Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Менделеев считал, что можно потянуть за одну ниточку – и вытянуть весь клубок экономических проблем России.




Учитель экономики М. Присталов

Учитель химии Л. Березина

Часть I. МЕНДЕЛЕЕВ

Энциклопедизм Д.И. Менделеева.

Труды: от воздухоплавания и расчета оптимальной формы корпуса ледокола до «Толкового тарифа» и теории колебания весов.

Нацеленность на самые трудные, глобальные проблемы науки.

Судя по дневниковым записям начала 1860-х гг., Менделеев подумывал о том, чтобы как-то приобщиться к заводскому делу. Но затем он от этой идеи отказался. Почему?

Не хотел порывать с чистой наукой? Хотел сохранять возможность участия и влияния на предпринимательство, не будучи «заинтересованным» лицом?

 

Докторская диссертация «О соединении спирта с водой».

Легенда о создании Менделеевым 40-градусной водки. Ни в рабочих записях Менделеева, ни в тексте его диссертации нет даже намека, что его интересовали растворы спирта в воде, хотя бы близкие к «идеальной» концентрации 33,4% по массе (то есть 40˚ по объему).

 

В приобретенном имении Боблово Менделеев проводит исследования по агрохимии и сельскому хозяйству. Он перестраивает имение, закупает сельскохозяйственные машины и т.д.

 

Ведущими идеями Менделеева-экономиста были идеи ускоренной индустриализации империи и преобладание реального образования над классическим.

По мысли Менделеева, необходимо увеличить «число и качество потребностей» российского населения, что может происходить только через развитие несельскохозяйственных видов промышленности.

Изучение Менделеевым результатов «первой планомерной общей русской Переписи 1897 года» привело его к неутешительному выводу – в стране при обилии и интенсивном росте населения в сфере производства занята незначительная (по сравнению со странами Запада) часть трудоспособных граждан, всего – 23% (в тогдашних Западной Европе и США – до 40%). По мысли Менделеева требовались индустриализация империи и модернизация народного образования.

Менделеев подчеркивал необходимость проведения политики «рационального протекционизма», резко выступая против распространенного в то время взгляда, по которому «России следует быть только чернорабочим, поставляющим сырье на рынки, отпускающие промышленные товары».

Весьма актуально звучит мысль Менделеева о том, что чрезмерное увлечение «биржевыми или банковскими играми», не связанными с реальным сектором экономики и способствующими лишь усилению имущественного и социального расслоения общества, только вредит реформированию экономики страны.

Одним из главных оппонентов Менделеева среди «беллетристов» стал Лев Толстой, в романах которого железная дорога служила устойчивым символом зла.

Споры о том, быть ли России страной земледельческой или промышленной принимали подчас весьма острый характер.

В ноябре 1892 г. Менделеев принимает предложение Витте занять должность «ученого хранителя» Депо образцовых мер и весов. К сер. 80-х метрология как наука о точных измерениях и эталонах приобрела большое практическое, общегосударственное значение. Менделеев начал свою работу с воссоздания новых «прототипов» основных мер длины и веса и их копий и тщательной сверки их с европейскими эталонами.

Основная идея Менделеева – необходимость развития национальной промышленности.

Возможные меры: внутренние инвестиции, привлечение иностранного капитала и грамотная таможенная политика («рациональный протекционизм»). Менделеев был одним из авторов российского Таможенного тарифа 1891 года.

Страна «сидела» на сырьевой игле. Газ еще не начали разрабатывать, но зато вывозили уголь, зерно, которое экспортировали даже в голодные годы.

Каменный уголь из Донбасса везли за границу по южной дороге. А по северной уголь ввозили в Петербург из-за рубежа! Так происходило из-за неразвитости инфраструктуры, не было железных дорог.

Возражавшие Менделееву говорили: Россия – крестьянская страна, 80% (по другим оценкам – 72%) населения – крестьяне, в основном бедные. Более того: крестьянство дремучее, малограмотное, суеверное. Профессор А.И.Чупров спрашивал: кто будет покупать «промышленные произведения»?

Если в целом Менделеев считал себя постепеновцем, то в вопросе индустриализации он стоял за форсированное развитие. Но в России можно было развивать одно только за счет чего-то другого – на все сразу просто не хватало денег. Поэтому Менделеев призывал Витте в начале 20 века (когда был кризис в сельском хозяйстве, разгорались крестьянские восстания) не выделять большие деньги на развитие сельского хозяйства, а инвестировать их в развитие промышленного производства. Почему? Схема была простая: когда будут заводы, избыток населения будет зарабатывать на заводах.

Реальные цифры говорили другое. Артели не прививались в России. Очень малое количество обедневших крестьян шло на заводы и фабрики – а в основном шли в прислугу, на случайные заработки. И главное: крестьянская масса отвергала городской образ жизни в принципе.

Из всех царей Менделеев больше всего уважал Александра III: «Шуму и блеску не было, а совершались же дела важные и трудные».

(Возможный учебный проект. «О человеке по его симпатиям и вкусам». Составляем портфолио политических (литературных и прочих) пристрастий различных ярких персонажей)

Менделеев считал, что надо резко сократить классическое образование в пользу реальных училищ. Система образования должна соответствовать потребностям страны. Он считал, что необходимо давать школьникам физику, химию, математику – то, что найдет применение в жизни. А кто захочет, тот изучит Аристотеля или Платона.

Важны идеи Менделеева о непрерывном образовании. Необходимо сделать так, чтобы человек мог заработать на хлеб, независимо от степени образования. И чтобы у него была возможность продолжить образование. По законам Российской империи, ученик, заканчивающий гимназию, мог поступить в университет. А диплом реального училища лишь «принимался в соображение».

 

Страна на рельсы индустриализации может встать только за счет так называемого «третьего сектора»?

Менделеев считал, что можно потянуть за одну ниточку – и вытянуть весь клубок экономических проблем России.

Русско-турецкая война разорила Россию чуть ли не до банкротства. Химическая промышленность сильно отставала. Во время Первой мировой войны Россия закупала за границей все – вплоть до ружей и свинца для пуль. Для производства взрывчатых веществ (тротила, тола) нужен бензол, а бензол получали из кокса. Коксующиеся угли были в Донецком бассейне, но печей, которые бы улавливали бензол, до войны с Германией было мало. Бензол завозили из царства Польского, но во время войны этот путь был отрезан. В.Н.Ипатьев сумел организовать производство бензола в Донбассе.

Менделеев был последовательным сторонником промышленного развития Донецкого угольного бассейна, который позднее, на рубеже 19-20 вв., стал важнейшей «точкой роста» экономики России.

Менделеев был одним из тех, кто стоял у истоков создания нефтехимической отрасли России.

 

Очень современно звучит требование Менделеева не облагать непомерными налогами те ростки бизнеса, которые лишь начали развиваться: «Всякое начинаемое в стране производство, как детство и юность, требует до возмужания особой поддержки и покровительства». Отсюда Менделеев говорит о необходимости таможенной защиты и о льготном налогообложении.

Весьма актуально предложение Менделеева, чтобы крупные промышленники не оказывали влияние на решения правительства. Мелкие предприятия легче аккумулируют капитал и лучше управляемы.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 137.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...