Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Теории «возрожденного естественного права». Неотомистская философия права Ж.Маритена




Несмотря на то, что юридический позитивизм в двадцатом веке был существенно потеснен социологическими и естественно-правовыми теориями, все же формализм продолжал занимать значительное место в буржуазном правоведении, особенно в отраслевых дисциплинах.

Среди политико-правовых концепций двадцатого века особое место занимают учения о естественном праве. Они продолжают традиции философского осмысления прав, но уже имеют существенные отличия от предшествующих взглядов на естественные права человека. В противоположность доктринам прошлого, основанным на представлениях об изолированном, обособленном индивиде, правоведение двадцатого столетия рассматривает человека с точки зрения социальных определений, как участника многообразных общественных связей. В перечень естественных прав кроме неотъемлемых, призванных гарантировать независимость от государства личность, включились и социально-экономические.

Современная теория естественного права получила наибольшее распространения в середине столетия. Интерес к ней во многом обусловлен стремлением демократических кругов пресечь практику авторитарных и фашистских режимов. С принятием конвенций и пактов по защите прав человека влияние естественно-правовых учений пошло на убыль.

Наибольшее распространение в современных условиях получили такие доктрины естественного права, как неотомизм (Ж. Маритен, В. Катрайн, И. Месснер), феноменологизм (Г. Гуссерль, А. Райнах), экзистенционализм (Ж.П.Сартр, А. Камю), герменевтика (А. Кауфман, В. Хассемер).

Неотомисты возводят свое понимание естественного закона к философии Фомы Аквинского, чье ученье получило в 1879 году одобрение и поддержку со стороны католической церкви.

Концепция Ж.Маритена, как и других последователей неотомизма, построена на соединении традиционном для религиозной философии представления о божественном происхождении государства и права с положениями современной науки: принципами историзма, идеями развития культуры и социальной обусловленности политики. Учение представляет собой вариант модернизации социальной теории католицизма применительно к условиям высокоразвитого индустриального общества.

Признавая существование вечного, неизменного закона, Ж.Маритен считал, что естественное право раскрывается людям постепенно, по мере развития культуры и приближения к Богу, который является источником и первым принципом естественного права. В связи с этим ученый оценивал, как бесплодные попытки составить полный каталог естественных прав индивида на все времена. “Декларация прав человека никогда не буде исчерпывающей и окончательной. Она всегда будет зависеть от уровня морального сознания и от уровня цивилизации в данный период истории”.

Современная эпоха характеризуется, по его мнению, стремлением расширить и обновить понимание естественного права. Ж. Маритена предложил собственную классификацию прав человека, разделив ее на три вида: фундаментальные, политические, социальные.

Учение Ж. Маритена явилось одной из концепций, идейно подготовивших разработку Всеобщей декларации прав человека, принятой в ООН в 1948 году.

Феноменологизм(феноменологическая социология) рассматривает общество как явление, созданное и постоянно воссоздаваемое в духовном взаимодействии индивидов.

Герменевтика (от греч.разъясняю, истолковываю) - искусство и теория истолкования текстов. По представлениям сторонников этой теории язык, а не говорящий индивид, является субъектом речи. Общими чертами герменевтики являются (1)недоверие к непосредственным свидетельствам сознания, к принципу достоверности самосознания и (2) обращение к к “косвенным”свидетельствам жизни сознания, которые выражаются не столько в логике, сколько в языке.

Экзистенционализм (философия существования)- иррационалистическое направление буржуазной философии. Эта теория отвергает как рационалистическую традицию, по которой свобода есть познанная необходимость, так и гуманистически-натуралистическую, для которой свобода заключается в раскрытии природных задатков человека, в раскрепощении его сущностных сил. Свобода для экзистенционализма и есть сама экзистенция(существование), а существование - это и есть свобода.

В экзистенционализме преобладает настроение неудовлетворенности, искания, отрицания и преодоления достигнутого.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 438.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...