Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Распространение простых предложений обстоятельствами




Задание I. Закончить предложение.

- Листья падают (откуда?)...

- Птицы улетают (куда?)...

- Льют дожди (когда?) ...

- Яблоки собираются (где?) ...

- Девочка поет (как?) ...

Задание 2. Продолжите предложение.

- Вчера было холодно, а сегодня ...

- Вчера был вечер, а сегодня ...

- Вчера было пасмурно, а сегодня ...

Задание 3. Составление словосочетаний и введение их в предложения.

петь

работать

читать как? (наречие в качестве признака действия)

мастерить

рисовать

Задание 4. Составление словосочетаний с наречиями времени и введение их во фразовую речь. Используются наречия: вчера, давно, долго, вначале, днем, вечером, ут­ром, завтра, рано, весной, зимой, осенью, сегодня, тогда, теперь и т. п.

Задание 5. Составление глагольных словосочетаний с наречиями места и использование их во фразовой речи.

Наречия места: справа, слева, вверху, вниз, вверх, на­право, налево, назад, вперед, здесь, тут, там, возле, где, куда, откуда, оттуда.

В работе по активизации во фразовой речи наречий используются поручения, выполнение действий по словес­ной инструкции, отчет о выполненном действии. Оценка действий товарищей, ответы на вопросы по картине, про­читанному рассказу, дидактические игры, сюжетная игра, а также другие приемы работы.

 

 

Употребление в речи простых предложений с однородными членами (использование перечисления предметов, лиц, действий, качеств)

В работе по введению в устную речь различных одно­родных членов используются следующие приемы:

- отчет о проделанной работе, выполненных поруче­ниях;

- ответы на вопросы по картине;

- беседа по прочитанному тексту;

- ответы на вопросы по следам наблюдения, экскур­сии;

- рассказ по памяти.

Подвести детей к использованию в речи предложений типа:

С однородными подлежащими. На празднике были мальчики, девочки, воспитатели.

С однородными сказуемыми. На новогоднем праздни­ке мы пели, плясали, играли.

С однородными дополнениями. Дед Мороз нам пода­рил игрушки, книжки, конфеты.

С однородными обстоятельствами. На празднике нам было хорошо, радостно, весело.

С однородными определениями. Утренник был веселый, интересный.

 

 

Пятый этап. Практическое освоение детьми морфологической стороны речи

Задачи:

-обучение первоначальному самостоятельному сло­воизменению некоторых существительных и глаголов;

- практическое освоение категории рода и числа имен существительных;

- практическое освоение категории числа и лица гла­голов настоящего времени, категории рода глаголов прошедшего времени;

- предупреждение и исправление ошибок словоизме­нения;

- закрепление продуктивных способов словообразо­вания существительных, глаголов, относительных прила­гательных.

 

Примерное содержание работы по развитию речи при решении коррекционных задач на V этапе.

Освоение самостоятельного словоизменения некоторых существительных и глаголов

В работе используются дидактические игры, упражне­ния, выполнение поручений, беседа в ходе предметной и продуктивной деятельности. В устной речи, в общении закрепляются падежные формы, предложные конструкции.

Примерные задания.

Задание 1. Составление словосочетаний.

Читать что?    Решить что?

Уважать кого? Любить кого?

Лепить кого?  Рисовать что?

Задание 2. Составление словосочетаний и предложений по вопросам.

- поймали, встретились, бегут;

- на лыжах, зайчонка, лесником.

Задание 3. Выполнить действия. Ответить на вопросы.

Положите книги на стол. Где лежат книги?

Возьмите книги. Откуда взяли книги?

Положите книги в стол. Где они сейчас?

Возьмите их. Откуда взяли книги?

Задание 4. Построиться по указанию педагога.

Коля за Леной

Таня за Колей

Нина за Таней И т. п.

Ответить на вопросы:

За кем стоишь? Перед кем?

Впереди кого стоишь?

Позади кого стоишь?

Рядом с кем?

Задание 5. Закончить предложения

Дети идут ... (в школу)

Дети выходят ...

Девочки и мальчики купаются ...

Мальчики идут (по дороге)

Задание 6. Исправить ошибки.

Дед в печи, дрова на печи. На столе сапожки, под сто­лом лепешки. Овечки в речке, караси у речки. Под столом портрет, над столом табурет.

 

 

Освоение категории рода и числа существительных

Категория рода существительных обозначает их при­надлежность к разряду слов, который отличается особен­ностями согласования с другими словами. Поэтому основ­ной задачей является научить детей согласованию в роде.

Примерные задания.

Задание 1. Подобрать определения к существительным.

Подул ... ветер. Набежало ... облако. Поднялась ....пыль. Пошел ... дождь. Сверкнула .... молния. Загремел .... гром.

Задание 2. Составить предложения.

море, волна, толпа      шумело, шумела

река, люди, лес            шумели, шумел

Задание 3 Задать вопрос к словам.

Вода, чай, суп, каша, лекарство, кисель, сок - какой? ка­кая? какое?

Задание 4. Дидактическая игра «Чья игрушка?»

Подобрать слова мой, мои, мое, моя к существитель­ным: конь, кубики, машина, кукла, заяц, карандаши, мозаика, мишка, зеркало, домино, лото.

 

 

Освоение категории числа и лица глаголов настоящего времени, категории рода глаголов прошедшего времени

В работе используются ответы на вопросы по карти­не, по прочитанному тексту, к глаголам в предложении; выполнение поручений, действий и словесный отчет о них; рассказы на основе наблюдений, экскурсий, прогулок; подготовительные и неподготовленные беседы с детьми. В итоге дети учатся отвечать на вопросы: Что делает? Что делают? Что делал (делала, делали)?

Правильное употребление глаголов закрепляется в ро­левых играх, диалогах, инсценировках, в естественных ситуациях общения.

Задание 1. Уточнить названия отдельных действий, связанных с животными, птицами, насекомыми.

кошка - мяукает

корова - мычит

собака - лает

петух - кричит

комар - пищит

Задание 2. Дидактическая игра «На птичьем дворе», «Летом в деревне».

Задание 3. Учить подбирать глаголы к существитель­ным.

Примерный лексический материал:

Мальчик - читает, пишет, лежит, дерется и т. п.

Девочка - шьет, вяжет, печет, вышивает и т. п.

Собака - ... , ручей - ... , солнце - ... , ветер - ... .

 

 

Предупреждение и исправление ошибок словоизменения

В работе имеет значение образец речи педагога. Ис­правление недочетов должно быть ненавязчивым. Следу­ет учить детей подмечать недочеты в своей речи и речи сверстников, стремиться говорить правильно.

Задание 1. Учить образовывать множественное число существительных и правильно использовать в предложе­ниях.

Стул - стулья          пень - пни

дерево - деревья      лев - львы

лист - листья           лоб - лбы

крыло - крылья      улей - ульи

Задание 2. Учить употреблять существительное мно­жественного числа в родительном падеже.

дело - дела - дел

белка - белки - белок И т. п.

Дидактическая игра «Чего не стало?»

Задание 3. Учить употреблению предложных конструк­ций (из, за, над, под, через, из-под, из-за).

изГрач вылетел из гнезда. Дети выбежали из леса.

за Юра спрятался за стол. Оля зацепилась за сучок.

над Над столом висит лампа. Над озером летают птицы.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 178.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...