека.

Усвоение культуры требует от человека активных усилий, напря­жения, способности к самообразованию и саморазвитию. Однако боль­шинство людей не спешит или не умеет воспользоваться имеющими­ся возможностями для овладения культурой и предпочитает прово­дить свой досуг на уровне пассивного потребления развлекательных впечатлений. Постоянная потребность в смене впечатлений снижает познавательную активность и уменьшает духовную автономию. До-суговая деятельность человека с недостаточно высоким уровнем куль­туры всегда более шаблонна, стереотипна, обладает признаками кон­формизма. На досуге он ищет не познания и развития, а развлечения, и притом такого, какое требует минимального духовного напряже­ния. Все это обуславливает одну из важнейших задач педагогики до­суга — поиск таких путей, таких форм, средств и методов, которые позволяют соединить познание и развлечение, наполнив последнее содержанием н смыслом.

Одним из наиболее действенных путей решения этой задачи является перенос центра внимания с эмоциональных характери­стик предмета досуговой деятельности на содержательные, смы­словые. Внимание привлекается и поддерживается в первую оче­редь новизной поступающих сообщений.

Однако следует учитывать, что понятие новизны в данном слу­чае не абсолютно. Для того чтобы сообщение вызвало у человека интерес, для того чтобы он мог извлечь из него какую-то инфор­мацию, он должен иметь представление о той области, к которой относится сообщение, обладать набором сведений о ней, то есть


ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИКИ ДОСУГА__________________________________ !Н

иметь соответствующий тезаурус. Под этим термином понимается вся совокупность тех знаний и представлений, которыми распола­гает данный конкретный человек.

Итак, если сообщение никак не пересекается с нашим тезау­русом, то оно не привлекает внимания, не вызывает интереса. Эта зависимость между тезаурусом и сообщением наглядно ил­люстрируется таким примером. Если предложить ознакомиться за учебником по высшей математике ученика первого класса и доктора физико-математических наук, то никто из них не полу­чит никакой информации из данного учебника. Один — потому что она ему совершенно неизвестна и никак не пересекается с его тезаурусом, другой — потому что она ему давно известна и абсолютно понятна, и, следовательно, ничем не дополняет его тезаурус.

В примере взяты крайние точки зависимости, между которыми лежит не столько факт различия в тезаурусах, сколько степень удов­летворения. Само же удовлетворение в информации зависит опять же от тезауруса. Например, два человека получили сообщение об обратном старте космического корабля с поверхности Марса. Один из получивших сообщение имеет общие, присущие большинству, знания в области космонавтики. Он понял суть сообщения, испы­тал известное удовлетворение, и ему кажется, что он извлек из сообщения всю содержащуюся в нем информацию.

Второй — ученый-специалист — извлек из сообщения неиз­меримо больше информации, чем первый, потому что знаком с теми техническими трудностями, с которыми связан этот полет.

Как мы видим, человек в силу своего тезауруса не всегда из­влекает все содержание поступающей к нему информации. Да и саму информацию он толкует по-своему, с позиций своих знаний, опыта и представлений. Чем больше человек знает, чем обширнее его тезаурус, тем менее он настроен связывать познание с раз­влечением, да еще в его конкретных формах (игры, аттракционы и т.п.). Предпочтения здесь отдаются таким видам досуговой дея­тельности как туризм, целенаправленное посещение учреждений искусства, специальных просветительных мероприятий.

Для людей с развитым тезаурусом проявление внимания к но­визне чаще всего является обыкновенным любопытством. Всеми с любопытством воспринимаются сообщения о фактах, событиях, явлениях необычных, нарушающих традиционные представления, способные удивить, пробудить фантазию. Практически не суще­ствует аудитории, которая с безразличием бы отнеслась к сооб­щениям, связанным с инопланетной цивилизацией, «летающими тарелками», снежным человеком и т.п.


 


пг_________ ^___________________________________________________ Глава V

Связка новизны и необычности представляет собой основной инструмент, с помощью которого создается механизм вовлече­ния отдыхающего человека в процесс познания. Достаточно вспом­нить описанный в параграфе о инфраструктуре досуга «Эпко-центр», чтобы получить представление о действии этого меха­низма.

Деятельность специальных просветительных учреждений — пла­нетариев, зоопарков, музеев, выставок — также нуждается в фор­мах и методах активизации внимания и интереса к ним. Для мест­ного жителя посещение этих учреждений — это разовое удовле­творение своего любопытства и не более того. Исключением явля­ется зоопарк, посещение которого равнозначно посещению парка культуры и отдыха, обогащенного разнообразием впечатлений, дос­тавляемых животными.

В полной мере принцип единства реакреации и познания реали­зуется в тех формах, которые представляют собой источники массо­вого распространения информации. Среди них (по рангу мест) — те­левидение, радио, пресса, популярные лекции, встречи.

То, что первые три места заняли средства массовой коммуни­кации, вполне естественно. В современном мире они влияют на все сферы жизнедеятельности человека, заполняя его досуг, ин­формируя о состоянии мира, развлекая и просвещая. При этом они сильно воздействуют на весь строй мышления человека, на стиль мировосприятия, на тип культуры сегодняшнего дня. Такое сильное воздействие приводит к тому, что у массового потребите­ля информации происходит замена личного мировоззрения набо­ром готовых суждений, оценок, понятий, а культурное обогаще­ние носит беспорядочный характер, который возникает в итоге ежедневно воздействующего, непрерывного и обильного потока случайных сведений.

Пространственная и временная насыщенность этой коммуни­кации, давая лестное ощущение насыщенности культурной ин­формацией, вполне удовлетворяет потребности массового инди­вида, но не исчерпывает их. Остается неудовлетворенным желание обсудить полученную информацию, задать «свой» вопрос, поспо­рить. Все это и поставило в один ряд со средствами массовой коммуникации встречи и просветительную лекционную работу. В начале XX века известный русский педагог и юрист Л.И.Пет-ражицкий выдвинул концепцию лекторского мастерства как «мышления вслух». Именно в этом кроется, видимо, неувядаю­щее значение лекции как не заменимого источника знаний. Ко­гда лектор выступает рассуждая, приводя доводы, делясь своим мнением, сопоставляя позиции — это же слушатель проделывает вместе с ним. Ему доставляет удовольствие сопричастность мыс-


ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИКИ ДОСУГА__________________________________ 83

лительному процессу, который поднимает из глубины памяти знания, ассоциирующиеся с предметом разговора, побуждает их углубить или осмыслить.

Привлекательность лекции содержится в непосредственности общения, ощущении лектора как собеседника, возможности об­ратиться к нему с вопросом, обменяться мнением. Но для того, чтобы посещение лекции было избрано человеком как одна из форм проведения досуга, он должна в полной мере соответствовать уровню его духовных запросов, затрагивать его сущностные по­требности.

Условно потенциальные слушатели могут быть представлены четырьмя категориями. Первая категория — это люди с высоким образовательным уровнем и ярко выраженной установкой на по­лучение новых знаний. Для этой категории характерно постоян­ное самообразование, они хорошо ориентируются как в специфи­ческих проблемах своей профессиональной деятельности, так и в общих вопросах культуры, науки, политики. Самостоятельно на­ходят и используют разнообразные источники информации. Ос­новную роль при выборе лекции играет имя лектора. Если это известный специалист в области, о которой пойдет речь в лекции, ее посетят независимо от того, что она популярна и рассчитана на массовую аудиторию. Побудительным мотивом послужит возмож­ность общения с этим специалистом, получить ответ на интере­сующие вопросы.

Близка по своему отношению к характеру текций вторая, бо­лее многочисленная, категория людей. Но здесь имеет место не столько стремление получить новые знания, расширить свой куль­турный кругозор, сколько удовлетворить потребность в знаниях чисто утилитарных: воспитание детей, здоровье, семейные отно­шения, садоводство и огородничество и т.п.

Третья категория, самая многочисленная, включает людей, ко­торые относятся к лекции как к источнику развлекательной ин­формации, позволяющей отдохнуть. При выборе лекции для по­сещения представители данной категории ориентируются на от­ношение к ней окружающих, особенно если с именем лектора или содержанием лекции связаны элементы «сенсационности».

Четвертая категория — люди инертные, без развитой потреб­ности к активному получению информации. Именно эта катего­рия более всего ориентирована на пассивное восприятие сооб­щений, поступающих по каналам средств массовой коммуникации. Не столь дифференцированно отношение к такой форме ор­ганизации просветительной деятельности в сфере досуга как встре­чи с интересными людьми. Обладая исключительно гармонич­ным сочетанием просветительного и воспитательного влияния на


 

84

Глава V

человека, встречи расширяют кругозор, удовлетворяют потребность в общении, обогащают новыми сведениями, приносят эмоцио­нальное удовлетворение, выступают в качестве жизненного при­мера для подражания и т.д.

Привлекательность встреч заключается в том, что ее объект — это источник необычных новостей, которые окрашены личным отношением к ним человека. Он сам их пережил, был сам участ­ником или автором того, о чем делится с аудиторией. От кого бы ни поступала информация — представителя искусства, «бывалого» человека, участника необычной экспедиции или путешественни­ка, журналиста, юриста и т.д. — она всегда уникальна, достоверна, индивидуально неповторима и познавательна.

Во всех приведенных примерах реализации принципа единст­ва реакреации и познания процесс духовного обогащения лично­сти, приобщения ее к знаниям не является ни систематическим, ни последовательным, а носит случайный характер. Вместе с тем, он все же расширяет кругозор человека, повышает его культурный уровень и может стать побудительной основой саморазвития или самообразования для профессиональной деятельности в какой-либо новой для него сфере.

С наибольшей полнотой принцип единства реакреации и по­знания реализуется в процессе групповой досуговой деятельности. Групповые формы досуговой деятельности осуществляются долго­временно, более-менее систематически с целенаправленным ин­тересом и сильной мотивацией. Они предъявляют к человеку бо­лее высокие требования, чем обыкновенные формы развлечения и отдыха, являются активными формами использования свободного времени и играют существенную роль в развитии личности, что определяет сущность следующего принципа педагогики досуга — принципа совместности деятельности.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 235.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...