Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Правовое обеспечение внешнеэкономической сделки
Правовое обеспечение внешнеэкономической сделки представляет собой достаточно сложную систему, состоящую из разных по своей природе, но тесно взаимосвязанных и взаимодействующих элементов: норм международного частного права, норм национального права, коллизионных норм и норм негосударственного регулирования. Основу правового регулирования внешнеэкономической сделки в Республике Беларусь составляет раздел 7 Гражданского кодекса «Международное частное право». В соответствии со ст. 1093 ГК гражданско-правовые отношения с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц либо осложненным иностранным элементом регулируется правом, определяемым на основании Конституции Республики Беларусь, Гражданского кодекса, иных законодательных актов, международных договоров Республики Беларусь и не противоречащих законодательству Республики Беларусь международных обычаев. Особенностью национально-правового регулирования внешнеэкономических договоров Республики Беларусь является контроль со стороны государства. В качестве основополагающих законов Беларуси, регулирующих внешнюю торговлю и внешнеэкономическую деятельность, можно назвать: Закон от 06 января 1998 г. №130 (ред. от 01.11.2004) «Об экспортном контроле», который регулирует порядок установления и осуществления разрешительного порядка ввоза и вывоза на таможенную территорию Республики Беларусь, использования, транзита и вывоза за ее пределы специфических товаров, связанных с национальной и международной безопасностью объектов экспортного контроля; Закон от 25 ноября 2004 г. № 346 «О мерах по защите экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговли товарами», который определяет меры по защите экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговли товарами, порядок введения, применения, пересмотра, отмены таких мер. Регулирует антидемпинговые, компенсационные, специальные защитные меры и порядок их применения; Закон от 25 ноября 2004 г. № 347 «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», закрепляющий методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, определяющий государственные органы, которые осуществляют государственное регулирование внешнеторговой деятельности; Указ Президента от 04 января 2000 г. № 7 (ред. от 01.03.2007) «О совершенствовании порядка проведения и контроля внешнеторговых операций», который регулирует вопросы обеспечения поступления выручки от продажи по экспорту-импорту товаров (работ, услуг), порядок расчетов резидентов с нерезидентами по внешнеэкономическим сделкам. Указом также установлены требования к оформлению внешнеторгового договора. Большое значение в правовом регулировании внешнеэкономической сделки имеют коллизионные нормы. Коллизионные нормы о праве, подлежащем применению к внешнеэкономическим сделкам, содержатся в положениях раздела 7 ГК и отраслевых законодательных актах в зависимости от характера сделки, а также в международных договорах Республики Беларусь. Международных соглашений коллизионного характера с участием Республики Беларусь не так много. Основная масса международных договоров по внешнеэкономическим сделкам носит материально-правовой, а не коллизионный характер. В числе их следует назвать Венскую Конвенцию ООН 1980 года «О договорах международной купли-продажи товаров», пакет конвенций УНИДРУА 1988 года «О международной аренде оборудования», «О международном финансовом лизинге» и «О международном факторинге». Некоторые условия внешнеэкономической сделки могут прямо регулироваться международными соглашениями и носить императивный характер, независимо от воли сторон, а некоторые носят диспозитивный характер. Предоставление в Республике Беларусь иностранным юридическим лицам национального режима является важной основой для установления плодотворных деловых отношений с зарубежными партнерами. Кроме Гражданского кодекса, национальный режим деятельности иностранных юридических лиц закрепляется и в других актах законодательства, в частности в Инвестиционном кодексе Республики Беларусь. К форме сделки применяется, как правило, право места совершения сделки. Согласно общепринятому принципу коллизионного права форма договора определяется по закону места ее заключения, а в отдельных случаях с учетом личного закона участников сделки. Для внешнеэкономических сделок с участием граждан и юридических лиц Республики Беларусь предусмотрено специальное правило об обязательности письменной формы. Причем, несоблюдение письменной формы внешнеэкономической сделки влечет ее недействительность. Исковая давность определяется по праву страны, применяемому для регулирования соответствующего отношения. В Гражданском кодексе содержатся и коллизионные нормы о доверенности, иных вещных правах, обязательствах, возникающих вследствие причинения вреда, неосновательного обогащения. Форма и срок действия доверенности определяются по праву страны, где выдана доверенность. Ст. 1124 ГК регулирует отношения по договорным обязательствам. Ею предусмотрено, что стороны как при заключении договора, так и в последующем могут по соглашению между собой избрать право, которое подлежит применению к их правам и обязанностям по этому договору, если это не противоречит законодательству. При этом выбор сторонами по договору подлежащего применению права, сделанный после заключения договора, имеет обратную силу и считается действительным с момента его заключения без ущерба для прав третьих лиц. Договорные отношения регулируются либо правом, названным самими контрагентами (ст. 1124), либо, с некоторыми исключениями (предусмотренными п. 3 ст. 1125) правом страны, где имеет основное место деятельности сторона, осуществляющая исполнение, имеющее решающее значение для содержания договора (п. 1,4 ст. 1125). Коллизионная привязка «автономия воли» возникла в средние века в европейском торговом обороте и означает, что стороны внешнеэкономической сделки могут назвать правовую систему, наиболее подходящую на их взгляд для правового обеспечения данной сделки. Первоначально «автономия воли» сторон ничем не ограничивалась. В настоящее время положение изменилось: «автономия воли» сторон при выборе применимого права имеет пределы, установленные в одних государствах законодательно, а в других — судебной практикой. Концентрированно эти пределы можно очертить следующим образом: 1. Стороны не могут выбирать правопорядок, если в сделке отсутствует иностранный элемент, и она связана с территорией одной страны, т.е. является внутренней коммерческой сделкой. 2. Как правило, выбор применяемого права на основе принципа «автономии воли» касается договорного статута, т.е. вопросов, касающихся обязательств сторон во внешнеэкономической сделке, но стороны не могут при помощи «автономии воли» исключить действие императивных национальных норм, особенно направленных на защиту слабой стороны (потребителя, наемного работника и т. д.) при условии, что сделка связана с территорией этой страны, где действуют такие нормы. 3. Стороны не могут своей волей исключить применение международных императивных норм. Так, недопустима сделка, касающаяся продажи мяса белых китов, ибо добыча этих животных запрещена международными договорами. 4. И, наконец, выбранное иностранное право не будет применяться, если последствия его применения будут противоречить основам правопорядка государства, с которым сделка реально связана. Обычно «наиболее тесная связь» сделки с правом определенной страны обеспечивается исполнением основных обязательств по этой сделке на территории конкретного государства (кредит, выданный немецким банком, предполагает немецкое право). Привязка «наиболее тесной связи» возникла в судебной практике в странах англосаксонской системы права, но постепенно была воспринята законодательством континентальных правовых систем. При этом при законодательном оформлении «тесная связь» получила конкретизацию в виде привязки к месту оказания наиболее характерной услуги в обязательстве: в договоре продажи — это услуги продавца, в кредитном договоре — услуги кредитора, в аренде — услуге арендатора и т. д. Возникновение и прекращение права собственности на имущество по сделке определяются, согласно ст. 1120 ГК, по праву места совершения сделки, если иное не установлено соглашением сторон. Кроме того, специальное коллизионное правило предусмотрено в отношении права собственности на движимое имущество, находящееся в пути по сделке. Право собственности на такое имущество определяется по праву страны, из которой оно отправлено, если иное не установлено соглашением сторон. После того, как определено право, подлежащее применению к внешнеэкономической сделке, все возможные вопросы разрешаются сторонами или судом в соответствии с этим правом. Большее место в правовом регулировании внешнеэкономической сделки занимают универсальные и региональные договоры. В настоящее время в своей совокупности они образуют достаточно обширный свод унифицированных правил поведения субъектов, который в значительной степени способствует преодолению различий, существующих в этой области в национальном законодательстве отдельных государств. В числе наиболее значимых международно-правовых документов, принятых в последние десятилетия в целях правового регулирования различных аспектов внешнеэкономической деятельности, можно назвать следующие правовые акты: 1. Гаагская конвенция «О праве, применимом к международной купле-продаже движимых материальных вещей» 1955 г. 2. Гаагская конвенция «О праве, применимом к переходу права собственности при купле-продаже движимых материальных вещей» 1958 г. 3. Гаагская конвенция «О единообразном законе, о заключении договоров, о международной купле-продаже товаров» 1964 г. 4. Гаагская конвенция «О единообразном законе, о международной купле-продаже товаров» 1964 г. 5. Нью-йоркская конвенция ООН «Об исковой давности в международной купле-продаже товаров» 1974 г. 6. Гаагская конвенция «О праве, применимом к договорам с посредниками и представителями» 1978 г. 7. Венская конвенция ООН «О договорах международной купли-продажи товаров» 1980 г. 8. Римская конвенция «О праве, применимом к договорным обязательствам» 1980 г. 9. Женевская конвенция «О представительстве в международной купле-продаже товаров» 1983 г.
10.Гаагская конвенция «О праве, применимом к договорам международной купли-продажи товаров» 1986 г. 11.Оттавская конвенция «О международном факторинге» 1988 г. 12.Оттавская конвенция «О международном финансовом лизинге» 1988 г. В последнее время широкое распространение в сфере международной торговли получило применение методов невластного или внезаконодательного правового регулирования, где правило поведения создается участниками делового оборота. Эту систему регулирования образуют такие правовые источники, как: договор; правовой обычай и доктрина. Договорное регулированиеявляется специфической особенностью гражданского права и продолжением действия частноправовых методов регулирования. Предоставленная сторонам возможность самостоятельно устанавливать права и обязанности по договору дает основание для включения договора в систему форм правового регулирования параллельно с законодательством. Договорноерегулирование имеет свои пределы, обусловленные степенью императивности законодательства. Специфика внешнеэкономических отношений обуславливает возрастание роли принципа автономии воли сторон в указанной сфере. Наконец, договорное регулирование во внешнеэкономической деятельности позволяет обеспечить применение международно-правовых договоров или иных международных документов, которые в силу осторожного к ним обращения со стороны государства или иных причин формально не действуют на данной территории. Включение ссылки на такой документ в текст контракта придает ему юридическую силу для данного правоотношения. Существенная роль в системе международного невластного регулирования принадлежит обычаяммеждународного делового оборота. Под такого рода обычаями понимаются единообразные устойчивые правила, сложившиеся в предпринимательской практике, не имеющие обязательной юридической силы, но становящиеся обязательными для участников коммерческой сделки при условии указания на это обстоятельство в коммерческом договоре. Некоторые из них являются универсальными и распространенными во всем мире, касаются многих сфер сотрудничества, другие — касаются специальных сфер сотрудничества, третьи - действуют только в одном регионе. Главная трудность в применении торговых обычаев в том, что они неписаны, передаются коммерсантами друг другу из поколения в поколение. Место правового обычая в системе источников права зависит, прежде всего, от принципиального отношения к нему законодателя. Гражданский кодекс Республики Беларусь в ст. 1093 раздела «Международное частное право» указывает, что право, подлежащее применению к отношениям с иностранным элементом, определяется на основании не противоречащих законодательству Республики Беларусь международных обычаев. Исключительно важным примером неофициальной кодификации правил международной торговли являются Принципы международных коммерческих договоров УНИДРУА 1994 г. Принципы предназначены для участников международной торговли с целью их использования в договорной практике. Принципы УНИДРУА не являются международным договором, не требуют какого-либо формального присоединения к ним государств, носят рекомендательный характер и не обязательны для сторон внешнеэкономических сделок. Они подлежат применению в следующих случаях: 1. если стороны согласились, что их договор будет регулироваться этими правилами; 2. когда стороны согласились, что их договор будет регулироваться «общими принципами права», «обычаями и обыкновениями международной торговли» или аналогичными положениями. Кроме того, принципы могут использоваться: 1. для решения вопроса, возникающего в случае, когда оказывается невозможным установить соответствующую норму применимого права; 2. для толкования и восполнения международных унифицированных правовых документов; 3. в качестве модели для национального и международного законодательства; 4. для регулирования отношений сторон по внешнеэкономической сделке, когда стороны на них сослались. Обычаи материально-правового характера такие, как «ИНКОТЕРМС», формально в систему регулирования гражданских отношений Республики Беларусь также не включены. Однако ИНКОТЕРМС является одним из важнейших международных документов, в котором сформулированы унифицированные правила по толкованию торговых терминов, получивших наиболее широкое распространение в мировой торговле. ИНКОТЕРМС применяется лишь тогда, когда стороны договорились об этом. Правда, ничто не мешает государству придать правилам ИНКОТЕРМС или любому другому документу подобного рода юридическую силу, и тогда соответствующие правила будут применяться независимо от воли сторон. Такая практика имеет место в некоторых государствах, например в Украине. Доктрина как форма правового регулирования не получила пока признания ни со стороны белорусского законодателя, ни со стороны ученых-юристов. Обилие пробелов в гражданском законодательстве о внешнеэкономической деятельности обуславливает возрастание регулирующей роли доктрины. Юридическая практика знает случаи, когда со ссылкой на доктрину даже принимались судебные решения. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 295. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |