Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Обобщенная структура информационных ресурсов систем социальной защиты.




Введение

Информатизация общества проявляется в первую очередь в быстром увеличении потоков и массивов информации, циркулирующих в социуме и его подсистемах. На этапе информатизации общества пришло понимание необходимости управления информацией в любом производстве, так как в конечном итоге от качества управления информационными ресурсами и информационным производством зависит эффективность использования и развития других ресурсов организации.

С этой целью в организациях создаются автоматизированные информационные системы управления, которые интегрируют внутреннюю и внешнюю информацию. Поступление всех видов информации в единую систему дает возможность осуществлять информационный мониторинг внутренней и внешней сферы, содействует обоснованному принятию управленческих решений. В рамках единой интегральной системы организации создаются новые информационно-управленческие системы, среди которых прежде всего следует назвать системы стратегической информации. Информационный менеджмент в данном контексте выступает как новый тип управления организацией на основе комплексного использования всех видов информации: научно-исследовательской, технико-экономической, материально-технической, технологической, финансовой, кадровой и т.д., которая циркулирует внутри управляемой системы и поступает в нее извне.

I. ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ СИСТЕМ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ.

1. Информационный менеджмент — специальная область менеджмента, выделившаяся как самостоятельное направление в конце 70-х гг. ХХ века, специализирующаяся на сборе, управлении и распределении информации. Менеджмент подразумевает организацию и контроль планирования, структуры, оценки и распространения информации с целью прогнозирования ожиданий клиента и информационного обеспечения функций предприятия.

2. Социальная защита-система мероприятий, осуществляемых гос. и общественными организациями по обеспечению гарантированных минимальных достаточных условий жизни, поддержанию жизни и деятельного существования человека. Иногда соц. защиту трактуют более узко: как обеспечение определенного уровня доходов для тех слоев населения, которые в силу каких-либо причин не могут самостоятельно обеспечить свое существование: безработных, инвалидов, больных, сирот, стариков, одиноких матерей, многодетных семей. Основные принципы соц. защиты: гуманность; адресность; комплексность; обеспечение прав и свобод личности.

3. Системы социальной защиты, в том числе системы пенсионного страхования являются системами текущего перераспределения реального продукта между работниками и нетрудоспособными. При этом независимо от того, основывается ли пенсионная система на текущем распределении либо накоплении, пенсии всегда представляют собой долю товаров и услуг, потребляемых теми, кто в принципе их уже не производит. То есть финансирование выплаты пенсий всегда обеспечивается экономически активным населением, а ресурсы для финансирования пенсионных систем не должны рассматриваться в изоляции от процесса, посредством которого достигается и поддерживается общий экономический рост, поэтому, наравне с демографическими показателями, объемом фонда оплаты труда, соотношением занятых в экономике (численность плательщиков страховых взносов) и пенсионеров, уровнем страхового тарифа важны производительность труда, валовой внутренний продукт (ВВП) и ряд других показателей.

Математические модели систем социальной защиты.

Один из основных компонентов систем социальной защиты - системы пенсионного обеспечения, или пенсионные системы.

Существует два основных вида (варианта) пенсионных систем - накопительный и распределительный, а также их сочетание в различных пропорциях.

а)Накопительная пенсионная система - пенсионная система, обеспечивающая выплату пенсий (или части трудовой государственной пенсии) застрахованным лицам за счет накопленных на особом именном накопительном счете взносов, а также средств, полученных в результате инвестиций этих ресурсов через независимые управляющие компании.

б)В рамках реформирования действующей чисто распределительной пенсионной системы и перехода к смешанной системе с накопительными элементами намечается формирование и развитие благоприятных условий для инвестирования накопительных пенсионных средств в интересах получателей пенсий.

а) Накопительная

Разновидностью пенсии, получаемой в накопительной пенсионной системе, является, например, пенсия с инвестиционным планом, в составе которой застрахованный получает, кроме ежегодного дохода, доход от инвестиций страховой компании или негосударственного пенсионного фонда. По такому договору страхования резерв взносов помещается в ценные бумаги.

Надежность и эффективность функционирования накопительного механизма пенсионного обеспечения, как и любого другого, во многом зависит от целого ряда экономических и социально-политических условий:

· устойчивого экономического развития национальных экономик;

· наличия низких уровней инфляции, развитых финансовых и особенно страховых институтов;

· наличия доверия населения к проводимым преобразованиям в столь деликатной сфере.

Опыт функционирования национальных пенсионных систем показывает, что накопительным механизмам присущи не только сильные стороны (как и распределительным механизмам), поэтому они в большинстве случаев не используются в чистом виде, а как один из составных элементов смешанных пенсионных систем, что придает им дополнительную устойчивость к негативным внешним влияниям - финансовому кризису и др.

б) Распределительная пенсионная система - пенсионная система, функционирующая на основе принципа солидарности материальных обязательств и ответственности между поколениями, группами населения и отдельными гражданами, отраслями экономики, территориями, отдельными организациями. При этом суммы уплаченных за работников страховых взносов перераспределяются на цели пенсионного обеспечения всех пенсионеров.

Данная распределительная система сложилась в условиях, когда экономические отношения базировались исключительно на основе государственной (общенародной) собственности и государство жестко регулировало все сферы жизни общества. В рамках распределительной пенсионной системы решались и продолжают решаться многие несвойственные пенсионному обеспечению задачи: привлечение работников на работы, связанные с неблагоприятными условиями труда, в районы Крайнего Севера (путем снижения общеустановленного пенсионного возраста), введение пенсий за выслугу лет.

Математические модели.

Распределительная пенсионная система представляет собой финансирование выплат пенсий за счет текущих поступлений взносов. В распределительной системе все пенсионеры получают свои пенсии за счет всех работающих, и искусственно поддерживается баланс примерного равенства всех взносов и всех выплат. Поддержание баланса осуществляется за счет согласования значений основных величин пенсионной системы: пенсионный возраст, размер пенсии, страховые тарифы. В распределительных системах реализован принцип солидарности поколений: работоспособное, более молодое поколение несет на себе бремя поддержания старшего поколения, которое уже в основном не может трудиться.

Поскольку соотношение работающих и пенсионеров в настоящее время и в долгосрочной перспективе во всех странах СНГ все более уменьшается и при этом средняя пенсия очень мала (иногда меньше физиологического минимума), становится ясно, что пенсионной реформы не избежать.

На других принципах построена накопительная пенсионная система, которая представляет собой финансирование выплат пенсий за счет заранее сформированного фонда, образованного, в частности, за счет взносов самого пенсионера, которые производились и накапливались в течение его трудовой деятельности. Кроме того, средства указанного фонда обычно инвестируются. Это обеспечивает защиту от инфляции и даже некоторый рост отложенных средств. В накопительной системе целенаправленно поддерживается баланс современной стоимости обязательств и имеющихся активов (средств). В накопительных системах существенную роль играет солидарность внутри поколения, т.е. пенсии назначаются и выплачиваются исходя из средней ожидаемой продолжительности жизни лиц данного поколения. При этом продолжительность получения пенсии индивидуальна и зависит от продолжительности жизни конкретного человека. Таким образом, пенсии относительным долгожителям (лицам, пережившим расчетную величину ожидаемой средней продолжительности жизни) выплачиваются за счет недополученных пенсий ранее умерших лиц.

Обобщенная структура информационных ресурсов систем социальной защиты.

Ресурсы для финансирования пенсионных систем не должны рассматриваться в изоляции от процессов, посредством которых достигается и поддерживается экономический рост. Это говорит о том, что для проведения полного системного анализа ситуации в области социальной защиты (в том числе и пенсионного), необходимо учитывать все информационные ресурсы как данной сферы, так и многих других сфер жизнедеятельности государства.

На рисунке представлены основные информационные компоненты системы социальной защиты: демографический, экономический, политический, финансовый, персонифицированный и др.

Каждый из этих факторов по-своему важен, и только на основе их корректного и глубокого учета можно сделать правильное представление о стоимости системы социальной защиты и ее финансовом благополучии в будущем.

При этом ясно, что анализ указанных групп факторов предполагает внимательное изучение размеров и социально-экономического положения того или иного "среза" общества, учета различных аспектов жизни всего населения или только его отдельных социально-демографических групп, а необходимые рекомендации невозможно разработать без совместной деятельности и демографов, и экономистов, и юристов. Но совершенно особую роль во всех этих работах играют актуарии как эксперты по рискам, неопределенностям и финансовой безопасности вообще тех или иных структур и систем.

А) Демография.

Системы, основанные на текущем финансировании выплаты пенсий (распределительные) чрезвычайно зависимы от демографических составляющих.

К важнейшим демографическим факторам относятся структура смертности людей и связанный с ней процесс старения населения.

Описывая ситуацию в странах СНГ, необходимо отметить волнообразное изменение возрастной структуры населения. Это является следствием подъемов и спадов рождаемости и смертности в прошлом, в частности, в период Второй мировой войны. Кроме того начиная с 1994 г., впервые за последние 50 лет наблюдается абсолютное уменьшение численности населения, что вызвано резким сокращением рождаемости и ростом смертности вследствие экономического кризиса.

Будущее развитие демографической ситуации в обозначенном направлении потребует пересмотра структуры расходов общества на содержание нетрудоспособных, т.е. соответствующее снижение доли расходов на детей и увеличение - на содержание престарелых.

Соотношение численности населения в трудоспособном возрасте и в возрасте старше трудоспособного к началу 2000 г. составило 2,7: 1, а к 2016 г. уменьшится до 2,5:

1. Следует, однако, заметить, что подобное соотношение характерно практически для всех промышленно развитых стран, почти в одинаковой степени подверженных сегодня кризису старения населения.

Б) Экономика.

Экономические факторы включают фактическую годовую ставку инвестиционного дохода, уровень инфляции, темпы роста средней заработной платы и ряд других показателей.

За последние пять лет республике удалось достичь позитивных изменений в экономике: рост ВВП, доходов населения, увеличение численности занятых в экономике и т.д. Вместе с тем указанные позитивные изменения не снизили остроту проблем, связанных с финансированием пенсионной системы.

В частности, не могут не обратить на себя внимание разные темпы изменения ВВП и численности занятых в экономике. Причинами этого несоответствия может быть совокупность таких факторов, как, например, снижение производительности труда и сохранение частичной занятости.

В) Правовая база.

К правовым факторам относятся особенности национального законодательства в области социальной защиты, в том числе и пенсионного обеспечения.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 236.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...