Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ, ФУНКЦИИ И ВИДЫ ПРИБЫЛИ
Прибыль п/п можно рассматривать с нескольких сторон: - как эк-кую категорию, - как форму денежных накоплений , - как результат д-ти п/п, - как источник финан-ния развития п/п, - как критерий оптимизации текущих затрат, - как критерий выбора инвестиционных проектов. Как эк-кая категория прибыль – это чистый доход п/п, созданный в процессе предпринимательской д-ти, явл основным источником самофинан-ния его дальнейшего развития. Другими словами, прибыль – превышение д-ов над расходами (обратное положение называется убытком ). Прибыль = Доходы-Расходы. Экономическое содержание прибыли прояв-ся в выполняемых ею функциях, среди которых можно выделить следующие: - Прибыль характеризует эк-кий эффект, полученный в рез-те д-ти орг-ции, т.е. прибыль яв-ся пок-лем эффективности д-ти орг-ции; - Стимулирующая функция прибыли прояв-ся в том, что прибыль выступает основным внутренним источником форм-ия фин. ресурсов орг-ции, обеспечивающих её развитие, а также источником выплаты дивидендов её акционерам и владельцам; - Прибыль явл источником форм-ия д-ов бюджетов. Таким образом, прибыль явл источником форм-ия фин. ресурсов п/п и гос-ва, источником расширенного воспр-ва не только в рамках п/п, но и в масштабе всего общества, фактором эк-ого и соц-ного развития гос-ва в целом. Главная цель упр-ия прибылью - максимизация благосостояния собственников в текущем периоде и перспективе. Виды прибыли: Валовая прибыль – это разность между выручкой от продажи товаров (без учета НДС, акцизов и др косвенных налогов и сборов) и себест-тью проданных товаров. (ВП= Выручка-себест-ть). В себест-ть продукции при определении валовой прибыли включаются прямые материальные затраты, прямые расходы на оплату труда и начисления, а также косвенные общепр-венные расходы. Валовая прибыль явл пок-лем эффективности собственно пр-ва (торговли). Прибыль (убыток) от продаж – это валовая прибыль, уменьшенная на сумму комм-х и управленческий расходов. Этот вид прибыли есть пок-ль эффективности основной д-ти п/п, т.е. д-ти связанной с пр-вом и реализацией продукции. ( Пр от продаж = ВП – издержки ) Прибыль (убыток) до налогообложения (бухгалтерская прибыль) - это прибыль от продаж + суммы прочих д-ов ( % к получению, доходы от участия в др. орг-циях, доходы от продажи ОС и т.п.) – прочие расходы ( % к уплате, неустойки, расходы связанные с создание резервов и т.п.) Пок-ль этой прибыли показывает эф-ть всей хоз д-ти орг-ции. Чистая прибыль отчетного периода - это Выручка-себест-ть – расходы (управленческие и коммерческие)-прочие расходы-налоги. Если из величины чистой прибыли вычесть величину распределенной прибыли, то получим нераспределенную прибыль, т.е нераспределенная прибыль — это часть чистой прибыли, которая не была распределена между акционерами (участниками) или израсходована иным образом. Решение о распределении прибыли принимают собственники фирмы (общее собрание акционеров в ЗАО и ОАО или собрание участников в ООО). Нераспределенная прибыль может быть направлена: на выплату дивидендов; на создание и пополнение резервного кап-ла; на погашение убытков; на другие цели по решению владельцев фирмы. Обособление тех или иных видов прибыли осущ исходя из интересов лиц, имеющих отношения к п/п. Так для собственников основным пок-лем явл чистая прибыль, а для гос-ва- - прибыль до налогообложения как база для расчета налога на прибыль.
ФОРМ-ИЕ, РАСПРЕДЕЛЕНИЕ И ИСП-НИЕ ПРИБЫЛИ Прибыль п/п – разница между суммарными доходами и расходами орг-ции. Суммарные доходы в зависимости от их характера, условий получения и направлений д-ти п/п подразделяются на следующие виды: доходы от обычных видов д-ти;операционные доходы;внереализованные доходы;чрезвычайные доходы. Суммарные расходы в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений д-ти п/п делятся на следующие виды:расходы по обычным видам д-ти;операционные расходы;внереализационные расходы;чрезвычайные расходы.Прибыль п/п формируется как сумма фин. результатов по следующим видам его д-ти:основной (обычной) (отражает результат той основной д-ти, которая зафиксирована в уставе п/п);операционной (фин.) (отражает результат фин. д-ти и определяется как разность между операционными доходами и операционными расходами);внереализационным операциям (оред-ся как разность между внереализационными доходами и внереализационными расходами);от действия чрезвычайных обстоятельств (оред-ся как разность между чрезвычайными поступлениями и чрезвычайными расходами). Распределение и исп-ние прибыли явл важным хозяйственным процессом, обеспечивающим как покрытие потребностей орг-ции, так и форм-ие гос-х д-ов. Законодательно распределение прибыли регулируется в той её части, которая поступает в бюджет в виде налога на прибыль. Определение направлений расходования прибыли, остающейся в распоряжении п/п после уплаты налога на прибыль, производится на основании внутренних положений, в том числе устава и учредительных договоров. Чистая прибыль орг-ции по итогам отчетного периода м.б. направлена: 1. На отчисления в резервный капитал (форм-ия резервного фонда). Как известно, резервный капитал м.б. создан как в АО, так и в ООО ( в ООО насит добровольный характер) 2. На выплату дивидендов. АО вправе принимать решения не только о выплате дивидендов по итогам фин года, но и о выплате промежуточных дивидендов по результатам 1 квартала, полугодия, девяти месяцев фин года. 3. На погашение убытков прошлых лет. 4. На прочие выплаты по решению акционеров (учредителей ) орг-ции. Значительная часть прибыли м.б. направлена на финан-ние инвестиций во внеоборотные активы и в прирост оборотных средств (капитализация прибыли). Капитализация чистой прибыли позволяет расширить д-ть орг-ции за счет собственных источников финан-ния, снижая при этом фин расходы п/п на привлечения доп источников, на выпуск новых акций. Наряду с финан-нием развития пр-ва, прибыль, остающаяся в распоряжении п/п, м.б. направлена на удовлетворение соц нужд (проведение оздоровительных, культурно-массовых мероприятий, строительство объектов непроизводсвенного назначения и т.д.), на материальные поощрения (выплата премий, оказание мат помощт, надбавки к пенсиям и т.п.). МЕТОДЫ ПЛАН-НИЯ ПРИБЫЛИ Важнейшая роль прибыли, усиливающаяся с развитием предпринимательства, конкуренции и рыночных отношений, определяет значимость ее правильного исчисления и планирования. Процесс планирования прибыли нацелен на выявление внутрихоз-х резервов на основе более рационального исп-ния пр-венных фондов, материальных ресурсов, трудовых ресурсов. Основную часть прибыли составляет прибыль от реал-ции продукции. Поэтому в процессе планирования фин. результатов особое место отводится определению прибыли от реал-ции продукции. Другой пок-ль - прибыль от реал-ции работ, услуг непромышленного характера (прибыль от прочей реал-ции). К традиционным методам планирования прибыли относятся: МЕТОД ПРЯМОГО СЧЕТА; АНАЛИТИЧЕСКИЙ МЕТОД. Метод прямого счета прим-ся, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции при составлении перспективных планов развития п/п. Сущность метода прямого счета состоит в том, что плановая прибыль от реал-ции товарной продукции оред-ся как разность между планируемой выручкой от реал-ции продукции и полной себест-ти реализуемой продукции. При этом выручка исчисляется в тех целях, по которым п/п реализует продукцию (за вычетом НДС). Таким образом, планируемый размер прибыли от реал-ции продукции можно рассчитать по следующей формуле: Пр=Вр-Сп (Пр-планируемая величина прибыли от продаж, Вр- планир выручка от реал-ции продукции, Сп - планир полная себест-ть реализ-ой продукции, вкл коммерч и управленч расходы). Метод прямого счета прибыли по своему содержанию прост и не требует больших затрат труда. Он позволяет весьма точно определить прибыль. Однако для этого к моменту планирования прибыли необходимо знать весь ассортимент выпускаемой продукции, подсчитать по плановым калькуляциям её себест-ть, предельно точно спрогнозировать V реал-ции этой продукции и цены в плановом году. К недостаткам этого метода можно отнести то, что он не позволяет выявить факторы, влияющие на изменения прибыли в плановом году. Этот недостаток м.б. устранен применением аналитического метода планирования прибыли. Он находит применение при планировании прибыли в отраслях с широким ассортиментом продукции, а также как дополнение к прямому методу и на стадии составления предварительных расчетов для бизнес-плана. Плановая величина прибыли оред-ся не по каждому виду выпускаемой продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. Базой расчета здесь служат пок-ли базовой рентабельности, затрат на рубль товарной продукции, а также совокупность плановых показателей д-ти п/п. Исчисление прибыли аналитическим методом на основе базовой рентабельности вкл в себя следующие этапы: 1) Определение базовой рентабельности (Рб) как частного от деления ожидаемой прибыли за отчетный период (год) (ПО) на полную себест-ти сравнимой товарной продукции за этот же период (СО) , т.е. Рб= По/Со; 2) Исчисление Vа товарной продукции в плановом периоде по себест-ти отчетного года (Сп) и определение прибыли на товарную продукцию (Пр) исходя из базовой рентабельности, т.е. Пр=Сп*Рб; 3) учет влияние на плановую прибыль по сравнимой товарной продукции различных факторов (каждого в отдельности): Vа пр-ва, себест-ти сравнимой товарной продукции, ее ассортимента и качества, цен на сырье, материалы, энергию, готовую продукцию и т.п. 4) расчет прибыли по несравнимой товарной продукции, прибыли в переходящих остатках готовой продукции и как результат – прибыли от реал-ции товарной продукции в плановом периоде (году). План по прибыли на следующий год разрабатывается, как правило, в конце отчетного периода. Поэтому для определения базовой рентабельности исп-ются отчетные данные за первые три квартала включительно и пок-ли ожидаемого выполнения плана на оставшийся до конца года период (за 4квартал). Но основе показателя базовой рентабельности исчисляется прибыль на планируемый период (год) только по сравнимой товарной продукции. Прибыль по несравнимой продукции оред-ся отдельно. К аналитическому методу относится также планиование прибыли на основе затрат на рубль товарной продукции. В данном случае прибыль планируется по всему выпуску товарной продукции (сравнимой и не сравнимой) по следующей формуле: Пв= Т* (100- З)/100 ( Пв- прибыль от выпуска товарной продукции, Т- выпуск товарной продукции в ценах реал-ции в планируемом периоде (году) З- затраты на 1 рубл. Товарной продукции, исчисленной в ценах реал-ции). Для определения общей суммы прибыли от продаж полученный результат корректируется на изменение прибыли в переходящих остатках нереализованной продукции.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 229. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |