Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методика обучения лепке (средняя группа)




Задачи обучения · воспитывать у детей устойчивый интерес к занятиям лепкой, развивать активность мышления и воображения, координацию движений рук, · учить лепить всей кистью руки и пальцами (дети должны уметь лепить форму концами пальцев, сглаживая, плотно скреплять части, мелкие детали выполнять с помощью палочки или прищипыванием). · уточнять представление о форме предметов, строении, пропорциях и деталях, учить передавать эти представления в лепке (Например, голова у человека круглая, на лице — нос, рот, глаза. На голову надевают шапку. Туловище у куклы может быть овальным или конусообразным, руки и ноги — в виде цилиндров, голова маленькая по сравнению с туловищем). · развивать эстетическое восприятие формы, чувство ритма, симметрии, пропорций. · Учить самостоятельно использовать некоторые способы лепки и выбирать тему на занятиях по собственному замыслу. · Осваивают приёмы оттягивать глину (пластилин) при лепке мелких частей, вдавливать ее пальцами для получения полых предметов, загибать края у расплющенной формы во время лепки посуды, прочно скреплять части, замазывая места скрепления.
Содержание обучения I квартал В начале года примерно до декабря дети изображают знакомые предметы, уточняют их форму, совершенствуют способы лепки. На первых занятиях детям предлагают раскатывать ком глины (пластелин) прямыми и круговыми движениями, расплющивать полученную форму между ладонями. Повторные задания проводятся для закрепления способов лепки и более точного выполнения требований педагога. Для этого педагог учит не только лепить движениями ладоней, но и передавать пальцами характерные детали формы. Кроме того, пальцами дети уточняют овальную форму, например моркови. II квартал Лепка предметов из целого куска (овощи, фрукты), а также фигурок, состоящих из нескольких частей (кукла, фигурка девочки в длинной шубке, кролик, кошка, игрушечный мишка и заяц). Все эти предметы состоят из частей, которые дети научились лепить, но передавать пропорции, строение предметов, способы соединения частей пока еще затрудняются. Лепка фигуры человека. Строение фигуры человека дети поймут, быстрее, если научатся лепить снеговика. В средней группе дети учатся лепить снеговика из трех частей, и это явится первоначальным усвоением основных пропорций фигуры человека: внизу — большой шар, в середине — поменьше, вверху — самый маленький. Дети могут изобразить руки и другие детали: шапку, глаза, рот, нос. После этого можно учить лепить куклу в платье или фигурку девочки в длинной шубке. Обе фигурки создаются из отдельных плотно соединенных частей. Лепка животных. Постепенно задачи усложняются: детей учат изображать животных (Например, кошку начинают лепить с туловища овальной формы, затем — голову и хвост; передние ноги оттягиваются от общей массы (задние можно не изображать, так как у сидящей кошки их почти не видно). Освоение приёмов. Продолжая совершенствовать способы лепки, воспитатель учит детей заострять и закруглять пальцами конец столбика, защипывать края диска-лепешки для создания более полной и красивой формы. Дети, пользуясь этими способами, могут вылепить морковку, пирожки, ватрушки, печенье, блюдечко. III квартал Оттягивание глины (пластилина) от общей массы: дети учатся, изображая цыпленка, птичку и рыбку, одновременно овладевают правильной формой передачи этих предметов, сравнивают части между собой по форме и величине (Например, при лепке рыбки из целого куска сначала создается основа туловища овальной формы, затем, немного вытягивая и закругляя одну из сторон, лепят голову, более сильно вытягивают противоположную сторону для лепки хвоста, делая его плоским по сравнению с головой. Плавники изображают путем защипывания. По желанию дети изображают чешую с помощью палочки (стеки) или путем налепа (накладыванием на поверхность изделия более мелких деталей). Деление глины (пластилина) на необходимое количество частей. Например, чтобы вылепить птичку, ком глины (пластилина) величиной с детский кулак делят пополам. Из одной половины лепят туловище, из другой — голову и подставку. Лепка посуды. Для этого показывают два способа: вдавливание пальцами округлой и цилиндрической формы (для получения стакана, кружки) и отгибание краев у расплющенной формы (для изображения тарелки, блюда и подноса). Ручку чашки дети лепять, используя умение защипывать и оттягивать глину от общей формы, а также новым способом — примазыванием к вылепленному сосуду глиняного валика. Посуду, одежду кукол, столбик, на котором сидит птичка, можно украсить высоким или углубленным рельефом, что способствует более яркому образу, развивает чувство ритма, симметрии, создает положительный эмоциональный настрой у детей, стремление сделать свою работу красивой и законченной. Более выразительный образ можно создать с помощью стеки-палочки. Педагог показывает, как режут ею глину на части, снимают лишнюю, наносят на некоторые предметы мелкие детали, узоры. Так, чтобы изобразить кролику глаза, фигурку устанавливают на подставке, придерживают левой рукой, а правой с помощью стеки намечают глаза.
