Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методика обучения рисованию (подготовительная к школе группа)




Задачи обучения

1. Развивать способность наблюдать, чтобы дети могли самостоятельно рассматривать предметы с опорой на приобретенный ими опыт.

2. Совершенствовать у детей умение анализировать те свойства предметов и явлений окружающей действительности, которые затем находят отражение в рисунках; учить вычленять характерные свойства, чтобы можно было охватить предмет или явление в целом.

3. Учить детей выражать свое понимание картин различного содержания, скульптуры малых форм, предметов декоративно-прикладного искусства.

4. Развивать индивидуальные познавательные интересы детей к технике, природе, искусству, так как эти интересы влияют на содержание рисунков, лепки, аппликаций.

5. Развивать умение выражать свое мнение во время рисования.

6. Воспитывать у детей желание передавать товарищам все, чему научились сами, оказывать им помощь.

7. Учить детей планировать действия (подумать, представить содержание будущего рисунка, а затем начать рисовать).

8. Формировать у детей умение не только замечать недостатки в работе, но и исправлять их, дополнять изображение, добиваясь большей выразительности,

Предметное рисование

· Развивать умение передавать особенности их характерной формы, частей, идти от общего к частному, передавать строение предмета, изображать человека и животных в покое и в движении.

· Научить самостоятельно пользоваться разнообразной цветовой гаммой (контрастной, сближенной), уметь ее создавать, определять и передавать оттенки цвета, пользоваться смешением некоторых цветов для получения оттенков.

· Помочь самостоятельно искать, определять названия цветов (серо-голубой, желто- зеленый), оттенки для передачи пасмурного неба или нежно-розового, темной листвы у деревьев или бледно-зеленых стеблей у цветов и т. д.

· Учить отмечать изменяемость цвета предметов и явлений и передавать это в рисунках.

Декоративное рисование.

· учить детей осваивать некоторые элементы узора, характерные для народных орнаментов и современного декоративного искусства (Дети составляют более сложные узоры на предметах разной формы на основе образцов декоративного искусства, как народного, так и современного - роспись по дереву, керамика, ткань, вышивка, кружево и пр.).

· знакомить детей с различными вариантами узоров, которые характерны для того или иного изделия.

· учить детей составлять декоративные композиции средствами рисунка и аппликации на основе современной декоративной росписи, ткачества, текстиля, керамики и пр., украшать предметы из глины, картона, папье-маше и других материалов.

· формировать умения рассматривать произведения искусства, анализировать входящие в узор орнаментальные элементы и композицию по форме и цвету, оценивать их по своему вкусу.

· учить детей приемам сочетания в декоративной композиции разных материалов (рисунки на ткани).

· познакомить детей с различными промыслами, чтобы обратить их внимание на разнообразие материала: глина, береста, дерево, ткань, стекло, камень, металлы, папье-маше, кость и т. д.

· Сюжетное рисование

· учить детей передавать относительную величину предметов, располагать изображения с учетом глубины пространства, использовать весь лист бумаги или выделять широкую полосу для изображения предметов, находящихся на земле.

· формирование умение продумывать, осуществлять пространственную композицию рисунка так, чтобы она выражала содержание событий.

· показать детям, как по-разному можно располагать предметы на плоскости листа: на широкой полосе, на всем листе и т. д.— в зависимости от содержания или замысла рисунка.

Технические навыки

· Учить свободно владеть карандашом при выполнении линейного рисунка, плавным поворотом линий сперва в одну, затем в другую сторону рисовать двойной завиток в вертикальном и горизонтальном положении.

· Учить проводить движение всей рукой при рисовании длинных линий, больших предметов и кистью руки или вовсе одними пальцами при рисовании коротких линий, мелких предметов или их частей, элементов узора, закрашивании мелких деталей рисунка (при спокойно лежащей кисти руки — как при письме).

· Учить свободно рисовать концом кисти тонкие линии в разных направлениях и с разными поворотами.

· Помочь овладеть произвольным изменением наклона кисти руки при рисовании цветом больших плоскостей, начиная сверху и сгоняя краску вниз, держа при этом кисть плашмя.

· Учить покрывать цветом большие плоскости (светлым тоном), используя легкий нажим на карандаш и держа его боковой очинённой стороной к бумаге (пользуются при этом широким размахом руки).

· Учить равномерно усиливать и ослаблять силу тона при рисовании карандашом.

· Помочь освоить технику рисования акварелью, т. е. смачивать краски водой, наносить краски на палитру для разведения водой и смешения, достаточно насыщать кисти краской для выполнения рисунка.

· Научить рисовать цветными восковыми мелками, угольным карандашом, сангиной.

· Научить видеть эстетические качества рисунка: красоту линий, форм, элементов узора, особенности очертаний, легкость нажима при штриховке.

Содержание обучения

I квартал II квартал III квартал
Впечатления, события из жизни самих детей и жизни взрослых, которую они имеют возможность наблюдать и посильно в ней участвовать — сбор урожая на огороде, в плодовом саду. Дети учатся определять и передавать характерную форму предмета, ее особенности и детали. Новая ступенька к познанию — разнообразие форм. По-прежнему в рисунках с помощью красок передаются яркость и пышность последних осенних цветов, осенняя окраска листвы. Рисуя осенние цветы — ноготки, немахровые георгины, цинии, астры (с натуры), дети впервые получают задание: передать характерные особенности наблюдаемого цветка — стебель (прямой илинаклонный), листья (узкие, продолговатые или зубчатые), лепестки (сужающиеся к концу или расширяющиеся). В этом случае полезен прием сравнения, т. е. рассмотреть два цветка, например астру и цинию, и передать в рисунке различия по форме, строению, цвету. Самостоятельный выбор формата бумаги. Дети должны научиться соотносить форму предмета с форматом бумаги, тогда композиции станут разнообразнее. Окраску осенней природы, в частности осенних деревьев, дети могут передавать по памяти. Лучше наблюдать сначала одно дерево, например березку (отмечается строение, цвет листьев, белизна коры), затем — другое, скажем, клен. Учить композиционным умениям, педагог предлагает подумать, как расположить на рисунке деревья, кустарники, где проложить тропинку. Дети должны понять, что одни деревья рисуют ближе к переднему краю листа, другие — дальше; так передается глубина пространства. Для большей наглядности воспитатель демонстрирует репродукции картин, иллюстраций. Когда дети приступают к рисованию, наглядные пособия убирают. Темой рисунков могут быть и объекты родного города или села, жизнь людей, их труд. Коллективную работу, содержание которой им должно быть знакомо по старшей группе. Но теперь к изображению зданий добавляются другие предметы, появляются детали — различные машины, летящие самолеты, вертолеты. Транспортные изображения дети могут рисовать простым карандашом с последующим раскрашиванием цветным и вырезать. Основную работу можно выполнить на занятии, дополнения (небольшая группа детей вместе с воспитателем) — в свободное время. Воспитатель иногда организует занятие рисованием по двое, т. е. на одном листе бумаги рисуют двое детей. Отражают впечатления от экскурсий по городу, в цирк, в театр, на выставку, от просмотра кинофильмов и телевизионных передач. Поздняя осень, когда листья с деревьев уже облетели и часто идет дождь, создает иное настроение, чем ранняя золотая осень. В эту пору дети рисуют красками небо, покрытое серыми тучами, мокрую темную землю, лужи, в которых плавают последние листья, голые почерневшие деревья, ветреный дождливый день, когда ветки деревьев гнутся в стороны.