Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные направления и школы политико-правовой мысли XX века: традиции и новации




Политология становится самостоятельной научной и учебной Дисциплиной во второй половине XIX в. Вплоть до возникнове­ния политологии как самостоятельной научной дисциплины сфера политического рассматривалась в связи с другими подсистемами общества, а не в качестве самостоятельной сферы.

Современная политология проходит в своем развитии не­сколько этапов.

Первый этап: конец XIX в. - 40-е гг. XX в. Развитие полити­ческой науки на рубеже веков связано с именами М. Вебера, Г. Моска, В. Парето, Р. Михельса, М. Острогорского, Э. Дюрк-гейма. Они развивали социологическое направление, исследую­щее взаимодействие политики с другими сферами общественной жизни. Эти мыслители заложили основы политической социоло­гии, изучали политические элиты, бюрократию, партии, особен­ности функционирования политической власти в условиях демо­кратии. Ярким представителем социологического направления был немецкий политолог и социолог М. Вебер (1861-1920). Он изучал политику с позиций социокультурных факторов развития (ценности, идеалы, верования). Политика - это особый вид чело­веческой деятельности и сфера жизни, которая формируется с возникновением государственно-административного аппарата. М. Вебер также анализировал проблемы легитимности власти, бюрократии, лидерства.

Итальянские мыслители В. Парето и Г. Моска создали теорию элит. С выходом в свет в 1896 г. работы Моска «Элементы поли­тической науки» часто связывают появление современной поли­тологии как самостоятельной науки. Крупный вклад в развитие теории элит внес Р. Михельс. Он исследовал механизмы, порож­дающие элитарность общества. Михельсу принадлежит формули­ровка «железного закона олигархии».

Огромную роль в развитии политологии после Первой миро­вой войны сыграла Чикагская школа. Представители Чикагской школы (Ч. Мерриам, Г. Лассуэлл, Г. Алмонд, Р. Даль, С. Верба) изучали различные аспекты политического поведения людей. Ис­следования этих политологов и социологов положили конец чисто описательному и нормативно-институциональному стилю иссле­дований в политологии. Они широко использовали эмпирические и количественные методы, тесты и лабораторные эксперименты, анкетные опросы, интервью, наблюдение, математическую стати­стику. Чикагская школа подготовила поведенческую (бихевиори­стскую - от англ. Behaviour - поведение) революцию в политоло­гии.

Второй этап развития политологии охватывает период с кон­ца 40-х гг. до второй половины 70-х гг. XX в. На этом этапе про­исходит послевоенная поведенческая революция. Главное ее по­ложение - политология должна изучать наблюдаемое индивидуальное и групповое политическое поведение с помощью строго научных методов, необходимо разграничить факты и цен­ности и освободить политологию от ценностных суждений. Зада­ча политолога - выявление закономерностей и объяснение поли­тических событий. Политолог не должен давать оценку событиям. Поведенческая революция способствовала превращению полито­логии в более «точную» научную дисциплину, а сами политологи становятся востребованными профессионалами.

В 1950-70-е гг. начинает широко применяться системный и структурно-функциональный анализ политики. Д. Истон создает теорию политической системы. Эта теория получает дальнейшее развитие у Г. Алмонда, К. Дойча. Американские политологи Г. Алмонд, С. Верба изучали политическую культуру. Актуаль­ными для анализа стали проблемы демократии (И. Шумпетер, Р. Даль, Э. Дауне).

Третий этап начинается с середины 70-х гг. XX в. и характе­ризуется поиском новых парадигм развития политической науки.

Термин «парадигма» был введен историком науки и филосо­фом Т. Куном, который выдвинул концепцию научных революций как смены парадигм. Парадигма - это обобщенная характеристи­ка подходов к анализу и объяснению политики. Она дает модель постановки исследовательских проблем и их решения.

В истории политической мысли использовались различные парадигмы: теологическая (религиозная), натуралистическая, со­циальная, рационально-критическая.

Теологическая парадигма базируется на объяснении полити­ческих процессов божественной волей.

Натуралистическая парадигма рассматривает человека как часть природы и объясняет политику природной средой: геогра­фическими условиями, биологическими и психическими свойст­вами человека.

В литературе иногда выделяют психологизаторскуюпарадиг­му политики как самостоятельную (Г. Лебон, 3. Фрейд, Э. Фромм, К. Юнг).

Социальная парадигма политики рассматривает ее как произ­водную от других социальных сфер: экономики, права, социаль­ной структуры, культуры.

Рационально-критическая парадигма ориентирует на раскры­тие внутренней природы политики, ее важнейших элементов и их взаимодействие, на выявление лежащих в основе политики конфликтов. Отсюда и появление парадигмы конфликта ( К. Маркс, Р. Дарендорф) и парадигмы консенсуса ( Р.Даль).










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 471.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...