Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Характеристика структуры и этапов «УрокаДоброты».




Введение.

В мае 2012 года Россия ратифицировала конвенцию о правах инвалидов. Ратификация данной конвенции обозначила новый виток в развитии отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, закрепленный в настоящее время во многих правовых документах, регулирующих процесс образования, оказания социальной поддержки и медицинской помощи.

Ключевые позиции, касающиеся формирования толерантного отношения к людям с ОВЗ и инвалидностью отражены в Федеральном законе ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года (далее - Закон об образовании). Данный закон впервые закрепил право на получение обучающимися с ОВЗ инклюзивного образования, которое определяется как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

В последние годы благодаря усилиям государства и общественных организаций в образовательных организациях начат процесс активного включения людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в жизнь социума. В настоящее время люди с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья принимают активное участие в формировании и инспектировании доступной среды, обеспечении доступности информации о возможности получения помощи и поддержки, а также выступают активными организаторами интеграционных мероприятий.

Достижения российских паралимпийцев, появление информации о общественных деятелях с инвалидностью, актерах и «обычных» людях с инвалидностью, добившихся успеха способствовало повышению информированности общества о возможностях людей с инвалидностью. Однако уровень знаний людей об особенностях инвалидов и лиц с ОВЗ, о допустимых и недопустимых действиях при общении с ними остается пока достаточно низким. Это препятствует полноценной социальной интеграции людей с инвалидностью и ОВЗ.

Реализация принципов интеграции и инклюзии в образовании требует создания условий для организации продуктивного взаимодействия обучающихся с ОВЗ с их сверстниками как в образовательном процессе, так и за его пределами. Решение данной задачи возможно при условии подготовки к этому взаимодействию как самих обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, так и их сверстников.

Важное значение в работе с детьми, не имеющими ограничений по здоровью отводится формированию позитивного отношения к людям с ОВЗ, знакомству их с особенностями таких людей и со способами общения и взаимодействия с ними.

Данные методические рекомендации предназначены для педагогов образовательных организаций общего образования, реализующих мероприятия «Уроки доброты» по пониманию инвалидности и формированию толерантных установок.


 


Цели и задачи методических рекомендаций.

Целью данных методических рекомендаций является оказание содействия педагогическим работникам в проведении мероприятий «Уроки доброты» по пониманию инвалидности и формированию толерантных установок среди школьников.

В рамках методических рекомендаций решаются следующие задачи:

¾ определение теоретических основ формирования толерантных установок у обучающихся, не имеющих ограничений по здоровью;

¾ совершенствование умений по разработке структуры «Уроков доброты» и содержания каждого его этапа;

¾ характеристика особенностей людей с инвалидностью;

¾ характеристика способов сопровождения обучающихся с ОВЗ;

¾ определение способов организации продуктивного общения и взаимодействия между обучающимися с ОВЗ и их сверстниками, не имеющими ограничений по здоровью.

 

Характеристика структуры и этапов «УрокаДоброты».

Проведение мероприятий «Уроки доброты» (далее – Уроки Доброты) по пониманию инвалидности и формированию толерантных установок должно быть направлено на формирование взаимного уважения и равенства между обучающимися с ОВЗ и их сверстниками. Как нельзя лучше это иллюстрируют положения Декларации независимости инвалида, созданной НорманомКюнком.

– Не рассматривайте мою инвалидность как проблему.

– Не надо меня жалеть, я не так слаб, как кажется.

– Не рассматривайте меня как пациента, так как я просто ваш соотечественник.

– Не старайтесь изменить меня. У вас нет на это права.

– Не учите быть меня покорным, смиренным и вежливым. Не делайте мне одолжения.

– Признайте, что реальной проблемой, с которой сталкиваются инвалиды, является их социальное обесценивание и притеснение, предубежденное отношение к ним.

– Поддержите меня, чтобы я мог по мере сил внести свой вклад в общество.

– Помогите мне познать то, что я хочу.

– Будьте тем, кто заботится, не жалея времени, и кто не борется в попытке сделать лучше.

– Будьте со мной, даже когда мы боремся друг с другом.

– Не помогайте мне тогда, когда я в этом не нуждаюсь, даже если это доставляет вам удовольствие.

– Не восхищайтесь мною. Желание жить полноценной жизнью не заслуживает восхищения.

