Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Костюм Германии эпохи Возрождения.




Германия занимала лидирующее положение среди северных стран Западной Европы в ХV-ХVI вв. Эпоха Реформации в Германии оказала огромное на духовную жизнь и искусство, в том числе на моду и костюм, подобно Возрождению в Италии. Реформация Церкви принесла с собой тяжелые социальные потрясения, но и стала одной из причин коренного переворота в истории костюма. Одежда этой эпохи подчеркивала солидность, богатство, мужество, независимо от крайних течений.

- Мужской костюм.немецкий костюм был ярче, чем костюм французский и английский, которые имели более мягкие и светлые тона. В начале XVI в. мужской костюм еще обладал готическими чертами: вытянутые пропорции, высокие головные уборы, обувь с длинными носами. Но вскоре одежда мужчин становится объемнее. Длинные штаны-чулки разделились на две части - верхнюю и нижнюю, передние части этих штанов обильно украшались декоративными разрезами.

Рубашки собирались на груди в мелкие складки и завязывались на шее. Парадной мужской одеждой немецких феодалов и крупных бюргеров была "шаубе".появилась шаубе с меховым воротником, который соединялся с меховыми отворотами полочек, а в длинных рукавах делались прорези для рук.

На немецкую моду оказали влияние и костюмы ландскнехтов - солдат наемной армии. Костюм состоял из невероятно широких сборчатых штанов, которые сами состояли из продольных лент, перевязанных в нескольких местах и закрепленных у пояса и колен. Между этими лентами делались напуски из ткани. Такие штаны назывались "плюдер-хозе" и являлись причудливым подобием шаровар. Плотно прилегающая куртка и туго натянутые штаны-чулки были отвергнуты в принципе и преобразованы самым примитивно-наивным способом. Штаны и куртку просто разрезали в местах, где они плотнее всего облегали тело.

Стиль "буфы-и-разрезы" в одежде был усвоен также и другими народами, став обычным типом украшений в некоторых частях Европы.

В моде окладистая борода или толстые прямые усы; широкие рукава с разрезами; широкие, плоские, часто разрезанные башмаки; собранная в складки рубаха с оборкой на шее; верхняя одежда с длинными полами, собранными в складки, и — важное новшество — штаны и чулки, отделенные друг от друга, и подвязки под коленями.

Вместо длинных локонов, которые еще ок. 1500 г. падали на открытые плечи, ок. 1520 г. появляется короткая прямая стрижка — Kolbe («стриженая голова»). Подбородок и щеки, которые до этого были совершенно гладкими, теперь обрамляются коротко и прямо подстриженными бородой и бакенбардами. Почти единственный головной убор, сохранившийся из множества шляп, чепцов и шапок прежних лет, — это большой плоский берет. ля того чтобы он лучше держался, мужчины и женщины носили под ним плотно прилегающий чехол для волос, часто в виде затканной золотом сетки.

- Женский костюм.Женский костюм первой трети XVI в. имел такой узкий лиф и узкие рукава, что фигура казалась спеленатой. Женщины носили рубашки из тонкого полотна с вышитым стоячим воротником и две юбки - одну поверх другой, часто с длинным шлейфом. Богатый парадный костюм шился чаще всего из красного бархата, лиф украшался вышивкой, а длинная, до самого пола, юбка со шлейфом или обшитая внизу широкими полосами бархата, падала вертикальными трубчатыми складками. Приличия требовали, чтобы ступни не были видны. Декоративные разрезы на рукавах костюма ландскнехтов оказал влияние не только на мужскую одежду, но и на женскую.

Женщины одевались в массивные и тяжеловесные одежды из сукна, дорогой парчи и бархата. В первые два десятилетия XVI века в фасонах платья еще был заметен дух Италии - корсажи с высокой талией, большим квадратным декольте и сильно собранной юбкой, чаще всего из плотной ткани, с заложенными и закрепленными складками. По подолу, как украшение, нашивался кусок ткани в цвет корсажа или контрастный с ним по фактуре, рисунку и цвету.

В период Реформации, сопровождавшейся церковными запретами в области костюма, богатство материи не изменилось, но декольте стали закрывать тончайшей рубашкой, собранной у горла. Характерным для вкуса немецких женщин является нагромождение массивных отделок в виде вышивок, поперечных полос ткани на юбках, наличие тонких плиссированных передников в уличных костюмах, коротких и длинных плащей, подбитых мехом, всевозможных чепцов и беретов, украшенных страусовыми перьями, многообразие фактур в отделке не только самого костюма, но даже и рукавов.

С середины XVI в. женский немецкий костюм начал меняться под влиянием испанской моды. Прежде всего у платья появился каркас ("спрингер"), но в немецком варианте он создавал довольно пышные бедра. Лиф немецкого каркасного платья не имел четкой треугольной формы, присущей испанскому женскому платью. Праздничный наряд был с пышными рукавами, высоким стоячим воротником, отделанным рюшем, маленькой пелеринкой и плиссированным белым фартуком с вышивкой. В качестве верхней одежды немецкие женщины в XVI в. надевали "шейблейн" - короткую распашную одежду с пышным коротким рукавом, по краям отделанную мехом, похожую на русскую "душегрею".

Женский крестьянский костюм по покрою напоминал костюм горожанок, но шился он из простых домотканых материй, и юбка была намного короче.

Женщины также носили большие бархатные бареты, украшенные страусовыми перьями, жемчугом и золотом. Позже бареты сменили токи и шляпы. Богатые и знатные люди в Германии XVI в. любили украшения из драгоценных металлов и дорогих камней. Они увенчивали свои щляпы страусовыми перьями, украшали бареты жемчужными нитями, золотыми шнурами, перевитыми жемчужной сеткой. Их одежда была отделана вышивками и жемчугом, украшена ювелирными застежками. Мужчины и женщины носили золотые чеканные колье с жемчугом, застежки и пояса, украшенные драгоценностями, массивные золотые цепи. Особенно распространенным мужским украшением были черные шнуры с подвесками в виде букв.

 

Костюм Франции 17 в.

После продолжительной гражданской войны, разразившейся в XVI веке, победа абсолютизма приносит Франции относительно стабильный внутренний мир. Он наступает тогда, когда бедствия народа — разорение, голод, нужда — достигают предела. Торговля, промышленность приходят в упадок, а те области страны, которых меньше всего коснулась война, теряют экономические связи с крупными центрами, и значение их в жизни Франции заметно ослабевает. Однако объединение государства, укрепление власти короля дают возможность влиять на экономику страны, и политика «меркантилизма», проводимая Генрихом IV. Создаст предпосылки для возрождения промышленности и торговли. Начинает оживать текстильное производство, на протяжении XVII столетия выходящее в Европе на одно из первых мест. В первом десятилетии XVII века, когда проблемы восстановления порядка и экономики Франции далеко еще не полностью были решены, французский костюм сохраняет тяжелые, несколько видоизмененные каркасные формы, сложившиеся в XVI веке под влиянием Испании. Шерстяные ткани темных цветов были основой одежды не только простых горожан, но и дворян. Ордонансы против роскоши некоторое время поддерживали этот строгий и, казалось бы, прочно установившийся стиль костюма. Но после убийства Генриха IV французская аристократия (и католики, и гугеноты) почувствовала себя независимой, и второе десятилетие было наполнено усобицей между дворянами и правительством. Эта внутренняя борьба снова нанесла урон Франции, хотя на стороне правительства стояло большинство третьего сословия. В такой тревожной обстановке, пагубно влиявшей на экономику, костюм остается почти без изменений, но в середине второго десятилетия он становится более мягким, в нем почти полностью исчезают жесткие прокладки и жесткие фрезы.

-Женский костюм.Каркасный тип костюма, установившийся в предыдущем столетии, сохраняется у женщин на протяжении всего XVII века. Изменяется только форма каркаса, но это влечет за собой изменение покроя и внешнего вида одежды. По мере укрепления абсолютизма и влияния придворной моды дворянский женский костюм становится все более единым. Провинциальные его разновидности, существовавшие в конце XVI века, постепенно исчезают в первом десятилетии XVII столетия.

В качестве нижней одежды в обиход французских аристократок вошли и калесоны, привезенные Екатериной Медичи из Италии для езды верхом на лошади. Их делали из цветных дорогих тканей и украшали галунами, вышивкой и так далее. Платье, как и в XVI веке, состояло в большинстве случаев из трех разъемных частей — «кор-де-котт», «котт» и «роб». Кор-де-котт — верхняя часть, то есть лиф, имел длинные, широкие вверху рукава, форма которых поддерживалась гнутыми ивовыми прутьями, котт теперь превращается в верхнюю юбку. К низу кор-де-котт пришивают широкую, крупно плоеную баску, размером соответствующую вертюгалю. Лиф и юбку делали из одной ткани. Низкий вырез на груди отделывали веерообразным воротником из белой проклеенной ткани, обшитой по краю кружевом. Он поддерживался специальным каркасом. Форма воротника обуславливала модель прически, которая должна была быть высокой. Роб представляла собой широкую распашную одежду с короткими рукавами. Наиболее распространенными тканями были — атлас, дама (шелковая ткань типа репса), бархат, пан (разновидность бархата), тафта зеленых, золотистых, коричневых, красно-малиновых оттенков. От XVI века сохраняется и страсть украшать парадные платья нашитыми ювелирными изделиями из золота и серебра с драгоценными камнями, золотыми и серебряными чеканными пластинками.

Основной верхней одеждой для улицы было, как и у мужчин, манто разнообразных размеров — большое с откидным капюшоном, покрывавшее всю фигуру (для холодной и дождливой погоды), или небольшая пелерина (для летнего времени).

Украшений носят немного, их делают чаще всего из жемчуга — это ожерелья, нитки жемчуга, которые обвивают прическу, розетки на корсаже, серьги.

К середине века, когда складывались вкусы двора Людовика XIV и менялся женский эстетический идеал, линия талии уже занимает естественное место, от чего пропорции становятся более гармоничными: каркасная основа сохраняется, хотя и получает новую форму.

Основной отделкой были кружева. Женская обувь этого периода (и вплоть до 80-х годов) сохраняет высокий каблук и квадратные длинные носки. Туфли застегивали на закрытом подъеме пучком лент, украшали вышивкой, маленькими розетками. Чулки. как и в предыдущие десятилетия, носили из цветного шелка, к 70-м годам вошли в моду белые и телесные. Подвязки традиционно делали из лент и завязывали под коленом.

В первой половине XVII века горожанок особенно отличал головной убор. Это был гладкий открытый чепчик («шаперон») по форме головы.

- Мужской костюм.Распространенными одеждами среди дворян-военных были «казак» и «кабан». Это был род плаща, состоявший из 4-х частей — прямого переда с застежкой посередине спинки и рукавов, соединенных друг с другом не наглухо, а многочисленными пуговицами или пряжками.

Существовал еще ряд верхних мужских одежд: «роше» — свободная курточка без застежки с широкими рукавами три четверти и отложным квадратным воротником (молодые дворяне носили роше, чаше всего накинув на плечи).

Значительное место в композиции костюма занимают съемные детали отделки — большие отложные белые крахмальные воротники и манжеты, обшитые кружевами. Воротники лежали на плечах и были скроены так, что от шеи спускались под небольшим углом, образуя покатую линию плеч, привносившую о облик молодого человека едва заметный элемент женственности.

шелковые чулки обычно носили цветные — голубые, красные и других цветов. Что касается закрытых туфель на высоких каблуках, то форма их становится более изящной: они украшаются крупной пышной розеткой на подъеме или бантом, однако появляется и вышивка пайетками, мишурой, отдельными камнями-стекляшками. Фетровые шляпы с большими, различным образом отогнутыми полями, обильно украшенными страусовыми перьями, носили и штатские, и военные. Шляпа была не только головным убором. Она служила также своеобразным «инструментом», с помощью которого мужчина, особенно придворный, выражал тончайшие оттенки своего отношения к тем или другим особам.

В то время мужчины начинают носить две рубашки — нижнюю (узкую), на которую надевают одну или две «камизоль» (тип небольшой жилетки) из шерстяной ткани, и верхнюю (свободную) с широкими длинными рукавами, собранными внизу и законченными пышными манжетами с кружевами. Застежку рубашки располагали посередине переда и обшивали рюшем. Такая отделка называлась «жабо».

Очень важным нововведением, связанным с общей регламентацией придворной жизни, стал указ о смене одежды по сезонам. Сезонность определялась не покроем, а только тканью — летом следовало носить одежду из легких шелковых материй, главным образом тафты, осенью и весной — из легкого сукна, зимой — из ратина, плюша, бархата и атласа. Соответственно сезонам надевались и мужские парики, то есть к летнему костюму — меньших размеров, к зимнему — больших.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 438.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...