Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Социологические концепции права. Политико-правовые учения Р.Паунда, Ж.Гурвича.




Социологическая теория права - базируется на понимании права как фактического уклада жизни общества, тех отношений, которые имеют место быть в действительности. Ключевая категория социологическая теория права "живое право", то есть то, что отражает сложившийся порядок в обществе. Сторонники социологической теория права требуют отдавать приоритет "живому праву, а не системе официальных норм.

Паунд видел цель правав примирении и гармонизации сталкивающихся интересов.

В своей работе «Современная правовая теория» (1940)выделил три группы интересов, закрепляемых правом:—> публичные интересы (интересы государства);—> индивидуальные интересы (интересы личности, интересы семьи, субстанциональные интересы, к числу которых относятся собственность, свобода завещания, свободапредпринимательства, свобода договоров);—> общественные интересы (интересы общей морали,общей безопасности, общественных ресурсов и др.).

Право как социальная инженерия. Деятельность юристовпо установлению рационального порядка в обществе можноуподобить деятельности инженеров, поэтому право — это«социальная инженерия»: «О работе инженера судят по еесоответствию поставленным целям, а не потому, соответствует ли она некоей идеальной форме, принятой в силутрадиции. В отличие от прошлого века мы также подходимк деятельности юристов, судей, законодателей».

Право, позволяющее осуществить в жизни цель примирения и гармонизации сталкивающихся интересов, является социальным инструментом, средством обеспечениявысшей формы социального контроля над людьми.

Если в эпоху античности, средних веков и в Новое время социальный контроль осуществлялся в основном припомощи религии и морали, то в XX в. этот контроль осуществляется уже посредством права, а «все остальныевиды социального контроля действуют под надзором и всоответствии с требованиями права». Право — это «высокоспециализированная форма социального контроля, осуществляемого на основе властных предписаний в рамкахсудебного или административного процесса».

Три измерения права. Паунд понимает право как:1) правопорядок, т.е. режим установленных отношений,поддерживаемый систематическим применением принуждения со стороны государства;

2) совокупность нормативно-правовых актов (законодательства штата Невада и т.д.);3) процесс отправления правосудия, который может осуществляться либо на основе второго понимания права,либо самостоятельно («юстиция без права»: суд творит новое право, не будучи связан ни законом, ни прецедентом).

Приверженности судей «механической юриспруденции»,которая предпочитает логическую дедукцию из заранее определенных правовых понятий, игнорируя современнуюдействительность «индустриального общества», Паунд противопоставляет судебный процесс — гибкий и чуткий кпотребностям жизни. Значительно сильнее, чем абстрактные правовые нормы, на фактическое поведение людейвоздействуют судейские решения, принимаемые в зале судебных разбирательств.

Классификация права. Паунд различает:—> «право в книгах» (законодательство);—> «право в действии» (правопорядок, судебный и административный процессы).

Правовые взгляды Роско Паунда снискали ему репутацию одного из наиболее авторитетных представителей социологической юриспруденции в США и получили широкое признание среди американских судей.

В 30-е гг. на базе традиции институционального правового плюрализма была сформулирована концепция «социального права», автором которой стал Г. Гурвич (работал преподавателем вначале в Петроградском, затем Тюбингенском и Парижском университетах). Воплощением социального права Гурвич считал социальное законодательство (сам термин был предложен в 60-е гг. XIX в. О. Гирке). Социальное право в более поздних толкованиях Гурвича – это право, зафиксированное в высших формах общественного взаимодействия людей, это «социабельное право», которое содействует объективной интеграции в межличностных отношениях. В отличие от индивидуалистического права оно основано на партнерстве, и потому оно является правом, нацеленным на взаимопомощь, на решение общих задач, на установление мира, в то время как индивидуалистическое право в прошлом и настоящем – это право войны, конфликтов, разобщенности. Поскольку социальное право основано на доверии, оно не может быть установлено извне: оно действует как бы изнутри данной социальной среды и в этом смысле оно есть автономное право. Его параметры заданы не «чистой нормой» нормативистов, не субъективными представлениями лиц и не объективированным фактом, а «непосредственным юридическим опытом», который фиксируется в коллективных документах.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 577.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...