Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Государственные органы, осуществляющие государственное регулирование ВЭД, и их методы




Государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется Президентом Республики Беларусь, Национальным собранием Республики Беларусь, Правительством Республики Беларусь и иными уполномоченными государственными органами Республики Беларусь в соответствии с Законом Республики Беларусь №347 от 25.11.05 г. «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», иными актами законодательства Республики Беларусь и нормами международного права, действующими для Республики Беларусь (ч. 1 ст. 8 Закона № 347).

В соответствии с Указом Президента № 7 к иным уполномоченным государственным органам Республики Беларусь относятся: Комитет государственного контроля, Национальный банк, Государственный таможенный комитет, Министерство иностранных дел, Министерство торговли и иные определяемые Советом Министров Республики Беларусь республиканские органы государственного управления, объединения, подчиненные Правительству Республики Беларусь, облисполкомы и Минский горисполком. Они осуществляют свои функции по контролю внешнеторговых операций в рамках полномочий, предусмотренных Положением о порядке контроля за проведением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями внешнеторговых операций, утвержденным настоящим

К методам государственного регулирования ВЭД относятся:

• таможенно-тарифное регулирование;

• нетарифное регулирование;

• запреты и ограничения внешней торговли услугами и объектами  интеллектуальной собственности;

• меры экономического и административного характера, содействующие развитию внешнеторговой деятельности.

Таможенно-тарифное регулирование

Основным методом регулирования внешней торговли товарами, применяемым в целях защиты внутреннего рынка Республики Беларусь, является таможенно-тарифное регулирование.

Перемещаемые через границу товары подлежат таможенному оформлению. Общие правила таможенного оформления, декларирования установлены Таможенным кодексом Республики Беларусь.

Таможенное оформление перемещения товаров через границу осуществляется должностными лицами таможни в целях обеспечения таможенного контроля за перемещением товаров и применения средств государственного регулирования ввоза и вывоза товаров, их транзита через территорию республики. Таможенное оформление заключается в выдаче заинтересованному лицу разрешения таможенного органа на перемещение находящихся под таможенным надзором вещей через таможенную границу либо на совершение с такими вещами иных действий в соответствии с таможенными режимами, установленными Таможенным кодексом.

Согласно Таможенному кодексу Республики Беларусь применяются следующие таможенные режимы: свободное обращение; экспорт; переработка на таможенной территории; переработка вне таможенной территории; временный ввоз; временный вывоз; таможенный склад; реимпорт; реэкспорт; уничтожение; отказ в пользу государства; свободная таможенная зона; беспошлинная торговля; свободный склад.

Участники внешнеторговой деятельности представляют таможне декларацию на перемещаемые через таможенную границу товары. Декларирование производится путем заявления по установленной форме (письменной, устной, путем электронной передачи данных или иной) точных сведений о товарах и транспортных средствах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей. Декларирование производится при: вывозе товаров в иностранные государства либо ввозе товаров из них; вывозе и ввозе товаров лицензируемых.

Декларирование производится предприятиями и организациями, перемещающими товары через границу. Однако эти организации могут поручить на основании договора декларирование товара другой организации, допущенной к декларированию, — таможенными агентами. Положение о таможенных агентах утверждено Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь.

При перемещении товаров через границу таможенными органами взимается таможенная пошлина, определенная таможенными тарифами.

Таможенный тариф Республики Беларусь — это свод ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа), применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Республики Беларусь, систематизированный в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь.

Ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от физических и юридических лиц, перемещающих товары через таможенную границу Республики Беларусь, видов сделок и других факторов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Ставки ввозных таможенных пошлин в пределах, установленных Законом «О таможенном тарифе», определяются Советом Министров Республики Беларусь.

В Республике Беларусь применяются следующие виды ставок таможенных пошлин: адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров; специфические, начисляемые в установленном размере за единицу измерения облагаемых товаров; комбинированные, сочетающие оба названных вида таможенного обложения. Для оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров Советом Министров Республики Беларусь могут устанавливаться сезонные пошлины. При этом ставки таможенных пошлин, предусмотренные Таможенным тарифом, не применяются. Срок действия сезонных пошлин не может превышать шести месяцев в году. В целях защиты экономических интересов Республики Беларусь к ввозимым товарам могут временно применяться особые виды таможенных пошлин: специальные, антидемпинговые и компенсационные.

Специальные пошлины применяются как защитная мера. Они могут применяться: если товары ввозятся на таможенную территорию Республики Беларусь в количествах и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров, а также как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы Республики Беларусь, со стороны других государств или их союзов.

Нетарифное регулирование

Меры нетарифного регулирования внешней торговли товарами устанавливаются Президентом Республики Беларусь или по его поручению Правительством Республики Беларусь путем введения ■ количественных и (или) иных ограничений внешней торговли товарами исходя из интересов экономической политики Республики Беларусь (меры экономической политики) или по основаниям неэкономического характера.

Квотирование (количественное ограничение) экспорта товаров вводится при необходимости защиты государственных интересов на товары, производимые в Республике Беларусь, а также в соответствии с принятыми обязательствами по международным договорам.

При принятии решения о введении квоты на внешнюю торговлю товарами Президент Республики Беларусь или по его поручению Правительство Республики Беларусь определяют метод и порядок распределения квоты. Распределение квоты осуществляется исходя из принципов равноправия участников внешнеторговой деятельности в отношении получения квоты и их недискриминации по признакам формы собственности, места регистрации и положения на рынке.

Внешняя торговля отдельными видами товаров в соответствии с законодательством Республики Беларусь может осуществляться только на основании лицензий. Лицензирование внешней торговли отдельными видами товаров устанавливается:

• в случае введения временных количественных ограничений внешней торговли отдельными видами товаров;

• по основаниям, предусмотренным ст. 24 Закона № 347, в целях установления разрешительного порядка экспорта и (или) импорта товаров;

• в целях выполнения Республикой Беларусь международных обязательств.

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27.09.2006 № 1267 (ред. от 23.02.2007) «О лицензировании внешней торговли отдельными видами товаров» устанавливает перечень товаров, работ, услуг, деятельность по экспорту и (или) импорту которых может осуществляться только на основании специальных разрешений (лицензий).

Субъектам внешнеэкономической деятельности выдаются генеральные, разовые лицензии и специальные лицензии образца Европейского союза для торговли текстильными изделиями с указанием срока их действия, а также автоматическая лицензия.

Генеральная лицензия выдается субъектам, обладающим специальной правоспособностью.

Специальные лицензии образца Европейского союза для торговли текстильными изделиями выдаются субъектам внешнеэкономической деятельности в соответствии с квотами, выделенными Евросоюзом для торговли товарами данного вида.

Разовая лицензия выдается субъекту ВЭД под конкретный договор. При изменении основных условий договора, установленных действующим законодательством, выданные лицензии подлежат аннулированию или переоформлению.

Автоматическая лицензия экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров представляет собой контроль уполномоченного государственного органа за количественными показателями экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров и их изменениями, сопровождаемый обязанностью участников внешнеторговой деятельности информировать в соответствии с законодательством уполномоченный государственный орган о совершаемых внешнеторговых операциях.

Автоматическое лицензирование устанавливается как временная мера и не преследует цели количественного ограничения или введения разрешительного порядка экспорта и (или) импорта товаров.

Автоматическое лицензирование вводится в случае, когда отслеживание количественных показателей экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров и их изменений невозможно осуществить иными способами. Автоматическое лицензирование осуществляется до тех пор, пока существуют обстоятельства, послужившие основанием для его введения, и пока его цель не может быть достигнута иными способами.

Автоматическая лицензия может быть получена на основании заявления участника внешнеторговой деятельности о выдаче автоматической лицензии. Форма такого заявления определяется уполномоченным государственным органом.

Перечень видов товаров, подлежащих автоматическому лицензированию, государственный орган Республики Беларусь, уполномоченный выдавать автоматические лицензии, определяются Президентом Республики Беларусь или по его поручению Правительством Республики Беларусь.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 292.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...