Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Религиозная правовая семья. Основные характеристики




 

Религиозная правовая семья – включает в себя мусульманское право и индусское право.

Религиозной называется такая правовая система, в основе которой лежат религиозные нормы, т.е. правила поведения, обусловленные верой в высшее, могущественное и совершенное существо - Бога, нормы, направленные прежде всего на поддержание самой веры, на организацию особого религиозного порядка в обществе. Они исходят, по мнению верующих, от Бога и содержатся в письменных источниках, которым приписывается божественное происхождение и руководящая роль в регулировании общественных отношений. Религиозной правовая система является тогда, когда эти религиозные нормы определяют содержание правовых предписаний. Наиболее яркий пример религиозной правовой семьи - мусульманская правовая система.

Возникновение ее связано с распространением мусульманской религии и непосредственно правил шариата (совокупность предписаний верующим в Аллаха). В VIII - IX вв. существенное влияние на мусульманское право оказали исламские правоведы и судьи (кади), которые толковали Коран и формировали новые правовые нормы. В XIX в. мусульманское право в некоторых странах начинает вытесняться европейским правом. Где-то мусульманское право полностью вытесняется романо-германским (Турция), где-то продолжает регулировать отдельные сферы общественной жизни (в Египте и Алжире оно закрепляет "личный статус" мусульман). В странах с исламско-фундаменталистскими позициями мусульманское право продолжает оставаться основным регулятором общественных отношений (Иран, Пакистан, Афганистан, Ливия, Судан).

Норма права в мусульманском праве - это правило, адресованное мусульманской общине Аллахом.

Источники мусульманского права: Коран (речи и проповеди пророка Мухаммеда), сунна (предания о жизни и поступках Мухаммеда), иджма (общие решения исламских правоведов).

Опора на религиозные догматы и нацеленность на защиту основ веры прослеживаются во всех отраслях мусульманского права. Так, нормы "личного статуса" - отрасли, занимающей центральное место в системе мусульманского права, действуют главным образом среди мусульман. Данные нормы, например, запрещают мусульманке выходить замуж за немусульманина.

Мусульманское государственное право требует, чтобы правитель обязательно был мусульманином.

В мусульманском судебно-процессуальном праве выделяются нормы, в соответствии с которыми должность судьи могут занимать только мусульмане, строго придерживающиеся в своей личной жизни религиозных и моральных предписаний ислама. Сходные требования предъявляются и к свидетелям по большинству дел.

Правовая семья обычного (традиционного) права строится на признании государством обычаев, т.е. правил, сложившихся естественным путем и вошедших в привычку в результате их многократного повторения. Обычай - наиболее древний источник права, он сохранился в странах, в которых государство не в состоянии самостоятельно выработать для населения систему норм права и потому придает государственную обеспеченность обычаям. Обычное право сохранилось в странах Экваториальной, Южной Африки и на Мадагаскаре.

Индусское право: государства Индостана (Индия), основными источниками стали религиозные тексты индуизма – веды, драхмашастры. Широкого распространения не получило.

Тенденции развития: в настоящее время в свете глобализации, происходить смешениеправовых систем и правовых семей современности. В англо-саксонской правовой семье набирает силу как источник права закон, в романо-германской – судебный прецедент, в мусульманском праве – и закон, и прецедент. Поэтому уже сложным становиться четко разграничить страны и отнести их к той или иной правовой семье.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 291.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...