Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методика обучения лепке (старшая группа)




Задачи обучения · Обучение лепке в старшей группе направлено на выявление основного характера формы, пропорций, строения предмета, наиболее характерных деталей, передачу движения. Так, изображая любого зверя, дети должны вылепить характерную форму туловища в обобщенном виде, круглую голову с немного оттянутой мордой, уши, форма которых зависит от характера образа, ноги в виде столбиков, вылепить или наметить стекой глаза и рот. · В старшей группе продолжается работа по декоративной лепке. Дети лепят посуду, украшают ее, лепят декоративные пластинки и украшения. Воспитанники старшей группы могут работать над сюжетом из нескольких предметов. · Повышаются требования к техническим умениям: вводится пластический способ — лепка из целого куска, уделяется внимание обработке поверхности посуды. Обучение способам и средствам лепки идет постепенно и должно привести к более точному изображению формы, которую обрабатывают разными стеками. I квартал закрепляют умения, полученные в предшествующих группах учатся передавать характерные детали движением всей руки и главным образом пальцев, учатся изображать предметы из отдельных частей, из целого куска путем вытягивания частей из общей массы. II квартал Учатся: · передавать признаки предметов: длинный — короткий, толстый — тонкий, устанавливать фигурку в вертикальном положении, · соблюдать относительную величину частей, · плотно скреплять части вылепленной фигурки, прижимая их одну к другой и сглаживая места скреплений. III квартал · расширяются знания детей об окружающем, · совершенствуются умения в лепке, уточняется форма, становится выразительнее изображение, фигурки приобретают большую динамичность. · учатся устанавливать фигурки на подставках.
Содержание обучения I квартал В начале года дети лепят наиболее простые и знакомые для них предметы, лепят фрукты и овощи. Чтобы дети научились передавать характер формы, они лепят не один, а два или три предмета с ярко выраженной формой (например морковь и свеклу, форма которых хорошо им знакома). Все внимание направляется на изображение характерных деталей и особенностей. Общую форму предметов дети лепят обеими руками, всей кистью руки, а характерные особенности и детали — пальцами. Лепка фигуры человека и животных (по частям и из целого куска). Лепка из целого куска — это работа по народной игрушке (петушок, уточка-свистулька и кукла). Во время изображения уточняются форма и пропорции. Например, у куклы голова маленькая, в сравнении с туловищем конусообразной формы, а руки в виде валиков. II квартал Лепка фигуры человека: Первый этап: учатся лепить Деда Мороза, Снегурочку по типу дымковской куклы. Одновременно уточняются пропорции этих предметов, закрепляются умения плотно скреплять части, устанавливать фигурку на широком основании, украшать углубленным или высоким рельефом одежду. Второй этап — обучение лепке фигурки на ногах. Дети могут изображать девочку или мальчика в зимней одежде, причем туловище и голову лепят из целого куска, а руки и ноги— отдельно, плотно примазывая их к туловищу. (Обращается внимание ребят: ноги нужно лепить толстыми и плотными.) На голове у мальчика — шапка-ушанка, шуба дополняется воротником и пуговицами, на голове девочки — шапка с помпоном, шубка отделана опушкой в виде глиняных валиков. Педагог поощряет передачу движений: фигурку можно посадить на санки или наклонить корпус, изображая, как мальчик катит снежный ком. Темы могут быть и другими: «Дети делают гимнастику» или «Дети на прогулке». Изображение животных. Постепенно детей подводят к изображению сюжета. Сначала дети лепят по одной фигурке; по мере накопления умений изображают кошку с котятами, собаку со щенками. Вылепленные два-три параметра устанавливаются на глиняной подставке толщиной от 1 до 1,5 см. Учат лепить животных из одного куска (туловище и голова или туловище и ноги), что делает фигурку более прочной и устойчивой. Этот способ пригоден для изображения почти всех животных (кошка, собака, козлик, заяц и др.), но не исключает возможности лепить все части отдельно, соединяя их по окончании. Можно требовать уточнения формы и пропорций (голова с вытянутой мордой). Кроме того, продолжается работа над передачей движения. Мелкие детали дети создают путем налепа на основную форму или оттягивания от основной массы (например, изображается петух, бородка оттягивается, а гребешок, перья хвоста и крыльев лепятся отдельно и прикрепляются к основе). Лепка посуды из целого куска по мотивам керамических народных изделий (ручки лепятся отдельно, затем плотно прикрепляются путем примазывания к основе). Вылепленную посуду декоративно оформляют. Детям можно предлагать изображение декоративных пластинок для украшения стен. Они могут лепить бусы, блюда и подносы. III квартал Темами лепки могут быть фигуры человека и животного в движении: танцующий петрушка, медведи из сказки «Два жадных медвежонка», сценки из сказки «Колобок». При лепке посуды (кружка, чашка, стакан для карандашей и кисточек) используется новый способ — ленточный, когда дно-диск соединяется с лентообразной стенкой — расплющенная глиняная палочка.
Методы и приёмы обучения С первых этапов обучения используется натура. Лепка с натуры требует предварительного знакомства с предметами. Для этого лучше объединять детей, в небольшие группы. Каждый берет предмет в руки и, ощупав его форму, рассказывает. На занятии натуру рассматривают еще раз. Воспитатель определяет пропорции и уверенным движением руки подчеркивает форму предмета, затем задает детям вопросы, направляющие их внимание на характерные особенности формы, на ее решение. Если дети знают, как лепить, они приступают к изображению, в противном случае воспитатель частично показывает необходимые способы. Показ приёмов. Полный показ приемов в старшей группе почти не применяется, так как дети знакомы с изображением исходных форм. Показа требуют лишь те способы изображения, с которыми дети еще не встречались (например, уточка-свистулька по типу архангельской народной игрушки. Способ изображения исходной формы знаком детям; поэтому воспитатель показывает лишь, как из овала вытягиваются шея, голова и хвост). Лепка по представлению. Основная задача этих занятий — развивать самостоятельность в решении образа, воспринятого ранее, творческая активность в способах лепки. Для создания отчетливых представлений нужно, чтобы у детей накапливался опыт. Методы и приёмы: · наблюдения  за живыми объектами, · чтение художественной литературы, · рассматривание иллюстраций, скульптуры малой формы, народных игрушек, муляжей и т. д. Важно, чтобы дети не просто рассматривали предметы, иллюстрации, а учились выделять свойства, качества предметов, необходимые для изображения. (Воспитатель, например, говорит: «Дети, мы скоро будем лепить по сказке «Колобок» — про то, как колобок встречал разных зверей. Я вам прочту сказку и покажу картинки, а вы будьте внимательными — постарайтесь запомнить, с кем встречался колобок: иначе вам будет трудно лепить».) Сюжетная лепка также требует особых приемов обучения. Сюжет, который дают детям для лепки, должен включать знакомые предметы. В связи с этим показ способов лепки и объяснение последовательности изображения отпадают, а предварительная подготовка к занятию может заключаться в рассматривании предметов, чтении художественной литературы, рассматривании иллюстраций, картин. Внимание детей обращается на форму предметов. Во время беседы в начале занятия уточняется композиционное решение (Например, дети лепят кошку с котятами. Решается, какой должна быть подставка, в каком положении могут быть котята и кошка. Поощряются интересные композиционные решения. В процессе занятия воспитатель следит за каждым ребенком, за тем, как создается форма предмета, как передаются пропорции, действия, композиция). Вопросами и советами воспитатель направляет детей на интересное решение темы. Так, увидев, что ребенок, решивший лепить играющих котят, вылепил их в статичном положении, воспитатель советует подумать («Подумай, что нужно сделать с фигурками, чтобы они были похожи на играющих котят»). Если ребенок затрудняется, педагог уточняет свой вопрос («Подумай, в каком положении могут быть лапы у котят, когда они играют друг с другом»). Вопросы без прямых советов приучают дошкольников думать во время занятий над образами. В том случае, когда дети затрудняются в правильной передаче формы, пропорций, воспитатель прибегает к индивидуальной работе: показывает игрушки, картинки, уточняет представления ребенка; способ лепки на отдельном куске глины показывает в крайнем случае. На результаты лепки оказывает влияние ситуация, которую создает воспитатель. Так, перед занятием он может заметить детям, что вылепленную посуду можно использовать для игры. Для игры дети используют также вылепленных птиц, зверей; загоны и клетки они делают из картона. Воспитатель говорит детям, что они будут лепить фигурки для предстоящей выставки или сделают броши, бусы для своих мам, бабушек, сотрудников детского сада к празднику 8 Марта. Чтение четверостишия, загадки в начале занятия. Педагог выбирает стихи и загадки, которые содержат яркую характеристику особенностей, присущих предметам.
Анализ детских работ Анализ работ в конце занятия проходит в виде беседы. Воспитатель задает вопросы о форме и пропорциях изображенных предметов. Если дети лепили по представлению, то воспитатель предлагает рассказать, что изображено, хорошо ли передана форма, какими способами лепили. Оценка детьми. Иногда оценку работам дают не сами авторы. В таком случае воспитатель следит за тем, чтобы оценка детей была справедливой, тактичной, не обижала тех, кто выполнил работу. Если ребята лепили с натуры, воспитатель при анализе направляет их внимание на изображение формы, пропорций, просит сравнить с натурой. Работы, выполненные по замыслу детей, анализируются несколько иначе: сначала рассматривается замысел в целом, потом разбираются форма, пропорции, изображение движения, способы лепки. Формы анализа могут быть разные: - дети сидят на своих местах, и воспитатель задает им вопросы; - воспитатель вызывает к себе некоторых детей, и они анализируют чью-то работу; - все изделия размещают на специальном столе, воспитатель и дети стоят около стола, рассматривают их и беседуют о качестве работ. Иными словами, все зависит от творчества воспитателя, от условий и обстановки, в которой он работает с детьми.









Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 309.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...