Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Эволюция психики в филогенезе, стадии развития психики




В процессе эволюции у живых организмов сформировалась способность выделять из окружающей среды нужные вещества и реагировать на них, что сделало организм активным в процессе обмена веществ. Активность проявляется в особом свойстве живых организмов - раздражимости. (реагирование на вещества, необходимые для поддержания существования организма). способность к отражению внешних воздействий - тех, от которых зависит его существование, называются биотическими. Допсихическое отражение имеет место у растений и некоторых элементарных форм жизни, промежуточных между растительным и животным миром. На этапе допсихической жизни организмы способны только к конкретному типу движений, которые именуются тропизмами. Тропизмы - это движения в определенном направлении под влиянием биологически значимых раздражителей. движение растений к солнцу (фитотропизм); движение корней глубоко в почву, где есть влага и вещества, необходимые для жизни (геотропизм); Но в окружающей среде постоянно происходят изменения, нарушающие сложившиеся способы взаимодействия между организмом и средой. Если тому или иному виду начинает недоставать необходимых для обмена веществ условий, ему предстоит либо вымереть, либо изменить форму взаимодействия со средой.

Эволюция психики и поведения представляет собой череду подобных изменений. Усложнение условий жизни потребовало усовершенствования форм приспособительного поведения, переход от элементарных тропизмов к более сложным поведенческим актам. Новая форма отражения получила название чувствительность. У живых организмов появилась способность к ощущениям. Так возникло новое свойство органической материи - психическое отражение, характерное для животной формы жизни. Возникла психика как особое свойство, заключающееся в активном отражении объективной реальности и саморегуляции на этой основе своего поведения. Разнообразие внешних условий жизни, их постоянное изменение стали причиной дальнейшего развития психики, появления ее новых, более совершенных форм. Гипотезу о стадиях и уровнях развития психики у животных, начиная от простейших и заканчивая человекообразными обезьянами, предложил А.Н. Леонтьев. Далее она была уточнена и доработана К.Э. Фабри. Согласно гипотезе Леонтьева, уточненной Фабри, развитие психики животных прошло через три стадии и шесть уровней

 I.1 стадия элементарной сенсорной психики А) низшего уровня: наличие раздражимости: четкие реакции на биологические раздражители, отсутствие чувствительности.1 стадия Б)высшего уровня –наличие ощущений, способность к формированию элементарных условных рефлексов. Простейшие одноклеточные организмы. Многие низшие многоклеточные организмы, обитающие в водной среде.

II. 2 Стадия перцептивной психики. Образование двигательных навыков. ныряние, ползание, ходьба, бег, лазание, прыжки, полет и др. Активный поиск положительных раздражителей в окружающей среде и умелое избегание вредных воздействий. Развитое защитное поведение

А) Низший уровень Отражение внешней действительности в форме образов предметов Б. Высший уровень. Складывание определенной «картины мира» Рыбы и другие низшие позвоночные. Насекомые Высшие позвоночные (птицы и некоторые млекопитающие)

III 3 стадия интеллекта Выделение специализированных органов манипулирования предметами: лап, рук Способность решать задачи разными способами. Создание и использование в своей деятельности примитивных орудий. А) низшего уровня - Хорошо развитая способность к научению. Перенос вновь приобретенного опыта в новые условия и ситуации. Б) Наличие двухфазного интеллекта. Выделение в интеллектуальной деятельности особой, ориентировочно-исследовательской фазы. Высшие млекопитающие. Хищники (кошки, собаки). Низшие обезьяны Б. Высшие, человекообразные обезьяны. Дельфины

Стадия интеллекта человекоподобных обезьян представляет собой верхнюю границу развития психики животных. Далее начинается качественно новый этап в истории развития психики - сложный и длительный процесс историко-эволюционного развития Homosapiens, или «Человека разумного».

Развитие психики на уровне человека касается прежде всего совершенствования познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления и речи, а также превращения человека из биологического существа в личность. Стадия интеллекта человекоподобных обезьян представляет собой верхнюю границу развития психики животных. Далее начинается качественно новый этап в истории развития психики - сложный и длительный процесс историко-эволюционного развития Homosapiens, или «Человека разумного». Развитие психики на уровне человека касается прежде всего совершенствования познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления и речи, а также превращения человека из биологического существа в личность.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 226.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...