Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Информационно - справочные системы.Стр 1 из 4Следующая ⇒
Информационные системы Общественное здоровье и здравоохранение. Моделирование и модели системы здравоохранения (СЗО). Требования к информации. Информационные процессы присутствуют во всех областях медицины и здравоохранения. Важной составной информационных процессов есть информационные потоки. От их упорядоченности зависит четкость функционирования области в целом, и эффективность управления ею. Потоки начинаются в местах возникновения информации и обеспечивают ее доступ к местам принятия решений. Потоки состоят из отдельных сообщений, отображенных в сигналах и документах, и двигаются в пространстве и времени от источника информации к получателю. Для работы с информационными потоками предназначенные информационные системы (ИС). Информационная система - организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, которые реализуют информационные процессы. Основной целью ИС медицинского назначения есть информационная поддержка разнообразных задач предоставления медпомощи населению, управление медицинскими учреждениями и информационном обеспечении системы здравоохранения. Самостоятельной задачей является информационная поддержка научных исследований, учебной и аттестационной работы. Обработка информации в информационной системе может осуществляться ручным, механическим, автоматизированным и автоматическим способами. С появлением компьютеров состоялась революция в процессах обработки информации, и возникли новые информационные технологии в медицине и системе здравоохранения. Процесс привлечения новых информационных технологий в систему здравоохранения и медицину по обыкновению называют информатизацией системы здравоохранения. Информатизация – это реализация комплекса мероприятий, направленных на обеспечение полного и своевременного использования достоверных знаний во всех видах человеческой деятельности. Информатизация системы здравоохранения - одна из составных этого процесса. При этом целью информатизации является прогресс в системе здравоохранения в направлениях развития самой службы так и контроля за состоянием здоровья ее пациентов. Технологической и технической основой информатизации есть созданная довольно мощная сеть информационных структур, ориентированных как на медицинских работников, так и на население. Мониторинг здоровья - это система оперативного слежения за состоянием и изменениями здоровья населения, которое представляет собой механизм получения разноуровневой информации для углубленного оценивания и прогнозирование здоровья населения за разные временные интервалы. Главной целью создания системы мониторинга здоровья население есть организация на базе новых компьютерных технологий государственной межотраслевой системы сбора, обработки, сохранения и представления информации, которая обеспечивает динамическую оценку общественного здоровья и информационную поддержку принятия решений, направленных на его улучшение. Классификация медицинских информационных систем. Ключевым понятием информатизации системы здравоохранения есть информационная система. Поэтому рассмотрим классификацию медицинских информационных систем по назначению. МИС - это программно-технический комплекс, который готовит и обеспечивает процессы сбора, хранения и обработку информации в медицине и области здравоохранения. Рассмотрим их подробнее. Классификация МИС основана на иерархическом принципе и отвечает многоуровневой структуре системы здравоохранения, как области, которая содержит: · базовый (клинический) уровень (врачи разного профиля); · уровень лечебно - профилактических учреждений (поликлиники, стационары, диспансеры, скорая помощь и т.п.); · территориальный уровень (профильные и специализированные медицинские службы и региональные органы управления); · государственный уровень (государственные учреждения и органы управления). По обыкновению системы каждого уровня классифицируют по функциональному принципу, т.е. по целям и задачам, которые решаются системой. Медицинские информационные системы базового уровня Представленные системами информационной поддержки технологических процессов (медико-технологические ИС). Системы этого класса предназначены для информационного обеспечения принятия решений в профессиональной деятельности врачей разных специальностей. Основная их цель - компьютерная поддержка работы врача дневного стационара, гигиениста, лаборанта и др. Они разрешают повысить качество профилактической и лечебно-диагностической работы, особенно в условиях массового обслуживания при нехватке времени и квалифицированных специалистов. По задачам, которые решаются, медико-технологические ИС можно разделить на следующие группы: · информационно - справочные системы (предназначенные для поиска и выдачи медицинской информации по запросу пользователя); · консультативно - диагностические системы (предназначенные для диагностики патологических состояний, включая прогноз и изготовление рекомендаций по способам лечения, при заболеваниях разного профиля и для разных категорий больных); · приборо-компьютерные системы (предназначенные для информационной поддержки и (или) для автоматизации диагностического и лечебного процессов, которые осуществляются при непосредственном контакте с организмом больного); · автоматизированные рабочие места (АРМ) специалистов. Это компьютерные информационные системы, предназначенные для автоматизации всего технологического процесса: лечебно- профилактическая и отчетно-статистическая деятельность, ведение документации, планирование работы, получение справочной информации врача соответствующей специальности. Они обеспечивают информационную поддержку в принятии диагностических и тактических (лечебных, организационных и др.) решений. Рассмотрим некоторые из этих систем подробнее. Информационно - справочные системы. Необходимость накопления больших объемов профессионально- ценной информации и оперирование ею - одна из проблем, с которой сталкиваются врачи. Информационно-справочные системы облегчают решение этой проблемы, выступая как средство надежного сохранения профессиональных знаний, обеспечивают удобный и быстрый поиск необходимых сведений. Медицинские информационно–справочные системы (базы и банки данных) предназначенные для ввода, сохранения, поиска и вывода медицинской информации по запросу пользователя. Это простейший вид медицинских информационных систем, который используется на всех уровнях системы здравоохранения. Системы этого класса не выполняют обработку информации, но обеспечивают быстрый доступ к нужным данным. Информационные массивы таких систем содержат справочную информацию разнообразного характера. Это и научная информация из разных медицинских дисциплин, и справочная статистическая и технологическая информация широкого профиля. По обыкновению, информационно-справочные системы разделяют: · по видам сохраненной информации (клиническая., научная, нормативно-правовая и др.); · по характеру информации (первичная, вторичная, оперативная, обзорно-аналитическая, экспертная, прогностическая и др.); · по объективным признакам (материально-техническая база, лечебные средства и др.). Кроме того, различают документальные, документографические, фактографические и полнотекстовые информационно-справочные системы. Соответственно, виды информационного поиска, которые могут быть осуществлены: документальный поиск, т.е. поиск сведений о том или другом документе, его библиографическое описание, аннотации, реферат; фактографический поиск, т.е. поиск данных и информации, изъятых из документа. Важное значение имеет интеграция медицинских информационно- справочных систем в единую информационную сеть Internet, что обеспечивает доступ любого врача - пользователя к информации и обмен этой информацией. Консультативно-диагностические системы. Исторически консультативно-диагностические системы (КДС) начали развиваться одними из первых медицинских диагностических систем. В данное время консультативно-диагностические системы представлены многочисленными системами диагностики патологических состояний (включая прогноз), при заболеваниях разнообразного профиля и для разных категорий больных. Входной информацией для таких систем служат данные о симптомах заболеваний, которые вводят в компьютер в диалоговом режиме, или в формате специально разработанных информационных карт. Диагностические выводы кроме собственно диагноза (или возможных диагнозов), как правило, содержат также рекомендации по выбору тактического решения и лечебных мероприятий. По способам решения задач диагностики различают вероятностные системы и экспертные системы. В вероятностных системах диагностика осуществляется реализацией одного из методов распознавания образов или статистических методов принятия решений. В экспертных системах - реализуется логика принятия диагностического решения опытным врачом. В вероятностных системах часто реализуется так называемый байесовский статистический подход, который разрешает проводить вычисление вероятности заболевания по его априорной и условной вероятности, которые связывают процессы с их характерными признаками. Априорная вероятность определяется путем подсчета частоты появления того или другого состояния в выборке. Экспертные системы принадлежат к классу систем “искусственного интеллекта”, что содержат базу знаний с набором эвристических алгоритмов. Наиболее важные области применения консультативно-диагностических систем - неотложное и угрожающее состояния, которые характеризуются дефицитом времени, ограниченными возможностями обследования и консультаций и нередко малой клинической симптоматикой, при высокой угрозе для жизни больного и быстрых темпах развития процесса. Опыт использования консультативно-диагностических систем доказывает существенное повышение качества диагностики, которая не только уменьшает неоправданные потери, но и разрешает более эффективно использовать ресурсы помощи, регламентировать объем необходимых исследований, и в конце концов, повысить профессиональный уровень врачей, для которых такая система служит одновременно и учебной. Пока консультативно-диагностические системы не получили широкого распространения в практической медицине и, в основном используются как составная часть других систем, например, медицинских приборо-компьютерных систем. Это связано, в первую очередь, со сложностью задачи диагностики. В реальной жизни число возможных ситуаций и, соответственно “диагностических правил” оказалось таким большим, что система или начинает требовать большое количество дополнительной информации о больном, или резко снижается точность диагностики. АРМ врача. Создание АРМ врача является основой политики информатизации базового уровня. Автоматизированное рабочее место (АРМ) врача осуществляет сбор, сохранение и анализ медицинской информации, которая используется при принятии диагностических и тактических (лечебных, организационных и др.) врачебных решений. Все рассмотренные выше информационные системы клинического уровня могут и должны входить в структуру АРМ, обеспечивая автоматизацию всего технологического процесса медика: лечебно-профилактическую и отчетно-статистическую деятельность, ведение документации, планирование работы, получение справочной информации разного рода. По назначению АРМ, которые используются на базовом уровне, можно поделить на три группы: · АРМ врачей; · АРМ медработников парамедицинских служб (по профилям диагностических и лечебных подразделений); · АРМ для административно-хозяйственных подразделений. К АРМ врача (терапевта, хирурга, акушера-гинеколога, травматолога, офтальмолога и др.) предъявляются требования, которые отвечают врачебным функциям. В частности, АРМ специалистов стационара могут решать следующие задачи: · ведение профильной формализованной истории болезни пациента; · формирование диагностической гипотезы; · выдачу рекомендаций по плану обследований пациента; · дифференциальную диагностику с формированием клинического диагноза; · выдачу рекомендаций по выбору лечебной тактики; · фиксацию решений о назначенных методах решения; · ведение дневника в истории болезни, которая отображает динамику состояний; · формирование эпикриза, карты выписки из стационара пациента и расчет стоимости лечения конкретного больного. АРМ применяют не только на базовому уровне в системе здравоохранения - клиническом, но и для автоматизации рабочих мест на уровне лечебно профилактических учреждений (ЛПУ) региона. АРМ врача может функционировать как в автономном режиме, обеспечивая текущую врачебную деятельность, так и входить составной частью в информационную систему более высокого уровня. В структуру информационного обеспечения автоматизированного рабочего места врача могут входить следующие подсистемы: медицинские приборо-компьютерные системы, информационно-справочные системы, консультативно-диагностические системы, блок организации работы, блок учета и анализа работы, блок ведения медицинской документации, разнообразные сервисные программы (электронная почта и др.). В данное время разработаны автоматизированные рабочие места для врачей практически всех специальностей. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 472. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |