Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методика обучения аппликации (старшая группа)




Задачи обучения 1. Усваивают  различные знания о форме предмета. Они учатся находить и выделять (накладывая один четырехугольник на другой, сравнивая и сопоставляя) знакомые формы в предметах, различать квадрат, прямоугольник по их основным признакам (четыре прямых угла, равные противоположные стороны), правильно называть такие фигуры, как круг, овал, треугольник. 2. Учатся дифференцировать цвета, акцентируя внимание на тонах ярких, светлых, темных. 3. Сравнивают фигуры по величине (высокий, низкий, узкий, широкий, толстый, тонкий, длинный, короткий, вверху, внизу, по-середине, друг за другом, рядом) Но ребята испытывают трудности в определении левой и правой сторон, часто заменяя одно понятие другим. 4. Продолжается обучение приемам вырезывания ножницами: отрабатываются и закрепляются приемы, которыми дети овладели в средней группе; формируются новые, более сложные и рациональные: вырезывание одинаковых фигур из бумаги, сложенной гармошкой, и симметричных — из бумаги, сложенной вдвое.
Содержание обучения ¾ В старшей группе количество занятий аппликацией увеличивается: по одному занятию в неделю — всего около 39 занятий. ¾ В начале учебного года закрепляются умения вырезывать округлые формы, поскольку навык в средней группе освоен еще недостаточно. ¾ Затем на основе умения вырезывать разные предметы по частям дети овладевают рациональным приемом изготовления большого количества одинаковых деталей из бумаги, сложенной гармошкой (приемы вырезывания симметричных форм). Основное содержание детских работ и в этой возрастной группе — предметное изображение, основанное на принципе плоскостного конструирования. Передавая изображение того или иного предмета в аппликации, дети используют самые разные способы вырезывания: прямолинейные, косоугольные, криволинейные, округлые, волнистые. В начале учебного года, когда у детей закрепляются умения вырезывать предметы округлой формы, используется разнообразная тематика: осенние листья, фрукты, овощи, грибы, цветы, цыплята, заяц, птичка и др. В течение года педагог периодически обращается к предметной аппликации, предлагая детям для изображения различные игрушки: самолет, ракету, машину, автобус, троллейбус, кораблик, медведя, Чебурашку, неваляшку. На освоение вырезывания одинаковых фигур из бумаги, сложенной гармошкой, подбираются самые различные предметные изображения: веточка с листьями, цветы, елочные бусы, елочные игрушки. Широко используется прием парного вырезывания в декоративной аппликации, где требуется много одинаковых элементов. Поэтому в течение года дети могут украшать узорами и полосу (шарфик, полотенце, дорожка), и квадрат (ковер, платок, салфетка, скатерть), и круг (тарелочка, поднос, круглый коврик, салфетка), и треугольник (косынка, петрушкин колпак), и готовые силуэты (фартучек, зонтик, чайник, шапочка и др.). В  программу старшей группы входят сюжетная и пейзажная аппликация: девочка с флажком в руке; встреча зайчика с колобком; зима, избушка в снегу; дом, украшенный к празднику; птички на ветке, расцвели желтые одуванчики и др. Кроме того, дети выполняют различные работы по замыслу, учатся самостоятельно решать ту или иную тему (например, выполняют украшения для елки, зала, группы, к праздникам подготавливают поздравительные открытки) На занятиях и в повседневной жизни дети выполняют коллективные работы разнообразного содержания: большой красивый ковер, украшенный цветами и сказочными птицами, витрина с вазами, любимые игрушки, машины едут по дороге, птицы прилетели, рыбки плавают, лесная полянка и т. д.
Методы и приемы обучения · обследование предметов, которые предстоит изобразить, · рассматривание иллюстративного материала, · наблюдения окружающего. На занятиях · учатся самостоятельно анализировать предметы без наводящих вопросов (Для облегчения задачи можно предложить детям план анализа предмета или спросить, о чем следует рассказать, что упущено в процессе анализа предмета). · Образцы используются в тех случаях, когда детям показывают конечный результат новой, сложной работы. Например, образцы с изображением ваз: внимание обращается на симметричную форму (одна половина вазы очень похожа на другую, отражается как в зеркале; можно использовать и вариативные образцы). · Приемы вырезывания на каждом занятии не демонстрируются: педагог чаще опирается на опыт самих детей, привлекая некоторых ребят к показу наиболее трудных моментов работы, к объяснению того, как нужно выполнить аппликацию, какой использовать прием. Разумеется, когда вводится новый прием вырезывания, показ осуществляет воспитатель, например вырезывание одинаковых предметов из бумаги, сложенной гармошкой. Воспитатель показывает, как складывают бумагу, как вырезают какую-либо знакомую форму, как получается сразу несколько одинаковых изображений. · Упражнения · аппликации методом обрывания бумаги для изображения предметов неровной пушистой фактуры, некоторых пейзажей, декоративных работ. Воспитатель подчеркивает: аппликация выполняется без ножниц, одними лишь пальцами рук. Левая рука держит бумажную заготовку, правая — большим и указательным пальцами обрывает бумагу по задуманной линии. · словесные методы обучения (вопросы, указания и напоминания (как вырезают предмет той или иной формы, как получить выразительную аппликацию, как найти удачную композицию) Воспитатель меньше опекает детей, больше стимулирует их индивидуальные творческие возможности, развивает самостоятельность, старается косвенно подводить детей к правильному решению.
Анализ детских работ Анализ аппликаций проводится при активном участии детей. Педагог  обращает внимание на выразительность работ, изобразительные особенности, на качество вырезывания, учит критически оценивать свою работу, сравнивать ее с другими. Например, обращаясь к группе, предлагает обдумать и самим решить, удачно ли подобрана по цвету бумага, аккуратно ли вырезаны элементы, интересно ли расположены и т. д. В ответ дети кладут свою аппликацию на стол с красным флажком, если она отвечает тем требованиям, о которых говорил воспитатель, или на стол с синим флажком, если получилось не очень красиво. Разбирая затем одну и другую группу работ, дети коллективно выясняют, правильной ли была самооценка. Сами дети должны подводить итоги занятия; только так они научатся видеть и общие удачи, и находки, и ошибки.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 333.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...