Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методика обучения аппликации




Задачи обучения 1. Учатся  различать и правильно называть прямоугольник, квадрат, полосу, круг, треугольник, овал и только лишь трапецию по-прежнему определяют на основе образных сравнений (крыша, лодка). 2. Учатся  составлять предметные изображения более сложного строения (возрастает количество деталей: теперь домик обрисовывается не только стенами, крышей, но и несколькими окнами, дверями). 3. Продолжается интенсивное усвоение знаний о цвете. В работе используется бумага основных цветов и некоторых оттенков (голубой, серый, розовый и др.). 4. Развитие различных пространственных представлений и ориентировок (между, на одинаковом расстоянии, с края и т. д.).          5. Обучение детей технике работы ножницами. В течение учебного года дети должны овладеть различными элементарными приемами вырезывания: детей учат правильно держать ножницы и пользоваться ими, разрезать бумагу по прямой линии, делать косые срезы и вырезать предметы округлой формы. 6. Совершенствуется и техника наклеивания.
Содержание обучения ¾ Занятия аппликацией в средней группе проводят один раз в две недели. Всего около 19 занятий. ¾ В начале учебного года дети вспоминают освоенные ранее приемы работы, поэтому одно из первых занятий проводят с помощью готовых частей, затем вводят ножницы. ¾ В средней группе детей обучают предметной, декоративной и сюжетной аппликациям, соблюдая принцип постепенного усложнения — от простых изображений к более сложным с большим количеством деталей и более разнообразной формы. ¾ Сначала учатся резать по прямой линии узкие, а затем более широкие полосы бумаги, получая ровный разрез Простые предметные изображения, составленные из нарезанных детьми полосок (лесенка, забор, скамеечка, ворота), дополненные силуэтами, помогают создать образ, иногда небольшой сюжет (например, по лесенке карабкается мишка, на скамеечке сидит кошка, на заборе кукарекает петушок, а под воротами проезжает машинка). Из полосок можно сделать тележку для любой игрушки, построить кукольную мебель, домик, составить елочку, снежинку. После одного-двух таких занятий, одинаковых по своему программному содержанию, но разных по образности и выразительности, можно провести занятие на развитие творческой активности детей: из нарезанных цветных полосок создать различные предметные изображения, узоры, композиции (цветы, звезды, флажки и др.). ¾ На последующих занятиях детей обучают косым срезам у прямоугольников, учат разрезать квадраты по диагонали (с уголка на уголок). С помощью аппликации дети изображают дом с крышей и окнами, лодку с парусом, чашку с блюдцем, флажок с вырезом. Квадратами и треугольниками дети украшают полосу — шарфик, полотенце; квадрат — ковер, салфетка, открытка; круг — тарелочка. Для выполнения декоративных работ дети получают небольшие готовые круги, овалы, силуэты цветов, листьев. ¾ Наиболее трудный прием для детей — вырезывание округлых форм: кругов и овалов. Дети могут вырезать снеговика, неваляшку, фрукты, самолет, пирамидку, забавную игрушку. ¾ В течение учебного года воспитанникам иногда предлагают несложные сюжетные композиции: колобок катится по лесной дорожке, снеговик на горке, цыплята на лужайке, грибы в траве. ¾ На занятиях дети работают не только индивидуально, но и коллективно: могут составить большой ковер, витрину магазина с разными овощами и фруктами, изобразить самолеты в воздухе. ¾ В средней группе детям предоставляют возможность выполнять аппликации по своему желанию: вырезать открытку для мамы, любимую игрушку, украсить несложным узором готовый силуэт (фартучек, варежка, шапочка), просто вырезать и наклеить кто что хочет.
Методы и приемы обучения Для уточнения представлений детей о предметах · обследование по контуру, · дидактические игры, · рассматривание картинок, иллюстраций, открыток, · наблюдения окружающей действительности. Методы обучения на занятиях · рассматривание и анализ подлежащего изображению предмета (Воспитатель дает возможность детям самим рассказать о предмете, его качествах и способах изображения) · составление предметного изображения из отдельных частей (дети учатся вырезывать форму, передавать строение предмета, сохраняя при этом величинные соотношения (из большой бумажной заготовки вырезают большую часть, из меньшей — маленькую). · показ вариантов конструкций, образцов, цветового решения, различное расположение элементов (например, показывает, какие предметные изображения получаются из различных по цвету, величине и расположению элементов: елочные бусы, забавная игрушка, погремушка; как с помощью одних и тех же элементов можно по-разному украсить какой-нибудь предмет, например, украсить квадратную салфетку узором из кругов и треугольников по всему краю или по углам и в середине). · показ приемов вырезывания (На первых занятиях воспитатель показывает, как правильно держать ножницы. Демонстрируя приемы разрезания бумаги, воспитатель показывает: сначала раскрывают лезвия, левой рукой вкладывают узкую полосу бумаги, нажимают на кольца ножниц — получается полосочка. При разрезании широких полос бумаги педагог показывает приемы продвижения ножниц вперед: развести лезвия, продвинуть их по бумаге — ножницы «шагают». В процессе обучения детей приемам вырезывания округлых форм внимание направляется на то, что у квадрата, прямоугольника срезают только самый уголок (чтобы он отпал), слегка поворачивая бумагу в руке. Этот прием — один из самых трудных для детей. Поэтому сначала детям дают для упражнений простую бумагу, потом — уже цветную). · словесные пояснения, указания, образные сравнения («Начну вырезать овал с середины маленькой стороны прямоугольника, буду плавно закруглять уголок до середины большой его стороны так, чтобы уголок отпал»). · Показ приёмов создания наиболее трудных изображений на фланелеграфе или на доске при помощи легкого приклеивания частей изображения. · упражнение в том или ином способе (Например, после показа педагог предлагает детям правильно взять ножницы и сделать несколько раз легкое движение в воздухе: раскрыть, закрыть лезвия; прием «рисования» пальцем на бумаге линию, по которой будут резать ножницами · словесные методы: ü объяснение задания, не прибегая к наглядным действиям; ü  вопросы, как выполнить аппликацию, из какой бумажной заготовки вырезать то или иное изображение, какими предметами. ü художественное слово (загадки, стихи, поговорки и т. д.). Работа с ножницами сложная, поэтому много внимания педагог уделяет индивидуальному обучению. Но, работая с одним ребенком (показывая способы вырезывания на простой бумаге, предназначенной для упражнений), он постоянно видит всю группу. Воспитатель напоминает детям этапы работы, обращает внимание на качество вырезывания и наклеивания, отрабатывает порядок работы с теми детьми, кто плохо усвоил его, побуждает добиваться большей изобразительности и выразительности в аппликации.
Анализ детских работ Педагог анализирует работы при самом активном участии детей, ставит вопросы так, чтобы дети могли назвать причины неудач, плохое качество, ошибки. Например, дети рассматривают свои аппликации на тему «Колобок катится по лесной дорожке». Воспитатель отмечает: не все колобки получились круглыми — и спрашивает почему. Дети должны уточнить способы вырезывания круглой формы. Педагог обращает внимание и на выразительность образа, спрашивает, у кого колобок веселый, добрый или грустный и как это получилось (например, дети замечают, что у веселого колобка большой рот, а глаза маленькие, поэтому кажется, что он смеется).

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 188.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...