Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Характеристика структуры и этапов «УрокаДоброты».Стр 1 из 20Следующая ⇒
Введение. В мае 2012 года Россия ратифицировала конвенцию о правах инвалидов. Ратификация данной конвенции обозначила новый виток в развитии отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, закрепленный в настоящее время во многих правовых документах, регулирующих процесс образования, оказания социальной поддержки и медицинской помощи. Ключевые позиции, касающиеся формирования толерантного отношения к людям с ОВЗ и инвалидностью отражены в Федеральном законе ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года (далее - Закон об образовании). Данный закон впервые закрепил право на получение обучающимися с ОВЗ инклюзивного образования, которое определяется как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. В последние годы благодаря усилиям государства и общественных организаций в образовательных организациях начат процесс активного включения людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в жизнь социума. В настоящее время люди с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья принимают активное участие в формировании и инспектировании доступной среды, обеспечении доступности информации о возможности получения помощи и поддержки, а также выступают активными организаторами интеграционных мероприятий. Достижения российских паралимпийцев, появление информации о общественных деятелях с инвалидностью, актерах и «обычных» людях с инвалидностью, добившихся успеха способствовало повышению информированности общества о возможностях людей с инвалидностью. Однако уровень знаний людей об особенностях инвалидов и лиц с ОВЗ, о допустимых и недопустимых действиях при общении с ними остается пока достаточно низким. Это препятствует полноценной социальной интеграции людей с инвалидностью и ОВЗ. Реализация принципов интеграции и инклюзии в образовании требует создания условий для организации продуктивного взаимодействия обучающихся с ОВЗ с их сверстниками как в образовательном процессе, так и за его пределами. Решение данной задачи возможно при условии подготовки к этому взаимодействию как самих обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, так и их сверстников. Важное значение в работе с детьми, не имеющими ограничений по здоровью отводится формированию позитивного отношения к людям с ОВЗ, знакомству их с особенностями таких людей и со способами общения и взаимодействия с ними. Данные методические рекомендации предназначены для педагогов образовательных организаций общего образования, реализующих мероприятия «Уроки доброты» по пониманию инвалидности и формированию толерантных установок.
Цели и задачи методических рекомендаций. Целью данных методических рекомендаций является оказание содействия педагогическим работникам в проведении мероприятий «Уроки доброты» по пониманию инвалидности и формированию толерантных установок среди школьников. В рамках методических рекомендаций решаются следующие задачи: ¾ определение теоретических основ формирования толерантных установок у обучающихся, не имеющих ограничений по здоровью; ¾ совершенствование умений по разработке структуры «Уроков доброты» и содержания каждого его этапа; ¾ характеристика особенностей людей с инвалидностью; ¾ характеристика способов сопровождения обучающихся с ОВЗ; ¾ определение способов организации продуктивного общения и взаимодействия между обучающимися с ОВЗ и их сверстниками, не имеющими ограничений по здоровью.
Характеристика структуры и этапов «УрокаДоброты». Проведение мероприятий «Уроки доброты» (далее – Уроки Доброты) по пониманию инвалидности и формированию толерантных установок должно быть направлено на формирование взаимного уважения и равенства между обучающимися с ОВЗ и их сверстниками. Как нельзя лучше это иллюстрируют положения Декларации независимости инвалида, созданной НорманомКюнком. – Не рассматривайте мою инвалидность как проблему. – Не надо меня жалеть, я не так слаб, как кажется. – Не рассматривайте меня как пациента, так как я просто ваш соотечественник. – Не старайтесь изменить меня. У вас нет на это права. – Не учите быть меня покорным, смиренным и вежливым. Не делайте мне одолжения. – Признайте, что реальной проблемой, с которой сталкиваются инвалиды, является их социальное обесценивание и притеснение, предубежденное отношение к ним. – Поддержите меня, чтобы я мог по мере сил внести свой вклад в общество. – Помогите мне познать то, что я хочу. – Будьте тем, кто заботится, не жалея времени, и кто не борется в попытке сделать лучше. – Будьте со мной, даже когда мы боремся друг с другом. – Не помогайте мне тогда, когда я в этом не нуждаюсь, даже если это доставляет вам удовольствие. – Не восхищайтесь мною. Желание жить полноценной жизнью не заслуживает восхищения. – Узнайте меня получше. Мы можем стать друзьями. – Будьте союзниками в борьбе против тех, кто пользуется мною для собственного удовлетворения. – Давайте уважать друг друга. Ведь уважение предполагает равенство. Слушайте, поддерживайте и действуйте. Положения данной декларации отображают ту систему взаимоотношений, которая является целью при проведении Уроков Доброты. Занятия по пониманию инвалидности и формированию толерантных установок должны иметь практикоориентированный характер и предусматривать применение интерактивных методов обучения. Организация такого рода обучения позволяетсоздавать модели ситуаций непосредственного взаимодействия, сопровождения, благодаря которым школьники, не имеющие ограничений по здоровью, могут ощутить себя в различных ситуациях, с которыми сталкивается человек с ОВЗ ежедневно, самостоятельно сделать выводы, а также обменяться с другими участниками занятия своими мыслями и чувствами. Организация дискуссии и обмена мнениями на разных этапах занятия позволяет ребятам глубже понять и прочувствовать возможности и достижения ребят с ОВЗ, а также их ежедневные проблемы. Интерактивные[1] методы ориентированы на более широкое взаимодействие обучающихся не только с педагогом, но и друг с другом. Задачами интерактивных форм обучения на УрокахДоброты являются: · пробуждение у обучающихся интереса; · эффективное усвоение учебного материала; · самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения); · обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства; · формирование у обучающихся мнения и отношения; · формирование жизненных навыков; · выход на уровень осознанной компетентности обучающегося. Организация Уроков Доброты в ходе интерактивного обучения предусматривает децентрализацию позиции педагога. Он лишь регулирует процесс и занимается организацией занятия (готовит заранее необходимые задания, формулирует вопросы и темы для обсуждения и анализа, контролирует работу на каждом этапе занятия). Основными формами организации занятий должны быть: Case-study (анализ конкретных ситуаций) Мини-лекция Дискуссия Дебаты Мозговой штурм (брейнсторм) Деловаяигра Мастер класс Дискуссионная технология «Аквариум» Социально-психологический тренинг Методика «Займи позицию» Групповое обсуждение Методика «Дерево решений» Методика «Попс-формула» Выбор формы занятия осуществляется с учетом возраста обучающихся. В 7-11 классах возможно применение метода Проектов и метода Портфолио. Использование интерактивных форм в ходе Уроков Доброты позволяет создать условия для обращения участников к социальному опыту, как собственному, так и других людей, коммуникации друг с другом, решения проблемных ситуаций и т.д. Данные методы предполагают активное участие в работе на занятии каждого обучающегося и основываются на следующих принципах: ¾ занятие – не лекция, а общая работа. ¾ все участники равны независимо от возраста, социального статуса, опыта, места работы. ¾ каждый участник имеет право на собственное мнение по любому вопросу. ¾ нет места прямой критике личности (подвергнуться критике может только идея). ¾ все сказанное на занятии – не руководство к действию, а информация к размышлению. Уроки доброты проводятся для обучающихся всех классов – с 1 по 11 и, хотя тематика занятий может быть одинаковой в разных классах, но в зависимости от возраста обучающихсяиспользуются различные методы и формы подачи материала. Ниже представлены примерные темы, которые могут быть использованы при проведении Уроков Доброты.
На изучение одной темы может быть отведено не одно, а несколько занятий. Длительность одного занятия для обучающихся 1-4 классов – 30-35 минут, для обучающихся 5-11 классов - 45 минут. Рекомендуемое количество детей на занятии 20-25. При большей наполняемости класса возможно расширение количества участников при условии деления их на подгруппы при выполнении практических заданий. Периодичность Уроков Доброты определяется образовательной организацией самостоятельно. Рекомендуемая периодичность уроков не менее 1-2 раз в месяц. Курс занятий рассчитан на 12 занятий в течение одного учебного года. Такое количество занятий позволяет изучить особенности каждой нозологической группы из числа людей с ОВЗ и также включает занятия установочного цикла о понимании инвалидности и занятия итогового цикла, обобщающие знания и представления обучающихся о людях с ОВЗ и своем участии в их жизни. Уроки Доброты должны проходить в комфортной неформальной обстановке. Занятия в зависимости от цели занятия могут быть организованы не только в помещении класса, но в других помещениях образовательной организации, а также вне ее (на спортплощадке, во дворе школы, в другой образовательной организации, на стадионе, в парке и т.д.) При проведении урока в помещении класса рекомендуется создать комфортную атмосферу для дискуссии (отодвинуть столы, организовать полукруг, подготовить пространство для безопасного проведения практических тренировок и т.д.) Уроки Доброты должны проводить подготовленные педагоги, знающие особенности людей с ОВЗ и способы общения и взаимодействия с ними. Важно при планировании курса занятий предусмотреть приглашение в качестве соведущих занятия людей с инвалидностью, готовых принять участие в дискуссии и ответить на любые вопросыдетей (даже не очень корректные). С этой целью рекомендуется организовать взаимодействие с общественными организациями, занимающимися проблемами людей с инвалидностью и ОВЗ, оказывающими им волонтерскую помощь, а также ближайшими образовательными организациями, реализующими адаптированные образовательные программы для организации интегрированного образовательного пространства. Взаимодействие нормально развивающихся школьников и их сверстников, имеющих ОВЗ, способствует их взаимообогащению, формированию эмпатии и гуманности. Дети становятся более терпимыми по отношению друг к другу. Обучающиеся, не имеющиеограничений по здоровью учатся опыту взаимодействия, сопровождения и позитивному отношению. Включенность воспитанников с особыми нуждами в среду нормально развивающихся сверстников (в ходе проведения интегрированных мероприятий, инклюзивного образования) повышает их опыт общения, формирует навыки коммуникации, межличностного взаимодействия в разных ролевых и социальных позициях, что в целом повышает их адаптационные возможности. Структура каждого урока включает три этапа. 1. Вводныйэтап. 2. Основнойэтап: 3. Заключительныйэтап. Необходимым условием проведения уроков является тщательнаяподготовительная работа. В ходе которой осуществляется подбор темы, ситуации для обсуждения, конкретной формы интерактивного занятия, которая может быть эффективной для работы с данной темой в данной группе. Кроме того при подготовке урока должна быть четко определена цель занятия; подготовлены наглядные и раздаточные материалы, которые позволяют детям лучше запомнить и усвоить новые понятия или названия технических средств, используемых людьми с ОВЗ в своей жизнедеятельности; обеспечено техническое оборудование; определены участники, основные вопросы, их последовательность; подобраны практические примеры из жизни. Первый из этапов в структуре Уроков Доброты – Вводный этап - предусматривает знакомство обучающихся с темой и целью занятия. В ходе первого этапа урока обучающиеся знакомятся с предлагаемой темой/ситуацией, с проблемой, которую им предстоит обсудить и над решением которой предстоит работать. Педагог информирует участников о рамочных условиях, правилах работы в группе, дает четкие инструкции о том, в каких пределах участники могут действовать на занятии. Также в рамках этого этапа осуществляется знакомство с приглашенными гостями, а если предусмотрена форма работы с несколькими классами, то знакомство обучающихся друг с другом с помощью игровых и тренинговых упражнений на формирование эмпатийного принятия и др. Данный этап также необходим для формирования однозначного семантического понимания терминов, понятий, которые будут использоваться на уроке. Для этого с помощью вопросов и ответов следует уточнить понятийный аппарат, определения изучаемой темы. На уроках по пониманию инвалидности и формированию толерантных установок школьники знакомятся со множеством возможно неизвестных им прежде понятий: «безбарьерная среда», «интеграция», «инклюзивное образование», «социальная адаптация», «толерантность», «универсальный дизайн», «синдром Дауна», «точечно-рельефный шрифт Брайля», «жестовый язык», «дактилология», «азбука слепоглухих» и т.д. Уточнение понятийного аппарата повышает информированность ребят и делает работу на уроке более осознанной. В ходе вводной части урока также обучающимся напоминаютсяправила работы на уроке: быть активным; уважать мнение участников; быть доброжелательным; не перебивать; быть открытым для взаимодействия; быть заинтересованным; стремится найти истину; придерживаться регламента (если это предусмотрено формой работы на занятии); Особенности работы на втором этапе – Основнойэтап - определяются выбранной формой интерактивного занятия, и включают в себя: Содержательное раскрытие темы урока (демонстрация видеофильма, чтение рассказа, рассказывание примера из жизни и т.д.). Выяснение позиций участников и работу по вопросам в ходе дискуссии. Практические упражнения. Формулирование вывода. В ходе основного этапа в рамках мини-лекций, при помощи мультимедийных средств погружаются в тему урока. Благодаря четким и структурированным вопросам педагога они анализируют содержание изучаемого материала, соотносят его с имеющимся личным опытом, выявляют проблемные моменты и предлагают пути их решения. При анализе темы урока педагогом должна быть определена последовательность проблемных вопросов, которые наталкивают обучающихся не только на рассмотрение конкретной ситуации о которой идет речь, но и на анализ сходных ситуаций и размышления по поводу них. Следующей обязательной формой работы на Основном этапе занятия являются практические упражнения. Они могут быть направлены на более глубокое, понимание трудностей с которыми сталкиваются люди с ОВЗ (имитационные упражнения - при передвижении на коляске, на костылях, с палочкой – при отсутствии опоры на одну из конечностей, снижении слухового и зрительного восприятия). При проведения такого рода практических упражнений целесообразно применение разного рода приспособлений, которые помогут школьникам ощутить на себе эти трудности. Другиевиды практических упражненийнаправлены на подведение ребят к решению поставленных на занятии вопросов. Неотъемлемой частью всех видов упражнений должно быть формулирование вывода и обмен мнениями по сути изученного материала. На третьем, Заключительном этапе, осуществляется рефлексия и дается домашнее задание (если это предусмотрено темой занятия). Рефлексия начинается с концентрации на эмоциональном аспекте, чувствах, которые испытывали школьники в процессе урока при обсуждении темы занятия. Далее ребятам предлагается высказать свое отношение в отношении опыта, полученного на занятии, актуальности выбранной темы и др. При проведении рефлексии могут быть использованы следующие вопросы: Что произвело на вас наибольшее впечатление? Есть ли что-либо, что поразило, удивило вас на занятии? Какие выводы Вы для себя сделали? Завершается занятие подведением итогов педагогом (или приглашенным гостем, ведущим занятие), а также формулировкой домашнего задания. Домашнее задание дается с целью интериоризации, полученных знаний и практической реализации изученного на уроке материала. В качестве домашних заданий обучающимся предлагается осуществить наблюдение, нарисовать плакат, подготовить выступление, памятку, сделать презентацию социального проекта и т.д.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 164. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |