Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методика обучения рисованию (средняя группа).                                 




Задачи обучения

· Закрепить  у детей преднамеренный, произвольный характер действий при рисовании.

· Воспитывать интерес не только к процессу рисования, но и к его результату.

· Развивать способность давать оценку своей работе, испытывать радость от достигнутого успеха; донести до детей мысль: все работы следует выполнять старательно, чтобы они получились красивыми.

· Развивать движения руки: учить осваивать более сложные навыки (чтобы аккуратно, ровно закрасить части рисунка – регулировать движения руки в пределах контура; если же он рисует узор, ему следует точно наносить мазки, штрихи); учить быть внимательным, согласовывать действия рук и глаз.

· Углублять восприятие детей (учить вычленять и называть большее количество частей и деталей, а также отмечать соотношения их "по величине, по расположению).

· Учить обращать внимание на эстетические качества предметов, на красоту цвета, формы, строения.

· Формировать представление о предметах; развивать умение передавать в рисунке то, что придумали сами.

Предметное рисование:

· развивает у детей 4 лет представление о том, что каждый предмет имеет форму, что предметы различаются по этому признаку и их можно объединить по сходству формы, вырабатывает умения вычленять из предмета части, в первую очередь самые крупные, и определять их форму. Он учит детей узнавать и различать геометрические фигуры: круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, что помогает им определять и обобщать форму предмета, улавливать в ней сходство с простой геометрической фигурой, позволяет более точно передавать форму предмета и его частей, в особенности при изображении растений и живых существ, различие между разными прямоугольными предметами (дом, тележка, вагон, скамейка, ворота и пр.).

· Воспитатель вырабатывает у детей умение передавать строение предмета, расположение его основных частей, их относительную величину и форму. Так, дошкольники узнают, что у машины кабина выше кузова, у цыпленка голова меньше туловища. Воспитатель приучает создавать изображение предмета по частям: сначала самые крупные детали, затем более мелкие и некоторые характерные. Обучая передавать строение, обращает внимание на симметричность фигуры.

· Воспитатель учит детей передавать основной цвет предмета. В тех случаях, когда ребята рассматривают предмет, они замечают и называют его цвет, затем изображают его в рисунке или аппликации. Примечательно: они сами находят карандаш или кусок бумаги требуемого цвета; цвет предмета передают обобщенно, без оттенков. Но постепенно дети приобретают представление о том, что некоторые предметы имеют определенные цвета (трава, листья, ягоды и т. д.), а те предметы, которые не имеют постоянной окраски, можно изобразить любым цветом.

· Воспитатель учит детей называть, различать и узнавать шесть цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый — и три нейтральных: черный, серый, белый. Он формирует у них потребность выбирать цвет для рисования по своему желанию или согласно окраске, присущей предмету, а не брать случайно попавшийся карандаш.

Декоративное рисование

· учить детей рисовать мазки, точки, прямые полоски, кольца, круги;

· вырабатывать умение строить узор, располагая его элементы в определенном ритме на полосе, круге, квадрате.

· В зависимости от формы листа бумаги дети учить располагать элементы узора в определенной последовательности: в середине, по углам, по всему листу.

· учить их создавать узор по образцу и по замыслу.

Сюжетное рисование.

· показать ребятам, как соединить в одном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием,

· учить располагать изображения определенным образом: на полосе в один ряд, по всему листу.

· побуждать детей обогащать изображения предметов, создавать выразительный образ.

Технические навыки.

Дети должны усвоить правильную позу во время занятий изобразительной деятельностью: сильно не нагибаться, не опираться грудью о стол, руки на столе, ноги на полу.

Воспитатель вырабатывает у ребят навык правильного владения карандашом и кистью, умение изменять положение руки при выполнении разных заданий (положение кисти по отношению к бумаге наклонно при рисовании широких линий и мазков и вертикально при рисовании тонких линий и точек).

Дети должны:

· научиться умеренно нажимать на карандаш,

· свободными движениями закрашивать части рисунка, не выходя за контур, равномерно изменять темп движения руки при закрашивании (у линии контура движение может быть медленным, середина предмета закрашивается быстрее),

· освоить способы закрашивания рисунка карандашом и кистью: штрихи накладывают в одном направлении в пределах контура сверху вниз, слева направо или по косой). Движение карандаша при закрашивании неотрывное: туда-обратно, а кисть может двигаться только в одну сторону, по ворсу — при неотрывном движении она портится, а рисунок закрашивается неровно.

Дети учатся более точному начертанию формы прямоугольника и треугольника, а также овала (отлично от круга).

Содержание программы

I квартал II квартал III квартал
Закрепление, круг, овал Повторение: -различные предметы круглой формы, по преимуществу состоящие из одной крупной части и небольшого количества деталей (карандашом и кистью); отрабатывается техника владения карандашом и кистью без лишнего мышечного напряжения; формируется слитное, плавное, неторопливое движение. - изображения предметов, состоящих из прямых линий(лесенка, забор, елка и др.). Закрепляя у детей умение рисовать прямоугольные предметы, педагог показывает и объясняет правильный способ рисования вертикальных и горизонтальных линий: в первом случае рука с карандашом движется сбоку линии; во втором — ниже проводимой линии — так видно, куда ведешь линию, поэтому нарисуешь ее прямо. - рисование линий в разных направлениях (вертикальных, горизонтальных) можно предложить детям задание: изобразить прямоугольные предметы. Рисованию предшествует выполнение аппликации, например, флажка. Уточняется знание формы квадрата. - знания шести цветов в соответствии с программой второй младшей группы. Изображение предметов, состоящие из нескольких частей одинаковой формы (например, кукла-неваляшка). Первое задание — лепка предмета: закрепляются представления о положении частей (одна сверху другой); второе — наклеивание предмета аналогичного строения и закрепление знаний о пространственном отношении частей. После этого дети рисуют предмет. В разных видах изобразительной деятельности желательно, чтобы дошкольники передавали не один и тот же предмет, а разные, но сходные по строению и простые по форме: игрушки, окружающие вещи. Хорошо, чтобы предмет пробуждал у детей интерес, отличался новизной или вызывал симпатии. Это могут быть герои мультфильмов: Чебурашка, медвежонок Винни-Пух, поросенок Пятачок, мальчик-луковка Чиполлино.   За I квартал дети, не получая новых знаний и умений, уточняют полученные ранее, осваивают их более сознательно, начинают владеть ими более свободно. При рисовании предметов круглой формы - вырабатывать свободу движения без излишнего нажима на карандаш и тем более на кисть. Надо добиваться движения неотрывного, плавного, предлагая по нескольку раз повторить рисунок круга, показывая, как следует действовать рукой, и поясняя свои действия. Колечки на ткани платья, рубашки. Знакомят с предметами овальной формы, учат выделять и называть эту форму (округлая или удлиненная). Вначале овал рисуют значительно более удлиненным, чем яйцо, называют эту форму, например, огурчиком, предлагают нарисовать огурцы и помидоры. Затем удлиненную форму дают более близкой к кругу. Например, рисуют красками апельсин и лимон. (Попутно дети знакомятся и с оранжевым цветом.) Увереннее изображают живые существа, у которых форма головы, туловища напоминает круг, овал (воробьев, утят, медвежат и др.). Прямые линии и предметы прямолинейного контура, наклонные линии, предметы треугольной формы Закрепив у детей представления о круге и овале, педагог вновь возвращаетих кпрямым линиям и предметам прямолинейного контура, уточняет знание о треугольнике, обращает внимание на то, что боковые стороны треугольника образуются наклонными линиями. В конце декабря рисуют на нитке разноцветные треугольные флажки для украшения новогодней елки, при этом уточнить, что флажки висят кончиками вниз. В процессе закрашивания (можно рекомендовать чередование двух цветов, предоставляя самостоятельный выбор) воспитатель показывает детям прием ритмичного движения рукой с карандашом. Рисовать прямые линии еще трудно, поэтому не надо требовать изображения крупных предметов прямоугольной формы. Для рисования карандашом можно дать небольшие листы бумаги (примерно в половину альбомного) и предложить детям изобразить несколько домиков, кирпичиков, тележек, вагончиков и т. д. В проведении наклонных линий дети упражняются, изображая предметы треугольной формы. Горка. Перед новогодним праздником рисуют новогоднюю елку, но с более высокими требованиями. Показывая картинку или искусственную елку, воспитатель обращает их внимание на наклон веток, увеличение длины книзу. Затем предлагает всем нарисовать несколько елок, растущих в ряд («как в лесу», «как на полянке»). Для этой цели более подойдут краски. Можно предложить детям изобразить падающий снег, что придаст выразительность рисунку. «Молодые елочки — низкие, а старые — высокие». Из готовых работ склеить фриз (полосу) и украсить им групповую комнату. В январе Те умения, которые дети уже освоили, позволяют нарисовать украшенную елку, смешного снеговика возле нее или зайчат, весело скачущих на лесной полянке, и, наконец, Деда Мороза в длинной шубе и те подарки, которые каждый хочет получить от него на Новый год! На занятиях рисованием дети впервые учатся различать формы круглые, овальные и треугольные, осваивают умение рисовать предметы данной формы. Обучать умению передавать округлые формы, изображая по преимуществу живые существа, большей частью красками. Различие между предметами прямоугольной формы, например кубика и кирпичиков, плоское изображение кубиков и кирпичиков Дети учатся передавать плоское изображение кубиков и кирпичиков — вид с одной стороны. При этом они должны сохранить различие по длине и ширине. Для облегчения задания можно построить башенку, поставив три кубика один на другой, и поместить ее так, чтобы дети видели одну сторону. Постройку из кубиков или кирпичиков, брусков дети могут нарисовать графитным карандашом, а затем раскрасить цветными карандашами в соответствии с натурой. Вводятся занятия декоративным рисованием (иногда к ним приступают ранее). Первые узоры дети выполняют на полосках бумаги. Воспитатель указывает на то, что полосы в одних случаях бывают шире, в других — уже, показывает, как путем прикладывания ворса кисти плашмя к бумаге можно получить яркие мазки (прием примакивания). При освоении этого приема вначале желательна краска одного цвета; все внимание воспитатель обращает на ритм движений руки с кистью. Дети могут рисовать узор из мазков, ритмично следующих один за другим. На следующих занятиях можно применять краску двух и более цветов. По предложению воспитателя, который заранее подбирает цвета красок, дети чередуют на рисунке цвета, украшая коврики, дорожки. Педагог помнит о воспитательном значении занятий, когда дети в подарок маме, бабушке украшают узором закладку в книгу, салфеточку. Постепенно на занятиях декоративным рисованием воспитатель учит детей вносить новые элементы узора (полосы, точки). По выполнению узоры очень просты. Следующее задание усложняется: дети расписывают квадрат. Так они узнают, что квадрат имеет четыре угла и его стороны равны. Воспитатель показывает последовательность построения узора в четырех углах квадрата, чтобы получились красивый коврик, платочек, салфеточка. Постепенно при освоении композиции узора на квадрате усложняется последовательность его выполнения. Воспитатель показывает, как наносить узор посередине квадрата (середина отмечается заранее), показывает разные образцы, где на одном узор выполнен по сторонам и углам квадрата, на другом — в середине крупный узор, а в углах более мелкий. Для украшения имеет значение не только узор, но и цвет кругов, квадратов. Поэтому воспитатель продумывает подбор цветной бумаги, из которой нарезаются квадраты (круги) для декоративного рисования. На белой бумаге все цвета выглядят более резко и, кроме того, не получаются богатые цветосочетания, которые создаются благодаря цветному фону. И еще: нарядность узору придает красивое цветосочетание, так как элементы узора, которые выполняют дети, еще бедны, комбинации их однообразны. Сюжетное рисование. Сюжеты воспитатель берет из окружающей действительности. Времена года, общественные события, праздники, труд людей, строительство домов, транспорт — все это, хотя и не в полной мере, отражается в рисунках детей 4 лет. Изображаемые эпизоды еще несложны: включают 1—2 действующих лица, небольшое количество предметов. Например, несколько нарисованных цветов как бы образуют цветущий луг, два-три домика — улицу города, поселка, села и т. д. Дети должны обладать достаточными изобразительными умениями, чтобы выражать в рисунке различные явления, которые они наблюдают весной (прилет птиц, весенние цветы, яркое, теплое солнце, ручьи, капель и т. д.).
Методы и приемы обучения

Предметное рисование.

различные приемы информационно-рецептивного метода:

· наблюдение  (детей учат не просто смотреть на предмет, а обследовать его различные свойства. Сначала воспитатель сам обследует предмет, привлекая детей к ответам на отдельные вопросы, а затем все больше предоставляет им самостоятельность)

· обследование (перед рисованием показывает прием очерчивания пальцем контура предмета, затем его выполняют дети, издали глядя на предмет. Движения такого рода дети повторяют по нескольку раз, чтобы рука освоила их. Повторяют этот прием до тех пор, пока дети сами не будут прибегать к нему).

Таким образом, воспитатель одновременно использует приемы: зрительное восприятие, движения руки и словесное пояснение, прежде всего называние действия. Например, дети перед рисованием тележка обследуют ее форму. Воспитатель очерчивает пальцем контур предмета, выделяя вначале верхний и нижний края кузова тележки (горизонтальные линии слева направо), затем обозначая боковые линии (вертикальные сверху вниз). Дети, повторяя эти движения, должны почувствовать, как под углом пересекаются горизонтальные и вертикальные линии, как рука останавливается и резко очерчивает контур предмета под углом.

При повторных изображениях без применения натуры воспитатель напоминает не только предмет, его форму, но и способы воспроизведения такого рода формы, применяемые при этом движения. Так, допустим, дети рисуют разноцветные вагончики, которые образуют игрушечный поезд. Воспитателю достаточно напомнить, что рисуют их так же, как тележку, но различие будет в том, что у вагончика есть окна и он повыше, чем тележка, вагончиков много и следуют они один за другим.

· показ способов изображения (В тех случаях, когда цель обследования предмета достигнута, показ способа изображения не нужен: точное следование показанным способом подавляет в детях активность восприятия, мешает им самостоятельно искать пути создания образа).

· объяснение.

Предпочтение отдает наблюдению за предметами, выделению их формы с целью ее последующей передачи.

· Для уточнения представления о свойствах тех предметов и явлений, которые дети не могут наблюдать в окружающей жизни, но с которыми знакомятся по рассказам и из книг, можно рассматривать картинки. Так, перед рисованием сказочной птички можно рассмотреть нарядную дымковскую игрушку или картинки с ее изображением.

· В отдельных случаях, чтобы наглядно пояснить способ изображения, дается дидактический образец, т. е. изображение, где ясно выступают те черты, на которые надо в данном случае обратить внимание детей, и где убрано все лишнее. Образец выполнен нейтральным цветом без раскрашивания; цвета дети будут применять самостоятельно. В процессе объяснения воспитанники называют части, определяют их относительную величину, расположение. Не допуская копирования образца, педагог поощряет дополнение изображения некоторыми деталями.

Декоративное рисование.

· Упражнения. Повторение мазков, точек, полос в узоре равномерно. При показе воспитатель подчеркивает ритмичность движений, приговаривая: «Еще, еще, так, так».

· Образец. В тех случаях, когда узор создается по образцу, прежде всего воспитатель дает возможность увидеть его в целом, затем выделяет элементы, называет их. Сухой кисточкой указывает на образце повторные мазки, точки, изображая их движением, уточняет последовательность выполнения.

· Показ способов создания узора (после такого объяснения на образце) потребуется только на первых порах и тогда, когда дети освоят новый технический прием, например нанесение мазков прижиманием кисти плашмя. Если они осваивают только расположение узора, имеется в виду, что элементы знакомы, показ излишен. Для большей наглядности педагог вызывает к мольберту несколько детей, чтобы они нарисовали части узора. Когда какое-либо построение узора воспитатель дает впервые, дети повторяют образец без изменений. Но на следующем занятии они могут изменять цвета или дополнять узор новыми элементами. В этих случаях в образце намечается лишь схема построения узора. Последующие занятия педагог проводит без образцов.

Сюжетное рисование.

Педагог  применяет такие методы обучения, которые должны исключить однообразие способов выражения. Например, не может быть единственным и обязательным во всех случаях способ расположения изображения на узкой полосе. Так, если дети изображают машины, которые едут по дороге, то композиция на полосе помогает созданию рисунка, придает ему четкость и выразительность. В другом случае, когда они изображают цыплят, бегающих по зеленой травке, то могут располагать их по всему листу.

Слово в сюжетном рисовании играет ведущую роль, так как главное внимание воспитатель направляет на развитие у детей воображения, замысла, на поиск самостоятельных средств. Дети  используют не только те изобразительные средства, чему их научили, но и то, что сами придумали.

Технические навыки.

· Наглядный показ способа действия (сам воспитатель и затем предлагает повторить показ кому-нибудь из детей) обязательно в сопровождении пояснением. Называние тех движений и действий, которые показывает.

· Прием сравнения.

· Повторный показ у мольберта детьми для воспитания у них инициативы и самостоятельности, для обучения ориентироваться в новых условиях (рисовать на наклонной плоскости; хорошо, уверенно действовать карандашом, кистью).

· Уточнение формы каждого предмета, подчеркивается различие.

· Поправление, дополнение пропущенного, слежение за правильной последовательностью действий.

Анализ детских работ

Важно вызывать у них положительную эмоциональную реакцию на полученные результаты, учить радоваться общим успехам, поддерживать интерес к работам товарищей и желание самостоятельно их рассматривать и оценивать.

Дети могут рассказать о своей работе, объяснить, почему им понравилась работа товарища.

Кроме общегруппового рассматривания рисунков после занятия, воспитатель в свободное время заводит с детьми разговор около стендов с работами, спрашивает, кому что нравится, высказывает свое мнение и поясняет, почему ему нравится тот или иной узор, изображение, развивая у детей умение оценивать рисунки по эстетическим достоинствам.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 518.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...