Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Вопрос. Проблема содержание социального образования. ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Социальное образование как область педагогики получило широкое распространение в России , а следовательно и РБ в первой половине 90-х годов. Традиционно социальное образование рассматривалось как подготовка обществоведов для работы в образовательных и научных учреждениях и строилось на глубоком изучении целого ряда обществоведческих дисциплин. До недавнего времени под высшим социальным образованием понимали только изучение обществоведческих наук и подготовку специалистов, называвшихся обществоведами. В последнее время стало складываться более сложное и дифференцированное понимание высшего социального образования. Это связано, с одной стороны, с возникновением специфической профессиональной деятельности, называемой «социальная работа». С другой стороны, обществоведение в целом, социальная философия, социология в частности, всё большее внимание стали уделять вычленению и изучению социальной сферы как особой области общественной жизни. Появилась потребность в разработке социально ориентированных теорий и подготовке специалистов в рамках таких классических областей, как, например, психология, медицина, педагогика. В этом контексте высшее социальное образование всё больше стало отождествляться с теорией и практикой в области социальной сферы, особенно с теорией и практикой того, что называется социальной работой В настоящее время стало складываться более сложное и дифференцированное понятие этого феномена, который включают в научный, учебно-методический и социально-практический контекст. Е.И. Холостова отмечает, что появление и расширение интерпретации данного термина, обусловлено подготовкой в вузах, средних специальных учебных учреждениях профессиональных социальных работников и социальных педагогов. В этом контексте социальное образование всё больше стало отождествляться с теорией и практикой в области социальной сферы, особенно с теорией и практикой того, что называется социальной работой. Многомерность понятия «социальное образование» отмечает также С.И. Григорьев и понимает под ним: подготовку и переподготовку специалистов в области социальных наук; обучение специалистов различного профиля социальным наукам, их социальное воспитание; подготовку и переподготовку специалистов для учреждений социальной сферы и управления; социальное просвещение, воспитание населения, формирование у него умения взаимодействовать в социуме в рамках определённого социально-исторического пространства и времени. Итак, под социальным образованием к исходу столетия стали понимать: - подготовку и переподготовку специалистов в области социальных наук; - обучение специалистов различного профиля социальным наукам, их социальное воспитание; - подготовку и переподготовку специалистов для учреждений социальной сферы и управления; - социальное просвещение, воспитание широких масс населения, формирование у них умения взаимодействовать в социуме в рамках определенного социально-исторического пространства – времени; - формирование, воспроизводство определенного менталитета, систем социокультурных принципов смысложизненных ориентаций, социальных идеалов, составляющих фундамент социальной культуры, общественного интеллекта, образа жизни народа того или иного государства, нации, человеческой общности [43]. Понятие «социальное образование» употребляется специалистами также в контексте подготовки кадров для нужд так называемого «третьего сектора», т.е. неправительственных, некоммерческих организаций, составляющих основу гражданского общества. В широком плане социального образование рассматривается специалистами высшей школы как широкое общественное образование, направленное : на современные знания, востребованность которых должна быть обеспечена в грядущем, информационном, компьютеризированном обществе; на развитие таких качеств у молодых специалистов, которые помогут сохранить и увеличить степень социальной защищенности населения.
Проанализировав все эти подходы к определению социального образования можно выделить два его основных значения: 1.Социальное образование –это выражение социальной функции образования, сущность которой заключается в в трансляции и распространении культуры в обществе , социальной дифференциации организации образовательных услуг, в особенностях процессов воспитания и социализации. 2.Социальное образование – как вид образовательной деятельности при подготовке профессиональных кадров социальных работников. На становление и развитие отечественного высшего социального образования оказали влияние различные факторы. Под фактором мы понимаем движущую силу, причину какого-либо процесса, явления, определяющую его характер. На основе анализа психолого-педагогической литературы и проведённого нами исследования мы выделили ряд факторов, определяющих развитие высшего социального образования в Республике Беларусь: · экономические, субъективные и социальные факторы; · «социокультурная травма»; · социально-экономические реформы нач. 90-х гг. XX в.; · социальный заказ общества и государственной власти; · становление системы социальной защиты и социального обслуживания в Республике Беларусь; · отсутствие традиций и опыта подготовки специалистов по социальной работе; · отсутствие концепций развития профессионального социального образования; модернизация процесса развёртывания социальной работы как специализированного вида деятельности; · мотивация обучающихся по специальности «социальная работа»; · удовлетворённость студентов профессиональной подготовкой; · низкий престиж профессии В 2008 г. Министерством образования Республики Беларусь утвержден новый Образовательный стандарт в системе высшего образования по специальности «Социальная работа» по направлениям, который стал основным нормативным документом, определяющим содержание и в какой-то мере стратегию развития высшего профессионального образования в области социальной работы. Согласно Образовательному стандарту подготовка специалистов в области социальной работы осуществляется в республике по трем направлениям: · социально- педагогическая; · социально-культурная · социо-медико- психологическая деятельность.
Как показывает анализ учебных планов и образовательного стандарта солержание профессионального социального образования включает в себя следующие блоки (на примере учебных планов УО «ВГУ им. П.М. МАшерова»): 1) гуманитарные и социально-экономические дисциплины, около 20% объема учебного времени; 2) общенаучные и общепрофессиональные дисциплины - менее 18% объема учебного времени; 3) дисциплины основной специальности - около 40% объема учебного времени; 4)дисциплины дополнительной Социальное образование базируется на универсальных дидактических принципах: научная обоснованность, практическая направленность, систематичность, последовательность, доступность учебной информации, активность обучения, прочность усвоения знаний ,индивидуальный подход и т.д. При разработке содержания социального образования базовыми принципами отбора учебной информации выступают: · принцип научности содержания образования; · принцип селективности, отбор релевантных материалов, составляющих основу учебных программ; · принцип ориентации на социальный заказ; · принцип опережения; · принцип соответствия социального образования деятельности СР; · принцип генерелизации –содержание образование должно включать лишь информационно емкий материал, обеспечивающий разумную и оправданную концентрацию учебной информации и интеграцию профессиональных знаний; · принцип открытости—постоянное обновление учебного материала; · принцип вариативности, предполагающий отражение запроса различных форм и уровней образования; · принцип гуманизации содержания образования; · принцип дополнительности; · принцип культурообразующий.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 301. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |