Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Период. Вторая половина ХХ века.Стр 1 из 3Следующая ⇒
Тема: Профессиональная подготовка социальных работников: отечественный и зарубежный опыт
ПЛАН Профессиональная подготовка социальных работников за рубежом. Становление системы профессиональной подготовки СР в РБ. Проблема содержания социального образования. ЛИТЕРАТУРА: 1.Теория социальной работы /Под ред. Е.И.Холостовой.-М.,1998.-Глава 22,23 2.Основы социальной работы \Под ред.П.Д.Павленок.-М.,1998.-гл.27 3.С.В.Тетерский Введение в социальную работу.-М.,2000.-Занятие 29.
4.Мустаева Ф.А.Основы социальной педагогики.-М.,2001.-Главы 12-16. 5.Социальная работа :теория и практика /отв. Ред. Е.И. Холостова –М.,2001.-с.378-384 6.Социальная работа /Под ред .В.И. Курбатова.-Р\на Дону,1999.-Гл.2 7. СР: теория и организация: /под ред. П.П. Украинец. – МН., 2005. – С. 134-138 7. Подготовка социальных работников за рубежом // Социальная работа. – 2005. - № 1 8. Тетерский, С. В. Введение в социальную работу : учеб. пособие для высшей школы / С. В. Тетерский. - Москва : Академический Проект, 2006. - 495 с. - (Gaudeamus). Вопрос. Профессиональная подготовка СР за рубежом. В большинстве зарубежных стран обучение социальной работе имеет продолжительные традиции. Вопросы подготовки квалифицированных кадров в области социальной работы впервые встали в конце Х1Х века. Депрессия, многочисленные проблемы отдельных людей и групп заставили многих в те годы посмотреть по –иному на социальные службы, помогавшие преимущественно беднякам. Проблемы помощи индивиду, конкретной семье стали рассматриваться с научной точки зрения. Стало очевидным , что для улучшения и совершенствование работы социальных служб на высоком профессиональном уровне необходимы квалифицированные специалисты. Период. Открытие курсов по подготовке социальных работников Так первые курсы по подготовке социальных работников были основаны в конце 19 в., а более активно они начали развиваться в первой четверти ХХ в. Как правило, учебные заведения, осуществляющие подготовку СР , создавались благотворительными организациями. 1896г. – Англия (Лондон)- курсы по подготовке СР созданы Обществом организации благотворительности . 1898 год. Нью-Йорское Благотворительное общество профинансировало 6-недельную программу подготовки социальных работников. Аналогичные программы получили реализацию и в других городах США(Чикаго).Нью-Йорская школа филантропии, предназначенная для дружеских посетителей и других волонтеров впоследствии стала Школой социальной работу Колумбийского университета А спустя 6 лет, т.е. в 1904 году в Нью-Йорке был открыт одногодичный курс обучения социальной работе. 1893 год (Германия) - Жанетт Шверин организовала набор на курс «Группы девушек и женщин для социальной помощи и заботы», что считается началом обучения социальных работников. В 1899 году Алиса Соломон учредила одногодичную программу подготовки социальных работников. 1899 году в Амстердаме /Голландия/ открыт институт развития социального благосостояния, который предлагал двухгодичную подготовку , причем как женщинам, так и мужчинам. 2 период. Создание одногодичных –двухгодичных курсов, школ социальной работы ( начало ХХ в.). Осознание того, что для социальной работы нужны квалифицированные кадры, привело к открытию целого ряда социальных школ во многих зарубежных странах в начале ХХ века. 1905 год в Ганновере (Германия) протестантская церковь открывает первую женскую школу по социальному обеспечению. В 1908 году в Берлине Алисой Соломон открывается женская школа социальной работы с двухгодичной программой. Данная школа послужила образцом для создания аналогичных школ по всей Германии. В 1903 году в Англии Общество благотворительных организаций основало школу социологии, которая в 1912 году была объединена с Лондонской Школой экономики и преобразована в Департамент социальных наук и управления. В послевоенный период в Англии одно-двухгодичные курсы социальной работы были организованы в университета и других высших учебных заведениях. В течение 1904-1907 гг. в США программы социальной работы стали вливаться в университетские программы. К концу первой мировой войны в США существовало 17 университетских программ социальной работы. В 1927 году организована Ассоциация школ социальной работы, целью которой в тот период заключалась в объединении преподавателей и студентов различных университетов. Перед первой мировой войной подготовка социальных работников осуществлялась только 7 странами, то после нее и в последующие десятилетия число стран увеличивалось с каждым годом. Так, обучение профессиональной социальной работе начинается в Бельгии, Дании, Партугалии. В 1930 году первые школы социальной работы открыты в Норвегии, Чили. В 1928 году такие школы появляются в Италии. В 30-ые годы продолжается рост числа стран, осуществляющих подготовку социальных работников: Испания, Израиль, Ирландия, Люксембург, Греция, Дания. Нужно отметить, что обучение социальной работе имело место не только в Западных странах, но и в таких странах как Индия , Египет (1936 г). период. Вторая половина ХХ века. Во второй половине ХХ века обучение социальной работе велось как в школах социальной работы, которые являются подразделениями университетов ( как в США) и готовят социальных работников со степенью бакалавра, магистра или доктора .Сегодня в США есть университеты, предлагающие программу либо бакалавра, либо доктора, либо магистра, а также есть университеты аккредитованные для выдачи сертификаты все трех уровней. В ведущих университета США, таких как Католический в Вашингтоне, Колумбийский в Нью-Йорке, Бостонский, Калифорнийский готовят специалистов в области социальной работы. Во второй половине ХХ столетия: · создаются многие ассоциации социальных работников; · начинает издаваться специальная литература: профессиональные журналы; · разрабатывается и принимается Международный этический кодекс социальных работников. · Расширяется число и типология социальных служб: государственных и частных, что требовало профессиональных кадров В настоящее время в Европе насчитывается около 500 учебных заведений, дающих образование в области социальной работы ( только в США – около 400 учебных заведений). Это государственные, частные учебные заведения, заведения принадлежащие той или иной религиозной конфессии. Сегодня выделяют 2 основных модели подготовки профессиональных социальных работников: · Американская · европейская В Германии в настоящее время профессионалы социальных служб готовятся в институтах различных типов. Персонал для детских садов, молодежных центров ,для надомной опеки за малышами готовится на среднеобразовательном уровне в профессиональных специализированных школах. Социальные работники , как и педагоги обучаются в колледжах-институтах, которые принадлежат к системе высшего образования. Курсы подготовки социальных работников и социальных педагогов предлагают также и некоторые университеты Германии. Университеты и колледжи Германии обладают высокой степенью автономности, что позволяет им автономно решать вопросы учебных программ, учебных планов, набора студентов. Квалификация, статус, оклад преподавательского состава устанавливается федеральным законодательством. В университетах требуется чтобы профессора имели докторскую степень. Значительная часть преподавателей университета в области социальных наук не имеют практического опыта работы. Колледжи социальной работы требуют в основном докторскую степень и практический опыт работы для зачисления в штат профессуры. Нужно отметить, что термин «социальная работа» как юридическое обозначение профессии получил развитие в Германии с 1959 года, когда были созданы первые высшее школы социальной работы. Он заменил прежние термины -- «работник сферы социального обеспечения», «работник благотворительного учреждения»», «народный опекун».В 1980 году в Германии утвержден Закон «О высшей школе».И только после этого стало употребляться наименование—«дипломированный социальный работник».Сфера деятельности СР в Германии охватывает государственные учреждения, общественные и частные организации, различные центры и службы социального обеспечения, больницы, предприятия, а в последнее время также организации и группы самопомощи. Основные направления СР – являются социальная помощь семье, отдельным индивидам, группам; работа в приютах; работа с иностранными гражданами; работа с социально обездоленными или запущенными детьми и взрослыми; работа с престарелыми, инвалидами, больными; психиатрическая социальная работа; охрана здоровья. Можно выделить некоторые общие тенденции в подготовки социальных работников за рубежом: · большинство студентов обучающихся по специальности социальная работа в колледжах, университетах, лицеях составляют женщины (здесь сказалась традиция – ведь социальная работа возникла и получала свое первоначальное развитие как сугубо женская профессия). Однако, в некоторых странах (Турция, Нидерланды, некоторые школы Югославии) число женщин и мужчин в составе студенчества приблизительно одинаковое. А вот в Франции, Греции, Финляндии, Италии, Испании мужчин очень мало ( около 10%). · В большинстве европейских стран один студент, обучающийся социальной работе приходится где-то на 15000 населения (данные за 1991 г.). · Социальная структура студенчества неоднородна. И все-таки % студентов из семей рабочего класса выше чем студентов из состоятельных семей. · Возраст большинства обучающихся социальной работе – 25 лет; около 30% обучающихся – в возрасте 35 лет ( такие данные по Англии) · Преподавательский состав представлен академическими социальными работниками, социальными учеными, а также активными профессионалами (практиками) в социальной работе. Среди преподавательского состава также преобладают женщины. · В учебных планах около 30-40% учебного времени отводится на практической подготовку. Так на факультете социальной работы Стокгольмского университета практическая подготовка социальных работников осуществляется в 2 этапа (3 и 6 семестры).В 3 семестре на практику отводится 15 недель, а в 6 семестре – 20 недель (весь семестр). · методические и практические вопросы обучения социальной работе разработаны на более высоком уровне чем теоретические аспекты подготовки специалистов в области СР. · Подготовка СР имеет многоуровневый характер и различные формы (курсы, школы колледжи, институты, университеты ). · Подготовка специалистов в области социальной работы осуществляется с учетом социокультурных традиций и исторических предпосылок, которые и накладывают свой отпечаток на характер обучения ( например сочетание конфессиональных и светских начал, приоритетность государственных или частных социальных служб. · Срок обучения социальной работе определяется предшествующим образованием, наличием опыта в социальной работе, семейными обстоятельствами, возрастам людей . · высокий уровень развития института супервизорства. Супервизор – специалист, с одной стороны способный эффективно руководить практикой, а с другой – выступает в роли посредника, связующего звена между базой практики и университетом.
