Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Закрепление продуктивных способов словообразования существительных, глаголов, относительных прилагательных




Примерные задания.

Задание 1. Учить правильно употреблять приставочные глаголы.

а) по демонстрируемому действию;

б) по картинкам.

Задание 2. Составление словосочетаний

доехал           остановки

дошел   до двери

добежал         ручья

 

побежал   воде
поплыл по снегу
пошел   дороге

 

перейти                речку

перешагнуть через канаву

переплыть             мост

 

пролезть             столом

пройти    под окном

пробежать           дождем

 

Задание 3. Учить образовывать прилагательные от существительных.

стекло - стеклянный

железо - железный

бумага - бумажный   

кожа - кожаный

мех - меховой            

резина - резиновый

шелк - шелковый

осень - осенний

зима - зимний

весна - весенний

лето - летний

лес - лесной

снег - снежный

вода - водяной

дерево - деревянный

Задание 4. Образование существительных с уменьшитель­но-ласкательными суффиксами. Работа над темами «Части тела», «Мебель», «Одежда», «Посуда».

Задание 5. Использование существительных с суффиксами -онок (енок), -ата (ята).

Темы «Домашние животные и их детеныши»,

«Дикие животные и их детеныши».

Задание 6. Использование существительных с суффик­сами - щик (чик), - ик, - ица, - ка, - ист.

Темы «Люди разных профессий».

«Спорт и люди спорта).

«Кто чем занимается».

 

Шестой этап. Обогащение грамматического строя речи детей

Задачи:

1. Понимание сложных предложений.

2. Обучение пересказу простого текста

3. Обучение рассказыванию с опорой на восприятие

4. Обучение рассказыванию с опорой на память.

 

Примерное содержание работы по развитию речи при решении коррекционных задач на VI этапе.

1. Обучение пониманию сложных предложений Основные виды работ:

1) Оречевление ряда последовательно выполненных действий.

2) Чтение коротких рассказов. Беседа по содержанию.

3) Подготовленная беседа на определенную тему.

4) Сюжетно - ролевые игры.

5) Дидактические игры.

6) Работа с сериями сюжетных картин.

 

Приемы работы с картинами:

1)Рассматривание сюжетных картин. Рассказ взрос­лого по одной из них. Дети находят соответствующую картинку.

2)Рассказ взрослого по серии картин. Подбор деть­ми предметных картинок к сюжетным.

3)Чтение взрослым рассказа, выставление картинок на наборном полотне. Затем самостоятельное расклады­вание детьми серии картинок.

 

Обучение пересказу простого текста

Тексты подбираются простые, доступные, соответству­ющие опыту детей. До чтения текста проводится словар­ная работа:

- толкование значений слов;

- хоровое и индивидуальное проговаривание трудных слов;

- работа с синонимами, антонимами;

- составление словосочетаний.

Чтению текста предшествует короткая вводная бесе­да, подводящая детей к содержанию произведения. Уста­новка на пересказ дается после первого чтения. После про­слушивания задаются вопросы по содержанию. Затем идет повторное чтение.

Приемы работы:

I) Взрослый пересказывает, а дети добавляют подхо­дящие слова.

2) Ребенок пересказывает, а взрослый во время пауз направляет его мысль вопросами.

3) Ребенок пересказывает, а взрослый выставляет кар­тинки по содержанию.

4) Пересказ «по цепочке», коллективный пересказ.

5) Пересказ в лицах.

Виды пересказа

1)Выборочный пересказ.

Задача: выделить из рассказа только отдельные эпи­зоды.

2) Краткий пересказ.

Задача: сохраняя последовательность, выделить толь­ко основное, существенное.

3) Творческий пересказ.

Задача: продолжение рассказа с добавлением приду­манных фактов.

Приемы обучения пересказу

- образец чтения произведения,

- вопросы,

- объяснения, указания,

- упражнения,

- обращение к личному опыту детей,

- показ наглядного материала,

- подсказ слова или фразы,

- совместный пересказ педагога и ребенка,

- отраженный пересказ,

- пересказ по частям,

- пересказ по ролям,

- игра-драматизация,

- инсценировка,

- хоровое проговаривание,

- оценка речи детей.

 

Обучение рассказыванию с опорой на восприятие

Обучение связано с сенсорным развитием детей, озна­комлением с предметами окружающей обстановки. Необ­ходимо, чтобы ребенок знал предметы, в рассказе отра­жал реальные стороны предмета, правильно определял его назначение. Параллельно проводится воспитательная ра­бота: обучение детей обращению с предметами.

Основные виды рассказывания.

1. Описание игрушек.

Приемы работы: образец описания, план рассказа, пе­ресказ, дополнение деталей, совместный рассказ.

Рассказу предшествует рассматривание игрушки. Иг­рушки предъявляются образные, с яркой индивидуально­стью.

2. Описание натуральных предметов (объекты приро­ды, орудия труда, посуда, одежда; умывальные, швейные принадлежности и др.).

Приемы работы: образец рассказа, вопросы, подсказ, указания, загадки, демонстрация действий с предметами, стихи о предмете, игровые приемы.

 

3. Рассказы по картинкам.

Используются предметные и сюжетные дидактические картины, рисунки, аппликации детей, фотографии, порт­реты, слайды.

Дидактические игры на описание наглядного матери­ала: «Что за зверь?», «Отгадай, кто это», «Отгадай и назо­ви», «Магазин», «Собери посылку», «Чудесный мешочек» и др-

 

Обучение рассказыванию с опорой на память

Рекомендуется использовать следующие виды расска­зывания;

1) Рассказывание на темы из коллективного опыта: «Новогодний праздник», «Спортивные развлечения», «Как мы гостей встречали», «Как мы игрушки делали малы­шам», «Как мы двор убирали», «Прогулка в лес» и т. п.

Предшествуют рассказыванию разговоры, беседы об увиденном, пережитом, игры по теме, изобразительная деятельность, способствующие закреплению впечатлений.

2) Рассказывание на темы из индивидуального опы­та: описание любимой игрушки, домашнего животного, события, темы этического характера.

Рассказы из личного опыта требуют большой помощи педагога.

Приемы: образец рассказа, вопросы, анализ событий, наблюдение, дидактические упражнения.

Дидактические игры: «Угадай, кто это», «Угадай, что мы задумали», «Когда это бывает?», «Где был Петя?», «Ра­дио», «Похожи - не похожи», «Отгадай-ка» и др.

 

 

Седьмой этап. Формирование у детей диалогической речи

Задачи:

Обучение задавать простые вопросы и отвечать на них.

Формирование разговорной речи в беседе.

Примерное содержание работы по развитию речи при решении коррекционных задач на VII этапе.

Обучение детей умению задавать простые вопросы и отвечать на них. Формирование разговорной речи в беседе

В работе педагог использует положительные эмоции в качестве стимула речевого общения, сочетание речевой активности с различными видами деятельности (игра, труд, рисование, лепка, конструирование). Для освоения разго­ворно-диалогической речи необходимо научить детей выслушивать вопросы, реплики собеседника, соотносить с ними свои ответы и высказывания. Педагог следит за грамматическим оформлением ответов, реплик, проводит работу над интонацией, выразительностью речи.

Диалог, разговор следует строить вокруг интересных предметов, по поводу яркого события. Наиболее доступ­ная форма усвоения диалога - игра.

Дидактические игры: «Гуси - гуси», «Светофор», «Зай­цы», «Телефон», «Кто умеет?», «Ты куда?», «Давайте зна­комиться».

Инсценированные диалоги: «В магазине», «На приеме у врача», «На почте», «Разговор по телефону», «Пригла­шение в гости».

Чтение шуток и прибауток по ролям. Выяснение смыс­ла.

- Ты конфеты съел?

- Нет, не я.

- А вкусные были?

- Очень.

- Ты что делаешь?

- Ничего!

- А ты что?

- Да ему помогаю.

- Тит, поди молотить!

- Живот болит.

- Тит, поди кашу есть!

- А где моя большая ложка?

Приемы обучения

Ведущий прием - вопрос. Вопросы поискового и про­блемного характера требуют умозаключений о связях меж­ду объектами: Почему? Зачем? Из-за чего? Чем похожи? Для чего? Как узнать?

Вопросы стимулирующего характера: Про каких же ребят можно сказать - это друзья?

Простые, репродуктивные вопросы: Где? Сколько? Кто?

Последовательность предъявления вопросов в беседе: сначала репродуктивные для оживления памяти и опыта детей, затем 1 - 2 поисковых вопроса, в заключение -1-2 обобщающих вопроса.

Построение беседы

Начало беседы. Цель - вызвать, оживить в памяти де­тей впечатления. Используются вопросы-напоминания, загадки, стихи, картины, фотографии, предметы.

Основная часть беседы. Выделяются микротемы, эта­пы. Например, в беседе «О здоровье» выделены этапы:

1. Свежий воздух (в помещении, на прогулках).

2. Утренняя зарядка.

3. Чистота рук.

4. Закаливание.

Конец беседы. Эта часть кратка, эмоциональна, прак­тически действенна, может содержать пожелания детям к их дальнейшим наблюдениям.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 172.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...