– Узнайте меня получше. Мы можем стать друзьями.

– Будьте союзниками в борьбе против тех, кто пользуется мною для собственного удовлетворения.

– Давайте уважать друг друга. Ведь уважение предполагает равенство. Слушайте, поддерживайте и действуйте.

Положения данной декларации отображают ту систему взаимоотношений, которая является целью при проведении Уроков Доброты.

Занятия по пониманию инвалидности и формированию толерантных установок должны иметь практикоориентированный характер и предусматривать применение интерактивных методов обучения. Организация такого рода обучения позволяетсоздавать модели ситуаций непосредственного взаимодействия, сопровождения, благодаря которым школьники, не имеющие ограничений по здоровью, могут ощутить себя в различных ситуациях, с которыми сталкивается человек с ОВЗ ежедневно, самостоятельно сделать выводы, а также обменяться с другими участниками занятия своими мыслями и чувствами.

Организация дискуссии и обмена мнениями на разных этапах занятия позволяет ребятам глубже понять и прочувствовать возможности и достижения ребят с ОВЗ, а также их ежедневные проблемы.

Интерактивные[1] методы ориентированы на более широкое взаимодействие обучающихся не только с педагогом, но и друг с другом.

Задачами интерактивных форм обучения на УрокахДоброты являются:

· пробуждение у обучающихся интереса;

· эффективное усвоение учебного материала;

· самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);

· обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства;

· формирование у обучающихся мнения и отношения;

· формирование жизненных навыков;

· выход на уровень осознанной компетентности обучающегося.

Организация Уроков Доброты в ходе интерактивного обучения предусматривает децентрализацию позиции педагога. Он лишь регулирует процесс и занимается организацией занятия (готовит заранее необходимые задания, формулирует вопросы и темы для обсуждения и анализа, контролирует работу на каждом этапе занятия).

Основными формами организации занятий должны быть:

Case-study (анализ конкретных ситуаций)

Мини-лекция

Дискуссия

Дебаты

Мозговой штурм (брейнсторм)

Деловаяигра

Мастер класс

Дискуссионная технология «Аквариум»

Социально-психологический тренинг

Методика «Займи позицию»

Групповое обсуждение

Методика «Дерево решений»

Методика «Попс-формула»

Выбор формы занятия осуществляется с учетом возраста обучающихся.

В 7-11 классах возможно применение метода Проектов и метода Портфолио.

Использование интерактивных форм в ходе Уроков Доброты позволяет создать условия для обращения участников к социальному опыту, как собственному, так и других людей, коммуникации друг с другом, решения проблемных ситуаций и т.д.

Данные методы предполагают активное участие в работе на занятии каждого обучающегося и основываются на следующих принципах:

¾ занятие – не лекция, а общая работа.

¾ все участники равны независимо от возраста, социального статуса, опыта, места работы.

¾ каждый участник имеет право на собственное мнение по любому вопросу.

¾ нет места прямой критике личности (подвергнуться критике может только идея).

¾ все сказанное на занятии – не руководство к действию, а информация к размышлению.

Уроки доброты проводятся для обучающихся всех классов – с 1 по 11 и, хотя тематика занятий может быть одинаковой в разных классах, но в зависимости от возраста обучающихсяиспользуются различные методы и формы подачи материала.

Ниже представлены примерные темы, которые могут быть использованы при проведении Уроков Доброты.

Класс Тема

1 класс

1. Люди с инвалидностью: что мы знаем о них?
2. Подходы к пониманию проблем инвалидности (медицинский и социальный)
3. Каждый росток тянется к солнцу
4. Друг в беде не бросит… Давай дружить!
5. Невредные советы: Как дружить по-настоящему
6. Игры, в которые мы играем
7. Особенные люди. О внешности, способностях и возможностях
8. О силе духа и слабости
9. Видеть руками
10. Доступная архитектурная среда для людей с инвалидностью
11. Особенные люди. О способностях и возможностях в спорте
12. Особенные люди. О способностях и возможностях в творчестве
13. Не надо ограничивать возможности
14. Учиться вместе
15. Слышать сердцем
16. Пойми меня
17. В темноте и тишине
18. Стереотипы по отношению к людям с инвалидностью. Минус» на «плюс» …или кое–что из математики жизни
19. Жизнь в движении
20. Верить в себя
21. Упасть и снова подняться
22. Мой жизненный выбор
23. Преодоление каждый день
24. Быть особенным – жить как все
25. Мы с тобой одной крови
26. Что за птица – «белая ворона»? или инвалидность как форма жизни
27. Моя позиция = моя жизнь
28. Счастье жить
29. Человек с инвалидностью: любить и быть любимым
30. Как слово наше отзовется…Образ инвалидов в СМИ
31. Социальная интеграция
32. Пусть меня научат… Профессиональная самореализация
33. Профессиональное образование. Трудоустройство
34. Защита или сотрудничество?
35. Волонтер, социальный куратор – это …?
36. Социальные проекты. Что я могу сделать?
37. Особенности сопровождения людей с инвалидностью

 

На изучение одной темы может быть отведено не одно, а несколько занятий. Длительность одного занятия для обучающихся 1-4 классов – 30-35 минут, для обучающихся 5-11 классов - 45 минут.

Рекомендуемое количество детей на занятии 20-25. При большей наполняемости класса возможно расширение количества участников при условии деления их на подгруппы при выполнении практических заданий.

Периодичность Уроков Доброты определяется образовательной организацией самостоятельно. Рекомендуемая периодичность уроков не менее 1-2 раз в месяц. Курс занятий рассчитан на 12 занятий в течение одного учебного года. Такое количество занятий позволяет изучить особенности каждой нозологической группы из числа людей с ОВЗ и также включает занятия установочного цикла о понимании инвалидности и занятия итогового цикла, обобщающие знания и представления обучающихся о людях с ОВЗ и своем участии в их жизни.

Уроки Доброты должны проходить в комфортной неформальной обстановке. Занятия в зависимости от цели занятия могут быть организованы не только в помещении класса, но в других помещениях образовательной организации, а также вне ее (на спортплощадке, во дворе школы, в другой образовательной организации, на стадионе, в парке и т.д.)

При проведении урока в помещении класса рекомендуется создать комфортную атмосферу для дискуссии (отодвинуть столы, организовать полукруг, подготовить пространство для безопасного проведения практических тренировок и т.д.)

Уроки Доброты должны проводить подготовленные педагоги, знающие особенности людей с ОВЗ и способы общения и взаимодействия с ними.

Важно при планировании курса занятий предусмотреть приглашение в качестве соведущих занятия людей с инвалидностью, готовых принять участие в дискуссии и ответить на любые вопросыдетей (даже не очень корректные). С этой целью рекомендуется организовать взаимодействие с общественными организациями, занимающимися проблемами людей с инвалидностью и ОВЗ, оказывающими им волонтерскую помощь, а также ближайшими образовательными организациями, реализующими адаптированные образовательные программы для организации интегрированного образовательного пространства.

Взаимодействие нормально развивающихся школьников и их сверстников, имеющих ОВЗ, способствует их взаимообогащению, формированию эмпатии и гуманности. Дети становятся более терпимыми по отношению друг к другу. Обучающиеся, не имеющиеограничений по здоровью учатся опыту взаимодействия, сопровождения и позитивному отношению. Включенность воспитанников с особыми нуждами в среду нормально развивающихся сверстников (в ходе проведения интегрированных мероприятий, инклюзивного образования) повышает их опыт общения, формирует навыки коммуникации, межличностного взаимодействия в разных ролевых и социальных позициях, что в целом повышает их адаптационные возможности.

Структура каждого урока включает три этапа.

1. Вводныйэтап.

2. Основнойэтап:

3. Заключительныйэтап.

Необходимым условием проведения уроков является тщательнаяподготовительная работа. В ходе которой осуществляется подбор темы, ситуации для обсуждения, конкретной формы интерактивного занятия, которая может быть эффективной для работы с данной темой в данной группе.

Кроме того при подготовке урока должна быть четко определена цель занятия; подготовлены наглядные и раздаточные материалы, которые позволяют детям лучше запомнить и усвоить новые понятия или названия технических средств, используемых людьми с ОВЗ в своей жизнедеятельности; обеспечено техническое оборудование; определены участники, основные вопросы, их последовательность; подобраны практические примеры из жизни.

Первый из этапов в структуре Уроков Доброты – Вводный этап - предусматривает знакомство обучающихся с темой и целью занятия.

