Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Выбери схему, подходящую к данной задаче.




«В течение жизни человек спит 25 лет. 5 лет их них он видит сны. Сколько лет в течение жизни человек спит и не видит снов?»

         

3) Исправление ошибок в краткой записи задачи.

Соответствует ли данная схема задаче? Исправь ошибки в схеме, если они есть.

 « В сосновом бору поселились 5 уссурийских тигров, их было на 2 меньше, чем в кедровом лесу. Сколько тигров поселилось в кедровом лесу?»

     

Составление задачи по краткой записи (опорным словам, рисунку, схеме, чертежу, таблице).

Составь задачу по схеме.

Подбор к схеме подходящего текста из предложенных.

Подбери к схеме соответствующий текст задачи.

           

а) В конкурсе красоты приняли участие 5 бабочек махаонов, а бабочек адмиралов – на 4 больше. Сколько адмиралов участвовало в конкурсе?

б) В конкурсе красоты приняли участие 9 бабочек адмиралов, а махаонов на 4 меньше. Сколько махаонов участвовало в конкурсе?

 в) В конкурсе красоты приняли участие 5 бабочек махаонов, а бабочек адмиралов на 4 больше. Сколько всего бабочек приняли участие в конкурсе?

г) В конкурсе красоты приняли участие 5 бабочек махаонов, это на 4 меньше, чем бабочек адмиралов. Сколько адмиралов приняло участие в конкурсе?

д) В конкурсе красоты приняли участие 5 бабочек махаонов и 9 бабочек адмиралов. На сколько больше адмиралов приняли участие в конкурсе?

 

6) Установление взаимноодназначного соответствия – проведение «дорожек» от слова к его изображению на схеме.

Объясни данную схематическую модель в соответствии с текстом задачи.

«В собачью школу ходят 10 немецких овчарок и 4 шотландских овчарки.  На сколько больше немецких овчарок ходит в собачью школу?»

III ЭТАП

ПОИСК И СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ

Самым важным на этом этапе является формирование умения рассуждать тем или иным способом. Поиск плана решения задачи можно проводить двумя путями:

- аналитическим способом, рассуждая от вопроса к данным ( «Чтобы ответить на вопрос задачи, надо знать … и … );

- синтетическим, рассуждая от данных к вопросу.(«Мне известно … и …. По этим данным я могу узнать… и …).

 Возможно использование их комбинации – аналитико-синтетического способа. 

Чаще всего применяется аналитический способ рассуждения, но с точки зрения психологии в 1-2 классе ребёнку легче освоить синтетический способ разбора, так как в возрасте 6-8 лет формирование у ребёнка способности к синтезу несколько опережает формирование способности к анализу. На своих уроках я стараюсь использовать и аналитический, и синтетический способы разбора. Поиск и составление плана решения учащимися начинается с самостоятельного обдумывания, обсуждения в парах, группах, составления цепочек рассуждений.

1) Разбор от вопроса к данным ( аналитический способ)

Поиск плана решения данным способом начинается с вопроса задачи. Выясняется, что нужно узнать, чтобы ответить на вопрос задачи. Для этого необходимо найти какую-то величину. А что нужно знать, чтобы её найти? и т. д.

Чтобы помочь учащимся вести рассуждения аналитическим способом, можно использовать приём «ДЕРЕВО РАССУЖДЕНИЙ».Суть его заключается в том, что по ходу рассуждений строится схема, которая помогает учащимся увидеть, какие простые задачи следует выделить (если это задача составная), и каким будет план решения данной задачи. 

1. «В зоопарке было 2 зебры. Привезли ещё несколько зебр. Сколько зебр привезли, если их стало в зоопарке 7 ?»

- На какой вопрос нужно ответить?

- Что нужно знать, чтобы ответить на вопрос задачи? (нужно знать, сколько зебр было и сколько зебр стало).

- Известно ли в задаче, сколько зебр было? ( известно: было 2 зебры).

- Известно ли, сколько зебр стало? (известно: стало 7 зебр).

- Как узнать, сколько привезли зебр? На сколько больше стало зебр? ( на 5)

- Значит, сколько привезли зебр? (5)

- Каким действием решим задачу, почему?

                                                                   ?

 

                                                      было   стало

                                                          7          5    

 2. «В зоопарке 5 обезьян, слонов на 3 меньше, а бизонов столько, сколько слонов и обезьян вместе. Сколько бизонов в зоопарке?»

- На какой вопрос нужно ответить?

- Что сказано о бизонах в тексте задачи?

- Что нужно знать, чтобы ответить на вопрос задачи? ( сколько обезьян и слонов вместе)

- Можем ли мы узнать, сколько обезьян и слонов вместе? (нет, не знаем, сколько слонов).

- Что сказано в тексте о слонах? ( слонов на 3 меньше, чем обезьян). Что значит на 3 меньше?

-  Как узнать, сколько слонов? Почему выбрали действие вычитания?

- Теперь, можем ответить на вопрос задачи? Каким действием? Почему выбрали действие сложения?   

                                                                   ?

 

                                                   обезьяны слоны

                                                          5   + ?

                                                                       

                                                                    обезьяны – 3

 - Какие простые задачи можно выделить в данной составной? 

«ДЕРЕВО РАССУЖДЕНИЙ» ОТ ВОПРОСА К ДАННЫМ

                                                                ?

                                                                         ?

                                                   знаю   не знаю

 

                                                                                ?

                                                           знаю не знаю

                                                                                        

                                                                       знаю знаю

Можно оформить рассуждения в таблице. Учитель выдаёт заготовки таблицы, в которые учащиеся записывают свои рассуждения. Такую работу целесообразно периодически проводить в 3, 4 классе.

Чтобы узнать Надо знать

сколько бизонов

сколько обезьян (5)
сколько слонов (?)

сколько слонов

сколько обезьян (5)
на сколько слонов меньше, чем обезьян (на 3)

 

                                                                      

2. Разбор от данных к вопросу (синтетический)

         Синтетический способ характеризуется тем, что основным, направляющим вопросом при поиске плана решения задачи является вопрос о том, что можно найти по двум или нескольким известным в задаче числовым значениям (данным). По вновь полученным числовым данным и другим известным в задаче данным вновь ищется ответ на вопрос, что можно узнать по этим значениям. И так до ответа на вопрос задачи. Суть этого способа состоит в выделении учащимися простой задачи из составной и решении её.

« В зоопарке было 2 зебры. Привезли ещё несколько зебр. Сколько зебр привезли, если их стало 9».   

- Что известно в задаче? ( сколько было зебр и сколько стало).

- Что можно узнать по этим данным? ( на сколько больше стало зебр)

- Как узнать, на сколько больше стало зебр?( от 9 нужно отнять 2)

- Почему зебр стало больше? (привезли несколько зебр)

- Сколько зебр привезли?

                                              2       9

                                          было  стало

 

                                                 привезли

                                                         ?

«В зоопарке 5 обезьян, слонов на 3 меньше, чем обезьян, а бизонов столько, сколько обезьян и слонов вместе. Сколько бизонов в зоопарке?»

- Что известно в задаче? ( сколько обезьян;, на сколько слонов меньше, чем обезьян).

- Что можно узнать по этим данным? (сколько слонов). Какую задачу можно составить и решить?

- Как узнать, сколько слонов? ( от 5 отнять 3).

- Почему выбрали действие вычитания?

- Какие данные имеем теперь? (знаем, сколько обезьян и сколько слонов).

- Что можно узнать по этим данным? (сколько обезьян и слонов вместе).Какую задачу можно составить по этим данным?

- Как узнать, сколько слонов и обезьян вместе, каким действием? Почему сложением?

- Что сказано о бизонах? Сколько бизонов в зоопарке?

5           3

 

                                                           5         ? слонов    

                                                                  ?

                                                              всего

Можно использовать таблицу.

Зная Узнаем
сколько обезьян (5)

 

сколько слонов ( -)

на сколько слонов меньше, чем обезьян (3)
сколько обезьян

сколько слонов и обезьян вместе ( +)       

сколько бизонов

сколько слонов

 

 

 

 

«ДЕРЕВО РАССУЖДЕНИЙ» ОТ ДАННЫХ К ВОПРОСУ

                                          знаю   знаю

           

 


                                                    ?               

                                                  могу знаю

                                                 узнать

                                                                         

                                                           ?

                                                         могу

                                                        узнать

  Для формирования умения выделять простые задачи из составной, вести рассуждения от данных можно использовать следующие упражнения:










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 382.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...