Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Лексические особенности языка публицистического стиля




3141

 

Функциональные стили русского языка

 

(для самостоятельной работы студентов дневного и заочного отделения всех специальностей)

 

Учебно-методическое пособие

 

 

Екатеринбург, 2003

 

Функциональные стили русского языка (для самостоятельной работы студентов дневного и заочного отделения всех специальностей): Учеб.-метод. пособие. ./ Сост. А.А. Евтюгина, И.В. Родионова. Екатеринбург, 2003. 61 с.

 

Составители: канд. филол. наук, доц. А.А. Евтюгина; канд. филол. наук И.В. Родионова.

 

 

Рецензент: канд. филол. наук, доц. И.В. Шалина

 

 

В учебном пособии кратко рассматриваются три функциональных стиля: публицистический, научный, официально-деловой, дается образец анализа текста каждого стиля и упражнения; пособие предназначено для самостоятельной работы учащихся школ, гимназий, студентов колледжей и вузов нефилологических специальностей.

 

 

© Российский государственный

профессионально-педагогический

университет, 2003

 

 

Подписано в печать . Формат 60х84/16. Бумага для множ. аппаратов. Печать плоская. Усл. печ.л. . Уч.-изд.л. . Тираж             

экз. Заказ №

Ризограф РГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.

Предисловие

 

 Сегодня перед студентами стоит задача – овладеть высшими формами коммуникативной компетенции: способностью понимания чужих и порождения собственных программ речевого поведения адекватных целям, сферам, ситуациям общения. Она включает в себя знание основных понятий лингвистики речи – нормы, стили, типы речи, способы связи предложений в тексте и т. д.; умения и навыки анализа текста, а главное, умения и навыки – выбрать нужную языковую форму, способ выражения в соответствии с ситуацией и целью речи.

В процессе преподавания курса «Русский язык и культура речи» необходимо дать учащимся не только представление о стилях, но и о приемах своеобразной организации языковых средств, принятых в речи, о причинах, обусловливающих существование развитого литературного стиля в виде системы стилей.

Эти сведения являются теоретической базой функционально-стилевой работы. Принципиально важным являются практические навыки анализа и синтеза функционально правильной речи, которые требуют знания конкретных правил отбора языковых единиц, типичных для того или иного стиля, и наличия определенных языковых средств.

Не все функциональные стили одинаково важны для студента в процессе его обучения и в будущей профессии. Наиболее важно знание основных особенностей публицистического, научного и официально-делового стилей. Именно эти стили представлены в данной работе.

Настоящее пособие – это не только теоретическое и фактическое ознакомление с нормами данных стилей, но и выработка навыков анализа текстов этих стилей. Учебное пособие предназначено для самостоятельной работы студентов. Пособие состоит их 3-х разделов, каждый раздел включает теорию, план анализа, образец анализа текста определенного стиля, список рекомендуемой литературы.

 

ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ РЕЧИ

 

Публицистический стиль реализуется в текстах средств массовой информации (телевидение, радио, массовые газеты и журналы), в рассчитанных на широкую аудиторию публичных выступлениях, которые могут быть посвящены разнообразной тематике – политической, экономической, культурной, морально-нравственной и пр. Таким образом, публицистический стиль обслуживает прежде всего общественно-политическую и культурную сферы массового общения. Он используется для освещения актуальных проблем и явлений текущей жизни общества, для формирования общественного мнения. В публицистической речи, наряду с информативной целью общения, часто бывает представлена побудительная (воздействующая) цель: автор текста намерен не только информировать читателей или слушателей о чем-либо, но и повлиять на них, на отношение к обсуждаемой проблеме, на мировоззрение.

 Для данного стиля обе формы речи – устная и письменная – являются в равной степени актуальными. Он занимает промежуточное положение между разговорно-обиходным стилем (разговорной речью) и книжными (научным, официально-деловым, художественным) стилями, включая в себя компоненты этих четырех вариантов языка. К письменным жанрам публицистического стиля относятся газетная статья, короткая заметка, очерк, фельетон, рецензия (на фильм, спектакль, книгу и пр.). Устные монологи в публицистическом стиле – это, например, парламентская речь, презентационная речь, предвыборная агитационная речь и пр.; в числе диалогических жанров находятся дебаты (парламентские, теледебаты), ток-шоу. Такие жанры, как репортаж и интервью могут реализовываться и в устной, и в письменной форме.

Публицистическая речь характеризуется рядом стилевых черт:

понятность текста для массовой аудитории, достигающаяся за счет преобладания общеупотребительной лексики, отказа от узкоспециальной терминологии;

актуальность текста: публицистический текст привязан к конкретной ситуации, значимой на сегодняшний день проблеме и быстро устаревает; с данной чертой связано использование в публицистических текстах новой заимствованной лексики;

объективность изложения информации, которая проявляется в широком включении в текст реальных имен, названий, цифр, цитат, высказываний конкретных людей, ссылок на документы и другие авторитетные источники;

– стремление автора к выражению личного отношения к предмету речи, к тому, чтобы продемонстрировать свою точку зрения и убедить аудиторию в ее правильности; это достигается за счет активного употребления оценочной лексики, за счет ведения речи от 1 лица единственного числа (с местоимением я);

призывность, агитационность, воздействующая направленность текста, которая может проявляться в использовании фраз-обращений к публике, глаголов в повелительном наклонении;

выразительность, эмоциональность изложения, достигающаяся за счет разнообразных средств (сниженная разговорная и жаргонная лексика, художественные средства выразительности; фразеология; прецедентные тексты; неологизмы и пр.);

консервативность, стандартизованность, проявляющаяся в использовании газетно-публицистических штампов, привлечении клише-канцеляризмов;

незначительная грамматическая усложненность текста, доступность его для быстрого восприятия, что выражается в преобладании несложных грамматических структур, незначительной длине предложений, незначительной их осложненности; кроме того, письменные тексты часто сопровождаются фотоматериалами, иллюстрациями, оформляются с использованием различных приемов (текст в рамке, различные шрифты и пр.), что привлекает внимание читателя и облегчает восприятие текста;

лаконичность, сжатость изложения, связанная с требованиями пространственного и временного регламента; проявляется в том, что тексты обычно невелики по объему, в них нередко используются сокращенные обозначения и аббревиатуры.

 В соответствии с перечисленными стилевыми чертами публицистический текст обладает рядом языковых особенностей.

Лексические особенности языка публицистического стиля

1. Публицистический текст ориентирован на широкую общественность, поэтому его содержание должно быть доступно для понимания массовой аудиторией. В связи с этим большинство слов текста относятся к разряду общеупотребительных. В зависимости от темы текста (политика, право, экономика, искусство и пр.) широко используется лексика соответствующих тематических групп: например, в текстах, связанных с политической и правовой проблематикой достаточно частотны лексемы государство, президент, выборы, граждане, закон, права и т.п., в текстах об экономике будут, к примеру, слова, доходы, налоги, экономические показатели, банк, валюта и т.п. Разумеется, большой процент лексики здесь составит терминология, однако в публицистических текстах принято употреблять в основном те термины, которые широко распространены в обществе и известны неспециалистам (инфляция, приватизация, инаугурация и т. п.). Если автор использует узкоспециальный термин, в тексте обычно содержится его объяснение.

2. Актуальность публицистического текста влечет за собой такую его языковую особенность, как активное использование новой заимствованной лексики. Именно благодаря СМИ в широкий оборот русскоязычного сообщества нашей страны за последние несколько лет вошли такие слова, как дефолт, пиар (и его производные пиарщик, пропиарить), топ-модель, вип-персона, экстрим и т. п.

3. Исходя из требования объективности изложения автор включает в текст реальные имена собственные: имена конкретных людей (часто с указанием их должности или социального статуса), названия государств, населенных пунктов, предприятий и организаций, товаров. При этом нередко выбирается сокращенный вариант названия, аббревиатура: РФ, Мингособразования, ООО, гендиректор, спецназ.

4. Требованием объективности обусловлено активное использование в тексте разнообразных цифровых данных: дат, номеров, сумм, расстояний и пр.

5. Типичное для публицистического текста стремление автора выразить свою позицию, свое отношение к предмету речи ведет к широкому употреблению эмоционально-оценочных слов и выражений (некоторые из них относятся к разряду сниженной разговорной или жаргонной лексики): зарвавшийся чиновник, журналистская болтовня, беспредел на заводе, опротивевший предвыборный пиар, олигарх обнаглел,достойно зарабатывать, замечательное увлечение, в клубе классно оторвались и т.п.

6. С целью придать речи выразительность и эмоциональность автор может употреблять сниженные разговорные слова и выражения, жаргонизмы (первый раз в пещере – это офигительные ощущения; документ состряпали абы как; за такой ответ можно и по морде получить; а обещал ведь замочить боевиков в сортире;подрулил не на какой-нибудь «десятке», а на «мерсе» и т.п.). Численность этих языковых единиц в тексте зависит от статуса издания (в так называемой «желтой прессе» их будет много), от аудитории, на которую ориентирован текст (в молодежных изданиях и программах широко используются слова из подросткового сленга), от тематики текста (например, в статье о компьютерных играх будут использоваться жаргонизмы компьютерщиков и «геймеров»).

7. Выразительность, яркость, оригинальность изложения достигается за счет использования автором художественных средств и приемов, например, таких, как:

а) сравнение: акции переходят из рук в руки, как фишки в казино; пытаться управлять своей собственностью – это все равно что вести автомобиль и при этом регулировать дорожное движение; гитарист реагировал на орущую публику не больше, чем пингвин на сугроб;

б) метафора: каменные стены мэрии остались равнодушны к пикетчикам; неожиданное появление поп-звезды буквально взорвало зал; просочились слухи, что в команде будет новый вратарь; этот кандидатмарионетка в руках областных властей;

в) эпитет: климат на острове ласковый и некапризный; на краю поля стоял одинокийпечальный трактор, плакал ржавыми слезами.

Некоторые возникшие в публицистической речи метафоры становятся устойчивыми, входят в «общее пользование» и могут какое-то время употребляться в связи с соответствующим явлением: оборотни – о милиционерах-преступниках

8. С выразительной целью авторы публицистических текстов достаточно часто используют фразеологизмы, пословицы, устойчивые обороты разговорной речи: Мне известно, кто льет воду на мельницу моих противников (лить воду на чью-л. Мельницу «помогать в чем-л., способствовать осуществлению чего-либо»); Он ушел из школы, потому что по-настоящему творческий подход и прокрустово ложе учебных программ посчитал несовместимыми (прокрустово ложе ‘мерка, под которую требуется подогнать что-л., отказавшись от чего-л. важного, оригинального и т.п.’); Все уволились, и я подал заявление: один в поле не воин! (пословица); Решили вернуться в родную деревню – да не тут-то было (разговорный оборот).

9. Выразительность и оценочность могут также достигаться путем использования так называемых прецедентных имен и прецедентных текстов. Под первыми понимаются имена известных людей или персонажей, используемые отчасти как нарицательные лексические единицы, для обращения к определенному образу или смыслу: Пройдет время, и, возможно, городская школа модельеров выпустит своих Зайцевых и Юдашкиных; Выходит, успешный менеджер – это Остап Бендер с дипломом престижного экономического вуза? Прецедентные тексты – широко известные фрагменты литературных, фольклорных произведений (например, анекдотов), которые автор-публицист цитирует или перефразирует: Вот и приходится решать: быть или не быть детскому клубу; Коня на скаку остановит… (заголовок статьи о женщине-дрессировщице). 

10. Стремление к выразительности и оригинальности могут привести автора к созданию неологизмов: автокрады – об угонщиках автомобилей.

11. Публицистический текст характеризуется определенной консервативностью языка, тенденцией к стандартизованности. Прежде всего это проявляется в использовании так называемых газетно-публицистических клише (штампов) – устойчивых словосочетаний, функционирующих главным образом в речи СМИ. Они весьма разнообразны как по функции в тексте, так и по стилистической окрашенности.

Можно выделить группу клише, которые имеют нейтральную или нейтрально-официальную окраску и особенно часто употребляются в малых жанрах (краткая заметка, краткая сводка новостей) – во многом для достижения необходимой лаконичности и ясности: сели за стол переговоров, посетил с дружественным визитом, провели антитеррористическую операцию, выступил с приветственной речью, по сообщениям официальных источников и т. п. К этим выражениям близки клише-канцеляризмы – устойчивые словосочетания, функционирующие в рамках официально-делового стиля (довести до сведения, приступить к проведению, освободить от занимаемой должности, принять надлежащие меры); иногда они также могут включаться в публицистические тексты.

 Другие газетно-публицистические штампы носят метафорический, образный характер, используются для придания речи оценочности и выразительности: предвыборный марафон, ветер перемен, эстафета поколений, бушуют страсти, поле общественной деятельности, отцы города и т. п.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 324.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...