Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методика обучения лепке (подготовительная группа)




Задачи обучения 1. Учить зрительному и мускульному восприятию формы предмета. 2. Учить использовать в лепке различные выразительные средства. 3. Опираясь на ранее полученные знания объемных тел (конус, шар, овоид, цилиндр), дети одновременно должны самостоятельно определять исходную форму для лепки предметов. 4. Учатся самостоятельно выбирать темы, выразительные средства и способы изображения. 5. Учатся самостоятельно выбирать тему для лепки, способы изображения, средства выразительности Все перечисленные задачи конкретизируются по кварталам. I квартал · научить детей лепить предметы характерной формы. · учить создавать фигуры по игрушке или скульптуре, изображающих предмет в действии · во время изображения отдельных предметов дети продолжают учиться устанавливать фигурки в вертикальном положении на подставках. · осваивают разные способы соединения частей: примазывание одной части к другой, вкладывание одной части в углубление другой, предварительно сделав насечки на конце той части, которая вставляется. II квартал · отрабатывается умение лепить из целого куска. · учить создавать двух - трехфигурные композиции III квартал · обучаются коллективной лепке. · учатся проявлять инициативу, внося свои предложения для решения общей композиции, стараются делать свою работу так, чтобы она была как можно лучше.
Содержание обучения I квартал Лепка овощей и фруктов:в начале года детям предлагают изображать овощи и фрукты. В подготовительной к школе группе задачи усложняются: дети лепят два однородных предмета различной формы (например, одно яблоко овальной формы (крымское), а другое — округлой (антоновское), несколько видов огурцов).Из вылепленных фруктов или овощей составляется и общая композиция на тарелке, в корзине или в вазе. При повторении каждый ребенок может создать по представлению небольшую композицию из вылепленных овощей или фруктов, но для этого лучше использовать не глину, а пластилин, цвет которого явится дополнительным выразительным средством. Фигуры по игрушке или скульптуре, изображающих предмет в действии: поющий петух с горделиво поднятой головой, котенок, играющий в мяч, и т. д. Глядя на игрушки, ребенок поймет основное направление формы и сразу установит основную часть в том положении, в котором будет находиться изображаемый предмет. Лепка животных по представлению. Они должны четко представить себе характер формы основной части и те особенности, которые отличают данное животное от других (Например, собак разных пород, медведя от волка, утку от гуся, петуха от курицы). Лепка по представлению дает возможность детям: ¾ свободно фантазировать при изображении положения частей фигуры, действия, фактуры. ¾ использовать разные изобразительные и технические приемы (лепить из целого куска и по частям, передавать фактуру углубленным рельефом при помощи стеки или путем налепа). ¾ передавать предмет в любом состоянии и положении (например,  кошка сидит на задних лапах и опирается на передние, кошка играет клубком ниток, крадется за мышью). ¾ руководствоваться общими знаниями строения животных и теми, которые они получили во время лепки с натуры. ¾ передавать довольно тонкие отличия (например, породы собак по длине и форме туловища, по длине ног, строению головы). Лепка фигуры человека. Сначала это несложные фигурки, повторяющие по способу те, что лепили в старшей группе. Постепенно во время лепки с натуры (как правило, куклы) дети уточняют форму, пропорции человеческой фигуры. Воспитатель вместе с детьми сравнивает по размерам части и устанавливает, сколько раз голова куклы умещается во всем ее туловище. Фигурки людей можно лепить и по игрушкам дымковских мастеров. Они сложнее по своим пропорциям прежде всего потому, что в основном изображают взрослого человека, у которого голова укладывается в туловище 7—8 раз. В старшей группе дети лепили эти фигурки, но в подготовительной возрастают требования к изображению формы и пропорций. Вводится способ лепки, которым пользуются дымковские мастерицы: голову и кофту лепят из одного куска, а юбку — отдельно в виде колоколообразной формы из расплющенного пласта глины. Голова с кофтой и юбка соединяются воедино и плотно примазываются друг к другу, а руки прикрепляются по отдельности: сначала — одна, потом — другая. Все мелкие детали — оборки, фартук, рюши, кокошник — выполняются путем налепа. Детей учат изображать человека и по представлению. Темы могут быть разные: «Мальчик (или девочка) держат флажок», «Мальчик идет в школу». Во время лепки на подобные темы дети имеют возможность фантазировать, выбирая образ, передавать формы и действия, использовать способ лепки. Лепка сказочных персонажей. Это позволяет развивать у них творческую инициативу. Темы по мотивам сказок могут звучать и так: вылепить самого доброго или самого злого героя. Такая формулировка темы способствует творческим проявлениям, самостоятельному выбору того или иного персонажа для изображения, отбору выразительных средств.   II квартал Сюжетная лепка. Передавая сюжет сказки, дети учатся соблюдать взаимосвязь между фигурами, соразмерять их и плотно прикреплять к подставке, которая может быть любой формы, а толщиной не менее чем 1 см. Чтобы все фигуры композиции были устойчивы, детей обучают устанавливать их с третьей точкой опоры (например, фигура медведя с коробом на спине может опираться на палку-посох; опорой для мальчика, который лепит снеговика, может явиться снежный ком). В декоративной лепке дети изображают игрушки по типу народных (куклы, козлы, кони), а также посуду и пластинки, украшенные узором. Лепка посуды: ¾ из колец (кольца, сделанные из валиков, укладывают одно на другое и плотно соединяют, замазывая места соединения с внутренней и внешней сторон): лепят кружку, миску, солонку, вазу для цветов. ¾ путем выбирания глины (пластилина) из цилиндрической или шарообразной формы стекой (одна рука держит изделие, а другая рука стекой (или стекой-петлей) делает углубление, постепенно увеличивая его): горшочки, кувшины, округлые и цилиндрические вазы. Кроме сосудов, дети могут делать декоративные пластинки, при изготовлении которых они учатся заранее создавать эскиз в виде рисунка, а затем по нему лепить изделие из глины (пластилина). III квартал На основе ранее полученных знаний и умений дети создают коллективные композиции: футбольное или хоккейное поле, где персонажи находятся в разных положениях, птицеферму, зоопарк и т. д. В процессе коллективной лепки они учатся соразмерять свою работу с работами других, сопоставляя фигурки на глаз, или приставляя к большой фигурке маленькую, или с помощью палочек (мерок), соответствующих по длине и высоте тем фигуркам, которые они будут лепить. Лепка изображения по представлению, , по картинке. По представлению изображаются звери для игры в зоопарк. Лепка с натуры: лепка животных непосредственно с игрушек (например, слона, жирафа, бегемота, медведя). Игрушка, как правило, статична; поэтому на последующих занятиях педагог предлагает изображение этих животных по картинкам, где звери представлены в динамике. Однако во время лепки по игрушке дети осваивают форму и пропорции предмета со всех сторон, а работая по картинке, они в основном видят ее с одной стороны. Во время лепки животных, используя свои умения и знания, дети должны самостоятельно решать, какой способ они будут применять: лепку из отдельных частей, из целого куска или будут действовать и тем и другим способом (Например, голову и хобот слона лепят из одного куска глины, вытягивая пальцами хобот от объема, предназначенного для головы, а туловище и ноги — из другого, рассекая глину стекой, после чего обе вылепленные части соединяются. Уши слона, так как они большие, делаются отдельно и прикрепляются к голове. Таким же способом можно вылепить и других животных).
Методы и приёмы обучения В подготовительной к школе группе дается предметная, сюжетная и декоративная лепка. Каждый из этих видов можно проводить или по предложению воспитателя, или по замыслу детей. Занятия по замыслу проводятся в течение всего года, по мере того как дети накапливают знания и умения. Иногда воспитатель направляет замысел детей (например, предлагает вылепить любой персонаж из сказки А. Толстого «Золотой ключик», передать любой эпизод из сказки А. Пушкина «Золотая рыбка»). · Наблюдение и рассматривание предметов, · Во время наблюдений воспитатель задает детям вопросы, направляя их внимание. · Рассматривание иллюстраций в книгах, где персонажи представлены в динамике. Изображение человека. · рассматривание кукол (санитарка, космонавт, школьница и т. д.), · наблюдения на улице, во время прогулки: на катке или в парке, воспитатель обращает внимание детей на фигуру человека, соотношение ее частей, предлагает сравнить фигуры взрослого и ребенка («Кто выше: девочка или ее мама? У кого из них длиннее руки, ноги?»); привлекает внимание детей к тому, как одеты девочка и мама: девочка обута в валенки, а мама — в сапожки; на голове у девочки вязаная шапочка с помпоном, у мамы — большая меховая шапка; на то, как двигаются люди (например, вот скользит на лыжах мальчик. Туловище и голова немного наклонены вперед, одна нога согнута в колене и выставлена вперед, другая нога сзади и выпрямлена, одна рука несколько согнута в локте и находится перед лыжником, а другая отведена назад). · Объясняя на занятии суть динамики в лепке, лучше всего расчленять действие на составные части («Для того чтобы заглянуть под стол, Маша-растеряша встала на колени, руками оперлась о пол, нагнула голову и заглянула под стол»). Декоративная лепка · Рассматривание народных игрушек, отличающиеся у каждого народа специфическим содержанием и оформлением. Рассматривая игрушки, педагог обращает внимание детей на пластику перехода от одной части к другой, на то, каким способом вылеплено и оформлено изделие. · Для лучшего знакомства с народной игрушкой воспитатель проводит дидактические игры: «Магазин игрушек» (следует угадать игрушку по описанию других детей) или «Устроим выставку дымковской игрушки» (из множества игрушек, выставленных на столе, отбираются те, которые нужны для выставки). · Выставка декоративных пластинок доступного содержания, керамической посуды. · Лепка декоративных плиток в подарок. Изготовление декоративных плиток требует предварительного рисунка. Эскиз создают за день или за два до занятия. Работу над пластинкой ведут в два приема. Сначала по размеру эскиза подготавливают пластинку. Далее дети по эскизу делают рельеф. Так же, как и на сосудах, узоры на пластинках выполняют углубленным или высоким рельефом, а затем, если нужно. Лепка посуды. · В процессе рассматривания воспитатель спрашивает детей, какова форма сосудов, каким способом их лепят. · Ответы детей можно дополнить рассказом о гончарных мастерских. · Если есть возможность, педагог организует экскурсию на выставку или в музей прикладного искусства. Обучая детей предметной или сюжетной лепке, воспитатель использует художественную литературу: подбирает произведения, где персонажи оказывались в самых разнообразных ситуациях. Прослушав сказку (или рассказ), дети должны подумать и выбрать какой-либо персонаж или эпизод для изображения, продумать их размеры по отношению друг к другу, положение, размер подставки (чтобы все участники эпизода на ней уместились). Игровые приемы: игра в гончарную мастерскую, в «магазин», лепка подарка.
Анализ детских работ  

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 633.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...