Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос: педагогические взгляды и деятельность гербарта




В своих работах «Первые лекции по педагогике», «Общая педагогика» и других Гербарт отстаивал статус педагогики как самостоятельной науки, которая с помощью философии определяет воспитательные цели, а при содействии психологии — пути их осуществления. Во главу угла процесса воспитания ставилось волеизъявление личности.

 Ставя на первый план развитие формального мышления, Гербарт в одинаковой степени в учебном плане отдавал приоритет и древним языкам и математике, которые наиболее успешно дисциплинируют ум учащихся. До 14 лет, считал Гербарт, в школах необходимо обучать, главным образом, древним языкам, математике, античной истории и литературе. Эта идея Гербарта была положена в основу обучения в классических учебных заведениях Европы в XIX веке.

 Гербарту принадлежит капитальная разработка идеи воспитывающего обучения, основную задачу которого он видел в развитии разностороннего интереса. Он не только ввел термин «воспитывающее обучение» в педагогику, но и попытался теоретически его обосновать.

 Важная роль в нравственном воспитании учащихся принадлежит религии. Гербарт рекомендовал пробуждать у детей религиозный интерес как можно раньше.

 Обучение Гербарт попытался разделить на преподавание и учение. Он определил четыре ступени обучения:

 • ясность (активность учителя — преподнесение учебного материала);

 • ассоциации (возникновение ассоциаций у учащихся - активность учащихся);

 • система (приведение знаний в систему - активность учителя);

 • метод (применение знаний на практике — активность учащихся).

 Кроме того, Гербартом определены три универсальных метода обучения:

 • описательный;

 • аналитический (анализ свойств, характеристик предмета);

 • синтетический (связь уже воспринятого и представлений).

 Для осуществления своих педагогических взглядов Гербарт в 1810 году основал в Кенигсберге особую педагогическую семинарию. Учреждение имело статус закрытого учебного заведения с постоянными учителями. Тут воспитывалось не более 30 мальчиков, которые с 8—10 лет начинали переводить «Одиссею» и изучали элементы грамматики. Затем ученикам предлагались исторические рассказы или упражнения в наглядной геометрии. С отстающими учениками проводились аналитические беседы. Ученики много заучивали наизусть. Изучали арифметику, геометрию, тригонометрию, логарифмы, статистику, механику, астрономию. Учителя могли заниматься управлением и обучением учащихся с различными способностями.

 Негативной по содержанию является трактовка Гербартом управления педагогическим процессом, среди средств которого он уделял особое внимание методам жесткого дисциплинирования детей, вплоть до признания физических наказаний и «сокрушения воли ребенка». Поэтому Гербарта называют родоначальником авторитарного направления в педагогике.

 

Вопрос: педагогическая деятельность и научные труды в области педагогики крупской

Основателем советской педагогики справедливо можно считать Надежду Константиновну Крупскую (1869–1939). Супруга В.И. Ленина с 1898, учительница одной из воскресных школ для рабочих Невской заставы Петербурга в 90-е годы, она была одной из немногих в партии большевиков, кто разбирался в проблемах образования не только с политической стороны, а был знаком с теорией и историей педагогики, ее современными достижениями. Перу Крупской принадлежит книга «Народное образование и демократия», ряд статей, общей идеей которых является развиваемая ею с 1899 года идея социалистической школы. С октября 1917 года Крупская – заместитель народного комиссара просвещения, занимается практическим воплощением своих педагогических идей. В чем же они состояли?

Новая социалистическая школа должна была базироваться на ряде принципов:

· школа знаний и труда учащихся, способная всесторонне развивать их способности;

· школа, доступная всем, воспитывающая полезных граждан, сознательно и радостно трудящихся, готовых защищать социалистическое Отечество;

· научная, светская школа, отделенная от религии;

·     школа, порвавшая с царской школьной казармой, но не отказывающаяся от лучшего в педагогическом прошлом;

· школа народная, самоуправляющаяся учителями, учениками, родителями;

· школа, которая только при социализме может стать домом радости для ребенка;

· школа не может находиться вне политики, она должна быть партийной и классовой;

· школа, преподающая комплексные темы в рамках учебных предметов, компромисс между отрицанием и признанием классно-урочной системы;

· политехническая, но не профессиональная, утилитарная школа;

· школа самодеятельности учащихся, ищущая новые методы, использующая достижения науки;

· школа без принуждения учащихся, воспитывающая школа, способная вызвать детский интерес;

· школа, использующая неформальное детское движение.

Крупская всегда была сторонником развития педагогической науки. По ее инициативе с новой властью стали сотрудничать такие дореволюционные педагоги, как П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, Н.В. Чехов, В.И. Чарнолуский и другие. Ей принадлежит заслуга создания Академии коммунистического воспитания, из стен которой вышли Ф. Королев, Б. Есипов, М. Скаткин, И. Завадовский. 10 лет Крупская участвовала в редактировании журнала «На путях к новой школе», который можно считать главным для педагогического сообщества тех лет. Она работала в Обществе педагогов-марксистов. Ее всегда отличала корректность полемики, в отличие от последующих способов ее ведения. Крупская была способна выступать против администрирования в образовании, если этому противоречили научные данные. ГУС был ее детищем, несмотря на то, что окончательное утверждение его состава осталось прерогативой В.И. Ленина. Таким образом, именно Крупскую можно считать ведущим специалистом партии по вопросам образования.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 159.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...