Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методика обучения рисованию (Старшая группа)




Задачи обучения

1. Способствовать формированию замысла у детей,

2. учить их заранее продумывать содержание рисунка, выделять главное, находить выразительныё средства для его воплощения.

3. учить детей давать правильную оценку как своим рисункам, так и работам сверстников, подводить к развернутому анализу, сравнению разных работ с обоснованием характерных особенностей каждого рисунка, выделением выразительных сторон: своеобразие композиции» формы, колорита.

4. В процессе выполнения коллективных работ воспитывать у детей большую самостоятельность при организации и планировании работы, ответственность за хорошее выполнение части общей композиции, порученной каждому или небольшой группе детей.

5. Развивать у детей восприятие и сознательную оценку произведений изобразительного искусства, в частности декоративного (педагог обращает внимание детей на выразительность образа, красоту цветосочетаний и гармоничность форм, ритмичность расположения деталей в узоре).

6. Развивать у детей понимание: качество изображения зависит от знания предмета; учить самостоятельно рассматривать предмет, который надо нарисовать, использовать правила последовательности выполнения.

Предметное рисование

· Учить определять характерную форму предмета, а если предмет сос­тоит из нескольких частей, то наиболее крупные основные части его путем сопоставления с известными геометрическими фигурами и установления сходстваи различия между ними.

· Учить узнавать, что предметы могут быть различными не только по величине, но и пропорциям, отличаясь друг от друга по высоте и ширине (деревья высокие и низкие, толстые и тонкие; здания высокие и низкие; окна узкие и широкие).

· Учить рисовать предметы разных пропорций. Дети узнают, что предме­ты могут стоять, лежать. (Это можно легко показать на кирпичиках, из которых делается несложная постройка, на вырезанных из бума­ги прямоугольниках и треугольниках.)

· Уточнить представления детей о строении предметов, состоящих из нескольких частей; учит называть положение частей (вверху, внизу, с боков, в середине), более точно, чем ранее, определять отно­сительную величину частей предмета, сравнивать предметы по строению (например, находить сходство в строении разных машин, цветов, птиц и др.; передавать их характерные особенности).

· Учить передавать в рисунке некоторые простейшие формы дви­жения (объясняет детям, что положение частей предмета, туловища птиц, животных изменяется при движении).

· Познакомить с цветами спектра в их последовательности (как в радуге), учит получать светлый оттенок путем прибавления белого цвета. (Из нейтральных цветов, кроме черного и белого, дети узнают серый: темный и светлый.)

Декоративное рисование.

· освоить способ рисования новых линий — дуга, волнистая линия,

· учить применять в качестве элементов узора детали растений — листья, венчики и лепестки цветов, ягоды.

· познакомить детей с правилами симметричного расположения элементов в узоре на квадрате, круге, многоугольнике.

· учить самостоятельно находить композицию узора, создавая различные комбинации элементов и цветосочетаний.

Сюжетное рисование

· уточнять представления детей о предметах, находящихся в известных пространственных отношениях друг с другом: близко — далеко, выше — ниже, одни под другими, или над другими, или в ряд.

· учить обозначать пространственные отношения, передавать и определять их в рисунках, лепке.

· учить детей овладевать разными способами расположения изображений, связанных одним содержанием: по всему листу, на узкой и более широкой полосе (обозначающей землю);

· учить уточнять и использовать в рисунках представление о различии предметов по величине, высоте, ширине;

· учить передавать изменения положения предмета при движении.

Технические навыки

· Ввести рисо­вание акварельными красками.

· Закрепить способы работы гуашью.

· Познакомить со способами рисования цветными восковыми мелками, простым и графитным карандашами.

· Научить проводить прямые линии в разных направлениях и разной ширины, рисовать дуги, окружности, фигуры овальной формы, волнистые линии, прикладывать кисть плашмя для получения мазка.

· Отраба­тывать легкое, без излишнего напряжения движение карандашом и кистью, умеренный нажим на бумагу карандашом и регуляцию нажима для получения оттенков цветов, рисование концом кисти тонких линий, более широких полос боковой стороной ворса; выра­батывать умение произвольно изменять силу нажима на карандаш для получения цвета разной интенсивности.

· Помочь овладеть ритмом движения при повторности однород­ных действий (равномерное поднимание и опускание руки при рисо­вании волнистой линии, дуг, обрамляющих круги или овалы, при нанесении мазков, точек); научить сохранять равномерность движения по размаху, нажиму и направлению штрихов при закрашивании частей рисунка.

Содержание обучения

I квартал II квартал III квартал
Закрепляетсяумение рисовать гуашью. Впервые начинают рисовать акварелью. Знакомятся со способами рисования восковыми мелками, простым и графитным карандашами, угольным карандашом, сангиной. В начале года Восстанавливаются знания, умения и навыки средней группы. Знание форм, цветов, пространственного положения предметов и их частей уточняется в играх, в беседах, а также на занятиях изобразительной деятельностью. Детям предлагают более точно передавать форму фруктов, овощей, обращать внимание на их различие. Рисование проводится на основе рассматривания и обследования предметов, выделения характерных особенностей (форма груши с одной стороны сужается, с другой — значительно шире; яблоко круглое или слегка овальное). Расположив на столе два-три предмета (например, керамическую вазочку цилиндрической формы и около нее круглое яблоко), воспитатель как бы составляет простой натюрморт и предлагает детям изобразить эти предметы в рисунке. Рисование предметов прямоугольной формы разной величины и пропорций дети с успехом осваивают, когда передают сюжет коротенького стихотворения, скажем, о том, как мама и дочка выстирали белье: одна — детское, а другая — кукольное — и повесили его сушить на солнце. Дети изображают висящие на веревке простыни, платки, полотенцаи др. Кроме того, по своей инициативе они могут нарисовать яркое солнце, таз, куда будут складывать сухое белье, скамейку, на которую встанут, чтобы снять белье. Воспитатель обращает внимание детей, как постепенно меняется окраска листвы — от ярко-красной, желтой до темно-корич-невой, бурой. Дети по заданию передают красоту осенних деревьев, рисуют осенний лес, осенние деревья и кусты, фруктовый сад, в одном рисунке изображают несколько деревьев, стоящих в ряд. При этом по заданию вносят небольшие изменения в их строение, сохраняя основные характерные черты. Полоса земли, на которой дети рисуют деревья, теперь более широка. На ней обычно изображаются опавшие листья. Воспитатель обращает внимание детей на красоту цветовой гаммы: сочетание темных стволов деревьев с ярко-желтыми и красными листьями. («На земле как будто красочный ковер»,— замечает он при рассматривании рисунков.) Рисование птиц. Можно предложить нарисовать воробышка или синичку. Рисунок лучше выполнять красками (попутно дети знакомятся с серым цветом). Сперва кистью рисуется контур тела и головки птички. Воспитатель обращает внимание на то, что головка плотно прилегает к телу. Дети осваивают свободное движение кистью при рисовании овала и круга. По предложению воспитателя движение повторяется, так как по заданию им следует нарисовать несколько птиц. Когда тело и голова нарисованы, рисуют хвост. Воспитатель напоминает: птичка то поднимает хвост, то опускает — и предлагает нарисовать у одной птицы хвост поднятым, у другой — опущенным или торчащим прямо. При раскрашивании обращает внимание детей на цвета оперения (серый, черный и коричневый — у воробья, серый, черный, желтый, синий — у синицы), на форму крыла и его положение, на его расцветку. Рисование фигуры человека.  Основу рисунка может составить содержание сказки или песни, например «Как пошли наши подружки в лес по ягоды гулять». Каждый рисует по несколько фигурок девочек и раскрашивает им сарафаны по своему желанию и вкусу. Если проводится рисование красками, то дети могут выполнить одно изображение, но более крупного размера. В таком случае они рисуют сначала контур краской, затем раскрашивают части рисунка. Около девочки каждый может нарисовать траву, цветы. Из отдельных рисунков в виде полосы составляется общая картина. Воспитатель обращает внимание на передачу формы предметов, на характерные детали. Это учитывается и в рисовании живых существ. Изображение животных включается в рисунок без специальной прорисовки. Выражение сюжета требует динамики: то животные становятся на задние лапки, то свертываются комочком, то убегают. Педагог подсказывает детям, как передаются движения, поощряет проявление инициативы в поисках способов изображения. Рисование в зимний период проводится главным образом красками. Воспитатель поощряет желание детей рисовать заснеженные леса, сады, парки, забавы малышей. К этому времени дети в достаточной мере овладевают пропорциональным изображением человеческих фигурок. Зимняя одежда (округлые формы) облегчает решение задачи. Иллюстрируют знакомые стихи, рассказы. Рисунок к стихотворению «В лесу родилась елочка...». Маленькую елочкуон предлагает поместить на рисунке так, чтобы ее сразу заметили, узнали. Вокруг елочки — высокие толстые деревья, елки. Елку дети рисуют красками: ветки — широкими дугообразными мазками вправо и влево, удлиненными книзу, а на ветках елок — снег («Мороз снежком укутывал...»), который к тому же падает хлопьями («Метель ей пела песенку...»). Воспитатель шире вводит коллективные работы, их используют для украшения помещения и в играх-драматизациях. Рисование животных. Обращать внимание на то общее, что характеризует всех животных: голова овальной формы, удлиненное, горизонтально расположенное туловище, четыре лапы, а затем отмечает особенности каждого. Главное действующее лицо многих русских сказок — лиса. Характерные признаки ее: узкое длинное тело, длинный пушистый хвост, узкая острая мордочка, острые ушки, короткие лапы. Педагог добивается передачи характерных черт животного: напоминает, как стелется лисий хвост по земле, как она крадется, отмечается ее окраска. Так дети усваивают слова оранжевый, рыжий, т. е. оранжево-коричневый цвет. Подобный анализ дети, несомненно, применят на последующих занятиях, когда они будут рисовать утят, крольчат (что доставляет им большое удовольствие). Изображение сразу нескольких утят или крольчат дает возможность придумать сценку с несложными по форме предметами. Совершенствуется изображение человеческой фигуры. Дети усваивают пропорции, конструкцию фигуры. Однако трудно дается одновременное решение двух задач — передача движения и соблюдения пропорциональности между частями фигуры. Поэтому, после того как дети рассмотрят фигуру, педагог обговаривает ее расположение на листе. Только после этого дети приступают к работе: сначала рисуют тело и голову, затем — руки и ноги (обращается внимание на длину рук и ног, на отличие в толщине). Не все удается детям при изображении человека, но сама постановка задачи полезна, так как дети уясняют значение величинных соотношений. Допущенные ошибки анализируются, педагог указывает возможные исправления. Передают в рисунках впечатления о украшенных улиц, праздничного салюта, утренника в детском саду. Малыши рисуют яркие цветы, нарядно одетых взрослых и детей, весело шагающих с разноцветными шарами по улицам города. К поискам выразительных средств побуждают детей иллюстрации сказок, рассказов, стихов, песен. Вот несколько эпизодов из сказки «Красная Шапочка», которые можно выразить в рисунке: мама дает Красной Шапочке гостинцы для бабушки и провожает ее; Красная Шапочка идет по лесу и собирает цветы; Красная Шапочка стучит в дверь бабушкиного дома. Наиболее драматический эпизод — встреча Красной Шапочки с волком. С помощью воспитателя дети находят выразительные средства для раскрытия содержания этой сцены: страшный и большой волк — длинные острые зубы, красный язык, открытая пасть, поднятая дыбом шерсть — и маленькая девочка. К весне, детей учат рисовать узоры, требующие симметричного построения,— на круге, розетке. Дети овладевают навыком ритмично наносить повторяющиеся элементы узора — мазки, точки, дуги, полоски — и изображающие растительные мотивы — венчики цветов, ягод, листьев, веток. Наиболее полно украшается обычно середина формы — по сторонам и углам или фестонам розетки, по окружности — более легкий узор. Детям предлагается самостоятельно по своему замыслу выполнить узоры на полоске бумаги (закладка в книгу), на кувшине, вазе, вырезанных из бумаги.
Методы и приемы обучения

Предметное рисование

· Обследование предмета (внимание уде­ляется некоторым существенным деталям, форме и строению, типич­ным для этих предметов), во многих случаях рассматривается не сам предмет, а его изображение).

· Показ и объяснение у мольберта способа изображения ребенком.

· Предложение посмотреть иллюстрации с изображением этого предмета.

· Использование натуры. Воспитатель должен знать: основная задача наглядного мате­риала — научить детей правильно пользоваться им, дополняя свои знания о предметах и способах их изображения.

· Допущенную ошибку следует заметить и исправить в процессе занятия советом, вопросом, примером других детей, вызовом к мольберту, личным показом, объяснением на образце или другом каком-либо изображении, доступном ребенку.

· При рисовании по замыслу или на предложенную тему, дети могут пользоваться по мере надобности наглядным материалом (Допустим, в рисунке передаются впечатления от посещения зоопарка. Ребенок изображает слона и хочет радом нарисовать жирафа, однако никак не может вспомнить форму головы. Заметив затруднения ребенка, воспитатель предлагает ему посмотреть иллюстрации с изображением этого животного).

· Наблюдение предметов и явлений во время прогулок, обращая внимание на те предметы, которые можно нарисовать. После таких наблюдений иногда возникает необходимость найти картинку или игрушку с изображением увиденного и вывесить или выставить предмет на некоторое время, чтобы дети закрепили, уточнили впечатление. На занятии воспитатель по мере надобности обращается к картинке, игрушке, задает вопросы о свойствах предмета, которые нужно передать, устанавливает последовательность изображения.

Декоративное рисование.

· Наглядный материал (обращают их внимание на освоение способов расположения узора в квадрате, кругу, розетке, на симметричное размещение элементов в узоре на силуэтах, изображающих различные предметы быта (посуда, одежда, вещи).

· Украшение узором предмета, вырезанного из цветной бумаги (детям доставляет большее удовлетворение, нежели простое заполнение геометрической фигуры. Когда ребенок видит перед собой силуэты платья, шапочки, рукавички, фартучка, он не просто наносит узор, а задумывается над его расположением).

· Воспитатель предлагает детям самостоятельно придумывать узоры разных сочетаний, чтобы постепенно они научились передавать их красоту и своеобразие в рисунке.

·  альбомы по декоративно – прикладному искусству,

· временные выставки предметов, украшенных узорами.

· рассматривание простых по композиции орнаментов (дети сами покажут и объяснят расположение узора (по углам, в середине, по сторонам и т. д.).

Сюжетное рисование.

· Наглядный  материал (Дети должны уметь разбираться в содержании картин, иллюстраций, скульптур малых форм, предметах декоративно-прикладного искусства).

· Рассмотрев иллюстрации, скажем, на тему «Моя любимая сказка», дети представят себе сказочных персонажей, особенности и детали одежды, предметы быта, терема, дворцы и т. д.

· Беседа  - дети должны представить картину того, что передадут в рисунке: основное внимание уделяют действующим лицам, меньше — обстановке, окружению. Только таким путем: сначала — характеристика основных персонажей, затем — место действия, окружающие предметы. (Например,  из русской народной сказки «Колобок». Главный момент каждого эпизода — встреча  колобка с животными: зайцем, волком, медведем и, наконец, лисой. Уже в процессе рисования воспитатель направляет внимание детей на передачу характерных черт того или иного персонажа: зайчик добрый, волк злой, лиса хитрая — ей так хочется полакомиться румяным колобком, что она даже язык высунула).

В  процессе беседы воспитатель не навязывает детям свой замысел, не добивается именно такой формы выражения.

· указания в процессе рисования педагог направляет лишь на содержание и возможные пути его выражения  (Он очень внимательно относится к замыслам детей, даже если они наивны, поощряет смелый поиск средств выражения действия. Педагог учит детей: расположение изображения в рисунке не ограничивается узкой полоской. Изображение свободно располагают на всем листе бумаги и порой без обрисовки глубинного пространства в зависимости от содержания (скажем, весь рисунок представляет собой землю, небо, воду). Подводит к мысли, как лучше разместить изображение, но не диктует всем один способ. Воспитатель учит детей различать пространственные отношения, правильно определять их (выше — ниже, дальше — ближе и т. д.). Если предметы находятся далеко друг от друга, их рисуют на разных концах листа бумаги).

· вопросы, которые требуют воображения, фантазии, знаний ранее усвоенного материала.

· Показ сокращается до минимума; если возникает необходимость, дети сами показывают сверстнику.

Технические навыки.

· Показ способа действия с пояснением, как он действует, обращает внимание на характер движения, а не просто называет его. После показа дети сразу повто­ряют способ действия.

· Дети должны сохранить не только впечатление, но и ощущение, которое они испытали при восприятии; важно, чтобы они освоили не только само движение, но и то, как его исполняют: плавно, ритмично, быстро, размашисто. Дети должны иметь возможность сразу повторить новое действие несколько раз, поупражняться, чтобы закрепить способ, который им показали (Например, поупражняться в таком образце узора, где дуга применяется много раз).

· Впервые рисуют акварелью

· Дети учатся пользоваться палитрой. На палитре краску разводят водой, чтобы получить свет­лый тон, или смешивают с другой.

· Знакомство с новыми способами действий со ссылкой на ранее освоенные навыки.

· словесные приемы: объяснения, сравнения, рассуждения, т. е..

Анализ детских работ

Анализ своей работы и работы това­рищей; воспитатель учит сравнивать собственный рисунок с оригиналом, оцени­вать выполненную работу.

Дети постепенно начинают понимать: рисунок оценивается в зависимости от поставленной задачи.

Педа­гог вначале направляет внимание на положительные стороны, учит отмечать, что выполнено хорошо (подобран цвет, переданы форма, величина и т. п.), затем указывает и на ошибки (цветок ве­личиной с дерево и др.).

Важно, чтобы дети подмечали выразитель­ные стороны как своих рисунков, так и рисунков сверстников.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 303.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...