Такое содержание рисунка вызовет необходимость познакомиться с несколькими оттенками серого цвета: более темного и светлого, серо-голубого (вода в лужах), серо-желтого (увядшая трава). Рисунки, выполненные в разные периоды осени, воспитатель рассматривает с детьми и отмечает, чем они отличаются: в одних преобладает яркая цветовая гамма, в других — совсем другой колорит. Так передают в рисунках дети свои впечатления об окружающем, используя для этого различные изобразительно-выразительные средства (ритм, колорит, композицию). Декоративное рисование лучше начинать с украшений предметов симметричной формы. Если знания и умения у детей хорошие, дают на выбор предметы разной формы, вырезанные из бумаги, и напоминают, как надо их украшать. Полезно до занятия вывесить в групповой комнате образцы, по которым воспитатель выясняет, что общего в узорах, что различно, что детям особенно нравится, кажется красивым. После этого дети создают узоры по замыслу. В узоры можно ввести элементы осенней природы — желтые и красные листья, ягоды рябины, например ветку с листьями или ягодами разместить в середине круга или многоугольника, а по краям — украшения в виде маленьких листочков, отдельных ягод и пр. Наиболее красочные, яркие рисунки используются в панораме для украшения группы. Зимняя природа, различные темы о зиме. Воспитатель обращает внимание детей на своеобразие зимнего пейзажа: обилие снега и темные силуэты деревьев. Предметы на белом снегу кажутся наиболее четкими и контрастными. В рисунках о зиме дети могут изобразить веселые игры, лепку снежной бабы, катание на лыжах, на санках; вспоминают темы повседневных наблюдений на участке детского сада, передают характерные постройки, расположение деревьев и кустарников, изгороди и п На фоне зимнего пейзажа происходит действие многих русских сказок(«Лиса и волк», «Морозко», «Снегурочка» и др.). Воспитатель обращает внимание детей, как изображают художники сказочных героев, как дополняют обстановку деталями. Самое главное — правильно расположить, изобразить героев, предметы. Тогда и содержание станет более понятным, выразительным. Например, волшебный сундучок Машеньки (сказка «Морозко») неплохо украсить ярким декоративным узором; Снегурочку нарядить в красивую шубку, сарафан. Ёлка.Внимание детей обращают на строение еловой ветки. Для рисования с натуры, которое можно провести и красками, и карандашами,воспитатель готовит маленькие еловые веточки. Их прикрепляют на листы белой бумаги и раздают по столам. После того как дети хорошо рассмотрят ветку (на это их внимание направляет воспитатель, спрашивая: какая веточка — прямая или изогнутая? Сколько у нее разветвлений? Как они отходят от основной ветки? Как расположены иголки хвои? Как заканчивается каждая ветка?), педагог спрашивает: с чего надо начинать рисовать? Как расположить на листе бумаги основную ветку, чтобы все поместилось и было красиво? Рисунки дети выполняют самостоятельно. После рисования они вновь рассматривают веточку и сравнивают с той, которую нарисовали. В январе дети рисуют самостоятельно, используют различные мотивы: снежинки, елочные веточки, украшенные игрушками, Дед Мороз, Снегурочка и др. В сюжетных рисунках находят отражение персонажи: Дед Мороз, Снегурочка, зайчики, снежинки; персонажи из сказок: Аленушка, Красная Шапочка, мальчик с пальчик и др. Чтобы дети смогли отразить героев праздника, воспитатель помогает им передать и особенности костюмов, и танцевальные движения (скажем, одна рука или обе закругленно подняты, нога — на каблук), и различие в росте (Дед Мороз и Снегурочка), и общую красочность праздника. Центр композиции рисунка — украшенную елку — изображают уже более детально и тщательно, выразительно. Праздник елки рисуют на большом листе бумаги, чтобы елка выглядела достаточно крупной и можно было на ней нарисовать различные игрушки. На следующем занятии вокруг елки можно дорисовать героев праздника. В феврале - выставка работ. Выставки детских работ можно посвящать одной теме или разделу. Декоративное рисование строится главным образом на украшении вещей, выполненных из бумаги, картона, папье-маше и вылепленных из глины. Детям объясняют построение узоров на разных объемных формах в соответствии с использованием данного предмета. Украшение — не только в нанесении узора, но и в декоративной окраске частей предмета. Предварительно воспитатель рассматривает с детьми узоры на коробочках, шкатулках, блюдцах, чашках и т. д., разрисованных по краям предмета или по всей его поверхности, и отмечает, как ритмично повторяются одни и те же элементы орнамента. Развивать у детей чувство цвета и композиции, учит выразительно передавать сюжет, образы. Март Рисование цветов (комнатных, первоцветов) с натуры. Традиционный цветок Международного женского дня — мимоза. Рисовать этот цветок несложно, и с этим заданием дети справляются. Красивее выглядит рисунок мимозы на цветной темной бумаге, выполненный гуашью. Воспитатель обращает внимание детей на цвет листьев мимозы — серо-голубоватый (а не ярко-зеленый). Как и в других рисунках с натуры, напоминает о красивом расположении. Если возможно, по веточке мимозы раздают на каждый стол. Рисование фигуры человека в движении. «Как я помогаю маме.Трудность задачи в том, что требуется изобразить процесс труда в движении. Сначала наблюдение и лепка, потом рисование. Рисование портрета. Не менее любимы и такие темы, как «Моя мама самая красивая», «Я рисую маму». Перед праздником в детском саду, посвященном женскому дню, воспитатель устраивает выставку рисунков — «портретов» мам. Апрель экскурсия по городу, в рисунках дети отразят не отдельные дома, а картину строительства: труд людей с помощью машин, подъемные краны и т. д. Одно занятие отводят на знакомство со Спасской башней Кремля. Дети знакомятся по картинкам. После этого воспроизводят конструкцию башни в аппликации, чтобы усвоить пропорции ее частей, передать силуэт башни в рисунке. Май месяц цветения лесных и полевых цветов, весенних посадок. Все, что дети могут наблюдать сами, о чем им читают и рассказывают, находит отражение в изобразительной деятельности. Внимание детей направляют на отражение жизни детского сада, который они скоро покинут. «Что больше всего ты любишь в детском саду?» — такой может быть тема для рисования по замыслу. Кроме того, проводят зарисовку групповой комнаты: одна подгруппа детей рисует одну часть комнаты, вторая подгруппа — другую. Согласно заданию дети должны передать при этом величинные и пропорциональные отношения между предметами, расположение их по отношению друг к другу.   Воспитатель может предложить детям и другое творческое задание: «Какой рисунок ты хочешь подарить детскому саду?» Они рисуют то, что им особенно запомнилось, что особенно нравится, что очень интересно. Дети дружно жили в детском саду, и каждый может нарисовать своего друга.
Методы и приемы обучения

Методы обучения, применяемые в подготовительной к школе группе, направлены на развитие самостоятельности и активности детей.

· Воспитатель чаще задает вопросы, чем объясняет. Детей не только спрашивают, но и вызывают для объяснения на наглядном материале.

 Предметное рисование

· анализ натуры (внимание детей обращают на индивидуальные характерные признаки).

· Передача признаков требует повторного восприятия в процессе выполнения изображения. Дети не сразу могут отрываться от незаконченного изображения, вновь смотреть на натуру, а затем возвращаться к последующему изображению. Вот почему образ предмета после его анализа должен быть сформирован достаточно хорошо, чтобы дети могли выполнять изображение по памяти, лишь в отдельных случаях поглядывая на него.

· Использование моделей (При подборе моделей для рисования воспитатель обращает внимание не только на доступность изображения, но и на художественность самого образа. Например, детям дают для рисования с натуры игрушку — сказочного коня сивку-бурку: крутой изгиб шеи, плавная линия головы. Игрушка так создана, что запоминается. Дети изображают коня простым карандашом, передают особенности его силуэта. Форма не дробится на части — она изображается плавной слитной линией. От этого рисунок приобретает красоту, выразительность. В другом случае воспитатель дает совершенно по-иному решенный образ веселого клоуна. Это яркая декоративная по цвету игрушка, обобщенная по форме, условная. Игрушка четко воспринимается по частям: круглая головка, туловище в виде двух конусов, сложенных вместе основаниями, круглая плоская подставка. Дети легко воспринимают игрушку и передают ее цветной гуашью на сером фоне. Рисунок получается декоративно-ярким, веселым).

· приёмы укрепления зрительной памяти: рассматривание предмета, обрисовывающий жест, проговаривание переносимого в изображение, яркие, эмоциональные характеристики предмета.

· наблюдения вне занятий (Для этого воспитатель отбирает предметы, отличающиеся определенными признаками, и на них сосредоточивает внимание детей. И опять слово выступает в роли связующего звена).

Декоративное рисование.

· Образец (образцами служат произведения декоративного искусства), анализ образца (Произведения декоративного искусства — образцы для занятий рисованием—воспитатель подбирает в последовательности усложнения и по различным стилям орнамента: хохломская роспись, узоры Дымковской игрушки, украшения, выполненные современными художниками по ткани, керамике, на коврах и пр).

· наводящие вопросы при анализе,

· использование определений, обогащая словарь детей названиями элементов узора, конкретных сочетаний цветов.

· При выполнении коллективных рисунков воспитатель работает со всей группой и с подгруппами, дети могут советоваться друг с другом, договариваться, помогать, вставать с места, но все тихо, спокойно, чтобы не нарушать общего порядка.

· творческое задание (например,  на тему «Нарисуй своей любимой кукле летнее платье». Суть задания: ребенок самостоятельно продумывает, какое сочетание цветов в узор можно применить для летней ткани. Он сам выбирает фон (из тех цветных фонов, что подобрал воспитатель вместе с детьми). Чтобы получить более разнообразные оттенки тканей, воспитатель иногда предлагает детям тонированную бумагу. Путем смешения и разбеливания дети подбирают ту цветовую гамму для узора, которая им больше нравится (контрастная или нежная, пастельная).

· наблюдения окружающих предметов и явлений. Надо подвести детей к пониманию того, что предмет, цветок, силуэты животного, птицы могут быть элементами узора. Все дело в том, для чего его создают. В декоративных работах чаще основное содержание узора составляют цветы, листья, ягоды, веточки.

· Рассматривание  современных орнаментов, узоров на тканях.

Сюжетное рисование.

· Рассматривание картин и рисунков художников (Рассматривание можно проводить как самостоятельное занятие, а затем — повторно в начале занятия рисованием; цель анализа — раскрыть художественные средства картины)

· Рассматривание картинок имеет также познавательное значение, поскольку дети иллюстрируют сказки о предметах, ранее им неизвестных.

· Рассматривание книг, иллюстрированных разными художниками.

· Знакомство с творчеством художника.

· Наблюдения окружающего (Основная задача — обратить внимание детей на дома, различные по величине, на их архитектурный облик. Желательно, чтобы дети, рисуя улицу, передавали особенности времени года, погоду (день пасмурный, дождливый или яркий, солнечный).

Технические навыки.

· воспитатель постоянно уделяет внимание технике пользования карандашом, кистью. Показ действий применяет очень редко, так программа почти не предусматривает ознакомления с новыми приемами.

· Уточняются и обогащаются приемы работы акварелью. Вот почему дети выполняют упражнения для освоения показанного приема или усовершенствования уже известного.

Анализ детских работ

При обсуждении работ — до или после занятия, при показах,— дети учатся оценивать технические качества.

Новые знания, новые правила дети отрабатывают в процессе рисования, воспитатель лишь направляет их деятельность словом и контролирует знания.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 359.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...