Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методы гражданско-правового регулирования. Функции гражданского права.




 

Метод ГП – это способ воздействия на отношения на началах юридического равенства субъектов, диспозитивности, правовой самостоятельности сторон.

Черты:

- это единый, целостный, способ правового регулирования имущественных и неимущественных отношений;

- происходит от предмета гражданского права, носит производный характер;

- основная функция – регулирование – координация поведения участников гражданского правоотношения, а также координация субъективных прав и обязанностей участников с нормами объективного права.

+ императивные начала – срок исковой давности.

 

Функции:

1. Регулятивная - регулирование существующих имущественных и неимущественных отношений, обеспечение стабильности и максимального учета интересов их участников. Действует по правилу все разрешено, что не запрещено законом.

2. Кооперационно-координирующая – выполняет координирующую роль в создании комплексных правовых образований. В результате на гражданские правоотношения накладываются налоговые, таможенные, трудовые и иные – возникают комплексные правовые образования со своей спецификой в каждой сфере экономической деятельности общества.

3. Охранительная – выражается в обеспечении восстановления нарушенных или оспариваемых гражданских прав и мерах ГП ответственности. Российскому гражданскому праву не свойственна карательная функция (нет санкций определенных).

Аспекты охранительной функции:

- восстановление нарушенных прав либо компенсация причиненных убытков потерпевшему в эквивалентно-возмездной стоимостной системе.

- предупредительно-воспитательная превентивная задача – состоит в стимулировании такого поведения участников правоотношений, которая исключала бы необоснованное ущемление, нарушение чужих интересов.

 

 

Источники гражданского прав. Понятие и виды.

Источники ГП - устанавливаемые государством нормативные акты и признаваемые им обычаи, содер­жащие нормы гражданского права, с учетом действия общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, применяемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Юридическая сила отдельных видов нормативных актов, являю­щихся источниками гражданского права, определяется занимаемой ими позицией  в общей системе нормативных актов, постро­енной по вертикали.

 

1. Конституция - основной и, базовый законом РФ + принимаемые в соответствии с ней ФКЗ. Согласно ст. 15 КРФ имеет выс­шую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей терри­тории РФ. Законы и иные правовые акты, применя­емые в РФ, не должны противоречить КРФ.

Конституция Российской Федерации как источник гражданского нрава в применении гражданско-правовых норм имеет приоритет пе­ред общепризнанными принципами и нормами международного пра­ва и международными договорами Российской Федерации.

2. Общепризнанные принципы и нормы международного права и междуна­родные договоры Российской Федерации.

Общепризнанные принципы и нормы международного права содержатся в Уставе ООН, декларациях и резолюциях Генеральной Ассам­блеи ООН, решениях Международного суда, решениях других универсальных международных организаций, международном обычном праве.

Не существует какого-либо общего нормативного акта с исчерпывающим перечнем общепризнанных принципов и норм международного права.

Издание внутригосударственного акта по применению содержащихся в междуна­родном договоре правил и норм требуется лишь в случаях, когда это пря­мо вытекает из самого международного договора.

3. Законодательство РФ:

а) Ключевое положение занимает Гражданский кодекс РФ.

Ч.1 посвящается общим положениям гражданского права, праву собственности и другим важным правам, общей части обязательственного права;

Ч. 2 об отдельных видах обязательств;

Ч. 3 о наследственном и международно-частном праве;

Ч.4 о правах на результаты интеллектуальной деятельности и сродства индивидуализации.

На Гражданский кодекс РФ возложены ко­ординирующие функции по обеспечению единства гражданского законодательства в Российской Федерации.

б) Иные ФЗ. Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать ГК РФ. При противоречии ГК и специализированного ФЗ применяется ФЗ.

в) Конституция РФ также предусматривает право субъектов РФ принимать законы и иные нор­мативные акты, в том числе гражданско-правового характера.

Значительна роль субъектов РФ и гражданском правотворчестве, относящемся к сфере владения, пользо­вания и распоряжения землей, недрами, водами и природными ресурсами.

4. Указы Президента. Они не должны противоречить ГК РФ и иным законам.

В указах Президента РФ могут содержаться нормы, предшествую­щие нормам законов, принимаемых на основе уже изданных указов Пре­зидента РФ, или нормы по вопросам, в принятии по которым закона нет необходимости, а также в случаях, необходимости конкретизации уже существующих законов или восполнения имеющихся в них пробелов.

Например, на основании указа президента о мерах по гос регулированию рынка ЦБ в РФ принят ФЗ О рынке ценных бумаг (президент хуйни не скажет).

5. По­становления Правительства на основании во исполнение ГК РФ.

ГК РФ не пре­дусматривает возможности для Правительства РФ принимать поста­новления, содержащие нормы гражданского права, выходящие за рам­ки их реализационно-обеспечительного назначения. В этом их отличие от норм, могущих содержаться в указах Президента РФ. И в этом же их сила, поскольку наряду с нормами ГК РФ и других ФЗ они предназначаются для длительного действия, в отличие от указов Президента.

Указы президента, постановления правительства, акты ФОИВ должны иметь нормативный характер. Не относится указ президента о награждении.

6. Акты, издаваемые министерствами и иными ФОИВ, ведомственные нормативные правовые акты, продолжающие сохранять устойчивые позиции в общей системе источников.

Кроме актов, содержащих государственную тайну или сведения конфиденциального характера, подлежат государственной ре­гистрации в Министерстве юстиции РФ и обязательному официальному опубликованию в газете «Российские вести» и в «Бюллетене норма­тивных актов федеральных органов исполнительной власти».

7. Обычай - сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

Просто обычаи, любые, а не только обычаи делового оборота (Инкотермс) – это обычаи исключительно в предпринимательской деятельности.

Если обычай противоречит закону, то его не используют.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 240.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...