Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Действие перекрёстного паттерна




В норме ребёнок рождается с генетически детерминированной специализацией полушарий мозга. Каждое полушарие имеет определённую доминанту. Для правильной работы организма доминанты должны распространяться на весь организм. Доман и Делакато [3] представляют работающую гипотезу о развитии нервной системы через билатеральную функцию и окончательную доминанту. Они описывают развитие нервной системы человека от состояния младенца, в котором есть только рефлекторная деятельность, через гомолатеральную деятельность, в которой две половины тела функционируют независимо, через использование обеих сторон тела вместе, и в конце концов, до кортикальной полушарной доминанты. Их гипотеза показывает, что некоторые индивиды могут не проходить через все нормальные стадии развития. В качестве терапевтического подхода они разработали систему, позволяющую индивиду пройти через все положенные стадии развития от ползания, через развитие гомолатеральной, билатеральной, до неврологической доминанты, наконец. Их подход применим к пациентам с проблемами речи и чтения, других типов неспособности к обучению, с функциональными неврологическими проблемами. [9,11,12] Во многих случаях диагностические и лечебные процедуры применимы к детям, у которых выявлено минимальное нарушение мозга.

Концепция, предложенные Доманом и Делакатом, активно использовались в образовании и при реабилитации больных в 60х годах ХХ века с превосходными результатами. Однако, есть противники концепции, которые принижают её важность. Конечно, этот подход не является панацеей при всех нарушениях чтения, речи и неспособности к обучению. Тем не менее концепция коррелирует со многими открытиями, сделанными в ПК. Эта концепция является ключом к диагностике потребности пациентов в перекрёстном паттерне, разработанной в ПК. 

Диагностические методы, описанные Доманом и Делакатом, иногда могут выявлять потребность в проработке ползания, как стадии нормального развития нервной системы. Обследование в ПК часто обнаруживает наличие некоторых механизмов, мешающих нормальному прохождению через стадии развития неврологической функции. В этих случаях лечение мешающих факторов может восстановить нормальную организацию тела без выполнения перекрёстного паттерна. Всё перечисленное может пролить свет на причины, по которым некоторые пациенты, нуждающиеся в таком лечении, не реагируют адекватно на процедуры. Могут быть некоторые другие аспекты, мешающие нормальной функции, которые не были выявлены и скорректированы.

 

5-9.

 

Делакато преполагает, что ребёнок проходит через пять стадий развития, начиная снизу, рефлексы спинного и продолговатого мозга, действующие с рождения до примерно 16 недель. Затем гомолатеральная функция зрительных и слуховых механизмов, развивающихся на уровне моста, от 16 недель до примерно 6 месяцев. От 6 месяцев до 1 года развивается средний мозг, который обеспечивает механизм выполнения перекрёстного паттерна и использования двух сторон тела вместе. Это важный период готовит ребёнка к прямохождению. Ранняя кортикальная функция развивается в возрасте от 1 года до 5 лет. Во время этой стадии продолжается билатеральное развитие и начинается ходьба. Наконец, в возрасте от 3 до 8 лет развивается кортикальная и полушарная доминанта, дающая право- или леворукость и продолжающая неврологическую организацию.

5-10.

Внутриутробно – 16 недель

Спинной и продолговатый мозг, только рефлекторная деятельность.

Недель – 6 месяцев.

Мост. Гомолатеральная активность, визуальные и слуховые функции.

Месяцев – 1 год

Средний мозг. Перекрёстный паттерн, ползание на четвереньках, развитие умения использовать обе стороны тела вместе ( важная стадия для подготовки ребёнка к прямохождению)

Год – 5 лет

Ранняя кортикальная функция, ходьба, продолжение билатерального развития.

Года – 8 лет

Кортикальная полушарная доминанта, развитие правой или левой доминанты, продолжение неврологической организации.

 

Физическая активность ребёнка, проходящая через развитие билательной и кортикальной полушарной доминанты, важна для развития организации нервной системы. На ранней стадии развития спинного и продолговатого мозга нет целенаправленных движений. Движения носят волнообразный характер, как у рыб. Когда у ребёнка развивается уровень моста, слух и зрение становятся важными, но глаза и уши ещё не могут действовать вместе, т.к. функционируют гомолатерально, они не способны определить положение источника звука и не имеют достаточную глубину восприятия. Примерно с 6 месяцев начинается развитие среднего мозга. В этой стадии ребёнок учится использовать обе стороны тела вместе и координировать одновременно несколько функций тела, например, глаза и руки. Во время этого периода ребёнок учится использовать вместе руки и ноги, ползать перекрёстным паттерном. «Перекрёстный паттерн» обозначает, что ребёнок двигает руку и ногу во флексии на противоположных сторонах, в то время как контрлатеральные рука и нога движутся в экстензии. Эта важная фаза развития завершается до развития кортикальной полушарной доминанты.

Ранняя кортикальная стадия развития начинается с возраста 1 года. Билатеральное использование тела становится более эффективным. В это стадии ребёнок пытается взобраться на мебель и делает первые шаги, становясь бипедичным. Его руки не работают перекрёстно при ходьбе, чаще ребёнок использует их для балансирования. Согласно гипотезе ранняя кортикальная функция не должна начинаться, пока недоразвита билатеральная функция. Слишком быстрое вступление в эту стадию задерживает её эффективное развитие.

Кортикальная полушарная доминанта начинает развиваться приблизительно с 3 лет. Доминанта обычно начинает проявляться с выбора руки, за которым следует выбор доминантных глаза, стопы и уха. Односторонняя доминанта у человека уникальна. Обычно её развитие завершается к 5-8 годам.

Такая же доминанта должна развиваться во всём теле. Это значит, что человек должен правостороннюю или левостороннюю доминанту стопы, руки, уха и глаза. У высокого процента людей есть неврологическая дезорганизация. Исследования военных показали, что из 38430 человек 15% имеют смешанную доминанту. Это группа требует неопределённого количества времени на тренировки для достижения плановых показателей обученности военным навыкам, например, по стрельбе [2].

Доминанта руки определяется проще всего. Иногда человек может иметь смешанную доминанту руки: писать правой, а другую работу делать левой. Наблюдение за письмом индивида должно дополняться наблюдением за работой молотком, ловлей мяча и другими обычными действиями. При просьбе скрестить руки на груди типичной реакцией будет расположение доминантной руки сверху [2].

Наиболее привычным клиническим наблюдением перекрёстной доминанты будет нарушение доминанты руки и глаза. Есть несколько методов определения доминанты глаза при рассматривании дальних и ближних предметов. При определении бинокулярной доминанты далеко расположенного предмета дайте индивиду в обе вытянутые руки трубку для рассматривания этого предмета. Врач наблюдает за тем, с каким глазом ставится трубка на одну линию. Монокулярном тесте пациенту предлагают лист бумаги с отверстием диаметром полдюйма. Его просят посмотреть через отверстие в листе на предмет и поднести бумагу к лицу, не отрывая взгляд от предмета. Отверстие в бумаге будет поднесено к доминантному глазу.

Оценка предмета на близком расстоянии похожа на оценку отдалённого предмета. Индивид сидит у доски, ему предлагают трубку длиной от 3 до 5 дюймов с отверстием диаметром ¾ дюйма. На доску крепят лист бумаги с написанной на нём буквой «х». Пациента просят смотреть на «х» через трубку, которую надо поднести медленно к глазу, не теряя из виду «х». Глаз, к которому пациент подносит трубку, является доминантным.

Другой метод определения доминанты при рассмотрении близкого предмета заключается в том, что врач держит свой палец на расстоянии около 36 дюймов (91,4см) от его лица. Пациента просят поставить на одну линию свой указательный палец с пальцем врача. Палец пациента должен быть посередине между лицом врача и его собственным. Пациент поместит палец на одной линии с доминантным глазом.

Каждый из зрительных тестов должен выполняться 3 раза. Лучше чередовать их, чтобы не развивались привычка и опыт их выполнения.

Доминанту стопы наблюдают за используемой при ударе или при выполнении сложных действий ногой. К сложным действиям можно отнести поднимание с пола шариков. Доминанту стопы наблюдают при подъёме на стул или ступеньку. Приближение объекта и затем шагание на него позволяет предсказать использование стопы. Индивид должен стоять прямо перед объектом, а действие начинаться из положения стоя. В типичных случаях доминантной стопой ступают на объект [12].

Для определения доминанты уха предложите пациенту часу или другой предмет, обладающий низким, но не музыкальным звуком. Его обычно приложат к доминантному уху. Щёлкающий звук наиболее предпочтителен для логической и математической левой половины мозга у обычных индивидов. Музыкальный звук, в свою очередь, предпочтительнее для правой половины мозга. Каждая сторона мозга имеет ввод от обоих ушей. Перекрещенные соединения сильнее не перекрещенных [10].

Нарушенное развитие

Развитие ребёнка, начиная со стадии спинного и продолговатого мозга, через мост, средний мозг, раннюю кортикальную и окончательную полушарную доминанту может быть нарушено по разным причинам. Ребёнок может иметь повреждение мозга, сильную лихорадку, любую другую болезнь, мешающую нормальному развитию нервной системы. С момента появления свободной активности очень важно, чтобы развитие прошло через все стадии. Задержка на одной из стадий может вызвать серьёзные нарушения. Взрослые часто вызывают задержку, усаживая ребёнка в рюкзак для переноски, манеж или ходунки. Сковывающая тяжёлая одежда при частом ношении может нарушить правильное развитие. 

При кормлении грудью движение глаза и руки ребёнка попеременно ограничиваются матерью в норме. На следующем кормлении мать использует другую грудь. Когда ребёнка кормят из бутылочки, мать держит его левой рукой, а бутылочку подносит правой. Отсутствие смены положения ребёнка при кормлении, ограничивающее всё время одну руку, а часто и глаз, задерживает билатеральное развитие. Если ребёнок вскармливается искусственно, то нужно менять руку от кормления к кормлению.

Когда ребёнок начинает есть твёрдую пищу, то взрослые часто сажают его в ограничивающий движение высокий стул и поощряют использовать ложку. Во время развития среднего мозга и ранней кортикальной стадии билатеральная функция совершенствуется едой обеими руками Использование ребёнком ложки форсирует развитие односторонней доминанты преждевременно. 

 

5-11. Нормальное перекрёстное ползание ребёнка развивается билатерально.

5-12. Постоянное удерживание ребёнка в одном положении задерживает использование конечностей и глаз билатерально. Ребёнка нужно держать попеременно в правой и левой руке от кормления к кормлению.

 

5-13. Использование при еде ложки начинает развитие односторонности и доминанты. Если по наблюдениям ребёнок не использует глаза вместе, то это – признак билатеральность ещё не развилась. Он не готов к развитию односторонней доминанты.

У взрослых наблюдается тенденция слишком поощрять детей к стоянию и ходьбе. Родители гордятся ранней ходьбой детей и их ранним умением есть самостоятельно. В действительности это форсирует прогресс, к которому они ещё не готовы. Специфическому развитию кортикальной полушарной домнанты можно помешать или его можно задержать. Дети развиваются с разной скоростью, поэтому им следует разрешать делать это с их собственной скоростью.

5-14,15. детей не нужно поощрять к ранней ходьбе.

5-16. Когда ребёнок действительно готов начать ходьбу, он сначала сам встаёт на обе ноги, а затем идёт сам.

 

Взрослые не должны пытаться сменить нормально развивающуюся левостороннюю доминанту ребёнка на правостороннюю. Если есть генетическая предрасположенность к левосторонней доминанте, она должна развиваться нормально. Хотя у индивидов с левосторонней доминантой больше проблем, чем у лиц с правосторонней доминантой. Известно, трудно людям с левосторонней доминантой жить в праводоминантном мире, но ещё хуже иметь плохую неврологическую организацию.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 343.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...