1.1.Содержание подготовки СР. США. Степень бакалавра социальной работы можно получить в школе социальной работы. Комиссия проводит собеседование и тестирование абитуриента с целью проверки его базовых знаний.. Продолжительность обучения 4 года. Базовые элементы учебных программ включают шесть областей знания: поведение человека в социуме, социальная политика, теория и практика социальной работы, ценности и этика, исследовательская работа, полевой практикум. Эти компоненты обязательны в учебных планах всех школ социальной работы. На младших курсах практические занятие составляют 400 часов, на старших – 900 ч. Практические занятия осуществляются в форме прямого супервизорства в социальном агенстве. Магистр социальной работы. Обязательное наличие степени бакалавра СР и опыт практической работы в социальной сфере. Срок обучения—2 года. Общий срок обучения 6 лет. Углубленное изучение специализированных предметов –социальная политика, социальная экономика, социальное право, социальная психология, геронтология, методы социальной работы. Доктор СР.Обязательным условием для получение докторской степени является исследовательская работа студентов, развитие научно-исследовательских навыков и получение глубоких теоретических знаний. Срок обучения –2 года. Написание и защита докторской диссертации. Повышение квалификации –последипломные университетские курсы, курсы повышения квалификации административных работников и служащих, самообразование, разовые консультации. ГЕРМАНИЯ. Содержание и структура курсов обучения СР сильно различаются в каждой школе социальной работы благодаря их автономности. В школах СР предлагают три типа учебных программ: 1.СР, ориентированная на традиционные направления социальной политики в учреждениях. 2.Социальная педагогика, направленная на работу с молодежью в общинах, на другие образовательные задачи вне школы. 3.Учебные программы объединяющие элементы как социальной работы так и социальной педагогики. Общими элементами разных учебных программ являются: --социальная работа и социальная педагогика: история, теория, организация и институты, методы; --социальные науки: социология, социальная политика, политические науки, экономика, статистика, эмпирические социальные исследования; --психология (педагогика, прогрессивная психология, терапевтические методы, теория социализации, теория и практика образования); --здоровье: оказание медицинской помощи, медицинское обследование; --юридическое и общественное управление: законодательство в отношении семьи, молодежи, социального обеспечения, социальных гарантий , труда; --музыка, драматургия, спорт, искусство, средства массовой информации. Многие учебные программы серьезное внимание уделяют языковой подготовке, предлагая изучение английского, испанского, французского языков. Продолжительность академической подготовки в школах 3 года, а практической около 1 года. В общей сложности – 4 года. ВЕЛИКОБРИТАНИЯ. Вопросы организации подготовки СР решает Центральный Совет по образованию и подготовке в области социальной работы ( ЦСОПОСР),который был организован в 1970 году. Свою деятельность Совет осуществляет через взаимодействие с государственными, общественными и частными организациями (министерством образования и науки, Министерством здравоохранения ,Министерством внутренних дел). 1970\71 год стал переломным в подготовке СР, так как в 1971 году был принят «Закон о социальных службах при местных органах власти».Согласно Закону все узкопрофильные курсы были реорганизованы в общие, так как пытались за 2 года обучить студентов методам работы с разными группами населения. В настоящее время обучение социальной работе в Великобритании осуществляется в университетах , а также в других высших учебных заведения , в частности – политехнических институтах. Английские университеты значительно меньше чем средние университеты других европейских стран. Это сказывается на приеме на курсы социальной работы. В год как правило принимается около 25 слушателей. Система подготовки и обучения социальной работе финансируется и поддерживается муниципальными советами, местными советами общин, отделениями социальной помощи, региональными комитетами здравоохранения и социального обеспечения, общественными и частными агентствами. Социальная работа в Великобритании включает в себя следующие направления: службы здоровья, образования, работу с престарелыми ,детьми ,инвалидами, бездомными, службы правоохранения, мигрантами и т.д. Она осуществляется частными и государственными агенствами. С 1987 года – необходимым условием для приема на работу стало наличие квалификации в СР, т.