Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос. Проблема содержание социального образования.




     Социальное образование как область педагогики получило широкое распространение в России , а следовательно и РБ в первой половине 90-х годов. Традиционно социальное образование рассматривалось как подготовка обществоведов для работы в образовательных и научных учреждениях и строилось на глубоком изучении целого ряда обществоведческих дисциплин.

До недавнего времени под высшим социальным образованием понимали только изучение обществоведческих наук и подготовку специалистов, называвшихся обществоведами. В последнее время стало складываться более сложное и дифференцированное понимание высшего социального образования. Это связано, с одной стороны, с возникновением специфической профессиональной деятельности, называемой «социальная работа». С другой стороны, обществоведение в целом, социальная философия, социология в частности, всё большее внимание стали уделять вычленению и изучению социальной сферы как особой области общественной жизни. Появилась потребность в разработке социально ориентированных теорий и подготовке специалистов в рамках таких классических областей, как, например, психология, медицина, педагогика. В этом контексте высшее социальное образование всё больше стало отождествляться с теорией и практикой в области социальной сферы, особенно с теорией и практикой того, что называется социальной работой 

В настоящее время стало складываться более сложное и дифференцированное понятие этого феномена, который включают в научный, учебно-методический и социально-практический контекст.

Е.И. Холостова отмечает, что появление и расширение интерпретации данного термина, обусловлено подготовкой в вузах, средних специальных учебных учреждениях профессиональных социальных работников и социальных педагогов.

В этом контексте социальное образование   всё больше стало отождествляться с теорией и практикой в области социальной сферы, особенно с теорией и практикой того, что называется социальной работой.

    Многомерность понятия «социальное образование» отмечает  также С.И. Григорьев и понимает под ним:  подготовку и переподготовку специалистов в области социальных наук; обучение специалистов различного профиля социальным наукам, их социальное воспитание; подготовку и переподготовку специалистов для учреждений социальной сферы и управления; социальное просвещение, воспитание населения, формирование у него умения взаимодействовать в социуме в рамках определённого социально-исторического пространства и времени.

    Итак, под социальным образованием к исходу столетия стали понимать:

- подготовку и переподготовку специалистов в области социальных наук;

- обучение специалистов различного профиля социальным наукам, их социальное воспитание;

- подготовку и переподготовку специалистов для учреждений социальной сферы и управления;

- социальное просвещение, воспитание широких масс населения, формирование у них умения взаимодействовать в социуме в рамках определенного социально-исторического пространства – времени;

- формирование, воспроизводство определенного менталитета, систем социокультурных принципов смысложизненных ориентаций, социальных идеалов, составляющих фундамент социальной культуры, общественного интеллекта, образа жизни народа того или иного государства, нации, человеческой общности [43].

Понятие «социальное образование» употребляется специалистами также в контексте подготовки кадров для нужд так называемого «третьего сектора», т.е. неправительственных, некоммерческих организаций, составляющих основу гражданского общества.

      В широком плане социального образование рассматривается специалистами высшей школы как широкое общественное образование, направленное :

 на современные знания, востребованность которых должна быть обеспечена в грядущем, информационном, компьютеризированном обществе;  

на развитие таких качеств у молодых специалистов, которые помогут сохранить и увеличить степень социальной защищенности населения.

       

Проанализировав все эти подходы к определению социального образования можно выделить два его основных значения:

1.Социальное образование –это выражение социальной функции образования, сущность которой заключается в в трансляции и распространении культуры в обществе , социальной дифференциации организации образовательных услуг, в особенностях процессов воспитания и социализации.

2.Социальное образование – как вид образовательной деятельности при подготовке профессиональных кадров социальных работников.

    На становление и развитие отечественного высшего социального образования оказали влияние различные факторы. Под фактором мы понимаем движущую силу, причину какого-либо процесса, явления, определяющую его характер. На основе анализа психолого-педагогической литературы и проведённого нами исследования мы выделили ряд факторов, определяющих развитие высшего социального образования в Республике Беларусь: 

· экономические, субъективные и социальные факторы;

·   «социокультурная травма»;

· социально-экономические реформы  нач. 90-х гг.  XX в.;

·   социальный заказ общества и государственной власти; 

· становление системы социальной защиты и социального обслуживания в Республике Беларусь;

· отсутствие традиций и опыта подготовки специалистов по социальной работе;

· отсутствие концепций развития профессионального социального образования; модернизация процесса развёртывания социальной работы как специализированного вида деятельности;

·  мотивация обучающихся по специальности «социальная работа»;

·  удовлетворённость студентов профессиональной подготовкой;

· низкий престиж профессии

  В 2008 г. Министерством образования Республики Беларусь утвержден новый Образовательный стандарт в системе высшего образования по специальности «Социальная работа» по направлениям, который стал основным нормативным документом, определяющим содержание и в какой-то мере стратегию развития высшего профессионального образования в области социальной работы.

Согласно Образовательному стандарту подготовка специалистов в области социальной работы осуществляется в республике по трем направлениям:

· социально- педагогическая;

· социально-культурная

·  социо-медико- психологическая деятельность.

 

Как показывает анализ учебных планов и образовательного стандарта солержание профессионального социального образования включает в себя следующие блоки (на примере учебных планов УО «ВГУ им. П.М. МАшерова»):

1) гуманитарные и социально-экономические дисциплины, около 20% объема учебного времени;

 2) общенаучные и общепрофессиональные дисциплины - менее 18% объема учебного времени;

3) дисциплины основной специальности - около 40% объема учебного времени;

 4)дисциплины дополнительной

Социальное образование базируется на универсальных дидактических принципах: научная обоснованность, практическая направленность, систематичность, последовательность, доступность учебной информации, активность обучения, прочность усвоения знаний ,индивидуальный подход и т.д.

При разработке содержания социального образования базовыми принципами отбора учебной информации выступают:

· принцип научности содержания образования;

· принцип селективности, отбор релевантных материалов, составляющих основу учебных программ;

· принцип ориентации на социальный заказ;

· принцип опережения;

· принцип соответствия социального образования деятельности СР;

· принцип генерелизации –содержание образование должно включать лишь информационно емкий материал, обеспечивающий разумную и оправданную концентрацию учебной информации и интеграцию профессиональных знаний;

· принцип открытости—постоянное обновление учебного материала;

· принцип вариативности, предполагающий отражение запроса различных форм и уровней образования;

· принцип гуманизации содержания образования;

· принцип дополнительности;

· принцип культурообразующий.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 301.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...