Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос. черты государственности в 10-12 вв.




В условиях Киевской Руси 10 в. признаками государственности были: покорение власти государственного центра территорий племенных княжеств и распространение на эти земли системы собирания дани, управления и судопроизводства. Первыми киевскими князьями были Аскольд и Дир. Решающий шаг на пути становления восточнославянской государственности было сделано в конце 9 века. Олег осуществил поход из Городища в Киев. Утверждение Олега в Киеве ознаменовало собой начало создания восточнославянской государственности - образования уже общерусского государства. Русский Север был объединен с русским Югом, Олег провозгласил Киев стольным градом новообразованного государства. Объединение восточных земель было подготовлено внутренними соц.-экономич. процесими. Славянская в своей основе Киевская Русь вобрала балтские, финско-угорские племена, причём объединение Севера и Юга было ускорено участием в этом процессе варяжских дружин. Древнерусское государство начало складываться на юге. Земли инкорпорированных в государство княжеств сразу же облагались данью, на них распространялись системы судопроизводства и администрации. Так образовывалась государственная территория Древней Руси. Настойчивая деятельность Олега по созданию государства дала позитивные следствия: в последние годы его правления в Киеве власти князя покорились славянские, а также неславянские племенные объединения. Киевская Русь начала складываться и развивалась как полиэтническое государство. Крещение Руси произошло в 988 году, и с этого времени начался расцвет Киевского государства. Вскоре после смерти Владимира Мономаха началась борьба за власть между его сыновьями и внуками. Киевская Русь разделилась на отдельные мелкие княжества и стала приходить в упадок. Под влиянием неблагоприятных условий, сложившихся в Киевской Руси, в 12 веке начинается движение населения на северо-восток, в лесные области средней части Европейской России. Там усиливается Владимиро-Суздальское княжество и туда же постепенно переносится центр тяжести русского государства.

Вопрос. принятие христианства. причины.

В условиях «многобожья» встала необходимость выбора единой веры. Принятия общей для Руси религии требовали интересы единства государства, т.к. другие страны воспринимали языческую Русь как варварское государство. В «Повести временных лет» имеется подробное описание этого события, в котором принимали участие князья и бояре.

Крещение Руси объяснялось целым рядом исторических причин.

1. интересы развивающегося государства требовали отказа от многобожия с его племенными богами и введения монотеистической религии: единое государство, один великий князь, один всемогущий Бог;

2. этого требовали международные условия. Почти весь европейский мир уже перешел к христианству, и Русь более не могла оставаться языческой окраиной;

3. христианство с его новыми нравственными нормами требовало гуманного отношения к человеку, к женщине, матери и детям; оно укрепляло семью – ячейку общества;

4. приобщение к христианству могло помочь в развитии культуры, письменности, духовной жизни страны;

5. появление на Руси новых общественных отношений, углубление неравенства людей, появление богатых и бедных требовало объяснения, требовало новой идеологии.

Князь Владимир Святославович имел многочисленные беседы с проповедниками многих религий. Веру иудеев князь Владимир отверг по причине потери ими своей земли, а ислам – за строгие ограничения в еде и питье.

Владимир предпочел восточное христианство за красоту его храмов и обрядов по византийскому канону, которые произвели на него глубокое впечатление. На окончательный выбор повлияли и давние связи с Византией.

Православие в большей степени, чем другие религии, соответствовало культурному типу славян. В отличие от католичества, ориентированного на рациональное познание мира, православие понимало смысл жизни как достижение внутреннего совершенства и единства, коллективное стремление к лучшему будущему и социальной справедливости.

В 988 г. Владимир (в народе Красно Солнышко) принял христианство в православном его варианте.

Предпочтение православия объясняется и тем, что Римская католическая церковь ограничивала богослужения только латынью, а Константинопольская православная церковь давала возможность использования в служениях русский язык.

Одной из причин выбора православия стали политические претензии римской церкви и ее возвышение над светской властью, чего боялись русские князья. Восточная же церковь строила свою религию на взаимодействии религиозной и светской власти, поддерживая светскую власть своим авторитетом.

Христианство было распространено на Руси задолго до его официального принятия. Первыми православными были княгиня Ольга и князь Ярополк. Однако процесс христианизации был долгим, т.к. население неохотно расставалось с язычеством. Даже сын княгини Ольги отказался принимать христианство. Языческие верования и обычаи сохранялись у восточных славян длительное время, они переплетались с христианскими праздниками на протяжении многих столетий.

Принятие православия определило новую историческую судьбу российского государства, положило конец языческому варварству и позволило российскому обществу на равных войти в семью христианских народов Европы. Это событие имело эпохальное значение для развития культуры, упрочения государства и развития международных связей Древней Руси.

Принятие христианства Русью имело важное историческое значение: оно положительно повлияло на укрепление и развитие государства, а также его культуру. Во главе русской церкви был поставлен митрополит, назначаемый патриархом Константинополя. Верующих отдельных областей Руси возглавили епископы, которым подчинялись священники в городах и сельской местности. Вводился налог в пользу церкви – «десятина», составлявший десятую часть дохода каждого двора в год. Размер налога в дальнейшем изменялся. С 11 в. представители церкви превратились в крупнейших земельных собственников на Руси. Началось строительство церквей, развивались каменное зодчество, иконопись, фресковая живопись. Через Византийскую империю Русь познакомилась с традициями античного мира. После крещения на Руси широко распространяются письменность, грамотность, появляются первые рукописные книги. Принятие христианства вело к смягчению нравов на Руси. Христианская церковь запрещала человеческие жертвоприношения, ритуальные убийства жен и рабов на тризнах. Запрещалось многоженство, которое было распространено у язычников. Заметно повысился международный авторитет Киевской Руси: некогда варварская страна вошла в разряд европейских христианских государств. Русь укрепляла свои международные отношения через династические браки, которые русские князья, ставшие христианами, могли заключать с королевскими домами Западной Европы.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 163.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...