Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Политические партии в обществе, их классификация и функции.




Соотношение права и морали

Огромную роль в регулировании общественных отношений играют право и мораль. Их главным назначением является целенаправленное воздействие на поведение людей, обеспечивающее интересы отдельных индивидов, социальных групп или общества в целом.

Считают, что право является системой общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих государственную волю, устанавливающихся и обеспечивающихся государством и направленных на урегулирование общественных отношений. Мораль же (нравственность) есть система исторически определенных норм, взглядов, принципов, оценок, убеждений, выражающихся в поступках людей, регулирующих их действия с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого, честного и бесчестного, поощряемого и порицаемого, благородства, совести, порядочности и других аналогичных нравственных критериев. С этой точки зрения дается моральная оценка всех общественных отношений, поступков и действий людей.

Универсальные категории морали – «добро» и «зло», через которые оцениваются другие моральные понятия: честь, совесть, порядочность и т. п.

Соотношение между правом и моралью весьма не простое, поэтому его анализ предполагает анализ следующих четырех составляющих: 1) единства; 2) взаимодействия; 3) различия; 4) противоречия.

Единство права и морали заключается в следующем:

1) право и мораль являются универсальными регуляторами поведения людей, имеют способность проникать в различные области общественной жизни;

2) право и мораль являются многомерными образованиями, имеющими сложную структуру, которая состоит из одинаковых и взаимодействующих между собой элементов;

3) право и мораль действуют в едином «поле» социальных отношений;

4) право и мораль служат общей цели – совершенствованию и упорядочению общественной жизни, регулированию поведения людей, поддержанию порядка, согласования интересов личности и общества, обеспечения и возвышения достоинства человека;

5) право и мораль являются социальными регуляторами, имея отношение к проблемам свободной воли индивида и его ответственности за свои действия.

Тесное единство и взаимосвязь права и морали определяют и их социальное и функциональное взаимодействие, проявляющееся в следующем:

1) право и мораль помогают друг другу в упорядочении общественных отношений, в формировании у людей установленной юридической и нравственной культуры;

2) правовые и моральные требования во многом совпадают: действия субъектов, осуждаемые и поощряемые правом, осуждаются и поощряются и моралью;

3) право обязывает соблюдать законы, к тому же стремится и мораль;

4) взаимодействие права и морали часто выражается в прямой идентичности их требований к человеку, в воспитании у него высоких гражданских качеств;

5) право и мораль поддерживают друг друга в достижении общих целей, применяя для этого присущие им методы;

6) правовые нормы являются проводником морали, фиксируют и защищают моральные ценности;

7) мораль выступает в качестве ценностного критерия права.

Нравственные нормы подключены ко всем этапам формирования и социального действия права. Также они выступают значимым фактором совершенствования правовой системы.

 

 

3

Структура политической системы.

Политическая система чрезвычайно сложное явление. Она состоит из взаимосвязанных друг с другом элементов (подсистем), образующих её структуру. Обычно выделяют пять основных подсистем в структуре политической системы.

Институциональная подсистема включает совокупность основных политических институтов и взаимоотношений между ними. Центральное место в ней принадлежит государству. Важную роль играют также, входящие в эту подсистему политические партии, заинтересованные группы, средства массовой коммуникации, церковь.

Нормативная подсистема включает правовые нормы, традиции, обычаи, нравственные принципы, регулирующие и определяющие политическую жизнь общества.

Функциональная подсистема представляет собой совокупность методов и способов осуществления власти.

Коммуникативная подсистема включает все каналы политического взаимодействия.

Идеологическая подсистема – это совокупность различных по своему содержанию политических идей, представлений субъектов политики.

Культурная подсистема –комплекс типичныхдля конкретного общества политических ориентаций, установок, ценностей и моделей политического поведения. Политическая культура обеспечивает стабильность политической системы общества и воспроизводство политической жизни на основе преемственности.

Субъектами политической системы являются: 1) государство; 2) политические партии; 3) общественные организации и объединения; 4) политические движения; 5) церковь; 6) органы местного самоуправления.

Функции политической системы: 1) выработка целей развития общества, планирование; 2) определение стратегического развития общества; 3) политическая интеграция общества; 4) регулирование политических процессов; 5) соблюдение интересов разных социальных групп общества; 6) создание единого влияния на социально важные отношения.

Виды политических систем: 1) распределительные, которые характеризуются распространением власти государства на все сферы общественной жизни и определением в ведении государства процесса создания и распределения произведенного национального продукта; 2) рыночные, которые опираются на свободное предпринимательство и товарно-денежное распределение материальных и духовных благ. Государство же призвано обеспечивать лишь координацию совместной работы субъектов, не затрагивая их самостоятельность в производственной деятельности; 3) смешанные.

Современные в свою очередь подразделяются на демократические, автократические, тоталитарные.

Широко распространена классификация политических систем, различаемых в зависимости от типа политического режима. Политический режим – это совокупность способов и методов осуществления власти, отражающих реальное состояние прав и свобод граждан в обществе. В этом отношении выделяют три основных типа политической системы:

· тоталитарную,

· авторитарную,

· демократическую.

 

4

Политические партии в обществе, их классификация и функции.

Политические партии - организации, выражающие политические интересы, цели

и идеалы социальных групп, состоящие из их наиболее активных представителей и

руководящие ими в процессе завоевания и использования государственной власти в

обществе.

Ф-ии:

1.    Представительство интересов соц-х групп и слоёв общества.

2.    Борьба за обладание государственной властью, политическое

руководство, упрочение своего положения.

3.    Идеологическая – производство идей и полит социализ личности.

4.    Разработка и осуществление политического курса.

5.    Организаторская – подбор кадров.

6.    Обеспечение связи масс с государством.

7.    Интеграционная – сглаживание конфликтов, стабилизация.

Классификации.

По соц-й стр-ре.

1. П одного из основных классов общества.

2. П одного из неосн-х классов.

3. Партия реликтовых слоёв и классов (монархисты).

4. П соц-х групп с динамикой классовой принадлежности.

5.П отдельных соц-х групп и слоёв.

6.П по полу и возрасту.

7.П надклассовых соц-х образований.

8.Нац-религ П.

9.П с неопределенным классовым обликом.

По идеологии.

1.    Революционные.

2.    Реформистские.

3.    Консервативные.

4.    Реакционные.

Пол организ-м стр-рам.

1.    Централизованные.

2.    Децентрализованные.

3.    Кадровые (<10% электората).

4.    Массовые (>10% электората).

5.    Партии с точным и формально определённым членством.

6.       Партии со свободным членством.

По критерию руководства.

1.    Коллективное.

2.    Коллективное с сильным руководителем.

3.    Вождистский тип.

4.    Харизматическое руководство.

5.    Консенсусное руководство.

Типология партийных систем. Развитие многопартийности в России: история и

современность.

Однопартийные, двухпартийные, многопартийные, модифицированные двухпартийные

(ни одна не может создать перевес в парламенте), двухблоковые, система

доминирования (1 партия долго определяет политику),коалиция кооперирования.

Большую роль в осуществлении политики, Сформировании и функционировании политической системы играет партийная система. От ее типа значительной степени зависят стабильность и эффективность политической системы, прежде всего государственных институтов, тип полического режима, механизм и степень развития демократии.

Понятие партийной В политологической литературе даются разные системы определения понятия «партийная система». Система вообще - это совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство. По аналогии партийную систему можно понимать как целостную совокупность действующих в стране политических партий и отношений между ними.

Однако такое понимание слишком абстрактное. Некоторые исследователи считают, что в состав партийной системы входят не все имеющиеся в стране политические партии, а только те, которые действуют легальное. Другие подчеркивают, что партийную систему составляют лишь те партии, которые стремятся к власти, берут участие в борьбе за нее, оказывают на ее осуществление ощущений отрицательное воздействие. Согласно этой точке зрения, к партийной системы не входят мелкие, маловлиятельные партии, которые не принимают участия в осуществлении власти. На таком понимании, по нашему голову, самый более приемлемом, основывается типология партийных систем.

Итак, партийная система - это совокупность действующих в стране политических партий и отношений между ними, которые состоят в борьбе за государственную власть и в процессе ее осуществления.

Типология партийных В странах современного мира сложились разные систем партийные системы. Различаются они зависимости от количества действующих в стране политических партий, основных принципов их взаимодействия, по идеологической и другим признакам. Одними из наиболее детализированных является типологии партийных систем, предложены итальянско-американским политологом Дж. Сартори и польским социологом и политологом Е. Вятр. Дж. Сартори расчают семь типов партийных систем: 1) однопартийная, 2) из партой-гегемоном, 3) с доминирующей партией, 4) двухпартийная;5) умеренного плюрализма; 6) поляризованного плюрализма;7) атомизированные. В основу этой типологии положено идеологическую признак: однопартийная система моноидеологических, атомивирована - идейно разнородной. Между этими двумя полюсами зависимости от степени развития и вариантов идеологического плюрализма в деятельности партий располагаются остальные пять партийных систем.

Е. Вятр разделил партийные системы на альтернативные и неальтернативни. Альтернативной является такая система, в которой хотя бы один альтернативный коллектив политиков организован в виде политической партии или политических партий и имеет реальные шансы заменить коллектив, что является правящим в данный момент.

В рамках этой системы могут быть:

· система многопартийной раздробленности, в которой ни одна партия или группа партий не имеет очевидного преобладания, а власть осуществляется коалициями, изменяющихся по составу;

· двоблокова система, в которой существуют несколько политических партий, которые делятся на два политических блока, между которыми ведется постоянное соперничество за власть;

· двухпартийная система, где хотя и существуют мелкие партии, но настоящее соперничество за власть происходит между двумя крупнейшими партиями системы.

 

*

5

Государство – это особенная организация политической власти, управляющая обществом через правовые нормы и специально сформированный аппарат.

Государство имеет признаки, которые отличают его от иных организаций и учреждений общества, это:

1) наличие публичной власти, которая реализуется органами, занимающимися управлением;

2) наличие сложного механизма управления, сформированного в виде системы государственных органов, которые находятся в иерархической зависимости. Так как эти органы занимаются только управлением и ничего не производят, то государство обладает правом сбора денежных средств на их содержание. Это различные налоги, сборы, займы, которые направляются на содержание аппарата государства и обеспечение его экономической политики;

3) объединение на территории государства людей независимо от их принадлежности: расовой, национальной, религиозной и т. д.;

4) ограничение своей территории государственными границами, обозначающими пределы реализации государственной власти;

5) наличие суверенитета. Суверенитет – категория, которая выражается в верховенстве власти внутри страны, а также независимости в международных отношениях. Суверенная власть является властью верховной, независимой, неотчуждаемой, всеобщей. Суверенитет государства предполагает ее самостоятельность в принятии решений как в области внутренней, так и внешней политики, общеобязательность решений органов государственной власти для всех, кого они касаются. В юридической сфере суверенитет государства выражается в его исключительном праве издавать законы и другие нормативные акты;

6) возможность издавать законы и другие нормативные акты, которые имеют силу на территории всего государства, содержат нормы права, обязательные для исполнения;

7) наличие государственных символов: флага, гимна, герба;

8) обеспечение соблюдения законов и порядка с помощью специальных карательных и правоохранительных органов – суда, прокуратуры, милиции и др.;

9) распоряжение национальными ресурсами;

10) наличие собственной финансовой и налоговой системы;

11) наличие связи с правом, так как только государство обладает правом и одновременно обязанностью издавать в пределах своей территории законы и подзаконные нормативные акты;

12) в распоряжении государства имеются вооруженные силы и органы безопасности, которые обеспечивают оборону, суверенитет и территориальную целостность.

Понятие государства включает в себя свойство, которое выражает главные, устанавливающие, постоянные и закономерные признаки государства.

В соответствии с научными положениями марксизма государство по сущности является организацией политической власти в обществе в лице господствующего экономически класса. Данные положения обедняли и искажали представление о государстве, так как являлись односторонними и заключали в себе понимание сущности государства и его социального назначения лишь с классовых позиций.

Общечеловеческое предназначение государства – отыскивать социальный компромисс между разными слоями населения и обеспечивать тем самым общесоциальную направленность при реализации государственных функций. Государство, таким образом, должно учитывать одновременно общечеловеческое и классовое начала.

1) экономическая – реализация государством управленческого влияния на экономическую сферу. Объектами данной деятельности становятся производственные отношения в различных секторах экономики, государственном, а также в негосударственном. Действующая Конституция предписывает государству обеспечивать свободу экономической деятельности в Российской Федерации и поддерживать добросовестную конкуренцию, исключая монополизацию. Конституция также провозглашает равенство и защиту всех форм собственности в стране. Для экономической системы Российской Федерации свойственно многообразие форм собственности. Правовое регулирование отношений собственности проводится различными правовыми нормами, главное место среди которых принадлежит конституционным нормам;

2) финансовая – осуществление управленческой деятельности по сбору и распределению денежных средств в целом относится к экономической функции Российского государства, хотя можно выделить ее как самостоятельную финансовую функцию;

3) социальная — речь идет о деятельности государства в сфере оказания различных социальных услуг членам общества, а также заботе о повышении уровня благосостояния малообеспеченных категорий населения, оказание им материальной и другой помощи. В соответствии с Конституцией Российской Федерации социальная функция Российского государства направлена «на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Значение социальной функции государства в настоящее время весьма велико;

4) политическая — данная функция государства определяет ее деятельность по формированию и организации работы всех органов государственной власти;

5) экологическая – это деятельность государства, включающая мероприятия по охране природы и рациональному применению природных ресурсов. Содержание экологической политики Российского государства составляет деятельность по разработке наиболее рационального режима природопользования, по переоснащению предприятий с точки зрения их экологической безопасности;

6) культурная – направление деятельности государства по духовному, культурному развитию общества, так как в современных условиях для нормального функционирования и развития общества необходимы развитые духовно и интеллектуально люди, знающие, квалифицированные специалисты;

7) охраны правопорядка, прав и свобод граждан – эта функция содержит деятельность государства в области борьбы с правонарушениями для создания благоприятных условий для действенной реализации всех прав и свобод граждан, их объединений, органов государства. Самое важное в характеристике правоохранительной функции – это возможность использовать государственное принуждение, необходимое для поддержания порядка в обществе;

8)обеспечения общественной безопасности — деятельность государства по предупреждению и ликвидации последствий различных неблагоприятных явлений: стихийных бедствий, аварий, катастроф, массовых беспорядков, организованной преступности.

Россия — демократическая федеративная президентско-парламентская (по мнению председателя Конституционного суда РФ, одного из авторов действующей Конституции В. Д. Зорькина[9][10], а также международных экспертов, изучающих смешанную форму правления, Роберта Элджи[11] иМэттью Шугарта[12]) республика с широкими полномочиями президента. Согласно высказываниям Президентов России Владимира Путина[13] и Дмитрия Медведева[14][15][16][17], заместителя председателя Государственной думы Олега Морозова[18], председателя Совета федерации Сергея Миронова[19] и других — президентская республика[20][21][22].

Конституционный строй России, включающий в себя государственный и политический строй, определяется Конституцией, принятой на референдуме 12 декабря 1993 года.

Главой государства является Президент России, избираемый всенародным голосованием сроком на 6 лет (до 31 декабря 2008 года[23] — на 4 года). Согласно действующей Конституции, он обладает рядом важнейших полномочий: руководит внешней политикой, является Верховным главнокомандующим Вооружёнными силами, назначает с согласия Государственной думы Председателя правительства, принимает решение об отставкеПравительства. По предложению Председателя правительства назначает на должности заместителей Председателя правительства и федеральных министров, а также освобождает их от должности. Президент возглавляет Совет безопасности, назначает и освобождает от должности командованиеВооружёнными силами. Обладает правом предлагать на рассмотрение Государственной думы кандидатуры на должность председателя Центрального банка (не входящего в состав Правительства). В случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии Президент имеет право объявить военное положение на всей территории страны или на отдельных территориях, но при этом обязан незамедлительно известить о своём решении Федеральное собрание. Обладает правом издания указов, обязательных для исполнения на всей территории России (указы не должны противоречить федеральным законам). Обладает также целым рядом других полномочий.

Президент может быть отрешён от должности Советом федерации при условии выдвижения Государственной думой обвинения в государственной изменеили совершения иного тяжкого преступления и наличия положительных заключений Верховного и Конституционного судов.

Законодательную власть осуществляет Федеральное собрание — парламент, состоящий из верхней (Совета федерации) и нижней (Государственной думы) палат. В Совет федерации входят по два представителя от каждого субъекта федерации. В 1993 году члены Совета федерации были избраны населением, в 1995 году их место заняли непосредственно губернаторы (президенты) и спикеры региональных законодательных собраний, а с 2000 года — назначаемые и избираемые представители соответственно исполнительного и законодательного органов власти субъектов федерации. Государственная дума состоит из 450 депутатов, избираемых всенародным голосованием по партийным спискам сроком на 5 лет (до 31 декабря 2008 года[23] — на 4 года).

Исполнительную власть осуществляет Правительство. Система федеральных органов исполнительной власти включает федеральные министерства,федеральные службы и федеральные агентства.

Судебную власть осуществляют суды: Конституционный суд, суды общей юрисдикции во главе с Верховным судом и арбитражные суды во главе сВысшим арбитражным судом. В субъектах Российской Федерации действуют конституционные (уставные) суды. В судебную систему субъектов федерации входят также мировые судьи.

Россия — государство с федеративным устройством. В составе Российской Федерации 83 равноправных субъекта федерации, в том числе 21 республика, 9 краёв, 46 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область, 4 автономных округа.

Система органов государственной власти субъектов федерации определяется общими принципами, устанавливаемыми федерацией. В каждом регионе имеется законодательный (представительный) орган (парламент, законодательное собрание) и исполнительный орган (правительство). Во многих существует также должность высшего должностного лица (президент, губернатор), которые наделяются полномочиями законодательными органами власти субъекта федерации по представлению Президента России и могут занимать свой пост неограниченное число раз.

Россия также подразделяется на 8 федеральных округов, в каждом из которых работает полномочный представитель президента России.

Субъекты федерации имеют своё административно-территориальное деление. Как правило, основными административно-территориальными единицами в составе субъекта федерации являются районы и города областного (республиканского, краевого, окружного) значения.

 

6










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 239.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...