Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Вузы Беларуси, осуществляющие профессиональную подготовку специалистов по социальной работе
Сегодня можно констатировать, что в Республике Беларусь уже сложилась широкая и устойчивая система профессиональной подготовки специалистов социальной сферы, которая является новым компонентом общего и профессионального обучения. Она получила название – профессиональное социальное образование. В Республики Беларусь профессиональная подготовка социальных работников осуществляется в учреждениях трех типов: · профессионально-технического образования (профессиональные лицеи, ПТУ и др.). После их окончания можно работать в системе социального обслуживания населения социальным работником. Направление и содержание работы определяется социально-бытовой функцией (оказание социальной помощи, осуществление социального патронажа обслуживаемой категории населения); · среднего специального образования (колледжи и др.); · высшего профессионального образования. В учреждениях высшего образования реализуются образовательные программы высшего социального образования I ступени, обеспечивающие получение квалификации специалист социальной работы, а также образовательные программы высшего социального образования II ступени, обеспечивающие получение степени магистра. Введение двухуровневой структуры высшего социального образования призвано, с одной стороны, повысить уровень социальной культуры будущего специалиста социальной работы, а, с другой, подготовить его как к научно-исследовательской деятельности (в том числе в области проектирования, прогнозирования и моделирования) по проблемам социальной работы, так и для научно-педагогической работы. · повышение квалификации и переподготовка кадров Многоуровневая подготовка кадров для социальной сферы, предполагает и разные уровни профессионального социального образования, прежде всего его содержательного компонента. В РБ создано профессиональное объединение специалистов по социальной педагогике и социальной работе—Белорусский Союз социальных педагогов и социальных работников. С 1996 года он является единственным представителем РБ в Международной федерации социальных ,которая объединяет более 60 ассоциаций СР различных стран. Цель Белорусского Союза социальных педагогов и социальных работников – консолидация усилий ,направленных на улучшение условий жизни человека в обществе, содействие развитию системы служб социальной помощи различным группам населения и становлению профессиональной социальной работы в РБ. Первое десятилетие подготовки социальных работников выявило и некоторые проблемы: 1.Отсутствие опыта ,традиций подготовки СР в вузах Беларуси. 2.Отсутствие концепции развития социальной политики , а следовательно и социальной сферы, в том числе и такого ее компонента как социальная работа, в РБ на ближайшее десятилетие. 3.Недостаток профессорско-преподавательских кадров в области социальных наук, в том числе и опыт практической работы в социальной сфере. 4.Отсутствие четко разработанных механизмов и критериев профессионального отбора на специальность «социальная работа».В идеале должны быть три фильтра : -на входе , т.е перед началом обучения; --в середине обучения, т.е. перед специализацией; --на выходе—выдача диплома. 5.Отсутствие научно-обоснованной системы государственной аттестации, модели специалиста. 6.Невысокий уровень развития института супервизорства. Можно сказать , что работа по развитию института супервизорства в РБ только начинается. 7Преобладание репродуктивного характера обучения, низкая практическая направленность обучения, отсутствие междисциплинарных связей. 8.Многообразие функциональных обязанностей специалиста по СР, что приводит к распылению содержания образования при его подготовке. Функциональные и должностные обязанности специалиста по СР требуют конкретизации. 9.Недостаточное обеспечение факультетов СР программно-методическим материалом , учебной и научной литературой. 10.Проблема разработки Стандарта образования по специальности «Социальная работа».За последние 3 года он изменялся дважды ( декабрь 1999 – утвержден первый Стандарт , 2001 – принят новый образовательный Стандарт). 11.Имеют место и проблемы в разработке, совершенствовании учебных планов по специальности « социальная работа»--это касается перечня учебных дисциплин, количества часов отводимых на их изучение, количества экзаменов, зачетов, курсовых и контрольных работ. ( Зарубежный опыт подготовки показывает, что учебные планы там имеют большую прикладную направленность, ориентированную на выработку практических умений и навыков, а среди фундаментальных дисциплин основное внимание уделяется социальным наукам, праву и психологии). В учебных планах нашей РБ выделяют : --цикл гуманитарно-социальных дисциплин; ( России –на данный цикл отводится около 20% объема учебного времени) --цикл общенаучных и общепрофессиональных дисциплин; (Россия -около 45% времени) --цикл специальных дисциплин; (около 27% уч .времени). --цикл дисциплин специализации. 12. Проблемы специализаций. В РБ их на сегодняшний день-6 (см.предыдущую лекцию-специфика СР).В России более 26 специализаций. 2.1 Модель подготовки специалиста по СР. Разработана российским ученым И.А.Зимней. данная модель основывается на следующих положениях ее автора: 1.Подготовка специалиста по СР – сложная многоаспектная деятельность, главными субъектами реализации которой выступают учебные заведения, преподаватели и студенты. 2. Последовательное «погружение студента» в специальность --путем реализации 3-х уровневой подготовки специалистов в области СР. 3. Подготовка СР – взаимосвязанная деятельность ,имеющая несколько уровней: первый уровень –ориентировочно-исследовательский (допрофессиональная подготовка); второй уровень—обучение в учебном заведении. Его эффективность зависит от организации учебного процесса, от соотношения теории и практики обучения, разработки учебных планов и учебных программ. --саморазвитие и самосовершенствование специалиста. 4.Подготовка специалиста требует принятия от него определенных этических норм ,следования им, формирование определенных личностных качеств, необходимых для специалиста по СР. 5.Предметом подготовки СР являются практические умения ( которые базируются на теоретических знаниях) по оказанию квалифицированной помощи клиенту в решении его проблем. САМОСТОЯТЕЛЬНО :краткий конспект содержательной подготовки СР, согласно данной модели .(Источник 1, с.311-3120.).
Большинство авторов ,специализирующих в области социального образования в качестве целей подготовки СР выделяет ряд системных качеств ,которые могут рассматриваться как результат образовательной деятельности. Тогда к целям обучения СР относят: приобретение будущими специалистами: --знаний, необходимых для оказания профессиональной помощи и услуг отдельным лицам, группам, организациям или обществу; это знания о поведении человека, социальной политике, программах, ценностях и этике , о способах выработки ,оценки собственной практики; --навыков анализа конкретной ситуации, облегчения проблем клиента, защиты его интересов и других соответствующих способов взаимодействия с людьми, которые ищут помощи и которым необходимо ее оказать; --таких ценностей как гуманизм, справедливость, самоопределение, антидискриминация и честность в профессиональной деятельности; способности разумного использования собственных личностных качеств и дифференцированное применение навыков общения в профессиональных целях; --глубокой и искренней заинтересованности в клиентах и работе с ними; --настроя на работу в трудных условиях и решения сложных социальных проблем.
Задачи подготовки СР в высших учебных заведениях: · диагностика профессиональной пригодности к СР и научно обоснованный отбор абитуриентов. · структурное единство системы отбора допрофессиональной, базовой подготовки, переподготовки и повышения квалификации. Функциональная наполненность содержания образования, обеспечивающая социальную активность, профессиональную компетентность, широкое мировоззрение, чувство ответственности и достаточный диапазон практических умений. · взаимосвязь научной, методической , специальной и психолого-педагогической подготовки. · управление качеством подготовки специалистов.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 249. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |