Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Выделение наиболее важных слов в каждой смысловой части и в вопросе задачи.Стр 1 из 4Следующая ⇒
Методика обучения решению текстовых задач в начальной школе. ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: 1) положительное отношение к учению, к познавательной деятельности; 2) желание приобретать новые знания, совершенствовать имеющиеся; 3) осознание своих трудностей и стремление к их преодолению; 4) желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД: 1) целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; 2) планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; 3) прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; 4) контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; 5) коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; 6) оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; 7) саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД: 1) смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; 2)анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); 3) установление взаимосвязей между данными и искомым; 4) моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая); 5) преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; 6) построение логической цепи рассуждений; 7) самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; 8) выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; 9) доказательство; 11) выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; 12) рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД: 1) планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; 2) умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксически ми нормами родного языка.
Схематично план решения арифметической задачи можно представить следующим образом:
I ЭТАП ВОСПРИЯТИЕ И АНАЛИЗ ЗАДАЧИ Цель этапа: понять задачу, представить, о чём эта задача; установить, что Известно, что нужно найти, как связаны между собой данные и искомое. Одной из главных причин, по которым школьники неверно решают ту или иную задачу является неспособность глубоко, осмысленно, внимательно проанализировать то, что дано задаче (данные) и то, что нужно узнать (вопрос), и взаимосвязи между ними. Мы постоянно напоминаем детям: «Внимательно читайте условие и вопрос». Но ошибки продолжают существовать. Чтобы решить эту проблему, я использую в работе следующие приёмы: Первый подэтап: Чтение текста задачи: сначала про себя, затем вслух одним из учеников. 2) Пересказ задачи своими словами (этот приём способствует более глубокому осмыслению прочитанного). Представление жизненной ситуации, описанной в задаче, инсценировка этой ситуации. Второй подэтап (графическая работа с цветом): Разбиение текста задачи на смысловые части, подчёркивание условия и вопроса синим и красным цветом, выделение числовых данных. Выделение наиболее важных слов в каждой смысловой части и в вопросе задачи. Вот как должен выглядеть текст задачи после этого подэтапа: «Лена нарисовала 10 шариков./ 3 шарика она раскрасила красным цветом/, синим – на 2 шарика больше /, остальные шарики – зелёным цветом. / Сколько зелёных шариков на рисунке у Лены? (Синим цветом выделяем условие, красным – вопрос). Третий подэтап: 6) Переформулировка текста задачи (отбрасывание несущественных деталей, зачёркивание). Этот приём целесообразно использовать, если текст задачи объёмный и содержит много несущественных деталей. «В саду было 5 кустов облепихи. Когда посадили ещё несколько, то в саду стало 9 кустов облепихи. Сколько кустов посадили?» «Было 5 кустов облепихи. Стало 9 кустов. Сколько кустов посадили?» 7) Переконструирование текста задачи (У –В – У, В – У – У У – В ) В учебниках чаще всего используются задачи типичной конструкции У – В, это способствует развитию у учащихся стереотипов, автоматизма при анализе текста задачи. Важно как можно чаще использовать тексты нетипичных конструкций: текст задачи состоит из одного сложного вопросительного или повествовательного предложения, в котором стоит сначала вопрос, потом условие; часть условия представлена в начале текста, потом следует вопрос и другая часть условия; вместо слова «сколько» в вопросе используются слова «найди», «узнай» и т. д.). «Около школы росло 20 тополей. Сколько тополей посадили осенью, если стало 43 тополя?» (У – В – У) «Сколько кроликов было в клетке, если после того, как отсадили 7 cерых кроликов, осталось 5 белых кроликов?» (В – У – У) «Узнай массу яйца кукушки, если оно на 1 грамм меньше яйца стрижа, которое весит 4 грамма» Дополнительно для обучения учащихся анализировать текст задачи можно использовать следующие упражнения: |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 251. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |