Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Принцип единства реакреации и познания
Познание — это приобщение человека к культуре. Личность живет и действует в условиях культуры, культура наполняет собой личность. Культура как творческая и просветительная деятельность освобождает человека от монотонного следования биологическим инстинктам, многократно обогащая набор видов поведения и деятельности, духовный мир человека. Усвоение культуры требует от человека активных усилий, напряжения, способности к самообразованию и саморазвитию. Однако большинство людей не спешит или не умеет воспользоваться имеющимися возможностями для овладения культурой и предпочитает проводить свой досуг на уровне пассивного потребления развлекательных впечатлений. Постоянная потребность в смене впечатлений снижает познавательную активность и уменьшает духовную автономию. До-суговая деятельность человека с недостаточно высоким уровнем культуры всегда более шаблонна, стереотипна, обладает признаками конформизма. На досуге он ищет не познания и развития, а развлечения, и притом такого, какое требует минимального духовного напряжения. Все это обуславливает одну из важнейших задач педагогики досуга — поиск таких путей, таких форм, средств и методов, которые позволяют соединить познание и развлечение, наполнив последнее содержанием н смыслом. Одним из наиболее действенных путей решения этой задачи является перенос центра внимания с эмоциональных характеристик предмета досуговой деятельности на содержательные, смысловые. Внимание привлекается и поддерживается в первую очередь новизной поступающих сообщений. Однако следует учитывать, что понятие новизны в данном случае не абсолютно. Для того чтобы сообщение вызвало у человека интерес, для того чтобы он мог извлечь из него какую-то информацию, он должен иметь представление о той области, к которой относится сообщение, обладать набором сведений о ней, то есть ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИКИ ДОСУГА__________________________________ !Н иметь соответствующий тезаурус. Под этим термином понимается вся совокупность тех знаний и представлений, которыми располагает данный конкретный человек. Итак, если сообщение никак не пересекается с нашим тезаурусом, то оно не привлекает внимания, не вызывает интереса. Эта зависимость между тезаурусом и сообщением наглядно иллюстрируется таким примером. Если предложить ознакомиться за учебником по высшей математике ученика первого класса и доктора физико-математических наук, то никто из них не получит никакой информации из данного учебника. Один — потому что она ему совершенно неизвестна и никак не пересекается с его тезаурусом, другой — потому что она ему давно известна и абсолютно понятна, и, следовательно, ничем не дополняет его тезаурус. В примере взяты крайние точки зависимости, между которыми лежит не столько факт различия в тезаурусах, сколько степень удовлетворения. Само же удовлетворение в информации зависит опять же от тезауруса. Например, два человека получили сообщение об обратном старте космического корабля с поверхности Марса. Один из получивших сообщение имеет общие, присущие большинству, знания в области космонавтики. Он понял суть сообщения, испытал известное удовлетворение, и ему кажется, что он извлек из сообщения всю содержащуюся в нем информацию. Второй — ученый-специалист — извлек из сообщения неизмеримо больше информации, чем первый, потому что знаком с теми техническими трудностями, с которыми связан этот полет. Как мы видим, человек в силу своего тезауруса не всегда извлекает все содержание поступающей к нему информации. Да и саму информацию он толкует по-своему, с позиций своих знаний, опыта и представлений. Чем больше человек знает, чем обширнее его тезаурус, тем менее он настроен связывать познание с развлечением, да еще в его конкретных формах (игры, аттракционы и т.п.). Предпочтения здесь отдаются таким видам досуговой деятельности как туризм, целенаправленное посещение учреждений искусства, специальных просветительных мероприятий. Для людей с развитым тезаурусом проявление внимания к новизне чаще всего является обыкновенным любопытством. Всеми с любопытством воспринимаются сообщения о фактах, событиях, явлениях необычных, нарушающих традиционные представления, способные удивить, пробудить фантазию. Практически не существует аудитории, которая с безразличием бы отнеслась к сообщениям, связанным с инопланетной цивилизацией, «летающими тарелками», снежным человеком и т.п.
пг_________ ^___________________________________________________ Глава V Связка новизны и необычности представляет собой основной инструмент, с помощью которого создается механизм вовлечения отдыхающего человека в процесс познания. Достаточно вспомнить описанный в параграфе о инфраструктуре досуга «Эпко-центр», чтобы получить представление о действии этого механизма. Деятельность специальных просветительных учреждений — планетариев, зоопарков, музеев, выставок — также нуждается в формах и методах активизации внимания и интереса к ним. Для местного жителя посещение этих учреждений — это разовое удовлетворение своего любопытства и не более того. Исключением является зоопарк, посещение которого равнозначно посещению парка культуры и отдыха, обогащенного разнообразием впечатлений, доставляемых животными. В полной мере принцип единства реакреации и познания реализуется в тех формах, которые представляют собой источники массового распространения информации. Среди них (по рангу мест) — телевидение, радио, пресса, популярные лекции, встречи. То, что первые три места заняли средства массовой коммуникации, вполне естественно. В современном мире они влияют на все сферы жизнедеятельности человека, заполняя его досуг, информируя о состоянии мира, развлекая и просвещая. При этом они сильно воздействуют на весь строй мышления человека, на стиль мировосприятия, на тип культуры сегодняшнего дня. Такое сильное воздействие приводит к тому, что у массового потребителя информации происходит замена личного мировоззрения набором готовых суждений, оценок, понятий, а культурное обогащение носит беспорядочный характер, который возникает в итоге ежедневно воздействующего, непрерывного и обильного потока случайных сведений. Пространственная и временная насыщенность этой коммуникации, давая лестное ощущение насыщенности культурной информацией, вполне удовлетворяет потребности массового индивида, но не исчерпывает их. Остается неудовлетворенным желание обсудить полученную информацию, задать «свой» вопрос, поспорить. Все это и поставило в один ряд со средствами массовой коммуникации встречи и просветительную лекционную работу. В начале XX века известный русский педагог и юрист Л.И.Пет-ражицкий выдвинул концепцию лекторского мастерства как «мышления вслух». Именно в этом кроется, видимо, неувядающее значение лекции как не заменимого источника знаний. Когда лектор выступает рассуждая, приводя доводы, делясь своим мнением, сопоставляя позиции — это же слушатель проделывает вместе с ним. Ему доставляет удовольствие сопричастность мыс- ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИКИ ДОСУГА__________________________________ 83 лительному процессу, который поднимает из глубины памяти знания, ассоциирующиеся с предметом разговора, побуждает их углубить или осмыслить. Привлекательность лекции содержится в непосредственности общения, ощущении лектора как собеседника, возможности обратиться к нему с вопросом, обменяться мнением. Но для того, чтобы посещение лекции было избрано человеком как одна из форм проведения досуга, он должна в полной мере соответствовать уровню его духовных запросов, затрагивать его сущностные потребности. Условно потенциальные слушатели могут быть представлены четырьмя категориями. Первая категория — это люди с высоким образовательным уровнем и ярко выраженной установкой на получение новых знаний. Для этой категории характерно постоянное самообразование, они хорошо ориентируются как в специфических проблемах своей профессиональной деятельности, так и в общих вопросах культуры, науки, политики. Самостоятельно находят и используют разнообразные источники информации. Основную роль при выборе лекции играет имя лектора. Если это известный специалист в области, о которой пойдет речь в лекции, ее посетят независимо от того, что она популярна и рассчитана на массовую аудиторию. Побудительным мотивом послужит возможность общения с этим специалистом, получить ответ на интересующие вопросы. Близка по своему отношению к характеру текций вторая, более многочисленная, категория людей. Но здесь имеет место не столько стремление получить новые знания, расширить свой культурный кругозор, сколько удовлетворить потребность в знаниях чисто утилитарных: воспитание детей, здоровье, семейные отношения, садоводство и огородничество и т.п. Третья категория, самая многочисленная, включает людей, которые относятся к лекции как к источнику развлекательной информации, позволяющей отдохнуть. При выборе лекции для посещения представители данной категории ориентируются на отношение к ней окружающих, особенно если с именем лектора или содержанием лекции связаны элементы «сенсационности». Четвертая категория — люди инертные, без развитой потребности к активному получению информации. Именно эта категория более всего ориентирована на пассивное восприятие сообщений, поступающих по каналам средств массовой коммуникации. Не столь дифференцированно отношение к такой форме организации просветительной деятельности в сфере досуга как встречи с интересными людьми. Обладая исключительно гармоничным сочетанием просветительного и воспитательного влияния на
Глава V человека, встречи расширяют кругозор, удовлетворяют потребность в общении, обогащают новыми сведениями, приносят эмоциональное удовлетворение, выступают в качестве жизненного примера для подражания и т.д. Привлекательность встреч заключается в том, что ее объект — это источник необычных новостей, которые окрашены личным отношением к ним человека. Он сам их пережил, был сам участником или автором того, о чем делится с аудиторией. От кого бы ни поступала информация — представителя искусства, «бывалого» человека, участника необычной экспедиции или путешественника, журналиста, юриста и т.д. — она всегда уникальна, достоверна, индивидуально неповторима и познавательна. Во всех приведенных примерах реализации принципа единства реакреации и познания процесс духовного обогащения личности, приобщения ее к знаниям не является ни систематическим, ни последовательным, а носит случайный характер. Вместе с тем, он все же расширяет кругозор человека, повышает его культурный уровень и может стать побудительной основой саморазвития или самообразования для профессиональной деятельности в какой-либо новой для него сфере. С наибольшей полнотой принцип единства реакреации и познания реализуется в процессе групповой досуговой деятельности. Групповые формы досуговой деятельности осуществляются долговременно, более-менее систематически с целенаправленным интересом и сильной мотивацией. Они предъявляют к человеку более высокие требования, чем обыкновенные формы развлечения и отдыха, являются активными формами использования свободного времени и играют существенную роль в развитии личности, что определяет сущность следующего принципа педагогики досуга — принципа совместности деятельности. |
|||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 235. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |