Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Пример решения ситуационных задач




Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

«Башкирский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

 

 

Кафедра пропедевтики детских болезней

 

 

                                                                                           УТВЕРЖДАЮ

 

                                                                                           Зав. кафедрой,

                                                                                           профессор Хайретдинова Т.Б.

                                                                                                                 31.08.2016 г. 

 

 

Приложения к УМК по дисциплине

«Пропедевтика детских болезней»

(тестовые задания к практическим занятиям № 1-12)

 

Дисциплина – пропедевтика детских болезней

Специальность – педиатрия 31.05.02                    

Курс - III

Семестр - V

 

Уфа

 2016

 

Содержание

 

№ занятия Наименование занятия Номер приложения Страница
1 Сбор анамнеза жизни и заболевания.  Общий осмотр ребёнка, оценка тяжести состояния 1 2 3 5
2 Закономерности роста и развития детей. Изменение основных антропометрических параметров у детей 3 4 7 9
3 Оценка физического развития ребёнка различными способами. Оценка патологических отклонений физического развития детей 5 6 7 12 15 18
4 Критерии оценки нервно-психического развития детей.      Методика исследования, семиотика нарушений. 8 9 10 20 21 25
5 Естественное вскармливание. Правила и техника введения прикорма. Критерии оценки достаточности питания ребенка до 1 года 11 12 28 30
6 Смешанное и искусственное вскармливание, принципы выбора молочных смесей 13 14 15 33 35 40
7 Питание детей от 1 года до 3 лет. Коллоквиум по питанию     детей раннего возраста 16 17 44 46
8 Анатомо-физиологические особенности, методика исследования и семиотика основных поражений кожи, подкожной клетчатки у детей 18 19 20 47 48 50
9 Анатомо-физиологические особенности, методика исследования и семиотика поражений костно-мышечной системы у детей 21 22 23 53 55 59
10 Анатомо-физиологические особенности, методика исследования       органов кроветворения у детей 24 25 61 62
11 Семиотика поражения органов кроветворения у детей 26 27 28 66 69 71
12 Анатомо-физиологические особенности и методика исследования органов дыхания у                                                                                                              29 30 74 75

         

 

Приложение 1

 

Тестовые задания для контроля исходного уровня знаний

по теме: Сбор анамнеза жизни и заболевания. Общий осмотр ребёнка, оценка тяжести состояния.

 

Выберите один правильный ответ

1. БИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАМНЕЗ ВКЛЮЧАЕТ СВЕДЕНИЯ

         1) антенатального периода

       2) интранатального периода

                          3) неонатального периода

          4) антенатального, интранатального, неонатального и постнатального периодов

2. НАСЛЕДСТВЕННАЯ ОТЯГОЩЁННОСТЬ СЧИТАЕТСЯ ВЫРАЖЕННОЙ ПРИ ВЕЛИЧИНЕ ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОГО ИНДЕКСА

          1) 0-0,2      2) 0,3 - 0,5                 3) 0,6 – 0,8   4) 0,9 и выше

3. ВЫСОКАЯ ОТЯГОЩЁННОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО АНАМНЕЗА СЧИТАЕТСЯ ПРИ

          1) наличии 1-го фактора риска в каждом параметре (8)

     2) присутствии 1-го фактора риска в 3-х параметрах

          3) присутствии 2-х факторов риска в 1-м параметре

                             4) присутствии 2-х факторов риска в 2-х параметрах

4. ГРУППА ВЫСОКОГО РИСКА ПО БИОЛОГИЧЕСКОМУ АНАМНЕЗУ ВКЛЮЧАЕТ

          1) наличие 1-го и более факторов риска в каждом (4) периоде

          2) наличие 1-го и более факторов риска в 1-м периоде

          3) наличие 3-х факторов риска в 1-м периоде

                      4) наличие 2-х факторов риска во 2-м периоде

5. ОБНАРУЖЕНИЕ ВЫСОКОЙ ЧАСТОТЫ НАСЛЕДСТВЕННЫХ БОЛЕЗНЕЙ В МАЛЫХ, ГЕНЕТИЧЕСКИ ИЗОЛИРОВАННЫХ ПОПУЛЯЦИЯХ ЧЕЛОВЕКА ОБЪЯСНЯЕТСЯ

1) дрейфом генов

      2) повышением эффективности естественного отбора

      3) активизацией мутационного процесса

      4) специфическими условиями существования

      5) снижением эффективности естественного отбора

6. БИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАМНЕЗ ИНТРАНАТАЛЬНОГО ПЕРИОДА ВКЛЮЧАЕТ СВЕДЕНИЯ:

           1) характер течения родов (безводный период, стремительные роды)

2) наличие родовой травмы

           3) асфиксия ребёнка

7. ОБЪЯСНИТЬ РОЖДЕНИЕ РЕБЁНКА С КАРИОТИПОМ 47 ХХХ У ЗДОРОВЫХ РОДИТЕЛЕЙ МОЖНО

      1) нерасхождениемаутосом во втором мейотическом делении

      2) удвоением одной Х-хромосомы

      3) нерасхождением одной Х-хромосомы в мейозе

8. ВЕРОЯТНЫ СЛЕДУЮЩИЕ ТИПЫ НАСЛЕДОВАНИЯ В СЛУЧАЕ РОЖДЕНИЯ МАЛЬЧИКА С НАСЛЕДСТВЕННЫМ ЗАБОЛЕВАНИЕМ У ЗДОРОВЫХ РОДИТЕЛЕЙ:

      1) аутосомно-рецессивный

      2) аутосомно-доминантный

      3) Х-сцепленный доминантный

      4) Y-сцепленный

9. ИЗУЧЕНИЕ РОДОСЛОВНОЙ НЕ ВКЛЮЧАЕТ СВЕДЕНИЯ О НАЛИЧИИ

           1) родственных браков

       2) спонтанных абортов

3) бездетных братьев

            4) мёртворождений

            5) гетерозиготных носителях мутантного гена

            6) братьев и сестёр

10. ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЙ АНАМНЕЗ НЕ ВКЛЮЧАЕТ СВЕДЕНИЯ:

            1) являются ли родители родственниками

 2) сведения о братьях и сёстрах

             3) сведения о матери и её родственниках            

             4) сведения об отце и его родственниках

             5) наличие бездетных братьев

11. …НЕ ОТНОСЯТСЯ К ЗАКОНОМЕРНОСТЯМ РОСТА И РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗМА ДЕТЕЙ.

            1) неравномерность темпов роста и развития

2) увеличение удельных энергозатрат организма (на 1 кг массы тела) с возрастом

 3) уменьшение удельных энергозатрат организма (на 1 кг массы тела) с возрастом

             4) гетерохронность роста и развития

             5) половой диморфизм

             6) обусловленность роста и развития наследственными и средовыми факторами

             7) биологическая надёжность функциональных систем и организма в целом       

12. РОЖДЕНИЕ РЕБЁНКА С АНОМАЛЬНЫМ ДОМИНАНТНЫМ ПРИЗНАКОМ У ЗДОРОВЫХ РОДИТЕЛЕЙ МОЖНО ОБЪЯСНИТЬ

1) возникновением неомутации

2) передачей аномальногоаллеля по мужской линии

3) узкой нормой реакции признака

13. МОЖНО ДИАГНОСТИРОВАТЬ С ПОМОЩЬЮ ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКОГО МЕТОДА

1) сахарный диабет

2) гемофилию

3) синдром «кошачьего крика»

4) фенилкетонурию

14. СПЕЦИФИЧЕСКИМИ ПЕРЕНОСЧИКАМИ ВОЗБУДИТЕЛЕЙ ИНФЕКЦИОННЫХ И ИНВАЗИВНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ЧЛЕНИСТОНОГИЕ:

1) муха це-це

2) комар рода Anopheles

3) муха комнатная

4) таёжный клещ

 

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ

к тестовым заданиям для оценки исходного уровня знаний по теме

«Сбор анамнеза жизни и заболевания. Общий осмотр ребёнка,

оценка тяжести состояния»

 

№ теста Ответ № теста Ответ № теста Ответ
1 4 6 1 11 2
2 3 7 3 12 3
3 1 8 1 13 4
4 1 9 6 14 1
5 1 10 5    

 

Приложение 2

 

Тестовые задания для оценки конечного уровня знаний

по теме «Сбор анамнеза жизни и заболевания. Общий осмотр ребёнка,

оценка тяжести состояния»

                                                                                      

Выберите один правильный ответ

 

1. При сборе анамнеза в педиатрии учитывают течение периодов:

1) антенатального

2) интранатального

3) постнатального

4) всех вышеперечисленных.

2. Оценка общего состояния ребенка включает:

1) сознание

2) активность поведения

3) весь комплекс непосредственного исследования больного

4) степень выраженности интоксикации

5) все вышеперечисленное.

3. Стигмы дизмбриогенеза, определяемые при общем осмотре у детей:

1) не выходят за пределы нормы и не нарушают функцию органа

2) выходят за пределы нормы, но не нарушают функцию органа

3) выходят за пределы нормальных вариаций и нарушают функцию органа.

4. степень тяжести состояния не характеризует понятие

1) удовлетворительное

2) крайне тяжелое

3) хорошее

4) средней степени тяжести

5) тяжелое.

5. САМОЧУВСТВИЕ не характеризует понятие

1) удовлетворительное

2) неудовлетворительное

3) хорошее

4) тяжелое

6. ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ОСТРЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ:

1) синдром интоксикации

2) функциональная недостаточность органов или систем

3) жалобы

7. ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ХРОНИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ:

1) синдром интоксикации

2) функциональная недостаточность органов или систем

3) жалобы

8. НОВОРОЖДЕННЫЙ, РОДИВШИЙСЯ В ЛЕГКОЙ ГИПОКСИИ, ИМЕЕТ ОЦЕНКУ ПО ШКАЛЕ АПГАР

1) 5-7 баллов2) 4-5 баллов3) 3 балла и менее

9. НОВОРОЖДЕННЫЙ, РОДИВШИЙСЯ В ТЯЖЕЛОЙ ГИПОКСИИ, ИМЕЕТ ОЦЕНКУ ПО ШКАЛЕ АПГАР

1) 5-7 баллов2) 4-5 баллов3) 3 балла и менее

10. НЕДОНОШЕННЫЙ РЕБЕНОК, ИМЕЮЩИЙ НАЧИНАЮЩИЙСЯ СИНДРОМ ДЫХАТЕЛЬНЫХ РАССТРОЙСТВ, ИМЕЕТ ОЦЕНКУ ПО ШКАЛЕ СИЛЬВЕРМАНА

1) 7-9 баллов

2) 5-6 баллов

3) 5 баллов и менее

 

 

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ

К ТЕСТОВЫМ ЗАДАНИЯМ ДЛЯ КОНТРОЛЯ КОНЕЧНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ

 

по теме: «Сбор анамнеза жизни и заболевания. Общий осмотр ребенка, оценка тяжести состояния»

 

 

Тест Ответ
1 4
2 5
3 3
4 3
5 4
6 1
7 2
8 1
9 3
10 3

 

                                                                                                      Приложение 3

Тестовые задания для контроля исходного уровня знаний

по теме: Закономерности роста и развития детей. Изменение основных антропометрических параметров у детей.

 

Выберите один правильный ответ    

 

1. Окружность груди доношенного ребёнка при рождении составляет

        1) 36-38 см

        2) 34-36 см

        3) 32-34 см

        4) 30-32 см

        5) 28 - 30 см

2. Период новорождЁнности длится

        1) до 2-х недель жизни

        2) до 3-х недель

        3) до 4-х недель

        4) до 6 недель

3. Средняя ежегодная прибавка роста у детей до 8 лет

составляет

        1) 5 см

        2) 7 см

        3) 9 см

        4) 11 см

4. окружность головы При рождении у большинства детей

        1) больше окружности груди на 1-2 см

        2) меньше окружности груди на 1-2 см

        3) равна окружности груди

5. ФЕТАЛЬНАЯ КОРА НАДПОЧЕЧНИКОВ ПОДВЕРГАЕТСЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЗОРБЦИИ

1) на 3-м месяце внутриутробной жизни

2) на 6-м месяце внутриутробной жизни

3) у новорождённого

6.НАИБОЛЕЕ ИНТЕНСИВНЫ ПРОЦЕССЫ РОСТА И РАЗВИТИЯ В …

ВОЗРАСТЕ

         1) грудном

         2) дошкольном

         3) младшем школьном

         4) подростковом

7. ЕЖЕГОДНАЯ СРЕДНЯЯ ПРИБАВКА МАССЫ ТЕЛА У ДЕТЕЙ 2-10 ЛЕТ

СОСТАВЛЯЕТ

         1) 1 кг

         2) 2 кг

         3) 3 кг

         4) 4 кг

8. РОСТ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА К 1 ГОДУ СОСТАВЛЯЕТ

         1) 65-70 см

         2) 80-85 мс

         3) 89-90 см

         4) 75-80 см

         5) 60-65 см

9. Оценка физического развития на 1-м году жизни осуществляется 1 раз

         1) в неделю

         2) в месяц

         3) в 3 месяца

         4) в 6 месяцев

10. Сроки первого периода вытяжения (ускорения роста)

         1) 4-6 лет у мальчиков и 6-7 лет у девочек

         2) 4-6 лет у мальчиков и 9-10 лет у девочек

         3) 6-9 лет у мальчиков и 6-8 лет у девочек       

         4) 6-9 лет у мальчиков и 9-10 лет у девочек    

11. Ежемесячная прибавка массы тела в 1 полугодии жизни

ребёнка составляет

         1) 400 г

         2) 600 г

         3) 800 г

         4) 1000 г

12. Наибольшие темпы прироста окружности головы

отмечаются

         1) в первой четверти 1-го года жизни

         2) во второй четверти 1-го года жизни

         3) во втором полугодии жизни

         4) в возрасте от 1 до 3

13. Длина верхней конечности определяется как разность

между высотой стояния над полом

         1) плечевой и пальцевой точек

         2) плечевой и шиловидной точек

         3) плечевой и лучевой точек

         4) лучевой и пальцевой точек

14. ПРИРОСТ ДЛИНЫ ТЕЛА … ХАРАКТЕРЕН В ТЕЧЕНИЕ ПЕРВОГО ГОДА

ЖИЗНИ

         1) 15см         2) 20 см               3) 25 см  4) 30 см

15. РОСТ РЕБЕНКА СОСТАВЛЯЕТ 100 СМ В ВОЗРАСТЕ

         1) 3 года 2) 4 года         3) 5 лет  4) 6 лет   5) 7 лет

16. НАРУШЕНИЕ КЛЕТОЧНОЙ АДГЕЗИИ ЯВЛЯЕТСЯ ВЕДУЩИМ МЕХАНИЗМОМ В ФОРМИРОВАНИИ

   1) тазового расположения почки

   2) заячьей губы

   3) полидактилии

   4) крипторхизма

17. … НЕ ОТНОСИТСЯ К АТАВИСТИЧЕСКИМ АНОМАЛИЯМ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА

   1) «волчья пасть» - расщелина твёрдого нёба

   2) трёхкамерное сердце

  3) макроцефалия

   4) тазовая эктопия почки

   5) сохранение двух дуг аорты

18. ОБНАРУЖЕНИЕ ВЫСОКОЙ ЧАСТОТЫ НАСЛЕДСТВЕННЫХ БОЛЕЗНЕЙ В МАЛЫХ, ГЕНЕТИЧЕСКИ ИЗОЛИРОВАННЫХ ПОПУЛЯЦИЯХ ЧЕЛОВЕКА ОБЪЯСНЯЕТСЯ

   1) дрейфом генов

   2) повышением эффективности естественного отбора

   3) активизацией мутационного процесса

   4) специфическими условиями существования

   5) снижением эффективности естественного отбора

 

Эталоны ответов: 1 – 3; 2 – 3; 3 – 1; 4 – 2; 5 – 3; 6 – 1; 7 – 2; 8 – 4;       

   9 – 2; 10 – 1; 11 – 3; 12 – 1; 13 – 1; 14 – 3; 15 – 2;

                      16 – 2; 17 – 3; 18 – 1.     

 

 

Приложение 4

Тестовые задания для контроля конечного уровня знаний

по теме«Закономерности роста и развития детей. Изменение основных антропометрических параметров у детей»

Выберите один правильный ответ.

1. Ежемесячная прибавка массы тела в 1 полугодии жизни

ребёнка составляет

          1) 400 г

          2) 600 г

          3) 800 г

          4) 1000 г

2. Наиболее полным и правильным определением понятия

физическое развитие является:

  1) совокупность антропометрических и физиометрических признаков

           2) скорость прироста основных антропометрических и

физиометрических признаков

           3) совокупность морфологических и функциональных свойств

                организма и уровень его биологического развития

             4) соматометрические и антропометрические показатели, соотнесенные

              с возрастно-региональными стандартами

3.Длина верхней конечности определяется как разность

 между высотой стояния над полом

           1) плечевой и пальцевой точек

           2) плечевой и шиловидной точек

           3) плечевой и лучевой точек

           4) лучевой и пальцевой точек

4. Длина нижней конечности определяется как

           1) высота стояния над полом вертельной точки

           2) разность между высотой стояния над полом вертельной и нижнеберцовой точек

           3) сумма длин бедра и голени

           4) сумма длин бедра, голени, стопы

5. ЕЖЕГОДНАЯ СРЕДНЯЯ ПРИБАВКА МАССЫ ТЕЛА У ДЕТЕЙ 2-10 ЛЕТ

СОСТАВЛЯЕТ

           1) 1 кг

           2) 2 кг

           3) 3 кг

           4) 4 кг

6. ВЫСОТА ГОЛОВЫ ПО ОТНОШЕНИЮ К ДЛИНЕ ТЕЛА

НОВОРОЖДЕННЫХ СОСТАВЛЯЕТ

           1) 1/4

           2) 1/6

           3) 1/3

           4) 1/7

          5) 1/5

7. Средняя ежегодная прибавка массы тела у детей старше 5

лет по эмпирической формуле составляет … кг.

1) 1 2) 2 3) 3 4) 4

8. проводится Для определения длинников

             1) измерение их с помощью сантиметровой ленты

             2) измерение их с помощью линейки антропометра

             3) измерение их с помощью ростометра

             4) измерение высот точек с помощью антропометра с

                    последующим расчетом

9. ДЛИНА туловища ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ КАК РАЗНОСТЬ МЕЖДУ

ВЫСОТОЙ СТОЯНИЯ НАД ПОЛОМ

             1) верхнегрудинной и копчиковой точек

             2) затылочной и копчиковой точек

             3) верхнегрудинной и лобковой точек

10. ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ – ЭТО

             1) период от зачатия до момента рождения

             2) период от зачатия до момента обследования

             3) период от рождения до момента обследования

11. РОСТ РЕБЕНКА СОСТАВЛЯЕТ 100 СМ В ВОЗРАСТЕ

             1) 3 года

             2) 4 года

             3) 5 лет

             4) 6 лет

             5) 7 лет

12. ИНДЕКС ЧУЛИЦКОЙ СОСТАВЛЯЕТ

             1) 2 окружности головы +окружность бедра – полурост

             2) 3 окружности плеча+окружность бедра+окружность голени-рост

             3) рост (длина тела) - окружность головы

             4) окружность головы+окружность бедра - полурост

             5) окружность плеча+окружность бедра

Выберите несколько правильных ответов:

13. РЕБЕНОК ПРИ ИЗМЕРЕНИИ ДЛИНЫ ТЕЛА ДОЛЖЕН НАХОДИТЬСЯ

             1) в положении по стойке смирно

             2) в привычной позе

             3) поза значения не имеет

             4) в положении, когда подбородок прижат к груди

             5) в положении, когда нижний край глазницы и верхний

                 край козелка уха находятся в одной плоскости

14. ОСНОВНЫЕ СОМАТОСКОПИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ:

             1) осанка

             2) форма грудной клетки

             3) окружность грудной клетки

             4) масса тела

             5) состояние мускулатуры

             6) жироотложение

             7) вторичные половые признаки

15. ОСНОВНЫЕ СОМАТОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ:

             1) длина тела

             2) масса тела

             3) окружность грудной клетки

             4) форма грудной клетки

16.Физическое развитие детей и подростков зависит от

             1) биологических факторов

             2) социальных факторов

             3) состояния здоровья

             4) методов исследования

             5) методов оценки

17. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ:

      1) использование унифицированной антропометрической методики

      2) наличие стандартизированного антропометрического инструментария

      3) проведение измерений на обнаженном теле, в положении по стойке

            смирно или в другом положении в соответствии с методикой измерений

       4) проведение обследования в утренние часы, в теплом,светлом помещении

18. инструментарий, используемый для изучения Физического

развития, должен отвечать следующим требованиям:

             1) быть унифицированным и стандартизированным

             2) проходить метрологическую проверку

             3) легко дезинфицироваться

             4) удобен трансформироваться

Установите соответствие

19. ВОЗРАСТНАЯ ГРУППА                ТОЧНОСТЬ ОКРУГЛЕНИЯ ВОЗРАСТА

             1) до 1 года                                          А) до дней

             2) от 1 года до 3 лет                              Б) до месяцев             

             3) от 3 лет до 7 лет                                В) до 3 месяцев

             4) от 7 лет до 18 лет                              Г) до 6 месяцев

                                                                                  Д) до 1 года       

20.  ИНСТРУМЕНТАРИЙ                                     ПОКАЗАТЕЛЬ                                

             1) длина тела                                        А) ростомер                                     

             2) длинники                                         Б) антропометр

             3) диаметры                                          В) толстотный циркуль

             4) толщина жировой складки             Г) скользящий циркуль

                                                                                 Д) калипер

                                                                                 Е) сантиметровая лента

                                                                                 Ж) металлическая линейка

 

Эталоны ответов к тестовым заданиям для контроля конечного уровня знаний

по теме«Закономерности роста и развития детей. Изменение основных антропометрических параметров у детей»

 

Тест Ответ Тест Ответ
1 3 11 2
2 3 12 2
3 1 13 1,5
4 1 14 1,2,5,6,7
5 2 15 1,2,3
6 1 16 1,2,3
7 2 17 1,2,3,4
8 4 18 1,2,3,4
9 3 19 1-А, 2-Б, 3-Г, 4-Г,Д
10 3 20 1-Б, 2-В, 3-Г, 4-Д

 

                                                                                                        Приложение 5

 

Тестовые задания для контроля исходного уровня знаний

по теме «Оценка физического развития ребёнка различными способами. Оценка патологических отклонений физического развития детей»

 

Выберите один правильный ответ

1. ГИПОТРОФИЯ – ЭТО

1) снижение массы тела

              2) превышение массы тела

              3) уменьшение роста

2. ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРИ МЕЗОСОМАТИЧЕСКОМ

СОМАТОТИПЕ ПОПАДАЮТ В … КОРИДОР ЦЕНТИЛЬНОЙ ШКАЛЫ.

1) 3 - 10

              2) 10 - 25

              3) 25 - 50

              4) 50 - 75

              5) 75 – 90

3. СУММА БАЛЛОВ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЦЕНТИЛЬНОЙ ШКАЛЫ ПРИ

МЕЗОСОМАТИЧЕСКОМ СОМАТОТИПЕ                  

1) до 10  2) 11-14 3) 14-17

4. ДЕФИЦИТ МАССЫ ТЕЛА ПРИ ГИПОТРОФИИ II СТЕПЕНИ СОСТАВЛЯЕТ …

ПРОЦЕНТОВ.

