Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Распространение простых предложений обстоятельствами
Задание I. Закончить предложение. - Листья падают (откуда?)... - Птицы улетают (куда?)... - Льют дожди (когда?) ... - Яблоки собираются (где?) ... - Девочка поет (как?) ... Задание 2. Продолжите предложение. - Вчера было холодно, а сегодня ... - Вчера был вечер, а сегодня ... - Вчера было пасмурно, а сегодня ... Задание 3. Составление словосочетаний и введение их в предложения. петь работать читать как? (наречие в качестве признака действия) мастерить рисовать Задание 4. Составление словосочетаний с наречиями времени и введение их во фразовую речь. Используются наречия: вчера, давно, долго, вначале, днем, вечером, утром, завтра, рано, весной, зимой, осенью, сегодня, тогда, теперь и т. п. Задание 5. Составление глагольных словосочетаний с наречиями места и использование их во фразовой речи. Наречия места: справа, слева, вверху, вниз, вверх, направо, налево, назад, вперед, здесь, тут, там, возле, где, куда, откуда, оттуда. В работе по активизации во фразовой речи наречий используются поручения, выполнение действий по словесной инструкции, отчет о выполненном действии. Оценка действий товарищей, ответы на вопросы по картине, прочитанному рассказу, дидактические игры, сюжетная игра, а также другие приемы работы.
Употребление в речи простых предложений с однородными членами (использование перечисления предметов, лиц, действий, качеств) В работе по введению в устную речь различных однородных членов используются следующие приемы: - отчет о проделанной работе, выполненных поручениях; - ответы на вопросы по картине; - беседа по прочитанному тексту; - ответы на вопросы по следам наблюдения, экскурсии; - рассказ по памяти. Подвести детей к использованию в речи предложений типа: С однородными подлежащими. На празднике были мальчики, девочки, воспитатели. С однородными сказуемыми. На новогоднем празднике мы пели, плясали, играли. С однородными дополнениями. Дед Мороз нам подарил игрушки, книжки, конфеты. С однородными обстоятельствами. На празднике нам было хорошо, радостно, весело. С однородными определениями. Утренник был веселый, интересный.
Пятый этап. Практическое освоение детьми морфологической стороны речи Задачи: -обучение первоначальному самостоятельному словоизменению некоторых существительных и глаголов; - практическое освоение категории рода и числа имен существительных; - практическое освоение категории числа и лица глаголов настоящего времени, категории рода глаголов прошедшего времени; - предупреждение и исправление ошибок словоизменения; - закрепление продуктивных способов словообразования существительных, глаголов, относительных прилагательных.
Примерное содержание работы по развитию речи при решении коррекционных задач на V этапе. Освоение самостоятельного словоизменения некоторых существительных и глаголов В работе используются дидактические игры, упражнения, выполнение поручений, беседа в ходе предметной и продуктивной деятельности. В устной речи, в общении закрепляются падежные формы, предложные конструкции. Примерные задания. Задание 1. Составление словосочетаний. Читать что? Решить что? Уважать кого? Любить кого? Лепить кого? Рисовать что? Задание 2. Составление словосочетаний и предложений по вопросам. - поймали, встретились, бегут; - на лыжах, зайчонка, лесником. Задание 3. Выполнить действия. Ответить на вопросы. Положите книги на стол. Где лежат книги? Возьмите книги. Откуда взяли книги? Положите книги в стол. Где они сейчас? Возьмите их. Откуда взяли книги? Задание 4. Построиться по указанию педагога. Коля за Леной Таня за Колей Нина за Таней И т. п. Ответить на вопросы: За кем стоишь? Перед кем? Впереди кого стоишь? Позади кого стоишь? Рядом с кем? Задание 5. Закончить предложения Дети идут ... (в школу) Дети выходят ... Девочки и мальчики купаются ... Мальчики идут (по дороге) Задание 6. Исправить ошибки. Дед в печи, дрова на печи. На столе сапожки, под столом лепешки. Овечки в речке, караси у речки. Под столом портрет, над столом табурет.
Освоение категории рода и числа существительных Категория рода существительных обозначает их принадлежность к разряду слов, который отличается особенностями согласования с другими словами. Поэтому основной задачей является научить детей согласованию в роде. Примерные задания. Задание 1. Подобрать определения к существительным. Подул ... ветер. Набежало ... облако. Поднялась ....пыль. Пошел ... дождь. Сверкнула .... молния. Загремел .... гром. Задание 2. Составить предложения. море, волна, толпа шумело, шумела река, люди, лес шумели, шумел Задание 3 Задать вопрос к словам. Вода, чай, суп, каша, лекарство, кисель, сок - какой? какая? какое? Задание 4. Дидактическая игра «Чья игрушка?» Подобрать слова мой, мои, мое, моя к существительным: конь, кубики, машина, кукла, заяц, карандаши, мозаика, мишка, зеркало, домино, лото.
Освоение категории числа и лица глаголов настоящего времени, категории рода глаголов прошедшего времени В работе используются ответы на вопросы по картине, по прочитанному тексту, к глаголам в предложении; выполнение поручений, действий и словесный отчет о них; рассказы на основе наблюдений, экскурсий, прогулок; подготовительные и неподготовленные беседы с детьми. В итоге дети учатся отвечать на вопросы: Что делает? Что делают? Что делал (делала, делали)? Правильное употребление глаголов закрепляется в ролевых играх, диалогах, инсценировках, в естественных ситуациях общения. Задание 1. Уточнить названия отдельных действий, связанных с животными, птицами, насекомыми. кошка - мяукает корова - мычит собака - лает петух - кричит комар - пищит Задание 2. Дидактическая игра «На птичьем дворе», «Летом в деревне». Задание 3. Учить подбирать глаголы к существительным. Примерный лексический материал: Мальчик - читает, пишет, лежит, дерется и т. п. Девочка - шьет, вяжет, печет, вышивает и т. п. Собака - ... , ручей - ... , солнце - ... , ветер - ... .
Предупреждение и исправление ошибок словоизменения В работе имеет значение образец речи педагога. Исправление недочетов должно быть ненавязчивым. Следует учить детей подмечать недочеты в своей речи и речи сверстников, стремиться говорить правильно. Задание 1. Учить образовывать множественное число существительных и правильно использовать в предложениях. Стул - стулья пень - пни дерево - деревья лев - львы лист - листья лоб - лбы крыло - крылья улей - ульи Задание 2. Учить употреблять существительное множественного числа в родительном падеже. дело - дела - дел белка - белки - белок И т. п. Дидактическая игра «Чего не стало?» Задание 3. Учить употреблению предложных конструкций (из, за, над, под, через, из-под, из-за). изГрач вылетел из гнезда. Дети выбежали из леса. за Юра спрятался за стол. Оля зацепилась за сучок. над Над столом висит лампа. Над озером летают птицы.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 178. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |