Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Ситуация, именуемая «мушаррака».




Это ситуация, когда после смерти женщины остались четыре наследника*:

  1. Супруг;
  2. Мать или бабушка;
  3. Братья (или сестры) по матери;
  4. Кровный брат или несколько кровных братьев.

*[Суть этой ситуации в следующем: мужу достается половина имущества покойной, матери или бабушке – шестая часть, а братьям по матери – треть. Все эти доли установлены для них в Коране. В результате кровным братьям ничего не остается:

А вопрос в следующем: почему в этой ситуации братья (или сестры) по матери получают свою долю, а кровным братьям ничего не достаётся, хотя по идее кровные братья ближе к покойному, чем братья (или сестры) по матери].

 

Данная ситуация называется ситуацией «мушаррака» только при соблюдении трёх условий.

Сказал Абу-ль-Касим ас-Субейти: «Первое условие:братьев (или сестёр) по матери должно быть двое или больше. Если же брат по матери только один, то он получит шестую часть, а оставшаяся шестая часть достанется кровным братьям.

Второе условие:после покойной должны остаться либо кровные братья, либо кровные братья и сестры вместе. Если же после покойной останутся только кровные сестры без братьев, то им достанется либо половина имущества покойной, либо – две трети, и ситуация уже не будет именоваться «мушаррака».

Третье условие:остаться должны именно кровные братья. Если же после покойной останутся братья по отцу, то они не получают наследства». —[См. «Шарх ур-Рахабия», стр. 78].

В данной ситуации мужу покойной выделяют половину наследства, а мать или бабушка получают шестую часть. После этого остаётся треть имущества, которую забирают братья (или сестры) по матери. Получается, что кровным братьям ничего не остаётся. Именно здесь возникло разногласие.

1-ое мнение: кровные братья ничего не получают, так как наследство закончилось.

Сказал имам ибн Касир: «‘Али ибн Аби Талиб в такой ситуации отдавал треть наследства братьям (или сестрам) по матери, при этом кровным братьям ничего не доставалось, так как они — представители «‘асабы». Сказал Уаки‘ ибн уль-Джаррах: ″От ‘Али ибн Аби Талиба в этом вопросе не передаётся ничего другого″. Это – мнение Убей ибн Ка‘ба и Абу Мусы аль-Аш‘ари. Также это более известное мнение ‘Абдуллаха ибн ‘Аббаса. Также это – мнение аш-Ша‘би, ‘Абду-р-Рахмана ибн Аби Лейлы, Абу Ханифы, Абу Юсуфа, Мухаммада ибн уль-Хасана аш-Шейбани, аль-Хасана ибн Зияда, Зуфара ибн уль-Хузейля, имама Ахмада ибн Ханбаля, Яхъи ибн Адама, Ну‘айма ибн Хаммада, Абу Саура, Дауда ибн ‘Али аз-Захири. Также это мнение выбрал Абу-ль-Хусейн ибн уль-Ляббан аль-Фарады, да помилует его Аллах, в своей книге ″аль-Иджаз″». — [См. «Тафсир ибн Касир», толкование суры «ан-Ниса», аят 12].

Также это мнение выбрал шейх уль-Ислям ибн Теймия, его ученик — ибн уль-Каййим и имам аш-Шаукани. — [См. «Маджму‘ аль-Фатауа», 31/340; «И‘лям уль-Мууакы‘ин», 1/356; «Фатх ур-Раббани мин фатауа аш-Шаукани», 10/4893].

2-ое мнение: кровные братья и братья (или сестры) по матери делят между собой треть имущества.

Сказал имам ибн Касир: «Это мнение достоверно передаётся от ‘Умара ибн уль-Хаттаба, ‘Усмана ибн ‘Аффана и Зейда ибн Сабита. Также это – одно из двух мнений, передаваемых от ‘Абдуллаха ибн Мас‘уда и ‘Абдуллаха ибн ‘Аббаса. Также этого мнения придерживались Са‘ид ибн уль-Мусеййаб, Шурейх аль-Кады, Масрук, Тауус, Мухаммад ибн Сирин, Ибрахим ан-Наха‘и, ‘Умар ибн ‘Абду-ль-‘Азиз, Суфьян ас-Саури, Шарик, имам Малик, имам аш-Шафи‘и и Исхак ибн Рахауейх». — [См. «Тафсир ибн Касир», толкование суры «ан-Ниса», аят 12].

Более правильным является первое мнение из-за следующих доводов*:

*[Доводы сторонников второго мнения и ответы на эти доводы были очень подробно разобраны в аудио-лекции № 128: http://www.youtube.com/watch?v=tjaIf1tO2Bg . Мы не стали помещать их в книгу, чтобы не усложнять начинающему читателю].

Во-первых, Аллах Всевышний сказал: «Если их[братьев и сестер по матери]больше, то они имеют равные права на одну треть[треть имущества делится между ними поровну, независимо мужчины они или женщины]». —[Сура ан-Ниса, аят 12].

Толкователи Корана единогласны в том, что в этом аяте речь идёт именно о братьях и сестрах по матери. Если же при делении наследства к ним примешать кровных братьев, то это будет противоречить данному аяту.

Во-вторых, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Выделяйте (соответствующие) доли наследства тем, кто имеет на них право,а то, что останется, (должно быть отдано) мужчине, являющемуся ближайшим родственником (покойного)». — [аль-Бухари, 6732; Муслим, 1615].

В данном случае кровным братьям не полагается определенная доля, так как они представители «‘асабы».

В-третьих, представители «‘асабы» всегда отпадают, если после выделения долей, установленных в Коране, наследство закончилось.

В-четвёртых, ученые единогласны в следующем: если после покойного остался один брат по матери и сто кровных братьев, то один брат по матери получает шестую часть наследства, а сто кровных братьев забирают на всех наследства. Получится, что каждому из кровных братьев достанется во много раз меньше, чем брату по матери. Если это дозволено, то почему два брата по матери не могут вовсе лишить кровных братьев наследства?!

Полезное примечание.

Сыновья кровных братьев покойного в вопросах наследства подобны кровным братьям, а сыновья братьев по отцу – подобны братьям по отцу. Исключением являются лишь семь вопросов:

Во-первых, сыновья кровных братьев и братьев по отцу не переводят мать покойного с трети на шестую часть. [Ведь, уже было сказано, что при присутствии кровных братьев или братьев по отцу мать покойного получает не треть имущества, а шестую часть].

Например, человек скончался, а после него осталась мать и три сына кровных братьев [три племянника]. В данном случае, мать получает треть имущества, а оставшееся достаётся этим племянникам.

Во-вторых, сыновья кровных братьев и братьев по отцу не уводят на «та‘сыб» своих сестер, так как их сестры [племянницы покойного] – из числа дальних родственников покойного и не получают ничего из его наследства.

Например, человек скончался, а после него остался сын кровного брата и дочь кровного брата [племянник и племянница]. Всё имущество достаётся сыну кровного брата.

В-третьих, сыновья кровных братьев и братьев по отцу не наследуют при присутствии наследующего деда или прадеда покойного. Относительно этого единогласны все обладатели знания.

В-четвертых, сыновья кровных братьев не имеют отношения к ситуации «мушаррака», которая была разобрана выше. Относительно этого единогласны все обладатели знания.

В-пятых, сын кровного брата не лишает наследства брата покойного по отцу. И это в отличие от самого кровного брата, который лишает брата по отцу наследства.

Например, человек скончался, а после него остался сын кровного брата и брат по отцу. Всё имущество достаётся брату по отцу, а сын кровного брата ничего не получает.

В-шестых, сын брата по отцу не лишает наследства сына кровного брата. И это в отличие от самого брата по отцу, который лишает наследства сына кровного брата.

В-седьмых, сыновья кровного брата и сыновья брата по отцу не получают ничего при наличии сестры, если она участвует вместе с дочерью покойного или его внучкой в «‘асабе ма‘а-ль-гъайр».

Например, человек скончался, а после него осталась дочь, кровная сестра и сыновья кровных братьев. Дочери достанется половина, а все оставшееся заберёт кровная сестра. Сыновьям кровного брата ничего не достанется.

 

 

Экзаменационные задачи.

  

  1. Человек скончался, оставив после себя мать, дочь и дядю со стороны отца.
  2. Человек скончался, оставив после себя жену, дочь и дядю со стороны отца.
  3. Женщина скончалась, оставив после себя мужа и сына дяди [двоюродного брата].
  4. Человек скончался, оставив после себя брата по матери, кровную сестру и кровного брата.
  5. Человек скончался, оставив после себя отца, мать, дочь и кровного брата.
  6. Человек скончался, оставив после себя дочь, внучку со стороны сына и кровного брата.
  7. Человек скончался, оставив после себя кровную сестру, сестру по отцу и сына кровного брата [племянника].
  8. Человек скончался, оставив после себя дочь, кровную сестру и дядю со стороны отца.
  9. Человек скончался, оставив после себя дядю со стороны отца и тетю.
  10. Человек скончался, оставив после себя сына кровного брата [племянника] и дочь кровного брата [племянницу].
  11. Человек скончался, оставив после себя сына и дочь.
  12. Человек скончался, оставив после себя кровного брата, кровную сестру и сестру по отцу.
  13. Человек [бывший раб] скончался, оставив после себя дочь и своего освободителя.
  14. Человек скончался, оставив после себя дочь, брата по матери, мать и сына кровного брата [племянника].
  15. Человек [бывший раб] скончался, оставив после себя кровного брата, дядю со стороны отца и своего освободителя.
  16. Мусульманин скончался, и у него остались: сын – неверующий, и кровный брат — мусульманин.
  17. Человек [бывший раб] скончался, оставив после себя сына, отца, кровного брата, дядю со стороны отца и своего освободителя.
  18. Человек [бывший раб] скончался, оставив после себя мать, дочь, внучку со стороны сына, бабушку, кровную сестру, сестру по отцу, жену и свою бывшую хозяйку, которая его освободила.
  19. Женщина скончалась, оставив после себя мужа, отца и мать.
  20. Человек скончался, оставив после себя жену, мать и отца.
  21. Женщина скончалась, оставив после себя мужа, бабушку, братьев по матери и сына кровного брата [племянника].
  22. Женщина скончалась, оставив после себя мужа, мать, брата по матери и 10 кровных братьев.
  23. Женщина скончалась, оставив после себя мужа, мать, братьев по матери и двух кровных сестёр.
  24. Человек скончался, оставив после себя сына, внука со стороны сына, отца и деда.
  25. Человек скончался, оставив после себя мать, братьев по матери, двух жён и дядю со стороны отца.
  26. Женщина скончалась, оставив после себя мужа, мать и деда.
  27. Человек скончался, оставив после себя правнучку и праправнучку, а также сестру по отцу.
  28. Человек скончался, оставив после себя двух дочерей, внучку со стороны сына и правнука со стороны сына.
  29. Человек скончался, оставив после себя четырёх жен, трёх бабушек, четырех внучек со стороны сына и четырех сестер по отцу.

Приложение № 1: наследники.

Всего после покойного человека остаются три категории людей:

1 ― Предки [усуль] ― это все, без кого покойный не появился бы на свет. Например, мать, отец, бабушки и дедушки.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 177.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...