Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Выбери схему, подходящую к данной задаче.
«В течение жизни человек спит 25 лет. 5 лет их них он видит сны. Сколько лет в течение жизни человек спит и не видит снов?»
3) Исправление ошибок в краткой записи задачи. Соответствует ли данная схема задаче? Исправь ошибки в схеме, если они есть. « В сосновом бору поселились 5 уссурийских тигров, их было на 2 меньше, чем в кедровом лесу. Сколько тигров поселилось в кедровом лесу?»
Составление задачи по краткой записи (опорным словам, рисунку, схеме, чертежу, таблице). Составь задачу по схеме.
Подбор к схеме подходящего текста из предложенных. Подбери к схеме соответствующий текст задачи.
а) В конкурсе красоты приняли участие 5 бабочек махаонов, а бабочек адмиралов – на 4 больше. Сколько адмиралов участвовало в конкурсе? б) В конкурсе красоты приняли участие 9 бабочек адмиралов, а махаонов на 4 меньше. Сколько махаонов участвовало в конкурсе? в) В конкурсе красоты приняли участие 5 бабочек махаонов, а бабочек адмиралов на 4 больше. Сколько всего бабочек приняли участие в конкурсе? г) В конкурсе красоты приняли участие 5 бабочек махаонов, это на 4 меньше, чем бабочек адмиралов. Сколько адмиралов приняло участие в конкурсе? д) В конкурсе красоты приняли участие 5 бабочек махаонов и 9 бабочек адмиралов. На сколько больше адмиралов приняли участие в конкурсе?
6) Установление взаимноодназначного соответствия – проведение «дорожек» от слова к его изображению на схеме. Объясни данную схематическую модель в соответствии с текстом задачи. «В собачью школу ходят 10 немецких овчарок и 4 шотландских овчарки. На сколько больше немецких овчарок ходит в собачью школу?»
III ЭТАП ПОИСК И СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ Самым важным на этом этапе является формирование умения рассуждать тем или иным способом. Поиск плана решения задачи можно проводить двумя путями: - аналитическим способом, рассуждая от вопроса к данным ( «Чтобы ответить на вопрос задачи, надо знать … и … ); - синтетическим, рассуждая от данных к вопросу.(«Мне известно … и …. По этим данным я могу узнать… и …). Возможно использование их комбинации – аналитико-синтетического способа. Чаще всего применяется аналитический способ рассуждения, но с точки зрения психологии в 1-2 классе ребёнку легче освоить синтетический способ разбора, так как в возрасте 6-8 лет формирование у ребёнка способности к синтезу несколько опережает формирование способности к анализу. На своих уроках я стараюсь использовать и аналитический, и синтетический способы разбора. Поиск и составление плана решения учащимися начинается с самостоятельного обдумывания, обсуждения в парах, группах, составления цепочек рассуждений. 1) Разбор от вопроса к данным ( аналитический способ) Поиск плана решения данным способом начинается с вопроса задачи. Выясняется, что нужно узнать, чтобы ответить на вопрос задачи. Для этого необходимо найти какую-то величину. А что нужно знать, чтобы её найти? и т. д. Чтобы помочь учащимся вести рассуждения аналитическим способом, можно использовать приём «ДЕРЕВО РАССУЖДЕНИЙ».Суть его заключается в том, что по ходу рассуждений строится схема, которая помогает учащимся увидеть, какие простые задачи следует выделить (если это задача составная), и каким будет план решения данной задачи. 1. «В зоопарке было 2 зебры. Привезли ещё несколько зебр. Сколько зебр привезли, если их стало в зоопарке 7 ?» - На какой вопрос нужно ответить? - Что нужно знать, чтобы ответить на вопрос задачи? (нужно знать, сколько зебр было и сколько зебр стало). - Известно ли в задаче, сколько зебр было? ( известно: было 2 зебры). - Известно ли, сколько зебр стало? (известно: стало 7 зебр). - Как узнать, сколько привезли зебр? На сколько больше стало зебр? ( на 5) - Значит, сколько привезли зебр? (5) - Каким действием решим задачу, почему? ?
было стало 7 5 2. «В зоопарке 5 обезьян, слонов на 3 меньше, а бизонов столько, сколько слонов и обезьян вместе. Сколько бизонов в зоопарке?» - На какой вопрос нужно ответить? - Что сказано о бизонах в тексте задачи? - Что нужно знать, чтобы ответить на вопрос задачи? ( сколько обезьян и слонов вместе) - Можем ли мы узнать, сколько обезьян и слонов вместе? (нет, не знаем, сколько слонов). - Что сказано в тексте о слонах? ( слонов на 3 меньше, чем обезьян). Что значит на 3 меньше? - Как узнать, сколько слонов? Почему выбрали действие вычитания? - Теперь, можем ответить на вопрос задачи? Каким действием? Почему выбрали действие сложения? ?
обезьяны слоны 5 + ?
обезьяны – 3 - Какие простые задачи можно выделить в данной составной? «ДЕРЕВО РАССУЖДЕНИЙ» ОТ ВОПРОСА К ДАННЫМ ? ? знаю не знаю
? знаю не знаю
знаю знаю Можно оформить рассуждения в таблице. Учитель выдаёт заготовки таблицы, в которые учащиеся записывают свои рассуждения. Такую работу целесообразно периодически проводить в 3, 4 классе.
2. Разбор от данных к вопросу (синтетический) Синтетический способ характеризуется тем, что основным, направляющим вопросом при поиске плана решения задачи является вопрос о том, что можно найти по двум или нескольким известным в задаче числовым значениям (данным). По вновь полученным числовым данным и другим известным в задаче данным вновь ищется ответ на вопрос, что можно узнать по этим значениям. И так до ответа на вопрос задачи. Суть этого способа состоит в выделении учащимися простой задачи из составной и решении её. « В зоопарке было 2 зебры. Привезли ещё несколько зебр. Сколько зебр привезли, если их стало 9». - Что известно в задаче? ( сколько было зебр и сколько стало). - Что можно узнать по этим данным? ( на сколько больше стало зебр) - Как узнать, на сколько больше стало зебр?( от 9 нужно отнять 2) - Почему зебр стало больше? (привезли несколько зебр) - Сколько зебр привезли? 2 9 было стало
привезли ? «В зоопарке 5 обезьян, слонов на 3 меньше, чем обезьян, а бизонов столько, сколько обезьян и слонов вместе. Сколько бизонов в зоопарке?» - Что известно в задаче? ( сколько обезьян;, на сколько слонов меньше, чем обезьян). - Что можно узнать по этим данным? (сколько слонов). Какую задачу можно составить и решить? - Как узнать, сколько слонов? ( от 5 отнять 3). - Почему выбрали действие вычитания? - Какие данные имеем теперь? (знаем, сколько обезьян и сколько слонов). - Что можно узнать по этим данным? (сколько обезьян и слонов вместе).Какую задачу можно составить по этим данным? - Как узнать, сколько слонов и обезьян вместе, каким действием? Почему сложением? - Что сказано о бизонах? Сколько бизонов в зоопарке? 5 3
5 ? слонов ? всего Можно использовать таблицу.
«ДЕРЕВО РАССУЖДЕНИЙ» ОТ ДАННЫХ К ВОПРОСУ знаю знаю
? могу знаю узнать
? могу узнать Для формирования умения выделять простые задачи из составной, вести рассуждения от данных можно использовать следующие упражнения: |
|||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 382. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |