Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Грамматические особенности языка публицистического стиля




1. Требование доступности публицистического текста для восприятия широкой публикой обусловило такую его черту, как несложность грамматических конструкций. Вообще, грамматика публицистического стиля, так же, как его лексический состав, свидетельствует о промежуточном положении этого варианта языка, испытывающего на себе влияние как со стороны разговорной речи, так и книжных стилей. С одной стороны, публицистический текст отличается от разговорно-обиходной речи большей сложностью и упорядоченностью грамматики: его предложения в большинстве своем грамматически правильные, завершенные по структуре, в них могут включаться типичные для книжной речи конструкции – причастные и деепричастные обороты. С другой стороны, в отличие от научного и официально-делового стилей, в публицистическом тексте предложенияв основном недлинные, без большого числа осложняющих конструкций; при этом преобладают типичные для устной речи глаголы в личной форме (побывали на форуме, выступает в защиту, собираются поступать в вуз).

2. В некоторых случаях с целью демонстрации своей точки зрения автор строить свою речь от первого лица единственного числа, с употреблением местоимений я, мой (я считаю, мне кажется, по моему мнению).

3. В текстах с ярко выраженной призывностью могут употребляться фразы-обращения к публике в глаголами в повелительном наклонении (задумайтесь, вспомните).

4. Ссылки на слова конкретных лиц, обеспечивающие объективность излагаемой информации, нередко оформляются автором в виде цитат, прямой речи, диалога.

5. Выразительность текста может обеспечиваться синтаксическими средствами, среди которых наиболее частотны следующие:

а) вопросительные предложения, включенные в авторскую речь (в том числе риторический вопрос): До каких же пор мы будем тратить время и деньги на просмотр таких бездарных американских фильмов? Что может противопоставить простой гражданин беспределу власть придержащих?;

б) восклицательное предложение: Как здорово, что нам выпала такая удача! Я уверен, что вы выполните свой гражданский долг!;

в) фразы с разговорным синтаксисом: Как тратить общественные деньги – так он впереди всех, а как отвечать – пускай начальник за него отвечает!

г) антитеза: Рабочие поселкового завода третий месяц не получают зарплату – его директор проводит отпуск на элитном заграничном курорте, полпоселка страдает без отопления – его глава достраивает второй особняк!;

д) инверсия: Очень нужны избирателям тонны предвыборной макулатуры в почтовых ящиках!;

е) парцелляция: После вмешательства прокуратуры деньги им вернули. Буквально сразу же. Все до рубля. С извинениями.

 

УПРАЖНЕНИЯ

Упражнение 1. Пользуясь соответствующей учебной и справочной литературой, дайте определение терминамметафора, эпитет, риторический вопрос, антитеза, инверсия, парцелляция. Найдите в публицистических текстах и выпишите по три примера на каждое из этих языковых явлений

Упражнение 2 (контрольное). Подберите самостоятельно текст, созданный в рамках публицистического стиля речи. Оптимальный объем текста – 1–2 печатные страницы. Сделайте полный письменный стилистический анализ данного текста, доказав его принадлежность к публицистической речи. При выполнении упражнения пользуйтесь приведенными ниже планом и образцом анализа текста.

План стилистического анализа публицистического текста

1. Стиль текста.

2. Жанр текста.

3. Доминирующая цель (информационная или воздействующая).

4. Тема / проблема, которой посвящен текст.

5. Стилевые черты и языковые особенности текста.

5.1. Понятность текста:

– преобладание общеизвестных слов (указать, из какой сферы: политика, экономика, культура и т.п.);

– присутствие терминов (указать, понятны ли, объясняются ли);

5.2. Актуальность текста:

– присутствие слов, обозначающих актуальные понятия;

– присутствие новых заимствований.

5.3. Объективность изложения:

– присутствие имен собственных, названий (в т.ч. сокращенных);

– присутствие цифровых данных;

– присутствие ссылок, цитат, прямой речи.

5.4. Выраженность точки зрения, отношения автора:

– использование оценочной лексики;

– ведение авторской речи от 1 лица единственного числа (с местоимениями я, мой).

5.5. Призывность, агитационность текста:

– присутствие глаголов в повелительном наклонении при обращении к публике;

– использование восклицательных фраз-призывов.

5.6. Эмоциональность, выразительность изложения:

– присутствие сниженной разговорной лексики и жаргонизмов;

– использование лексических художественных средств (сравнений, метафор, эпитетов);

– использование фразеологизмов, пословиц, разговорных оборотов;

– присутствие газетных клише образного характера;

– использование прецедентных имен, прецедентных текстов;

– использование авторских неологизмов;

– использование синтаксических средств выразительности (включенных в авторскую речь вопросительных предложений, риторических вопросов, восклицательных предложений, разговорных синтаксических структур, антитез, инверсий, парцелляции).

5.7. Консервативность, стандартизованность:

– присутствие газетных клише;

– присутствие клише-канцеляризмов.

5.8. Незначительная грамматическая усложненность текста:

– преобладание глаголов в личной форме;

– небольшое число причастных и деепричастных оборотов;

– не очень длинные цепочки однородных членов;

– преобладание недлинных предложений с небольшим количеством осложняющих конструкций;

– присутствие сопровождающих материалов (фото, иллюстрации и пр.);

– особенности визуального оформления (заголовки, подзаголовки, рамки, шрифтовое разнообразие и пр.).

6. Вывод.

 

Текст

У реформаторов нет права на ошибку –










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 279.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...