е. аттестата или диплома ,присужденного ЦСОПОСР. Серьезные требования предъявляются к поступающим на курсы социальной работы. Цель отбора проверить не только академические знания кандидата, но и его личную пригодность. При поступлении учитывается балл аттестата о среднем образовании , опыт работы по профилю, результаты экзаменов (5 экзаменов по программе средней школы), а также результаты собеседования, тестирования. Как правило кандидаты пишут объемистое эссе на тему , почему он хочет стать СР.Основными критериями профессиональной пригодности считаются: высокий уровень интеллектуального развития, хорошая саморегуляция и самодисциплина, способность проявлять терпение, настойчивость, чуткость, способность переносить большие моральные затраты. Как правило в члены комиссии входит социальный работник из местного агентства. Главная проблема обучения СР в Великобритании –недостаточная продолжительность срока обучения –от 1 года до 4 лет. Двухгодичная подготовка осуществляется университетами, колледжами. Право на обучение в 2 года имеют выпускники колледжа, имеющие диплом по любой специальности, степень бакалавра в общественных науках (это требуют отдельные уч. Заведения).Студенты окончившие 2-х годичные курсы получают лишь квалификацию в патронаже, ученая степень не присуждается. 4-х годичные курсы - наиболее распространенная форма обучения. Осуществляется на базе университетов, политехнических институтов.
Вывод: *социальная работа на Западе рассматривается как профессиональная деятельность по оказанию помощи: а) индивидам, группам и общинам; Б) усилению или возрождению способности человека, группы, общности к их социальному функционированию и созданию благоприятных условий по достижению данной цели. * Практическая социальная работа предусматривает оказание необходимых услуг, консультирования, социально-медицинского обслуживания, психотерапевтического воздействия. * Огромное значение в развитии профессиональной социальной работы играет международная ассоциация социальных работников; международная ассоциация социальных педагогов. * Университетские программы по подготовке социальных работников существуют в ряде европейских стран: Великобритании, Исландии, Финляндии , Швеции, Израиль, США, Канада и др. * В Ряде стран применяется интегративный подход в подготовке социальных работников: т.е. обучение социальной работе носит характер дополнения к подготовке по другим академическим дисциплинам или оказывается привязанным к практике социальной деятельности. * Серьезное внимание, особенно со стороны университетов уделяется повышению престижа профессии социальная работа. * огромное внимание подготовке специалистов в области СР уделяет Международная Ассоциация школ социальной работы
2 Вопрос. Становление системы профессиональной подготовки СР в РБ. Профессия социальная работа в РБ сравнительно молодая. Она введена в классификатор специальностей в 1996 году. Подготовка же специалистов по данной специальности начинается в 1990 г. Первым вузом, который приступил к подготовке специалистов в области социальной работы был Белорусский университет культуры (1990 г.), а с 1991 - Белорусский государственный педагогический университет (тогда он назывался Минский педагогический институт им. А.М. Горького). В условиях формирующегося рынка образовательных услуг конкуренцию государственным вузам в те годы пытались составить различные коммерческие высшие учебные заведения. С 1991 г. по специализации "Организация социально-психологической помощи населению" (Г.08.02.00) с квалификацией "Социальный работник, менеджер в системе социально-психологической помощи населению" (Г.08.02.03) подготовку социальных работников начал гуманитарный факультет Негосударственного института современных знаний (ИСЗ). В 1995 г. состоялся выпуск первых в Республике Беларусь дипломированных социальных работников. С 1996 г. к подготовке социальных работников приступили Негосударственный социально-экономический институт (ныне – спецфак БГУ) и Европейский гуманитарный университет, в котором специальность «социальная работа» функционирует в структуре теологического факультета. Социальных и общинных работников готовит Минский филиал еврейского института, финансируемого международной благотворительной организацией "Джойнт". На сегодняшний день профессиональную подготовку специалистов по социальной работе также осуществляют следующие вузы: Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины, Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина, Могилёвский государственный университет А.А. Кулешова, Витебский государственный университет им. П.М. Машерова и др. (Табл. 1.1). Таблица 1.1
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 149. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |