Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные положения культурно-исторической концепции Л.С. Выготского.




В 1927 г. Л. С Выготский вместе с группой сотрудников (А. Н. Леонтьевым, А. Р. Лурия, А. В. Запорожцем, Л. И. Божович и др.) стал проводить развернутую серию эксперименталь­ных исследований, результаты которых позволили ему в после­дующем сформулировать основные положения культурно-исто­рической теории— теории развития специфических для человека психических функций (внимания, памяти, мышления и т. д.) Эта теория противостояла биологизаторскому подходу к че­ловеку, который был присущ в то время американскому бихевио­ризму и другим теориям.

Для культурно-исторической теории поведение человека кар­динально отличается от поведения животных, ибо оно социаль­но: оно внутренне связано с общением людей и неотрывно от исторически возникающих культурных средств его управления (речь, математические знаки и т. д.). Л. С. Выготский сформулировал общий генетический закон существования любой психической функции человека, любого психологическо­го механизма его поведения (или деятельности): «...Всякая функ­ция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах: сперва социальном, потом психологическом, сперва между людьми... затем внутри ребенка... Функции сперва складываются в коллективе в виде отношений детей, затем стано­вятся психическим функциями личности». Согласно Л. С. Выготскому, два типа психического развития — биологическое и историческое (культурное), — представленные в разделенном виде в филогенезе и связанные отношениями пре­емственности и последовательности, реально существуют в сли­том виде и образуют единый процесс в онтогенезе. . В этом вели­чайшее и самое основное своеобразие психического развития ре­бенка. Чрезвычайная пластичность, обучаемость — одна из важней­ших особенностей человеческого мозга, отличающая его от мозга животных. К моменту рождения процесс формирования мозга у животных в основном заканчивается, у человека продолжается после рождения и зависит от условий развития ребенка. Основные законы психического развития, сформулированные Л. С. Выготским

•Детское развитие имеет сложную организацию во времени: свой ритм, который не совпадает с ритмом времени (год в мла­денчестве не равен году жизни в отрочестве).

•Закон метаморфозы в детском развитии (ребенок не прос­то маленький взрослый, а существо с качественно отличной пси­хикой).

•Закон неравномерности развития: каждая сторона в пси­хике ребенка имеет свой оптимальный период развития.

•Закон развития высших психических функций «извне внутрь». Отличительные функции высших психических функ­ций: опосредованность, осознанность, произвольность, систем­ность; они образуются в результате овладения специальными орудиями, средствами, выработанными в ходе исторического развития общества (например, логическое мышление появляет­ся после овладения законами формальной логики); Обучение — движущая сила психического развития, которое создает зону ближайшего развития ребенка.

Зона ближайшего развития — это расстояние между уровнем актуального развития (когда ребенок может действовать само­стоятельно) и уровнем возможного развития (когда ребенку не­обходима помощь извне). Зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие еще, но находящиеся в процессе созре­вания. Зону ближайшего развития можно использовать для диа­гностики возраста ребенка. Рассматривая вопрос периодизации психического развития, Л. С. Выготский ввел понятия «психологические новообразования» и «социальная ситуация развития» (характер от­ношений между ребенком и обществом, которые складываются в данный период). Центральным моментом при рассмотре­нии динамики психического развития был для Л. С. Выготского анализ социальной ситуации развития. Распад старой и возникно­вение основ новой социальной ситуации развития, по мысли Вы­готского, и составляют главное содержание критических возрастов. Выделяя два пути развития: критический (возникает внезап­но, протекает бурно) и литический (спокойный), Выготский за­метил, что критический период имеет позитивные сдвиги — пе­реход от одних форм поведения к новым формам. Он выделил в нем три этапа:1) предкритический — отказ от прежних форм отношений и поведения;2) критический — идет поиск новых форм поведения;3) посткритический — отработка усвоенных форм поведения. . С. Выготский выделял в качестве критических периодов детства возраст около 1 года, 3 лет, 6—7 лет, период новорожден­ности и подростковый период. Кризис новорожденности. Младший возраст (2 месяца — 1 год): Движущие силы развития -Противоречия между максимальной социаль­ностью младенца и минимальными возможностями обще­ния.новообразования - Возникновение инди­видуальной психиче­ской жизни, которая заключается в выделе­нии взрослого из нерасчлененного фона; Кризис 1 года. Раннее детство (1—3 года): Деятельность «серьез­ная игра», предметно-орудийная.ноаообразован Жест, ходьба, речь. Кризис 3 лет. Дошкольный возраст (3-7 лет) Тенденция к эмансипа­ции (отделению от взрослого) и тенден­ция не к аффективной, а волевой форме поведения.новообразов-Возникновение «Я сам». Кризис 7 лет. Школьный возраст(8-12 лет) Утрата детской не­посредственности из-за дифференциации внутренней и внешней жизни.новооб- Возникновение обоб­щений, логики чувств, переживания приобре­тают смысл, появля­ется самооценка. Кризис 13 лет. Пубертатный возраст (14-18 лет). Чувство взрослости — ощущение своей личности.новое-Развитие самосознания

 

Гуманистическая психология (концепции А. Маслоу и К. Роджерса).

Теория К. Роджерса.

В 1951 году Роджерс опубликовал книгу «Клиенто-центрированная терапия», которая содержала его первую терапевтическую теорию и теорию личности. В книге приводились некоторые исследования, подтверждавшие его выводы. Он предлагал считать в процессе лечения главной действующей силой пациента, а не психотерапевта.

«Я»-идеальное — это «я»-концепция, которой индивид больше всего хотел бы обладать, тот мысленный образ, которому он хотел бы соответствовать». Если у человека «я»-идеальное сильно отличается от «я»-реального, он чувствует психологический дискомфорт, неудовлетворенность, у него может развиться невроз. Признаком психического здоровья является способность адекватно воспринимать себя и чувствовать себя комфортно. «Я»-идеальное — это идеальная модель, к которой человек стремится. Тенденция к самоактуализации присуща любому живому организму. Самоактуализация — это стремление живого существа к росту, развитию, самостоятельности, самовыражению, активизации всех возможностей своего организма. Роджерс считает, что стремление к полной самореализации является врожденным для каждого из нас.Для раскрытия «я» необходимы взаимоотношения с людьми.Роджерс полагает, что взаимоотношения с другими дают возможность человеку открыть, прояснить, испытать или столкнуться со своим настоящим «я». Наша личность становится видимой нам самим во взаимоотношениях с другими людьми. В отношениях удовлетворяются основные потребности человека. Я бы рискнул предположить... что главный барьер для взаимной межличностной коммуникации — наша вполне естественная тенденция судить, оценивать, одобрять или не одобрять мнение другого человека или группы других людей. Полноценно функционирующая личность характеризуется несколькими параметрами, первый из которых — открытость переживаниям. «Вторая черта полноценно функционирующей личности — проживание в настоящий момент времени, заключающееся в полном осознании каждого момента.Последняя характеристика полноценно функционирующей личности — вера в свои внутренние побуждения и интуитивную оценку, постоянно растущая уверенность в собственной способности принимать решения. Первоначально Роджерс пользовался словом клиент, а позднее словом человек вместо традиционного термина пациент. Считается, что пациент — это больной человек, нуждающийся в помощи тренированных профессионалов, тогда как клиенту требуется оказать услугу, которую он сам себе оказать не может.Теория А. Маслоу.

Одним из наиболее фундаментальных тезисов, лежащих в основе гуманистической позиции Маслоу, является то, что каждого человека нужно изучать как единое, уникальное, организованное целое. Для Маслоу человеческий организм всегда ведет себя как единое целое,а не как набор дифференцированных частей, и то, что случается в какой-то части, влияет на весь организм. В теории Маслоу мотивация влияет на человека в целом, а не только на отдельные части его организма.

Сторонники гуманистической психологии признают глубокие различия между поведением человека и животных. Для них человек — нечто большее, чем просто животное; это совершенно особый вид живых существ. Такое суждение резко отличается от радикального бихевиоризма, который в большой степени полагается на исследование поведения животных (например, крыс и голубей) в разработке объяснения поведения человека. изучение животных неприменимо для понимания человека, так как при этом игнорируются те характеристики, которые присущи только человеку (например, идеалы, ценности, мужество, любовь, юмор, зависть, вина), а также, что в равной степени важно, те, которые он использует, чтобы создавать поэзию, музыку, науку и другие творения разума.

Внутренняя природа человечества.Теория Фрейда недвусмысленно допускала, что люди находятся во власти бессознательных и иррациональных сил. Те, кто придерживается гуманистических взглядов, утверждают, что природа человека в сущности хороша или, по крайней мере, нейтральна. Однако, по Маслоу, разрушительные силы в людях являются результатом фрустрации, или неудовлетворенных основных потребностей, а не каких-то врожденных пороков. Он полагал, что от природы в каждом человеке заложены потенциальные возможности для позитивного роста и совершенствования.Творческий потенциал человека.Признание приоритета творческой стороны в человеке является, возможно, самой значительной концепцией гуманистической психологии. Описывая ее как неотъемлемое свойство природы человека, Маслоу рассматривал творчество как черту, потенциально присутствующую во всех людях от рождения.Акцент на психическом здоровье. Он был убежден, что мы не можем понять психическое заболевание, пока не поймем психическое здоровье.Мотивация: иерархия потребностей Маслоу предположил, что все потребности человека врожденные,или инстинктоидные, и что они организованы в иерархическую систему приоритета или доминирования. физиологические потребности;- потребности безопасности и защиты;- потребности принадлежности и любви;- потребности самоуважения;- потребности самоактуализации, или потребности личного совершенствования.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 285.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...