Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Опросник «Мотивация к избеганию неудач»




Теоретическая установка

Тест предложен Т.Эллерсом, позволяет оценить уровень защиты личности, мотивации к избеганию неудач, страха перед несчастьем.

Инструкция:

Вам предлагается список слов из 30 строк (Приложение 2), по 3 слова в каждой строке. В каждой строке выберите одно из 3-х слов, которое наиболее точно Вас характеризует и пометьте его.

Обработка результатов

Вы получили по 1баллу за следующие выборы, npuведенные в ключе (первая цифра перед дефисом означает номер строки, вторая цифра после дефиса - номер столбца, в котором нужное слово. Например, 1/2 означает, что слово, получившее 1 балл в первой строке, во втором столбце - «бдительный»). Другие выборы баллов не получают.

Ключ подсчета:

1/2; 2/1; 2/2; 3/1; 3/3; 4/3; 5/2; 6/3; 7/2; 7/3; 8/3; 9/1:9/2; 10/2; 11/1; 11/2; 12/l; 12/3:13/2; 13/3; 14/1; 15/1; 16/2; 16/3; 17/3; 18/1; 19/1; 19/2; 20/1; 20/ 2; 21/1; 22/1; 23/1; 23/3; 24/1; 24/2; 25/1; 26/2; 27/ 3; 28/1; 28/2; 29/1; 29/3; 30/2.

Интерпретация результатов:

Чем больше сумма баллов, тем выше уровень мотивации к избеганию неудач, защите.

От 2 до 10 баллов: низкая мотивация к защите;

от 11 до 16 баллов: средний уровень мотивации;

от 17 во 20 баллов: высокий уровень мотивации;

свыше 20 баллов: слишком высокий уровень мотивации к избеганию неудач, защите.

Сформулируйте выводы на основе полученных индивидуальных результатов и рекомендации по самосовершенствованию.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задача 22.Изучите методику экспресс-диагностики эмпатии и рефлексии и определите какой у Вас уровень их развития.

Теоретическая установка

Эмпатия - эмоциональный отклик человека на переживание других людей, проявляющийся как в сопереживании, так и в сочувствии.

При сопереживании эмоциональный отклик идентичен тому, что и как переживает конкретный человек. Это возможно лишь при представлении себя на месте переживающего.

При сочувствии эмоциональный отклик выражается лишь в участливом отношении к переживающему человеку или страдающему человеку.

Для эмпатии характерно то, что она может возникать и проявляться с большей силой не только в отношении людей (животных), реально существующих, но и изображенных в художественных произведениях литературы, кино, театра, живописи, скульптуры.

Метод экспресс-диагностики эмпатии предполагает использование опросника, содержащего 6 диагностических шкал эмпатии, которые выражают отношение к родителям, животным, старикам, детям, героям художественных произведений, знакомым и малознакомым людям. В опроснике 36 утверждений, по каждому из которых испытующему предлагается оценить, в какой мере он с ним согласен или не согласен, используя б вариантов ответов: "не знаю", "никогда или нет", "иногда", "часто", "почти всегда", "всегда или да". Каждому варианту ответа соответствует числовое значение; 0, 1, 2, 3, 4, 5.

Инструкция:

Вам предлагается оценить несколько утверждений (Приложение 3). Ваши ответы не будут оцениваться как плохие или хорошие, поэтому просьба проявить откровенность. Над утверждениями не следует долго раздумывать.

Достоверные ответы те, которые первыми пришли в голову. Прочитав в опроснике утверждение в соответствии с его номером отметьте в ответном листе Ваше мнение под одной из шести градаций : "не знаю", "никогда или нет", "иногда", "часто", "почти всегда", "всегда или да". Ни одно из утверждений пропускать нельзя.

Испытуемому предлагается опросник, приведенный в приложении 3.

Обработка результатов:

Необходимо подсчитать, сколько ответов определенного типа дано в указанные номера утверждений опросника.

"Не знаю" -2, 4, 16, 18, 33;

"Всегда или да" - 2, 7, 11, 13, 16, 18, 23.

Кроме того, следует выявить сколько раз ответ типа "всегда или да" получен на оба утверждения в следующих парах: 7 и 17, 10 и 18, 17 и 31, 22 и 35, 34 и 36; сколько раз ответ типа "всегда или да" получен для одного из утверждений, а типа "никогда или нет" для другого в следующих парах: 3 и 36, 1 и З, 17 и 28.

После этого суммируются результаты отдельных подсчетов, если общая сумма - 5 или более, то результат исследования недостоверен;

при сумме равной - 4 - результат сомнителен;

при сумме не более 3 - результат исследования может быть признан достоверным.

При достоверных результатах дальнейшая обработка направлена на получение количественных показателей эмпатии и ее уровня. Пользуясь ключом - дешифратором (табл.1) можно получить общую характеристику эмпатии на основании данных, которые представляют все диагностические шкалы и дают характеристику отдельных составляющих эмпатии.

Таблица 1

Ключ-дешифратор

С помощью таблицы 2 на основании полученных бальных оценок диагностируются уровень эмпатии по каждой из составляющих и в целом.

Таблица 2

Уровень эмпатии

По полученным данным в ходе работы с методикой сделать выводы.

- об общей характеристике эмпатии (по данным всех диагностических шкал)

- о характеристике отдельных составляющих эмпатии;

- об уровне каждой из составляющих и в целом;

- о степени равномерности развития отдельных составляющих эмпатии.

Сформулируйте выводы на основе полученных индивидуальных результатов и рекомендации по самосовершенствованию.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задача 23.Изучите опросник «Адаптивность» и осуществите диагностику уровня вашей адаптивности.

Теоретическая установка

Теоретической основой данного опросника (теста) является представление об адаптации, как о постоянном процессе активного приспособления индивида к условиям социальной среды и новым условиям профессиональной деятельности, затрагивающим все уровни функционирования человека. Эффективность адаптации в значительной степени зависит  как от генетически обусловленных свойств нервной системы, так и от условий воспитания, от того, насколько адекватно индивид воспринимает себя и свои социальные связи, а также соизмеряет свои потребности с имеющимися возможностями и осознает мотивы своего поведения. Искаженное или недостаточно развитое представление о себе ведет к нарушению адаптации, что может сопровождаться повышенной конфликтностью, непониманием своей социальной роли, снижением работоспособности, ухудшением состояния здоровья. Случаи нарушения адаптации могут приводить к развитию психосоматических заболеваний, срывам в профессиональной деятельности, девиантным формам поведения.

МЛО «Адаптивность» состоит из 165 вопросов (см. приложение 4) и имеет четыре структурных уровня, что позволяет получить информацию различного объема и характера. Шкалы 2-го, 3-го и 4-го уровня конструктивно связаны между собой. Шкалы 1-го уровня являются самостоятельными и соответствуют базовым шкалам методики СМИЛ (MMPI).

При проведении мероприятий по профессиональному психологическому отбору достаточно использовать основную интегральную шкалу 4-го уровня («личностный адаптационный потенциал» (ЛАП)). Однако, при необходимости иметь более подробную информацию о психологических особенностях людей, обработку результатов целесообразно начинать со шкал 3-го уровня («поведенческая регуляция» (ПР), «коммуникативный потенциал» (КП), «моральная нормативность» (МН)).

Инструкция:

Сейчас Вам будет предложен ряд вопросов, на которые Вы должны ответить только «да» (+) или «нет» (-). Вопросы касаются Вашего самочувствия, поведения или характера. «Правильных» или «неправильных» ответов здесь быть не может, поэтому не старайтесь долго их обдумывать или советоваться с товарищами – отвечайте исходя из того, что больше соответствует Вашему состоянию или представлению о самом себе.

Все задания выполняются по порядку; пропускать вопросы нельзя. Метки в виде «+» или «-» ставятся только в регистрационном листе непосредственно под цифрой номера вопроса. Если Вы ошиблись, ничего не исправляйтесь в регистрационном листе: поставьте правильный ответ в соответствующей графе и обведите его кружочком.

Приступаем к выполнению опросника «АДАПТИВНОСТЬ».

Обработка результатов.

При обработке результатов учитывается количество ответов, совпавших с «ключом» (Таблица 3). Каждое совпадение ответа с «ключом» оценивается в один «сырой» балл.

Обработка результатов начинается со шкалы «достоверности», которая оценивает степень объективности ответов. Если общее количество баллов превышает 10, то полученные результаты целесообразно считать необъективными, вследствие стремления испытуемого как можно больше соответствовать «социально желаемому» типу личности. В этом случае необходимо дополнительно проводить собеседование с кандидатом по уточнению правильности понимания формулировок некоторых вопросов, ответов на вопросы (выборочно по разным шкалам) для дальнейшего принятия решения о возможности учета полученных данных или повторном тестировании кандидата.

 

Таблица 3

«Ключи» к шкалам 3 уровня МЛО «Адаптивность»

Шкалы «ДА» «НЕТ»
Достоверность   1,10,19,31,51,69,78,92,101, 116,128,138,148
Поведенческая      регуляция (ПР) 4,6,7,8,11,12,15,16,17,1820,21,28,29,30,37,39,40,41,47,57,60,63,65,67,68,70,71,73,80,82,83,84,86,89,94,95,96,98,102,103,108,109,110,111,112,113,115,117,118,119,120,122123,124,127,129,131,135136, 137,139,143,146,149153,154,155,156,157,158161,162 2,3,5,23,25,32,38,44,45,49, 52,53,54,55,58,62,66,75,87, 105,132,134,140
Коммуникативный потенциал (КП) 9,24,27,33,43,46,61,64,8188,90,99104,106,114,121,126,133,142,151,152 26,34,35,48,74,85,107,130, 144,147, 159
Моральная нормативность (МН) 14,22,36,42,50,56,59,72,77,79,91,93,125,141,145, 150,164,165 13,76,97,100,160,163
Личностный    адаптационный потенциал (ЛАП) 4, 6, 7, 8, 9,11, 12, 14, 15, 16, 17, 18, 20, 21, 22, 24, 27, 28, 29, 30, 33, 36, 37, 39, 40, 41, 42, 43, 46, 47, 50, 56, 57, 59, 60, 61, 63, 64, 65, 67, 68, 70, 71, 72, 73, 77, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 86, 88, 89, 90, 91, 93, 94, 95, 96, 98, 99, 102, 103, 104, 106, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 117, 118, 119, 120, 121, 122, 123, 124, 125, 126, 127, 129, 131, 133, 135, 136, 137, 139, 141, 142, 143, 145, 146, 149, 150, 151, 152, 153, 154, 155, 156, 157, 158, 161, 162, 164, 165 2, 3, 5, 13, 23,25,26, 32, 34, 35, 38, 44, 45, 48, 49, 52, 53, 54, 55, 58, 62, 66, 74, 75, 76, 85, 87, 97, 100, 105, 107, 130, 132, 134, 140, 144, 147, 159, 160, 163

Сумма «сырых» баллов по шкалам 3-го уровня (ПР, КП, МН) соответствует значению шкалы 4-го уровня (ЛАП). Полученные значения переводятся в стэны (таблица 4). Самостоятельно шкалы 3-го уровня используются при проведении профессионально-психологического сопровождения.

Краткая интерпретация шкал опросника «Адаптивность представлена в таблице 5.

Таблица 4

 

Перевод в стандартные баллы (стэны) результатов, полученных     

по шкалам 3-го уровня МЛО «Адаптивность»

Стэны

Шкалы

ПР КП МН
1 46 - > 27 – 31 18 - >
2 38 – 45 22 – 26 15 –17
3 30 – 37 17 – 21 12 –14
4 22 – 29 13 – 16 10 –11
5 16 – 21 10 – 12 7 – 9
6 13 – 15 7 - 9 5 - 6
7 9 –12 5 - 6 3 –4
8 6 - 8 3 - 4 2
9 4 – 5 1 – 2 1
    10 0 – 3 0 0
       

Таблица 5

Краткая интерпретация шкал 3-го уровня МЛО «Адаптивность»

Наименование    шкалы Интерпретация низких значений Интерпретация высоких значений
ПР Низкий уровень поведенческой регуляции, определенная склонность к нервно-психическим срывам, отсутствие адекватности самооценки и адекватного восприятия действительности Высокий уровень нервно-психической устойчивости и поведенческой регуляции, высокая адекватная самооценка, адекватное восприятие действительности
КП Низкий уровень коммуникативных способностей, затруднение в построении контактов с окружающими, проявление агрессивности, повышенная конфликтность Высокий уровень коммуникативных способностей, легко устанавливает контакты с окружающими, не конфликтен
МН Низкий уровень социализации, не может адекватно оценить свое место и роль в коллективе, не стремиться соблюдать общепринятые нормы поведения Высокий уровень социализации, адекватно оценивает свою роль в коллективе, ориентируется на соблюдение общепринятых норм поведения.

 

Тест МЛО «Адаптивность» позволяет судить о степени соответствия обследуемого общепринятой психической норме, определить общий уровень развития адаптационного потенциала личности и отнести обследуемых к одной из групп, отличающихся по уровню развития адаптационных способностей (АС): хороший, удовлетворительный и недостаточный уровень развития АС.

Критерии для разделения специалистов на группы по уровню адаптационных способностей приведены в таблице 6.

Все специалисты, показавшие по интегральной шкале данного теста (ЛАП) результаты, соответствующие третьей группе развития адаптационных способностей, обязательно включаются в список лиц, нуждающихся в психологической коррекции. В этот же список может быть включена часть лиц, обладающих удовлетворительным уровнем развития адаптационных способностей.

С целью прогноза характера возможных нарушений процесса профессиональной адаптации целесообразно более подробно анализировать шкалы 3-го уровня теста МЛО («поведенческая регуляция», «коммуникативный потенциал», «моральная нормативность»). Наиболее низкие показатели по той или иной шкале указывают на вероятность того, что первичные нарушения процесса адаптации могут начаться именно из-за недостаточного развития данных характеристик.

Таблица 6

Характеристика групп с различным уровнем адаптационных способностей (по тесту МЛО Адаптивность»)

Группа Характеристика
1 (5 - 10 стэнов) Группа хороших адаптационных способностей. Курсанты этой группы легко адаптируются к новым усло­виям деятельности, быстро «входят» в новый коллектив, достаточно лег­ко и адекватно ориентируются в новой ситуации, быстро вырабатывают стратегию своего поведения и со­циализации. Как правило, не кон­фликтны, обладают высокой эмоцио­нальной устойчивостью. Функцио­нальное состояние лиц этих групп в период адаптации остаётся в пределах нормы, работоспособность сохраняется.
2 (3 - 4 стэна) Группа удовлетворительной адапта­ции. Большинство лиц этой группы обладают признаками различных ак­центуаций, которые в привычных условиях частично компенсированы и могут проявляться при смене деятельности. Поэтому успех адап­тации во многом зависит от внеш­них условий среды. Эти лица, как правило, обладают недостаточно высокой эмо­циональной устойчивостью. Процесс социализации может быть осложнён, возможны асоциальные срывы, проявление аг­рессивности и конфликтности. Функ­циональное состояние в начальные этапы адаптации может быть нару­шено. Лица этой группы требуют постоянного контроля.
3 (1 - 2 стэна) Группа сниженной адаптации. Эта группа обладает признаками явных акцентуаций характера и некоторы­ми признаками психопатий, а психи­ческое состояние можно охаракте­ризовать как пограничное. Процесс адаптации протекает тяжело. Воз­можны нервно-психические срывы, длительные нарушения функциональ­ного состояния. Лица этой группы конфликтны, мо­гут допускать делинквентные пос­тупки.

Низкие значения по шкале «поведенческая регуляция» свидетельствуют о нервно-психической неустойчивости, высокой ситуационной тревожности, неуверенности в своих силах. Как правило, лица с подобными характеристиками нуждаются в одобрении и поддержке со стороны окружающих. Целесообразно проведение с данной категорией специалистов психокоррекционных мероприятий, направленных на снижение нервно-психического напряжения и стабилизацию поведенческой регуляции.

Низкие значения по шкале «коммуникативные качества» указывают на возможные нарушения профессиональной адаптации из-за проблем в сфере межличностного общения и неадекватных взаимоотношений с окружающими. Наиболее целесообразно проведение с данной категорией социально-психологического тренинга, направленного на развитие коммуникативных качеств личности.

Низкие значения по шкале «моральная нормативность» указывают на возможные проблемы в плане восприятия требований, определяемых спецификой профессиональной деятельности. Данная категория лиц нуждается в социально-психологическом тренинге, направленном на формирование необходимого стереотипа поведения.

Сформулируйте выводы на основе полученных индивидуальных результатов и рекомендации по самосовершенствованию.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задача 24.Изучите метод парных сравнений и определите доминирующие мотивы профессионального самосовершенствования

Теоретическая установка

Модификация метода парных сравнений в целях диагностики доминирующих мотивов специалиста осуществлена Федотовым С.Н. и Юклянюком В.В.

Задача состоит в том, чтобы определить какой тип мотивов (процессуальный, результативный, вознаграждения или избегания неприятностей) преобладает у респондента.

Чтобы это выяснить необходим соответствующий метод. Таким методом может быть метод парных сравнений шкалируемых объектов.

Суть его состоит в том, что тестируемому предлагается выбрать из двух объектов один, предпочтительный с его точки зрения. При этом в зависимости от решаемой задачи, объектами могут быть: моральные или материальные стимулы, признание авторского права или внедрения и т.п.

Метод парных сравнений заслуживает внимания потому, что попарно сравнить объекты гораздо легче, чем, скажем, их ранжировать или выбирать детерминированные ответы типа "Да", "Нет".

Но нельзя не обратить внимания и на имеющийся недостаток данного метода.

При большом числе объектов метод парных сравнений оказывается слишком трудоемким и требует значительных временных затрат. Например, при 10 объектах необхо­димо выполнить 9 • 5=45 сравнений, и это еще вы­полнимо, а при 20 - уже 19 • 10 =190, и это уже очень тяжело из-за большой монотонности предложенного респонденту задания.

Несмотря на отмеченный недостаток с учетом стоящих в исследовании задач следует согласиться с мнением А.Г. Шмелева, что метод парных сравнений является информативным и удобным инструментом познания личности в целом и особенностей мотивации профессионального самосовершенствования в частности.

В нашем случае выделено четыре типа мотивов и должно быть хотя бы по три утверждения по каждому из них. Следовательно, всего утверждений должно быть не менее 12 и не более 20. Оптимальным следует считать список, включающий в целом 16 утверждений (по 4 на каждый тип мотивов). Тем самым будут полностью учтены ограничения и "снизу", и "сверху".

В тесте используется следующий список утверждений.

1. Желание избегать неприятностей.

2. Стремление к первенству в труде.

3. Интерес к своей профессии.

4. Удовлетворенность от собственного развития.

5. Стремление к самоанализу и самооценке.

6. Желание стать высококвалифицированным специалистом.

7. Интерес к продвижению "по службе".

8. Ориентация на творческую работу.

9. Желание работать под чьим – то руководством, а не самостоятельно.

10. Стремление завоевать авторитет в коллективе и среди коллег

11. Желание быть не хуже других.

12. Ориентация на достижение нормативно установленного результата.

13.Стремление к совершенству в своей работе

14. Желание действовать в соответствии с чувством долга, чести, морали и социальными нормами.

15. Стремление получать вознаграждения.

16. Ориентация на общественное мнение и неформальных лидеров.

Задача респондента сводится к тому, что он должен попарно сравнить вышеуказанные утверждения.

Инструкция:

Передвами 16 утверждений, которые вы должны оценить, попарно сравнивая их между собой.

Сначала сравните 1-ое утверждение со 2-м , 3-м и т.д. и результат оценки предпочтений впишите в 1-ю колонку бланка ответов (см. табл. 7). Так, если при сравнении первого утверждения со вторым, предпочтительным для себя вы сочтете второе, то в начальную клеточку впишите цифру 2. Если же предпочтительным окажется первое утверждение, то впишите цифру 1.

Затем то же самое проделайте со вторым утверждением: сравните его сначала с 3-м, потом с 4-м и т.д., и вписывайте результат во вторую колонку.

Подобным же образом работайте с остальными утверждениями постепенно заполняя весь бланк ответов.

Таблица 7

Бланк ответов










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 2094.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...