Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Медицинские информационные системы уровня лечебно- профилактических учреждений




Представлены следующими основными группами:

· Информационные системы консультационных центров (предназначены для обеспечения функционирования соответствующих подразделений и информационной поддержки врачей при консультировании, диагностике и принятии решений при неотложных состояниях);

· Банки информации медицинских учреждений и служб (содержат данные о качественном и количественном составе работников учреждений, прикрепленного населения, основные статистические данные, характеристики районов обслуживания и другие необходимые данные);

· Персонифицированные регистры (банки и базы данных) (это разновидность информационно–справочных систем, которые содержат информацию на основе формализованной истории болезни или амбулаторной карточки. Регистры обеспечивают участковым, семейным врачам, специалистам, ординаторам и др. возможность быстрого получения необходимой информации о пациенте, контроля за динамикой болезни, качества лечебно- профилактических мероприятий.

· Скрининговые системы. Предназначены для проведения части врачебного профилактического обзора населения а также для формирования групп риска и выявление больных, которые нуждаются в помощи специалистов.

· Информационные системы лечебно-профилактических учреждений. Это информационные системы, основанные на объединении всех информационных потоков в единую систему и которые обеспечивают автоматизацию разных видов деятельности учреждения. В соответствии с видами ЛПУ по обыкновению различают программные комплексы информационных систем: “Стационар”, “Поликлиника”, “Скорая помощь”. Исходная информация таких систем используется как для решения задач управления соответствующего ЛПУ, так и для решения задач системами высших уровней.

· Информационные системы для научно-исследовательских институтов и вузов. Решаются три основных задачи: информатизация технологического процесса обучения, научно-исследовательской работы и управленческой деятельности НИИ и вузов. Реализация задач обеспечивается соответственно информационными системами медико-биологических исследований, компьютерными системами обучения и информационными системами НИИ и вузов.

Рассмотрим некоторые из них.

Информационные системы консультативных центров.

Информационные системы консультативных центров относятся к медицинским информационным системам уровня лечебно-профилактического учреждения и предназначены для обеспечения функционирования соответствующих подразделений и информационной поддержки врачей при консультировании, диагностике и принятии решений при неотложных состояниях.

Информационные системы консультативных центров делятся на:

· лечебные консультативно-диагностические системы для служб быстрой и неотложной помощи;

· системы для дистанционного консультирования и диагностики неотложных состояний в педиатрии и других клинических дисциплинах.

Скрининговые  системы.

Как отмечалось раньше, мониторинг здоровья население относится к приоритетным направлениям информатизации системы здравоохранения.

Задачи построения системы мониторинга здоровья население решаются на государственном, территориальном и на уровне организации. Одной из задач мониторинга есть сбор информации о состоянии здоровья населения. Похожие задачи решаются сегодня с помощью компьютерных технологий.

Одним из типов информационных систем, которые обеспечивают решение задачи по сбору информации о состоянии здоровья населения, есть скрининговые системы.

Скрининговые системы представляют собой медицинские информационные системы уровня лечебно - профилактического учреждения. Скрининговые системы предназначены для проведения долечебно-  профилактического обзора населения, а также для врачебного скрининга для формирования групп риска и выявление больных, которые нуждаются в помощи специалиста. Скрининг осуществляется на основе разработанных анкетных карт или прямого диалога пациента с компьютером.

Задачи, которые решается подобными информационными системами на уровне амбулаторного учреждения, формулируются следующим образом:

· повышение медицинской эффективности профилактических осмотров по всем основным профилям патологии (в 6-10 раз) и переход от формальной отчетности к реальному количественному контролю здоровья.

· получение спектра здоровья не только отдельного пациента, а и коллективов людей, и соответственно выявление в интегральных профилях негативных причин, непосредственно связанных с особенностями жизни данного коллектива;

· своевременное выявление заболевших (на ранних стадиях заболевания), проведение и реальная оценка качества лечебных и реабилитационных мероприятий.

Важнейшей разновидностью скринингових систем есть автоматизированные системы профилактических осмотров населения. Основной задачей этих систем является выявление пациентов, которые нуждаются в направлении к врачам специалистам.

Информационные системы лечебно-профилактического учреждения.

Особенности организации информационной среды ЛПУ.

Организация информационной среды лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ) определяется организацией лечебно - диагностического процесса, который схематично можно представить следующим образом.

Врачи получают данные о пациенте из нескольких основных источников: при непосредственном обзоре, при проведении лабораторных тестов и инструментальных исследованиях, из внешней или прежде заполненной медицинской документации. Полученные данные интерпретируются и обсуждаются, в результате чего принимается решение о воздействии на пациента - и все эти процессы могут неоднократно повторяться.

Основные типы данных.

Следуя этому представлению, можно выделить несколько типов данных, для работы с которыми необходимо использовать разнообразные информационные технологии. Эти типы выделятся в соответствии с технологией их возникновения.

· Данные, которые генерируются человеком - это все записи, которые врачи делают в ходе осуществления лечебно-диагностического процесса: результаты обзоров, результаты лабораторных тестов, интерпретации разнообразных исследований и тестов и др.

· Данные лабораторных тестов - это данные, которые получаются в лабораториях как результаты тестов на автоматических анализаторах.

· Данные инструментальных исследований - это в основном результаты визуализации различных структур организма или фиксация биологических сигналов.

Внешние документы - это бумажные или пленочные документы, которые пациент приносит с собой в ЛПУ, или которые восстанавливаются из архивов.

Одной из важнейших задач процесса информатизации есть обеспечение представления всех имеющихся данных в виде удобном для принятия решений, как врачами, так и медицинской администрацией. На выходе информационной системы возникает еще один вид данных – обобщенные или аналитические данные.

ИС ЛПУ - информационные системы, основанные на объединении всех информационных потоков в единую систему и обеспечивают автоматизацию основных видов деятельности учреждения.

В своей работе информационная система ЛПУ должна отображать фактически полный сценарий информационных событий, которые происходят в лечебном учреждении. Так, врач, прежде чем приступить к выполнению своей работы, должен быть принятым на работу отделом кадров соответствующим приказом в штат конкретного подразделения. Больной при поступлении в лечебное учреждение должны быть принят приемным отделением, где на него заводят электронную историю болезни, и оттуда направлен в отделение для прохождения курса лечения. В отделении он должен быть оформлен на свободную кровать в конкретной палате. В соответствии с этой логикой работают все подсистемы медицинских информационных систем ЛПУ. Таким образом, не может быть оформлено какое-нибудь информационное событие, если перед этим не будут оформлены надлежащим образом необходимые предыдущие события. При этом каждый пользователь системы должен иметь свои, строго определенные права доступа для просмотра информации, ее изменения и редактирования. Все эти изменения в электронных документах фиксируются и подтверждаются личной электронной подписью (паролем) соответствующего пользователя.

В соответствии с видами ЛПУ различают программные комплексы информационных систем: “Стационар”, “Поликлиника”, “Скорая помощь”. Исходная информация таких систем используется как для решения задач управления соответствующей ЛПУ, так и для решения задач системами высших уровней.

ИС ЛПУ в соответствии с задачами управления, по обыкновению состоят из подсистем, которые отвечают за:

1. Медико-технологическую деятельность;

2. Организационную деятельность;

3. Административную деятельность.

 

Подсистемы чаще всего связаны между собой в единую локальную сеть.

Медицинская подсистема обеспечивает информационную поддержку деятельности врачей разных специальностей. Все вышеперечисленные медицинские информационные системы базового уровня и технологические системы уровня учреждения могут и должны входить в структуру медицинской подсистемы, обеспечивая автоматизацию всего технологического процесса медицинских работников. По обыкновению подсистема включает:

· комплекс АРМ специалистов данного ЛПУ, на базе которых осуществляется ведение основной документации (формализованная карта амбулаторного больного, формализованная история болезни и др.), формирование баз данных на больных, формирование отчетных документов, информационная поддержка принятия решений и оценка результатов деятельности врача;

· консультативно-диагностические системы и центры;

· скрининговые системы;

· разнообразные персонифицированные регистры;

· информационно-справочные системы и базы данных уровня учреждений.

Хозяйственная (организационная) подсистема решает задачи управления потоками больных, в том числе оптимизации и загрузки всех видов ресурсов. Функционирование подсистемы обеспечивается компьютеризацией рабочих мест персонала регистратури, диспетчеров, медстатистиков. Оперативная информация о движении больных и кроватном фонде в стационарах, посещаемости в поликлинических учреждениях разрешает повысить эффективность решения проблем ожидания, очередей, выбора приоритетов.

Финансово-экономическая и административно-управленческая стороны деятельности ЛПУ охватываются административной подсистемой. Подсистема позволяет решать такие задачи управления, как контроль за деятельностью разнообразных подразделов, анализ объема и качества работы врачей, динамику показателей здоровья закрепленного контингента, контроль за плановыми сроками наблюдений диспансерных групп и сроками лечения в стационаре, задача кадровой и финансово-экономической политики учреждения.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 395.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...