В ходе первого этапа урока обучающиеся знакомятся с предлагаемой темой/ситуацией, с проблемой, которую им предстоит обсудить и над решением которой предстоит работать. Педагог информирует участников о рамочных условиях, правилах работы в группе, дает четкие инструкции о том, в каких пределах участники могут действовать на занятии. Также в рамках этого этапа осуществляется знакомство с приглашенными гостями, а если предусмотрена форма работы с несколькими классами, то знакомство обучающихся друг с другом с помощью игровых и тренинговых упражнений на формирование эмпатийного принятия и др.

Данный этап также необходим для формирования однозначного семантического понимания терминов, понятий, которые будут использоваться на уроке. Для этого с помощью вопросов и ответов следует уточнить понятийный аппарат, определения изучаемой темы. На уроках по пониманию инвалидности и формированию толерантных установок школьники знакомятся со множеством возможно неизвестных им прежде понятий: «безбарьерная среда», «интеграция», «инклюзивное образование», «социальная адаптация», «толерантность», «универсальный дизайн», «синдром Дауна», «точечно-рельефный шрифт Брайля», «жестовый язык», «дактилология», «азбука слепоглухих» и т.д.

Уточнение понятийного аппарата повышает информированность ребят и делает работу на уроке более осознанной.

В ходе вводной части урока также обучающимся напоминаютсяправила работы на уроке:

быть активным;

уважать мнение участников;

быть доброжелательным;

не перебивать;

быть открытым для взаимодействия;

быть заинтересованным;

стремится найти истину;

придерживаться регламента (если это предусмотрено формой работы на занятии);

Особенности работы на втором этапе – Основнойэтап - определяются выбранной формой интерактивного занятия, и включают в себя:

Содержательное раскрытие темы урока (демонстрация видеофильма, чтение рассказа, рассказывание примера из жизни и т.д.).

Выяснение позиций участников и работу по вопросам в ходе дискуссии.

Практические упражнения.

Формулирование вывода.

В ходе основного этапа в рамках мини-лекций, при помощи мультимедийных средств погружаются в тему урока. Благодаря четким и структурированным вопросам педагога они анализируют содержание изучаемого материала, соотносят его с имеющимся личным опытом, выявляют проблемные моменты и предлагают пути их решения. При анализе темы урока педагогом должна быть определена последовательность проблемных вопросов, которые наталкивают обучающихся не только на рассмотрение конкретной ситуации о которой идет речь, но и на анализ сходных ситуаций и размышления по поводу них.

Следующей обязательной формой работы на Основном этапе занятия являются практические упражнения. Они могут быть направлены на более глубокое, понимание трудностей с которыми сталкиваются люди с ОВЗ (имитационные упражнения - при передвижении на коляске, на костылях, с палочкой – при отсутствии опоры на одну из конечностей, снижении слухового и зрительного восприятия). При проведения такого рода практических упражнений целесообразно применение разного рода приспособлений, которые помогут школьникам ощутить на себе эти трудности.

Другиевиды практических упражненийнаправлены на подведение ребят к решению поставленных на занятии вопросов.

Неотъемлемой частью всех видов упражнений должно быть формулирование вывода и обмен мнениями по сути изученного материала.

На третьем, Заключительном этапе, осуществляется рефлексия и дается домашнее задание (если это предусмотрено темой занятия).

Рефлексия начинается с концентрации на эмоциональном аспекте, чувствах, которые испытывали школьники в процессе урока при обсуждении темы занятия. Далее ребятам предлагается высказать свое отношение в отношении опыта, полученного на занятии, актуальности выбранной темы и др.

При проведении рефлексии могут быть использованы следующие вопросы:

Что произвело на вас наибольшее впечатление?

Есть ли что-либо, что поразило, удивило вас на занятии?

Какие выводы Вы для себя сделали?

Завершается занятие подведением итогов педагогом (или приглашенным гостем, ведущим занятие), а также формулировкой домашнего задания. Домашнее задание дается с целью интериоризации, полученных знаний и практической реализации изученного на уроке материала. В качестве домашних заданий обучающимся предлагается осуществить наблюдение, нарисовать плакат, подготовить выступление, памятку, сделать презентацию социального проекта и т.д.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 164.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...