Методы и приёмы обучения Приемы: ¾ активизирующие внимание ребят во время лепки, ¾ расширяющие представления об окружающем. В группе и во время прогулок организуется рассматривание предметов и наблюдение явлений окружающей жизни, которые предлагаются для изображения (Воспитатель обращает внимание детей на то, как клюет корм воробей, как плавают в аквариуме рыбки и т.п. Педагог направляет внимание детей лишь на основную форму, на элементарные пропорции и строение и только на те действия, которые они могут понять, а потом изобразить. Например, рассматривая птичек, педагог обращает внимание на овальное туловище, на круглую голову, на маленький клюв в сравнении с головой, на плоский хвост, на то, где голова, где хвост. Воспитатель отмечает, что положение животного определяется его действиями: если птица клюет зерно, она наклоняет голову; если пьет, сначала наклоняет голову, чтобы набрать воды в клюв, затем запрокидывает, чтобы проглотить воду). В средней группе педагог учит детей применять некоторые выразительные средства: изображать не только основную форму предмета, но и характерные детали. Рассматривая предметы, он направляет внимание детей на такие особенности, как углубление (яблоко), вытянутый черенок (кабачок) и т. п. В самом начале обучения выразительным средствам, чтобы повысить интерес к результату лепки, воспитатель подготавливает из картона черенки (для морковки), листочки (для яблока). Постепенно в процессе обучения дети сами начнут лепить из глины черенки, а затем — и листочки. Чтобы дети запомнили строение предмета, проводится обследование. Наглядные объяснения педагога (где туловище, где голова и т. д.) повторяют дети. У них должно сложиться представление о предмете в целом: форма, ее части, пропорциональные соотношения. На первых этапах обучения, чтобы был понятен способ лепки, воспитатель, зрительно анализируя части предмета, прибегает к сравнению с теми предметами, которые дети хорошо знают. Например, когда дети лепят куклу, педагог отмечает, что руки у нее, как столбики, а туловище напоминает толстую морковку. Значит, лепить руки нужно так же, как столбики, а туловище - как морковку. Этапы обследования: · эмоциональное целостное восприятие предмета · вычленение отдельных частей с указанием функций, формы, цвета · повторное целостное восприятие Обследующий жест. Основной объём ощупывается ладонями, а детали – кончиками пальцев. Объяснение и показ способа лепки, полный или частичный. В основном детям показывают незнакомые способы лепки или те, которые недостаточно освоены. (Например, воспитатель говорит: «Дети, мы сегодня будем лепить ежа. Какой формы его тело? Правильно, напоминает яичко. Посмотрите, как его лепить: кладу кусок глины на ладонь правой руки, покрываю ладонью левой — вот так. Сначала двигаю руками по кругу: проверяю, скатался ли ровный шар. Теперь делаю движения руками туда-обратно: проверяю, что получилось — шар немного вытянулся. Пальцами правой руки немного вытягиваю одну из сторон, делаю ее тоньше, а другую сторону оставляю потолще. Вот и получилось туловище ежа».). Разумеется, не все дети сразу усваивают показ и объяснение. В таких случаях воспитатель, чтобы активизировать внимание детей, предлагает продемонстрировать показ тем, кто его усвоил. Метод «рассматривание игрушек», выполненных воспитателем (скульптуры малой формы, фигурки). Отбираются две однородные фигурки, но в различном ракурсе (например птички клюют корм, кролики грызут морковку: одна из птиц сидит спокойно, другая — клюет корм; один кролик поджал под себя лапки, рядом с ним — морковка, другой сидит на задних лапах, передними держит морковку). Детям трудно в течение одного занятия вылепить две фигуры, поэтому можно предложить для изображения один предмет в том положении, которое больше привлекает. Обыгрывание темы и результата работы. Так, всех вылепленных птиц дети размещают на одной подставке, называя ее кормушкой. Кормушку воспитатель лепит заранее, чтобы дети имели возможность видеть его работу (можно использовать для этой цели доску или толстый картон). Тема «Лепка торта» связывается с приготовлением угощений для кукол: в начале занятия дети лепят угощение для кукол, в конце вылепленными изделиями сервируют стол, вокруг которого усаживают кукол. Если же дети изображали животных, то зайчат размещают или у картонных елок, или рядом с зайчихой, которую слепил педагог, а поросят — около свиньи или корытца для корма. Правильные пропорции дети научатся передавать, освоив прием сравнения (Например, изображая куклу, ее руки, педагог берет заранее вылепленный столбик, делит его пополам и, прикладывая получившиеся части, демонстрирует одинаковую длину). Умение сравнивать части, детали изображения дети используют при лепке разных предметов, например корзиночки из колец: лепят дно-диск и 4 столбика одинаковой длины. Из трех составляют корзинку, а четвертый используют для ручки. Во время объяснения перед лепкой, а также в процессе любого занятия воспитатель задает ребятам вопросы: охарактеризовать форму, детали, пропорции, способ лепки («Как можно вылепить пятачок у свинки?», «Как изобразить и укрепить воротник на шубке у девочки?»). Художественное слово. Чтобы вызвать у детей интерес, положительное отношение к занятию, яркие образные представления, воспитатель за день до занятия или вначале читает короткие сказки, стихи и загадки, содержание которых поможет раскрыть предстоящую тему (например, «Хвост крючком, нос пятачком. Кто это?»). Особого внимания требуют занятия по замыслу, которые подготавливаются всей предшествующей работой. В начале занятия воспитатель подводит детей к выбору темы. Для этого он просит вспомнить, что они видели на прогулке, о ком им читали и т. д. По определении темы, начала работы воспитатель вопросами, советами направляет внимание детей на выразительность изображения. «Что делает твой зайка? — спрашивает воспитатель.— Сделай так, чтобы всем было ясно, что зайка сидит». Или: «Птичка получилась хорошая, но непонятно, что она делает. Подумай, как нужно установить птичку на подставке, чтобы все сразу догадались: она пьет воду». Так педагог активизирует мыслительную деятельность, учит детей работать над образом.
Анализ детских работ Расширяя представления детей о форме, пропорциях предмета, способах лепки, педагог, анализируя результаты работы, проводит короткую беседу о том, что получилось. Воспитатель говорит о качестве выполненной работы, дополняет ответы детей, обращая внимание на то, как получилась форма, правильно ли изображены пропорции и строение, на прочность соединения частей. Активизировать детей с помощью вопросов, которые побуждают думать над тем, что у них вышло.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 355.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...