Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос: воспитание и образование в эпоху средневековья




Мир предстал как школа. Идея всеобщей учительности. Учителем выступал священник. Учительной называлась церковная литература. Человеку были указаны ценности добра и грехи, которых он должен был избегать, олицетворяющие зло. Понятия добра, зла , греха были предъявлены для усвоения.

Монашеское воспитание было подчинено строгому монастырскому уставу, определявшему все молитвы, труд, чтение, общение, труд, прием посетителей и т.д. В католичестве у белого и черного духовенства был утвержден целибат-безбрачие. Поэтому в монастыри поступали или во взрослом возрасте преимущественно из семей рыцарей, или отдавали на воспитание в монастыри детей из рыцарских и крестьянских семей. То есть,  воспитание социальной группе монашества было в детстве «в миру», а затем в монастыре. Определяющим понятием для атмосферы становления монашества был «аскетизм» Монашество - историческая форма осуществления аскетического идеала. В основе этого идеала лежит стремление к совершенству через отказ от зла. -Зло господствует в самом человеке, в необузданных влечениях его плоти, поэтому необходимо подавление плоти. Это требовало борьбы с собой, отказа: - от стремления к богатству, -от вожделений плоти, -от расслабленности душевной (болтливости, чревоугодия, многоспанья и т.п.).

В начале были грамматические и риторские школы, платные, открываемые учителями, выходцами из разных мест. Среди них и христиане, и язычники. К VII в . школы античного типа полностью исчезли. Всякий христианин должен был быть членом христианской церкви. Так как крестили взрослых, для них организовывали школы, где устно излагали христианскую догматику и этику. Они назывались школы катехуменов или оглашенных, так как в церкви оглашались имена тех, кто должен был принять крещение. Школы катехуменов стали гаснуть, когда стали крестить младенцев.

В X веке сложился класс крупных землевладельцев, и к XI веку получила оформление рыцарская культура и рыцарская модель воспитания. Превращение раннесредневекового воина в рыцаря «классического» Средневековья, с высоким социальным достоинством и соответствующим самосознанием, было вместе с тем процессом его поэтизации, героизации и даже мифологизации. . Девиз «Бог, женщина и король»- определяли ценностное содержание воспитания. Оно не ориентировало на успех, материальную выгоду. Его определяли христианские ценности, служение королю, воспитание воинской чести и возвышенное служение даме, которое получит в 11 веке обозначение как куртуазность (от слова вежливый, учтивый, имевший хорошие манеры). Если перевести на сегодняшний язык, то рыцарь должен был быть духовно- нравственным, сильным воином, вежливым и учтивым. Все эти три составляющие войдут в программу воспитания дворянина, а затем и интеллигента, в русском понимании ( то есть не как интеллектуала, а как духовно-нравственный идеал.). В образе рыцаря присутствовали черты, которые содержат основы представления о мускулинности, продолжая развитие образа благородного воина. Рыцарь характеризовался неустрашимостью, гордостью, самоуважением, соблюдением слова, высоким понятием чести. Для рыцарства было характерно тщеславие, иногда граничащее с хвастовством и щедрость, иногда переходящая в расточительство. Девиз «Всё заложи, но себя покажи». Рыцари были безразличны к труду, так как богатство во многом зависело от успехов в войнах, на турнирах, на охоте.

 

Вопрос: педагогические идеи и практическая деятельность толстого

Важнейшее место в педагогической теории Л. Н. Толстого занимает идея свободного воспитания. Она тесно связана с его философско-идеалистическими и политическими взглядами. Л. Н. Толстой считал, что человек имеет право свободно формировать свои убеждения и взгляды, без всякого насилия и принуждения со стороны общества, и что детям присуще природное совершенство и высокие нравственные качества. “... Во всех веках и у всех людей,— писал Толстой,— ребенок представлялся образцом невинности, безгрешности, добра, правды и красоты. Человек родится совершенным — есть великое слово, сказанное Руссо, и слово это, как камень, останется твердым и истинным”. Исходя из этого, Толстой полагал, что воспитывать ребенка бессмысленно, так как сознание нравственного идеала у детей сильнее, чем у взрослых. Взрослые должны только давать детям материал для того, чтобы они могли сами развиваться “гармонически и всесторонне”. По мнению Толстого, свободное воспитание содействует саморазвитию, самораскрытию Нравственных качеств, склонностей и способностей, заложенных в ребенке от рождения. Он идеализировал природу детей, указывал, что “детский возраст есть первообраз гармонии”. Таким образом. Толстой в своем учении о свободе в воспитании отрицал правомерность и возможность сознательного, целенаправленного воспитательного воздействия педагогов и родителей на детей.

Идея свободного воспитания была глубоко противоречивой, антинаучной. В действительности воспитание — организованный, целенаправленный процесс, имеющий определенные задачи, содержание и осуществляющийся с помощью различные средств и методов воспитательного воздействия на детей.

Л. Н. Толстой выступил против правительственных и земских школ в России, опекаемых и контролируемых правящими классами, и защищал глубоко демократическую идею открытия народных школ самим народом, помимо правительства и земства.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 162.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...