1) 5 - 10

              2) 11 - 20

              3) 21 и более

              4) 30 и более

5. ПОКАЗАТЕЛЬ РОСТА ОТКЛОНЯЕТСЯ НА … СИГМ ОТ СРЕДНЕЙ СТАНДАРТНОЙ

ВЕЛИЧИНЫ (М), ЕСЛИ У РЕБЁНКА РОСТ НИЗКИЙ.

1) М - σ

              2) М – 2σ

              3) М – (2,1…2,5) σ

              4) М – (2,5…3) σ

6. ОБЛАСТЬ «НИЗКИХ ВЕЛИЧИН» ПРИ ЦЕНТИЛЬНОМ МЕТОДЕ ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НАХОДИТСЯ В … КОРИДОРЕ.

1) 1 2) 2 3) 3  4) 4

7. ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, НЕ ПРЕВЫШАЮЩИЕ 1 СИГМАЛЬНОЕ ОТКЛОНЕНИЕ СЧИТАЮТСЯ

1) низкими

2) очень низкими

3) средними

4) высоким.

8. ПРИРОСТ МАССЫ ТЕЛА РЕБЕНКА С 2 ДО 3 ЛЕТ СОСТАВЛЯЕТ…КГ.

1) 1

2) 2

3) 3

4) 4

9. … - ХРОНИЧЕСКОЕ РАССТРОЙСТВО ПИТАНИЯ БЕЗ ДЕФИЦИТА МАССЫ ТЕЛА С НАРУШЕНИЕМ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ – ЭТО

                          1) гипотрофия

2) гипостатура

3) паратрофия

4) квашиоркор

10. МАССА ТЕЛА ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА В 1 ГОД В СРЕДНЕМ СОСТАВЛЯЕТ…КГ.

1) 9-9,5;

2) 10-10,5;

3) 11-11,5;

4)  12-12,5.

11. МАРАЗМ – ЭТО ХРОНИЧЕСКОЕ РАССТРОЙСТВО ПИТАНИЯ С

                          1) снижением массы тела

                 2) превышением массы тела

                 3) уменьшением роста

12. ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРИ МИКРОСОМАТИЧЕСКОМ СОМАТОТИПЕ ПОПАДАЮТ В … ЦЕНТИЛИ ЦЕНТИЛЬНОЙ ШКАЛЫ.

1) 0 - 25

2) 25 - 50

3) 50 - 75

4) 75 – 90

13. СУММА БАЛЛОВ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЦЕНТИЛЬНОЙ ШКАЛЫ ПРИ МАКРОСОМАТИЧЕСКОМ СОМАТОТИПЕ:                  

1) до 10

2) 11 - 14

3) 14 – 17

14. ДЕФИЦИТ МАССЫ ТЕЛА ПРИ ГИПОТРОФИИ I СТЕПЕНИ СОСТАВЛЯЕТ … ПРОЦЕНТОВ.

1) 5 - 10

2) 11 - 20

3) 21 - 30

4) 30 и более.

15. ПОКАЗАТЕЛЬ РОСТА ОТКЛОНЯЕТСЯ НА … СИГМ ОТ СРЕДНЕЙ СТАНДАРТНОЙ ВЕЛИЧИНЫ (М), ЕСЛИ У РЕБЁНКА РОСТ ОЧЕНЬ НИЗКИЙ.

1) М –(0- 1,1) σ

2) М – (1,1-2)σ

3) М – (2,1…3) σ;

4) М – 3 и менее σ.

16. ОБЛАСТЬ «СРЕДНИХ ВЕЛИЧИН» ПРИ ЦЕНТИЛЬНОМ МЕТОДЕ ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НАХОДИТСЯ В … КОРИДОРЕ.

1) 1

2) 2

3) 3

4) 4

17. ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОТ 1 ДО 2 СИГМАЛЬНЫХ ОТКЛОНЕНИЙ СЧИТАЮТСЯ

1) низкими

2) очень низкими

3) средними

4) ниже среднего

18. ПРИРОСТ МАССЫ ТЕЛА РЕБЕНКА С 3 ДО 4 ЛЕТ СОСТАВЛЯЕТ…КГ.

1) 1

2) 2

3) 3

4) 4

19. … - ЭТО ВАРИАНТ ТЕЧЕНИЯ ХРОНИЧЕСКОГО РАССТРОЙСТВА ПИТАНИЯ С ДЕФИЦИТОМ МАССЫ ТЕЛА, ОБУСЛОВЛЕННЫЙ ПИТАНИЕМ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО РАСТИТЕЛЬНОЙ ПИЩЕЙ, ПРИ ДЕФИЦИТЕ ЖИВОТНЫХ БЕЛКОВ.

1) гипотрофия

2) гипостатура

3) паратрофия

4) квашиоркор

20. МАССА ТЕЛА ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА В 2 ГОДА В СРЕДНЕМ СОСТАВЛЯЕТ…КГ.

1) 9-9,5

2) 10-10,5

3) 11-11,5

4) 12-12,5

 

Эталоны ответов к тестовым заданиям для контроля исходного уровня знаний

по теме«Оценка физического развития ребёнка различными способами. Оценка патологических отклонений физического развития детей»

 

 

Тест Ответ Тест Ответ
1 1 11 1
2 3 12 1
3 1 13 3
4 3 14 2
5 3 15 4
6 2 16 4
7 2 17 4
8 3 18 2
9 3 19 4
10 3 20 4

 

Приложение 6

Тестовые задания для контроля конечного уровня знаний 

по теме «Оценка физического развития ребёнка различными способами. Оценка патологических отклонений физического развития детей »

 

Выберите один правильный ответ.

1. СУММА БАЛЛОВ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЦЕНТИЛЬНОЙ ШКАЛЫ ПРИ

 МАКРОСОМАТИЧЕСКОМ СОМАТОТИПЕ 

1) до 10

              2) 11 - 14

              3) 14 – 17

              4) 18 – 24

2. ДЕФИЦИТ МАССЫ ТЕЛА ПРИ ГИПОТРОФИИ I СТЕПЕНИ СОСТАВЛЯЕТ …

ПРОЦЕНТОВ

1) 9 - 10

              2) 21 - 30

              3) 4 - 6

              4) 11 – 20

              5) 31 и более

3. СУММА БАЛЛОВ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЦЕНТИЛЬНОЙ ШКАЛЫ ПРИ

МЕЗОСОМАТИЧЕСКОМ СОМАТОТИПЕ                 

1) 9 - 10

              2) 11 - 14

              3) 14 – 18

              4) 18 – 24

4. ПРЕВЫШЕНИЕ МАССЫ ТЕЛА ПРИ ОЖИРЕНИИ III СТЕПЕНИ СОСТАВЛЯЕТ …

ПРОЦЕНТОВ

1) 29

              2) 100 и более

              3) 75

              4) 51 и более

5. ПОКАЗАТЕЛЬ РОСТА ОТКЛОНЯЕТСЯ НА … СИГМ ОТ СРЕДНЕЙ СТАНДАРТНОЙ

ВЕЛИЧИНЫ (М), ЕСЛИ У РЕБЁНКА РОСТ ВЫСОКИЙ

1) М - σ

              2) М + 2,1σ

              3) М + 1,5 σ

              4) М + 0,3 σ

6. ОЧЕНЬ НИЗКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ИМЕЮТ …

ПРОЦЕНТОВ ЗДОРОВЫХ ДЕТЕЙ.

1) 10

              2) 5

              3) 15

              4) 3

Установите соответствие

7. РОСТ … - …..

         1) средний рост                                    А) М ± σ

         2) выше среднего                                 Б) М - 2,5σ

         3) ниже среднего                                  В) от (М - 1,1σ) до (М - 2,0σ)

         4) высокий                                            Г) от (М + 1,1σ) до (М + 2,0σ)

         5) низкий                                               Д) от (М + 2,1σ) до (М + 3 σ)

8. ДАТЬ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СЛЕДУЮЩИМ ТЕРМИНАМ: … ЭТО …

         1) гипотрофия                    А) низкий рост;

         2) ожирение                       Б) хроническое расстройство питания с

         3) паратрофия                        массой, близкой к нормальной

         4) гипостатура                   В) избыток массы тела (5 – 10) %           

         5) нанизм                            Г) избыток массы тела (5 – 10) %

                                                           Д) дефицит массы тела (5 – 10) %

                                                           Е) дефицит массы тела более 10 %

                                                           Ж) низкая масса тела, низкий рост

9. ДАТЬ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СЛЕДУЮЩИМ ТЕРМИНАМ: … ЭТО …

         1) акселерация                  А) нормальное состояние эластичности

         2) паратрофия                        кожи, тургора мягких тканей, мышеч-

         3) эйтрофияного тонуса, статики, эмоций, физичес-

                                                               кого развития

                                                           Б) ускорение роста и развития детей

                                                           В) замедление роста и развития детей

                                                           Г) показатели массы близки к нормальной, превышают её не более, чем на 10 % или более на 1-м году жизни

                                                           Д) показатели массы тела снижены на (5–9) %               

10. РОСТ У РЕБЁНКА: … ПРИ СЛЕДУЮЩИХ СОСТОЯНИЯХ …

         1) гипостатура                         А) М ± σ

         2) субнанизм                            Б) от (М – 1,1σ) до (М - 2 σ)

         3) нанизм                                  В) от (М + 2,1σ) до (М + 3,0σ)

4) гигантизм                             Г) М + 3σ) и выше

                                                                 Д) от (М - 2,1σ) до (М - 3 σ)

                                                                 Е) М – 3,1 σ и более

11. ОТКЛОНЕНИЕ МАССЫ ТЕЛА ПРИ ГИПОТРОФИИ … СТЕПЕНИ … ПРОЦЕНТОВ.

         1) I                                           А) 8

         2) II                                          Б) 20

         3) III                                         В) 25

                                                                Г) 31

12. СУММА БАЛЛОВ … ПРИ … СОМАТОТИПЕ

          1) микросоматическом          А) 15 и выше              

          2) мезосоматическом             Б) 10               

          3) макросоматическом           В) 18 и выше                       

                                                                 Г) 11 и выше

ТЕСТ III типа: для каждого вопроса один или несколько ответов являются правильными. Выберите правильный ответ.

    А – если правильная комбинация 1,2,3;

Б - если правильная комбинация 1,3

В - если правильная комбинация 2,4;

                       Г – если правильный ответ 4;

                       Д – если все ответы верны.

13. СУММА БАЛЛОВ ЦЕНТИЛЬНОЙ ШКАЛЫ ПРИ МИКРОСОМАТИЧЕСКОМ

СОМАТОТИПЕ

                       1) 11 – 14   

                       2) 15 – 18     

                       3) 18 – 24

                       4) 8 – 10

14. ДЕФИЦИТ МАССЫ ТЕЛА ПРИ ГИПОТРОФИИ I СТЕПЕНИ … ПРОЦЕНТОВ

                        1) 9 – 10   

                        2) 21 – 30     

                        3) 4 – 6

                        4) 11 – 20

                        5) 31 и более

15. ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ПРИ МИКРОСОМАТИЧЕСКОМ СОМАТОТИПЕ ПОПАДАЮТ В … КОРИДОР.

                         1) 1   

                          2) 2     

                          3) 3

                          4) 4

16. ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ПРИ МЕЗОСОМАТИЧЕСКОМ СОМАТОТИПЕ ПОПАДАЮТ В … КОРИДОР.

                           1) 1   

                           2) 5     

                           3) 3

                           4) 4

                           5) 2

17. ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ПРИ МАКРОСОМАТИЧЕСКОМ СОМАТОТИПЕ ПОПАДАЮТ В … КОРИДОР.

                           1) 2   

                           2) 4     

                           3) 3

                           4) 5

                           5) 6

18. РАЗНОСТЬ НОМЕРОВ КОРИДОРОВ ПРИ ГАРМОНИЧНОМ ФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ

                          1) 4                   3) 2

                          2) 3                   4) 1

 

 

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ

к тестовым заданиям для контроля конечного уровня знаний 

по теме «Оценка физического развития ребёнка различными способами. Оценка патологических отклонений физического развития детей »

 

№ тес- та Тесты I типа № тес- та Тесты II типа № тес- та Тесты III типа
1 1 7 1 – А; 2 – Г; 3 – В;   4 – Д; 5 - Б 13 Г
2 4 8 1 – Е; 2 – Г; 3 – Б; 4 – Ж; 5 – А 14 Г
3 3 9 1 – Б; 2 – Г; 3 – А 15 А
4 4 10 1 –Б; 2 – Д; 3 – Е; 4 – Г 16 В
5 2 11 1 – Б; 2 – В; 3 – Г 17 Г
6 4 12 1 – Б; 2 – Г; 3 - А 18 Г
           

 

                                                                                                        Приложение 7

 

Ситуационные задачи для контроля конечного уровня знаний

по теме «Оценка физического развития ребёнка различными способами. Оценка патологических отклонений физического развития детей »

 

    1. Оценить физическое развитие ребёнка 10 лет, если его рост – 136 см, окружность груди – 63 см, масса тела – 30 кг, окружность головы – 53 см. Рассчитать индекс Эрисмана.

 

    2. Каково морфофункциональное состояние ребёнка 13 лет, если его рост - (М + 1,9 δR), масса – (М + 1,5 δR), окружность груди – (М + 1,5 δR)?

 

    3. Определить физическое развитие центильным способом, если масса находится в 5 коридоре центильной шкалы, рост – в 4 коридоре, окружность груди – в 4 коридоре.

 

    4. Рост средний, масса тела и окружность груди равны (М - 1,2 δR). Каково морфофункциональное состояние?

 

    5. Каковы показатели массы, роста, окружности головы и груди, вторичные половые признаки и индексы физического развития у мальчика 13 лет?

 

    6. Каково морфофункциональное состояние девочки 9 лет, если её рост – (М + 0,8 δR), масса – (М + 0,8 δR), окружность груди – (М + 0,5 δR)?

 

    7. Определить физическое развитие центильным способом, если масса находится в 3 коридоре центильной шкалы, рост–в 5 коридоре, окружность груди–в 3 коридоре.

 

    8. Оценить физическое развитие ребёнка 5 лет, если его рост – 108 см, окружность груди – 55 см, масса тела – 20 кг.

 

    9. Каково морфофункциональное состояние, если рост – (М – 1 δR), масса – (М - 0,9 δR), окружность груди – (М - 0,8 δR)?

 

    10. Определить физическое развитие центильным способом, если масса находится в 7 коридоре центильной шкалы, рост – в 5 коридоре, окружность груди – в 7 коридоре.

 

    11. Определить возраст ребёнка, если его рост – 69 см, окружность груди – 46 см, масса тела – 9000 г, окружность головы – 44 см.

    12. Каково морфофункциональное состояние ребёнка 9 лет, если его рост – (М – 2,5 δR), масса – (М - 1,5 δR), окружность груди – (М - 1,5 δR)?

 

    13. Масса тела находится в 4 коридоре центильной шкалы, рост – в 3 коридоре, окружность груди – в 4 коридоре. Каково физическое развитие ребёнка 7 лет?

    14. Оценить показатели физического развития девочки 3-х лет, если её рост – 82 см в 4 коридоре центильной шкалы, окружность груди – 50 см в 4 коридоре, масса тела – 11 кг в 4 коридоре, окружность головы – 49 см. в 3 коридоре центильной шкалы.

    15. Определить возраст ребёнка, если его рост – 100 см, окружность груди – 54 см, масса тела – 17 кг, окружность головы – 49 см.

 

 

Эталоны ответов

 

Задача 1. Рост = 130 + (5 х 2) = 140 см; окружность груди: 63 в 10 лет; масса тела: 19 + (3 х 5) = 34 кг; ИМТ = 14,0; окружность головы: 50 + (0,6 х 5) = 53 см. Индекс Эрисмана: 63 – 70 = - 7 см (Nдо – 3 см).

Заключение: физическое развитие соответствует возрасту.

 

Задача 2. Рост - выше среднего; морфофункциональное состояние дисгармоничное в связи с ИМТ I степени.

 

Задача 3. Заключение: среднее, дисгармоничное за счёт ИМТ I степени (по таблице Чичко). По схеме Дорохова-Бакваха (сумма номеров коридоров – 13, разность номеров коридоров -1). Заключение: мезосоматическийсоматотип, развитие гармоничное.

 

Задача 4. Заключение: среднее, дисгармоничное в связи с ДМТ I степени.

 

Задача 5. Масса = (5 х n) – 20 = 45 кг; рост = 130 + (5 х 5) = 155 см; окружность груди = 63 + (3 х 3) = 72 см; окружность головы = 50 + (0,6 х 8) = 55 см. Индекс Эрисмана = Nот + 1 до – 3 см; индекс Бругша = (53 – 49) см, у мальчика –5 см. Вторичные половые признаки: АхоРоLoV2Fo.

 

Задача 6. Заключение: рост средний, морфофункциональное состояние гармоничное.

 

Задача 7. Заключение: рост выше среднего, морфофункциональное состояние дисгармоничное в связи с ДМТ I степени (таблица Чичко). По схеме Дорохова-Бакваха – выше среднего, дисгармоничное в связи с ДМТ I степени.

 

Задача 8. Рост: 100 + (5 х 1) = 105 см; масса: 19 в 5 лет; избыток роста – 3 %; ИМТ – 5 %. Окружность груди: 63 – (1,5 х 5) = 55,5 см.

    Вывод: физическое развитие соответствует росту.

 

Задача 9. Вывод: рост средний, морфофункциональное состояние дисгармоничное.

 

Задача 10. По таблице Чичко: рост выше среднего, развитие резко дисгармоничное в связи с ИМТ II степени.

    По схеме Дорохова-Бакваха: макросоматическийсоматотип, развитие гармоничное за счёт ИМТ I – II степени.

 

Задача 11. Рост = 66 + (1,5 х 2) = 69 см (возраст 8 месяцев по росту); масса = 8200 + (400 х 2) = 9 кг (возраст 8 месяцев по массе); окружность груди = 45 + (0,5 х 2) = 46 см (возраст 8 месяцев по о. гр.); окружность головы = 43 + (0,5 х 2) = 44 см (соответствует 8 месяцам).

    Вывод: ребёнок 8 месяцев.

 

Задача 12. У ребёнка общая задержка физического развития.

 

Задача 13. Заключение по схеме Чичко: ниже среднего, гармоничное.

            По схеме Дорохова-Бакваха: мезосоматическийсоматотип, развитие гармоничное.

 

Задача 14. По таблице Чичко: среднее, гармоничное.

             По схеме Дорохова-Бакваха: мезосоматическийсоматотип, развитие гармоничное.

 

Задача 15. В 4 года рост 100 см; масса у ребёнка 17 кг, что соответствует 4 годам (19 – 2 = 17 кг). Окружность головы: 50 см – 1 см = 49 см. Окружность груди: 63 – (1,5 х 6) = 54 см.

Вывод: ребёнку у 4 года.

 

                                                                                            Приложение 8

 

Тестовые задания для контроля исходного уровня знаний 

по теме «Критерии оценки нервно-психического развития детей. Методика исследования, семиотика нарушений»

Выберите один правильный ответ

1. ПЕРИОДИЧЕСКИ ВОЗНИКАЮЩИЕ НЕКОНТРОЛИРУЕМЫЕ СУДОРОЖНЫЕ ДВИЖЕНИЯ ЛЕВОЙ РУКИ – ПРИЗНАК ПАТОЛОГИЧЕСКОГО ОЧАГА В … .

1) левом полушарии мозжечка

2) правом полушарии мозжечка

3) черве мозжечка

4) нижнем отделепрецентральной извилины справа

2. МИКРООРГАНИЗМЫ, ВЫРАБАТЫВАЮЩИЕ НЕЙРОТОКСИН:

 1) C.diphtheriae  2) V. Cholera 3) S. aureus  4) C. Botulinum

3. МАССА ГОЛОВНОГО МОЗГА ПРИ РОЖДЕНИИ … Г.

  1) 800 2) 400 3) 1200 4) 1400

4. МИЕЛИНИЗАЦИЯ НЕРВНЫХ ВОЛОКОН ПИРАМИДНОГО ПУТИ ЗАКАНЧИВАЕТСЯ В ВОЗРАСТЕ

1) 3 месяцев   2) 6 месяцев 3) 9 месяцев 4) 12 месяцев

5. НЕЙРОСЕКРЕТОРНЫЕ КЛЕТКИ КРУПНОКЛЕТОЧНЫХ ЯДЕР ГИПОТАЛАМУСА СИНТЕЗИРУЮТ

1) пролактин   2) соматотропин (СТГ) 3) вазопрессин  4) тиреотропин

6. ДИФФЕРЕНЦИРОВКА НЕРВНЫХ КЛЕТОК В ОСНОВНОМ ЗАВЕРШАЕТСЯ К

1) 6 месяцам                   2) 2 годам 3) 3 годам

       4) 5 годам                       5) 7-8 годам

7. БУДЕТ НАБЛЮДАТЬСЯ … ПРИ ПОРАЖЕНИИ ПЕРЕДНИХ РОГОВ СПИННОГО МОЗГА

      1) утрата произвольных движений при сохранении рефлексов

      2) полная утрата движений и мышечного тонуса

      3) полная утрата движений и повышение мышечного тонуса

      4) полная утрата чувствительности при сохранении рефлексов

8. НАИБОЛЕЕ ЯРКИМ ПРОЯВЛЕНИЕМ ПРИ ПОЛНОЙ БЛОКАДЕ РЕТИКУЛЯРНОЙ ФОРМАЦИИ МОЗГА БУДЕТ

1) гиперрефлексия 2) коматозное состояние

3) нарушение координации движения  4) нистагм 5) диплопия

9. ПРОНИЦАЕМОСТЬ ГЕМАТОЭНЦЕФАЛИЧЕСКОГО БАРЬЕРА У ДЕТЕЙ ПО СРАВНЕНИЮ СО ВЗРОСЛЫМИ:

              1) выше 2) ниже 3) такая же

10. СЕНСОРНАЯ РЕЧЬ – ЭТО

              1) произнесение отдельных слов

              2) понимание отдельных элементов речи

              3) гуление

              4) произнесение отдельных слогов

11. РЕЗКО ПОВЫШЕННЫЙ ДИУРЕЗ ПРИ СНИЖЕННОЙ ПЛОТНОСТИ МОЧИ ХАРАКТЕРЕН ПРИ ПОРАЖЕНИИ

1) коры больших полушарий

2) мозжечка

3) гиппокампа

4) гипофиза

5) ствола мозга

 

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ: 1 – 4; 2 – 4; 3 – 2; 4 – 4; 5-3; 6-5; 7- 2; 8 – 2;

  9 – 1; 10 – 2; 11 – 4.

 

 

                                                                                                        Приложение 9

 

Тестовые задания для контроля конечного уровня знаний 

по теме «Критерии оценки нервно-психического развития детей. Методика исследования, семиотика нарушений»

 

Выберите один правильный ответ

 

1. ГУЛЕНИЕ У РЕБЁНКА ПОЯВЛЯЕТСЯ В … МЕСЯЦЕВ. 

1) 3              2) 11  3) 7-8           4) 6

2. ПРОИЗНОШЕНИЕ СЛОГОВ «БА», «ПА», «МА» У РЕБЁНКА ПОЯВЛЯЕТСЯ В … МЕСЯЦЕВ.

1) 3  2) 11 3) 7-8  4) 6

3. ЛЕПЕТ У РЕБЁНКА ПОЯВЛЯЕТСЯ В … МЕСЯЦЕВ. 

1) 3 2) 113) 7-84) 6

4. ПРОИЗНОШЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ СЛОВ У РЕБЁНКА ПОЯВЛЯЕТСЯ В … МЕСЯЦЕВ. 

1) 32) 113) 7-8 4) 6

5. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ СНА В ВОЗРАСТЕ 9 МЕСЯЦЕВ …. ЧАСОВ.

1) 22

2) 14

3) 15

4) 18

6. РЕБЁНОК ПОДНИМАЕТСЯ И СТОИТ БЕЗ ОПОРЫ В … МЕСЯЦЕВ

1) 8 2) 9 3) 10 4) 11

7. СИМПТОМ … НЕ ОТНОСЯТСЯ К СИМПТОМАМ СПАЗМОФИЛИИ

  1) Хвостека

  2) Кернига

  3) Труссо

  4) Люста

8. ДУГООБРАЗНОЕ ИЗГИБАНИЕ ТЕЛА ПРИ ПОГЛАЖИВАНИИ КОЖИ СПИНЫ МЕЖДУ ПОЗВОНОЧНИКОМ И ЛОПАТКАМИ НАЗЫВАЕТСЯ 

1) рефлексом Моро

2) рефлексом Переса

3) рефлексом Галанта

4) рефлексом Пейпера

5) рефлексом Бауэра

9. РЕБЁНОК ПОВОРАЧИВАЕТ ГОЛОВУ В СТОРОНУ НА ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ГОЛОС В ВОЗРАСТЕ

1) 10-12 дней  2) 1 месяца 3) 2 месяцев 4) 3-4 месяцев

10. ПОТРЕБНОСТЬ В СНЕ У РЕБЁНКА 2-3 ЛЕТ … ЧАСОВ.

1) 14-16        2) 12-14 3) 11-12

11. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ СНА В ВОЗРАСТЕ 9 МЕСЯЦЕВ … ЧАСОВ.

        1) 22 2) 20 3) 14 4) 16 5) 18

 12. ДИФФЕРЕНЦИРОВКА НЕРВНЫХ КЛЕТОК В ОСНОВНОМ ЗАВЕРШАЕТСЯ К

1) 6 месяцам

2) 2 годам

3) 3 годам

4) 5 годам

5) 7-8 годам

13 РЕБЁНОК К 8 МЕСЯЦАМ:

1) сохраняется рефлекс Переса

2) имеется гипертонус сгибателей верхних конечностей

3) ложится из сидячего положения

4) пытается ходить, цепляясь за спинку кровати

5) пытается хлопать в ладоши

Выберите несколько правильных ответов

14. ДЕТИ … ОТНОСЯТСЯ К ПЕРВОЙ ГРУППЕ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

1) с нормальным развитием

2) с опережением на 1 эпикризный срок

3) с отставанием на 1 эпикризный срок

4) с отставанием на 2 эпикризных срока

5) с отставанием на 3 эпикризных срока

Установите соответствие

15. ЭЛЕМЕНТЫ РЕЧИ: … ХАРАКТЕРНЫ ДЛЯ РЕБЁНКА … МЕСЯЦЕВ.

  1) 3                                            А) лепет

  2) 6                                            Б) отдельные слова

  3) 10-11                                     В) гуление

  4) 1 год 6 месяцев                       Г) фразы

16. РЕБЁНОК НАЧИНАЕТ ГОВОРИТЬ … С … МЕСЯЦЕВ.

  1) слова                                    А) 6

  2) фразы                                   Б) 10-11

  3) предложения                       В) 1 год 6 месяцев

  4) отдельные слоги                 Г) 1 год 11 месяцев

17. ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ СТАТИКИ В ВОЗРАСТЕ ДО 1 ГОДА:

   1) 3 месяца          А) стоит при поддержке за подмышки, повора-

   2) 5 месяцев             чивается со спины на живот;     

   3) 6 месяцев        Б) поворачивается с живота на спину, подпол-

   4) 7 месяцев                зает к игрушке                

                                               В) хорошо удерживает голову, лёжа на животе,

                                                    есть упор ног

                                               Г) хорошо ползает

18. РЕБЁНОК НАЧИНАЕТ ГОВОРИТЬ … С ВОЗРАСТА … МЕСЯЦЕВ.  

   1) слова                                   А) 6

   2) фразы                                  Б) 10 - 11

   3) отдельные предложения       В) 1 год 6 месяцев

   4) отдельные слоги                   Г) 1 год 11 месяцев

   5) лепетать                               Д) 7 - 8

19. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ СНА В ВОЗРАСТЕ … СОСТАВЛЯЕТ … ЧАСОВ.

   1) 3 месяцев                            А) 14-16

   2) 8 месяцев                            Б) 12-14

   3) 2-3 лет                                 В) 16-18

   4) 1 года                                 Г) 18-20

   5) 6 месяцев                                

20. … ХАРАКТЕРНЫ ДЛЯ РЕБЁНКА В ВОЗРАСТЕ

   1) 3 месяцев                           А) лепет

   2) 6 месяцев                           Б) отдельные слова

   3) 10-11 месяцев                    В) гуление

   4) 1 год 6 месяцев                  Г) фразы

   5) 1 год 11 месяцев                Д) отдельные предложения

21. СЛЕДУЮЩИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ УМЕНИЯ … ХАРАКТЕРИЗУЮТ РЕБЁНКА В ВОЗРАСТЕ … МЕСЯЦЕВ

        1) 4    А) самостоятельно сидит, встаёт у опоры и ходит,

        2) 8         держась за неё                 

        3) 10  Б) поворачивается со спины на бок, сидит при поддержке

        4) 6    В) влезает на невысокую поверхность и слезает с неё   

          5) 9        Г) подползает к игрушке, поворачивается с живота на спину                              

22. МАССА ГОЛОВНОГО МОЗГА … Г В ВОЗРАСТЕ

        1) при рождении                     А) 800

        2) 9 месяцев                             Б) 400

        3) 3 лет                                    В) 1200

        4) к 20 годам                            Г) 1400

 

23. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ АНАЛИЗАТОРОВ:

        1) орган зрения      А) функционирует при рождении, полностью

        2) орган вкуса              дифференцируется к 4-5 годам                    

        3) орган обоняния  Б) достаточно дифференцирован у новорож-

        4) орган осязания        дённых

        5) орган слуха        В) функционально развит недостаточно                    

                                            Г) имеет возрастные особенности

24. ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ СТАТИКИ В ВОЗРАСТЕ … МЕСЯЦЕВ:

          1) 3                    А) стоит при поддержке за подмышки, поворачи-

          2) 5                          вается со спины на живот       

          3 ) 6                    Б) поворачивается с живота на спину, подползает

          4) 7                         к игрушке

          5) 9                      В) хорошо удерживает голову, лёжа на животе,

                                                     есть упор ног 

                                           Г) хорошо ползает

25. РЕБЁНОК В ВОЗРАСТЕ … МЕСЯЦЕВ … .

          1) лёжа на животе, поднимает верхнюю       А) 7

               половину туловища, опираясь на            Б) 4

               предплечья                                              В) 3

          2) хорошо держит голову                            Г) 11  

          3) хорошо ползает       

          4) стоит без опоры                    

          5) ходит при поддержке за обе руки                                 

ТЕСТ III типа: для каждого вопроса один или несколько ответов являются правильными. Выберите правильный ответ.

    А – если правильная комбинация 1,2,3;

Б - если правильная комбинация 1,3

В - если правильная комбинация 2,4;

                       Г – если правильный ответ 4;

                       Д – если все ответы верны.

