Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вузы Беларуси, осуществляющие профессиональную подготовку специалистов по социальной работе




 

Название вуза Факультет Специальность (направление)
1 УО «Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка» Факультет социально-педагогических технологий Социальная работа.
2 УО «Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина» Социально-педагогический факультет 1.Социальная работа (социально-педагогическая деятельность). 2.Социальная работа (социо-медико-психологическая деятельность).
3 УО «Барановичский государственный университет» Педагогический факультет 1.Технология (обслуживающий труд).Социальная педагогика. 2.Начальное образование.Социальная педагогика.
4 УО «Могилёвский государственный университет А.А. Кулешова» Факультет педагогики и психологии детства  Социальная работа.
5 УО «Витебский государственный университет им. П.М. Машерова» Факультет социальной педагогики и психологии Социальная работа. Социально-педагогическая деятельность.
6 УО «Гродненский государственный университет им. Я. Купалы» Педагогический факультет Социальная работа (социально-педагогическая деятельность).
7 УО «Белорусский университет культуры» Факультет культурологии и социокультурной деятельности   Социальная работа. Социально-культурная деятельность.  
8 УО «Государственный институт управления и социальных технологий БГУ»   Социальная работа. Социо-медико-психологическая деятельность.
9 УО «Российский государственный социальный университет. Филиал в Минске»   Социальная работа. Менеджмент в социальной работе.

    

         

    Сегодня можно констатировать, что в Республике Беларусь уже сложилась широкая и устойчивая система профессиональной подготовки специалистов социальной сферы, которая является новым компонентом общего и профессионального обучения. Она получила название – профессиональное социальное образование.  

В Республики Беларусь профессиональная подготовка социальных работников  осуществляется в учреждениях трех типов:

· профессионально-технического образования (профессиональные лицеи, ПТУ и др.). После их окончания можно работать в системе социального обслуживания населения социальным работником. Направление и содержание работы определяется социально-бытовой функцией (оказание социальной помощи, осуществление социального патронажа обслуживаемой категории населения);

· среднего специального образования (колледжи и др.);

·  высшего профессионального образования. В учреждениях высшего образования реализуются образовательные программы высшего социального  образования I ступени, обеспечивающие получение квалификации специалист социальной работы, а также  образовательные программы высшего  социального образования II ступени,   обеспечивающие получение степени магистра.

 Введение двухуровневой структуры высшего социального образования призвано, с одной стороны, повысить уровень социальной культуры будущего специалиста социальной работы, а, с другой, подготовить его как к научно-исследовательской деятельности (в том числе в области проектирования, прогнозирования и моделирования) по проблемам социальной работы, так и для научно-педагогической работы.  

· повышение квалификации и переподготовка кадров

Многоуровневая подготовка кадров для социальной сферы, предполагает и разные уровни профессионального социального образования, прежде всего его содержательного компонента.   

В РБ создано профессиональное объединение специалистов по социальной педагогике и социальной работе—Белорусский Союз социальных педагогов и социальных работников. С 1996 года он является единственным представителем РБ в Международной федерации социальных ,которая объединяет более 60 ассоциаций СР различных стран.    Цель Белорусского Союза социальных педагогов и социальных работников – консолидация усилий ,направленных на улучшение условий жизни человека в обществе, содействие развитию системы служб социальной помощи различным группам населения и становлению профессиональной социальной работы в РБ.

  Первое десятилетие подготовки социальных работников выявило и некоторые проблемы:

1.Отсутствие опыта ,традиций подготовки СР в вузах Беларуси.       

2.Отсутствие концепции развития социальной политики , а следовательно и социальной сферы, в том числе и такого ее компонента как социальная работа, в РБ на ближайшее десятилетие.

3.Недостаток профессорско-преподавательских кадров в области социальных наук, в том числе и опыт практической работы в социальной сфере.

4.Отсутствие четко разработанных механизмов и критериев профессионального отбора на специальность «социальная работа».В идеале должны быть три фильтра :

-на входе , т.е перед началом обучения;

--в середине обучения, т.е. перед специализацией;

--на выходе—выдача диплома.

5.Отсутствие научно-обоснованной системы государственной аттестации, модели специалиста.

6.Невысокий уровень развития института супервизорства. Можно сказать , что работа по развитию института супервизорства в РБ только начинается.

7Преобладание репродуктивного характера обучения, низкая практическая направленность обучения, отсутствие междисциплинарных связей.

8.Многообразие функциональных обязанностей специалиста по СР, что приводит к распылению содержания образования при его подготовке. Функциональные и должностные обязанности специалиста по СР требуют конкретизации.

9.Недостаточное обеспечение факультетов СР программно-методическим материалом , учебной и научной литературой.

10.Проблема разработки Стандарта образования по специальности «Социальная работа».За последние 3 года он изменялся дважды ( декабрь 1999 – утвержден первый Стандарт , 2001 – принят новый образовательный Стандарт).

11.Имеют место и проблемы в разработке, совершенствовании учебных планов по специальности « социальная работа»--это касается перечня учебных дисциплин, количества часов отводимых на их изучение, количества экзаменов, зачетов, курсовых и контрольных работ. ( Зарубежный опыт подготовки показывает, что учебные планы там имеют большую прикладную направленность, ориентированную на выработку практических умений и навыков, а среди фундаментальных дисциплин основное внимание уделяется социальным наукам, праву и психологии). В учебных планах нашей РБ выделяют :

--цикл гуманитарно-социальных дисциплин; ( России –на данный цикл отводится около 20% объема учебного времени)

--цикл общенаучных и общепрофессиональных дисциплин; (Россия -около 45% времени)

--цикл специальных дисциплин; (около 27% уч .времени).

--цикл дисциплин специализации.

12. Проблемы специализаций. В РБ их на сегодняшний день-6 (см.предыдущую лекцию-специфика СР).В России более 26 специализаций.

   2.1 Модель подготовки специалиста по СР.

Разработана российским ученым И.А.Зимней. данная модель основывается на следующих положениях ее автора:

1.Подготовка специалиста по СР – сложная многоаспектная деятельность, главными субъектами реализации которой выступают учебные заведения, преподаватели и студенты.

     2. Последовательное «погружение студента» в специальность --путем реализации 3-х уровневой подготовки специалистов в области СР.

     3. Подготовка СР – взаимосвязанная деятельность ,имеющая несколько уровней:

первый уровень –ориентировочно-исследовательский (допрофессиональная подготовка);

второй уровень—обучение в учебном заведении. Его эффективность зависит от организации учебного процесса, от соотношения теории и практики обучения, разработки учебных планов и учебных программ.

--саморазвитие и самосовершенствование специалиста.

4.Подготовка специалиста требует принятия от него определенных этических норм ,следования им, формирование определенных личностных качеств, необходимых для специалиста по СР.

5.Предметом подготовки СР являются практические умения ( которые базируются на теоретических знаниях) по оказанию квалифицированной помощи клиенту в решении его проблем.

 САМОСТОЯТЕЛЬНО :краткий конспект содержательной подготовки СР, согласно данной модели .(Источник 1, с.311-3120.).

 

Большинство авторов ,специализирующих в области социального образования в качестве целей подготовки СР выделяет ряд системных качеств ,которые могут рассматриваться как результат образовательной деятельности. Тогда к целям обучения СР относят: приобретение будущими специалистами:

--знаний, необходимых для оказания профессиональной помощи и услуг отдельным лицам, группам, организациям или обществу; это знания о поведении человека, социальной политике, программах, ценностях и этике , о способах выработки ,оценки собственной практики;

--навыков анализа конкретной ситуации, облегчения проблем клиента, защиты его интересов и других соответствующих способов взаимодействия с людьми, которые ищут помощи и которым необходимо ее оказать;

--таких ценностей как гуманизм, справедливость, самоопределение, антидискриминация и честность в профессиональной деятельности; способности разумного использования собственных личностных качеств и дифференцированное применение навыков общения в профессиональных целях;

--глубокой и искренней заинтересованности в клиентах и работе с ними;

--настроя на работу в трудных условиях и решения сложных социальных проблем.

               

 Задачи подготовки СР в высших учебных заведениях:

· диагностика профессиональной пригодности к СР и научно обоснованный отбор абитуриентов.

· структурное единство системы отбора допрофессиональной, базовой подготовки, переподготовки и повышения квалификации.

Функциональная наполненность содержания образования, обеспечивающая социальную активность, профессиональную компетентность, широкое мировоззрение, чувство ответственности и достаточный диапазон практических умений.

· взаимосвязь научной, методической , специальной и психолого-педагогической подготовки.

· управление качеством подготовки специалистов.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 249.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...