26. РАЗВИТИЕ ОБЩИХ ДВИЖЕНИЙ У РЕБЁНКА В ВОЗРАСТЕ 6 МЕСЯЦЕВ: 

   1) встаёт на колени 

   2) хорошо ползает на четвереньках

   3) при поддержке под руки пытается переступить

   4) переворачивается со спины на живот

27. РЕБЁНОК 8 МЕСЯЦЕВ:

   1) сохраняется рефлекс Переса

   2) ложится из сидящего положения

   3) имеется гипертонус сгибателей верхних конечностей

   4) пытается хлопать в ладоши

28. ДИФФЕРЕНЦИРОВКА НЕРВНЫХ КЛЕТОК В ОСНОВНОМ ЗАВЕРШАЕТСЯ К

   1) 6 месяцам

   2) 2 годам

   3) 3 годам

   4) 7-8 годам

29. АТЕТОЗОПОДОБНЫЙ ХАРАКТЕР ДВИЖЕНИЙ И ДВИЖЕНИЯ У НОВОРОЖДЁННЫХ ОБУСЛАВЛИВАЮТСЯ 

   1) недоразвитием коры

   2) недоразвитием пирамидных путей

   3) недоразвитием стриарного тела

    4) регулируются движения таламопаллидарной системой.

30. ЭМОЦИИ У РЕБЁНКА 3 МЕСЯЦЕВ ПРОЯВЛЯЮТСЯ

   1) улыбкой

   2) движениями руками и ногами

   3) радостным гулением

   4) громким смехом

31. УДВОЕНИЕ МАССЫ МОЗГА ПРОИСХОДИТ К … МЕСЯЦАМ.

   1) 6

   2) 10

   3) 12

   4) 9

32. МИЕЛИНИЗАЦИЯ ВНУТРИЧЕРЕПНЫХ НЕРВОВ ЗАКАНЧИВАЕТСЯ К … МЕСЯЦАМ.

   1) 1

   2) 2

   3) 6

   4) 3-4

33. ОСОБЕННОСТИ МОТОРИКИ НОВОРОЖДЁННОГО РЕБЁНКА:

   1) бессознательные движения

   2) некоординированные движения

   3) атетозоподобные движения

   4) «утробная поза»

 

 

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ

к тестовым заданиям для контроля конечного уровня знаний 

по теме «Критерии оценки нервно-психического развития детей. Методика исследования, семиотика нарушений»

 

 

№ тес- та Тесты I типа № тес- та Тесты II типа № тес- та Тесты III типа
1 1 15 1 – В; 2 – А; 3 – Б; 4 – Г 26 Г
2 4 16 1 – Б; 2 – Г; 3 – В; 4 - 27 В
3 3 17 1 – В; 2 – А; 3 – Б; 4 - Г 28 Г
4 2 18 1-Б, 2-В, 3-Г, 4-А, 5-Д 29 Д
5 4 19 1-Г, 2-А, 3-Б, 4-А, 5-В 30 А
6 3 20 1-В, 2-А, 3-Б, 4-Г, 5-Д 31 Г
7 2 21 1-Б, 2-А, 3-В, 4-Г, 5-АВГ 32 Г
8 3 22 1-Б, 2-А, 3-В, 4-Г 33 Д
9 4 23 1-В, 2-А, 3-Б, 4-Б, 5-А    
10 2 24 1-В, 2-А, 3-Б, 4-Г, 5-Г    
11 3 25 1-Б, 2-В, 3-А, 4-Г, 5-Г    
12 3        
13 3        
14 1,2        
           

Приложение 10

 Ситуационные задачи для контроля 

конечного уровня знаний 

по теме «Критерии оценки нервно-психического развития детей.

Методика исследования, семиотика нарушений»

Ситуационная задача 1

 

    Ребёнку 3 месяца. Из анамнеза известно, что матери 21 год, здорова, отцу 24 года, здоров. Беременность протекала с токсикозом в 1 половине (тошнота, рвота); во 2 половине мать дважды перенесла грипп с высокой температурой. Дородовой отпуск не использовался, в это время мать сдавала экзамены. Ребёнок родился в срок, длиной 50 см, массой 2800 г, в асфиксии, проводились реанимационные мероприятия. После рождения ребёнок получал грудное молоко, а с 1-го месяца переведён на искусственное вскармливание, так как у матери пропало молоко. При осмотре врач сделал запись в амбулаторной карте:

    а) длина ребёнка 59 см, масса 4000 г;

    б) хорошо фиксирует взгляд, но за игрушкой не следит;

    в) выражен мышечный гипертонус сгибателей всех конечностей;

    г) голову удерживает плохо, кратковременно;

    д) не улыбается, не гулит;

    е) легко возбудим, плохо спит.

Вопросы. 1. Соответствует ли возрасту физическое и НПР ребёнка?

Если нет, то какие показатели не соответствуют возрасту?

             2. Какие факторы по данным анамнеза могли оказать неблагоприятное влияние на ребёнка?

             3. Составить режим дня.

 

Ситуационная задача 2

 

    Оценивая НПР ребёнка 5 лет, врач выявил, что ребёнок плохо спит в дневное время, аппетит снижен, много нелюбимых блюд, отмечена общая повышенная потливость, особенно в минуты волнения, часто жалуется на боли в сердце, животе, не связанные с определёнными заболеваниями.

Вопросы. 1. К каким показателям НПР они относятся?

                      2. Свидетельствуют ли они об отклонении в НПР?

                      3. Что ещё нужно проверить для более полной оценки НПР ребёнка в этом возрасте?

 

Ситуационная задача 3

 

При оценке НПР ребёнка 12 лет врач отметил в истории развития: настроение устойчивое, сон очень крепкий, слоговорение, аппетит повышенный, частые головные боли, энурез, поведение ровное, речь нормальная, интеллектуальное развитие по возрасту.

Вопросы. 1. Какая часть записи свидетельствует об отклонении в НПР?

                      2. К каким показателям НПР они относятся?

3. Как сделать вывод о НПР ребёнка?

                      4. Какова тактика врача-педиатра?

 

Ситуационная задача 4

 

    При оценке НПР ребёнка врач отметил в истории развития: умеет составить по картинке рассказ с развитием сюжета, отразив в нём события прошлого, настоящего и будущего; умеет прыгать в длину с места с результатом не менее 70 см; аккуратно закрашивает круг диаметром 2 см не более, чем за 70 секунд; внимателен, быстро запоминает стихи; не ссорится, соблюдает правила игры.

Вопросы.1. Какому примерно возрасту соответствуют эти показатели?

                      2. О каких показателях идёт речь?         

                      3. Что ещё определяют при оценке НПР в данном возрасте?

 

Ситуационная задача 5

 

     Ребёнок жалуется на страхи – темноты, животных, мед.осмотров, сказочных героев. Мама отмечает, что ребёнок очень раздражителен, плохо спит, медленно засыпает, во сне скрипит зубами, аппетит снижен, в детском саду отказывается есть, настроение постоянно пониженное.

Вопросы.1. Свидетельствуют ли эти жалобы об отклонении в НПР?

                      2. К каким показателям их нужно отнести?

                      3. Что ещё нужно проверить для более полной оценки НПР ребёнка?

                      4. Какому возрасту данные показатели соответствуют? 

                      5. Тактика врача-педиатра.

 

Ситуационная задача 6

 

    При вызове врача на дом к ребёнку 7 лет мама жалуется на высокую температуру (до 40 0 С), головную боль диффузного характера, сопровождающуюся рвотой, без признаков тошноты и облегчения, после неё заболел остро.                                   

При объективном обследовании выявлено: голова запрокинута кзади, живот втянут, руки и ноги притянуты к туловищу, положительные симптомы Кернига, Брудзинского, выявлена ригидность мышц, затылка, положительные симптомы Менделя и Данцига.

Вопросы. 1. О каком заболевании идёт речь?










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 1916.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...