Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Правила подготовки, оформления и защиты выпускной квалификационной работы




АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Факультет психологии и педагогики

Кафедра педагогического образования

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХРАБОТ

Код и направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование

Уровень высшего образования – бакалавриат

Направления (профили): начальное образование

 

Методические рекомендации доработаны, рассмотрены и утверждены на заседании кафедры педагогического образования «29» августа 2017, протокол № 1.

 

Заведующий кафедрой педагогического образования,

кандидат педагогических наук, доцент___________ Головятенко Т.А.

 

 

Москва

2017 год

 

Содержание

Пояснительная записка…………………………………………………………………   3
Тематика выпускных квалификационных работ, обучающихся по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, направленность (профиль): начальное образование………………………………………...........................................   3  
  Правила подготовки, оформления и защиты выпускной квалификационной работы………………………………………………………………………………………     6
Критерии оценки выпускной квалификационной работы……………………………..   12
Приложения………………………………………………………………………………13    

 

Пояснительная записка

Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работыподготовлены на кафедре общей психологии и психологии труда для студентов, обучающихся по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование.

Выпускная квалификационная работа является неотъемлемой частью государственной итоговой аттестации выпускника за весь период обучения, итоговой формой контроля психологической грамотности, исследовательской компетентности и готовности к реализации профессиональной деятельности. Подготовка выпускной квалификационной работы помогает студентам расширить и систематизировать свои педагогические знания, овладеть методами поиска, сбора, обработки информации, получения и интерпретации полученных данных, развивать и совершенствовать умения анализа теоретических источников: монографий, статей, авторефератов диссертационных исследований, сборников тезисов конференций и интерпретации представленного в них экспериментального материала. Перечисленные компетенции необходимы будущим специалистам для формирования осмысленного и творческого отношения к труду и для осуществления профессиональной деятельности на высоком уровне.

Выпускная квалификационная работа у студентов, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование» (квалификация (степень) «бакалавр»), называется «Бакалаврская работа»

Тематика выпускных квалификационных работ,

обучающихся по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование

направление (профиль): начальное образование

 

1. Обучение естественно-научным понятиям учащихся начальной школы на уроках окружающего мира в 3-м классе.

2. Проблема орфографии и пути ее решения на уроках русского языка в начальной школе.

3. Методика предупреждения грамматических ошибок на уроках русского языка в начальной школе.

4. Методика работы со сленгом на уроках русского языка в начальной школе.

5. Использование электронных словарей на уроках русского языка в начальной школе.

6. Понятие «спряжение глаголов» и его интерпретация в современных учебниках русского языка для начальной школы.

7. Работа с пословицами на уроках русского языка в 3 классе.

8. Формирование ИКТ компетентности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения.

9. Проблема обучения грамоте современных первоклассников и её решение в свете ФГОС начального общего образования.

10. Нестандартные формы обучения на уроках русского языка в начальной школе.

11. Развитие творческой активности детей младшего школьного возраста на уроках технологии в начальной школе.

12. Использование интерактивных методов обучения на уроках иностранного языка в начальной школе.

13. Использование ИКТ как средство развития познавательного интереса у детей.

14. Нравственное воспитание младших школьников в процессе обучения.

15. Деятельностный подход к воспитанию дружеских отношений детей с одноклассниками.

16. Патриотическое воспитание младших школьников.

17. Сотрудничество учителей и родителей в воспитании младших школьников.

18. Воспитание детей младшего школьного возраста в летнем лагере.

19. Игра как средство обучения и воспитания младших школьников.

20. Социально-педагогическая работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.

21. Влияние семейного воспитания на формирование личности младшего школьника.

22. Воспитание у младших школьников основ будущей семейной жизни.

23. Мотивация младшего школьника в учебной деятельности.

24. Мотивы поведения младших школьников в конфликтных ситуациях.

25. Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения.

26. Сравнительный анализ Я-концепции мальчиков и девочек младшего школьного возраста.

27. Развитие творческих способностей младших школьников.

28. Художественная деятельность как фактор развития способностей младших школьников.

29. Особенности проявления свойств внимания младших школьников.

30. Природоведческие игры как средство повышения качества знаний у учеников начальных классов на уроках окружающего мира.

31. Внеклассная работа как средство формирования знаний об экологии у младших школьников.

32. Использование занимательного материала на уроках окружающего мира для развития познавательного интереса.

33. Организация экологических праздников как средство повышения активности младших школьников.

34. Дидактические игры как средство повышения знаний у учеников начальных классов на уроках окружающего мира.

35. Современные информационные технологии как средство формирования знаний об окружающем мире у младших школьников.

36. Творческие задания на уроках литературного чтения в начальной школе с использование информационно-коммуникативных технологий.

37. Использование развивающих игр и упражнений на уроках русского языка в начальных классах.

38. Внеклассная работа по русскому языку как форма организации учебно- воспитательной работы в начальной школе.

39. Приемы работы по обогащению словарного запаса младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения.

40. Народное художественное творчество в эстетическом воспитании младших школьников.

41. Нравственное воспитание младшего школьника средствами музыки.

42. Мультимедийные технологии как средство расширения кругозора детей 2 класса.

43. Развитие творческой активности младших школьников на уроках изобразительного искусства средствами ИКТ в 4 классе.

44. Особенности взаимодействия школы и семьи в процессе адаптации ребенка к школьному обучению.

45. Формирование положительной мотивации к обучению младших школьников.

46. Особенности социализации младших школьников в современной начальной школе.

47. Особенности формирования познавательной компетенции учащихся начальных классов в учебном процессе.

48. Социальная адаптация младших школьников в процессе учебно- воспитательной работы.

49. Адаптация учащихся младших классов к обучению в школе.

50. Классные часы в начальной школе.

51. Профориентационная работа с младшими школьниками.

52. Воспитательный потенциал детских хореографических выступлений.

53. Влияние познавательного интереса на положительную мотивацию учебной деятельности.

54. Моделирование как универсальное учебное действие в процессе обучения математики в начальной школе.         

55. Развитие исследовательских умений младших школьников в процессе изучения математики в начальной школе          

56. Проблемное обучение как средство формирования математических понятий у младших школьников на уроках математики.

57. Формирование нравственных представлений при изучении малых эпических жанров фольклора на уроках литературного чтения в начальной школе.        

58. Развитие детского литературного творчества в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО (на материале русских народных сказок).      

59. Обучение младших школьников работе с текстом путем формирования коммуникативных универсальных учебных действий.   

60. Использование приема моделирования в процессе обучения решению текстовых задач.

61. Формирование нравственных представлений младших школьников при изучении сказок Г.Х. Андерсена.         

62. Формирование эстетической культуры младших школьников при изучении рассказов и сказок К.Г. Паустовского.

63. Патриотическое воспитание младших школьников в процессе изучения окружающего мира.

64. Формирование основ гражданской идентичности младших школьников при изучении окружающего мира.     

65. Проектная деятельность младших школьников как средство формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках окружающего мира.      

66. Формирование речевых умений и навыков младших школьников в процессе проектной деятельности на уроках литературного чтения.

67. Развитие читательской деятельности младших школьников при изучении русских народных волшебных сказок.

68. Причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников математике.

69. Использование технологии проблемного обучения на уроках математики в начальной школе.

70. Учебные задания как средство формирования познавательных учебных действий у первоклассников на уроках математики.

71. Развитие математических способностей младших школьников во внеурочной деятельности.

72. Особенности формирования вычислительных навыков у младших школьников.

73. Военно-патриотическое воспитание младших школьников при изучении окружающего мира.

74. Развитие творческих способностей младших школьников при изучении литературной сказки.

75. Нравственное воспитание младших школьников при изучении рассказов В.Ю. Драгунского и С.Г. Козлова на уроках литературного чтения в начальной школе.

76. Формирование экологических представлений младших школьников при изучении творчества В. Бианки и Н.И. Сладкова.

77. Пути формирования готовности ребенка к школе в аспекте развития речи.

78. Особенности развития речи у детей дошкольного возраста.

79. Методика работы с текстом при подготовке к изложению на уроках русского языка в начальной школе.

80. Художественное слово на уроках литературного чтения как средство формирования эстетической культуры младших школьников.

81. Формирование литературоведческой компетентности младших школьников.

82. Проектная деятельность как средство развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения.

83. Формирование проектной деятельности у первоклассников при изучении «Окружающего мира».

84. Формирование здорового образа жизни у младших школьников во внеклассной работе.

85. Традиционные и интерактивные методы обучения на уроках математики во втором классе.

86. Учебные проекты как средство развития регулятивных универсальных учебных действий младших школьников при изучении окружающего мира.

 

Правила подготовки, оформления и защиты выпускной квалификационной работы

Выпускная квалификационная работа выполняется под руководством научного руководителя. Тему выпускной квалификационной работы студент может выбрать среди рекомендованных кафедрой тем. Обучающимся предоставляется право предложить свою тему ВКР с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки для практического применения в соответствующей области профессиональной деятельности или на конкретном объекте профессиональной деятельности. Предложенная обучающимся тема обсуждается на заседании кафедры при условии согласования с предполагаемым руководителем ВКР и заведующим выпускающей кафедрой и либо утверждается, либо отклоняется.

Для закрепления темы выпускной квалификационной работы и научного руководителя студент оформляет заявление за 6 месяцев до государственной итоговой аттестации (см. Приложение 1).

Руководитель ВКР в течение 10 дней с даты приказа о закреплении тем ВКР оформляет и выдает обучающемуся задание и план-график выполнения ВКР (см. Приложение 2).

В ходе выполнения выпускной квалификационной работы студент имеет право обратиться к своему научному руководителю за консультацией и должен отчитываться на каждом этапе подготовки ВКР.

ВКР должна быть выполнена с соблюдением требования о неправомочном заимствовании результатов работ других авторов (плагиат).

Обучающиеся за 20 дней до защиты представляют специалисту деканата законченную ВКР в электронном виде (на CD/DVD диске) для проведения экспертизы на отсутствие неправомочных заимствований и определения общего объема заимствований. Обучающийся несет ответственность за соответствие содержания ВКР в электронном виде содержанию ВКР, представленной впоследствии в бумажном варианте для защиты.

ВКР считается прошедшей проверку успешно – при обнаружении 65% и более оригинальности текста.

ВКР, не прошедшие экспертизу на отсутствие неправомочных заимствований, к защите не допускаются.

Выпускная квалификационная работа, выполненная неграмотно и оформленная не в соответствии с требованиями, не принимается и студент не допускается к защите.

 

В структуру выпускной работы выходят:

Титульный лист. Титульный лист является первой страницей выпускной квалификационной работы и информирует о теме выпускной квалификационной работы, исполнителе, научном руководителе, месте и времени ее написания. Оформление титульного листа студентов специалистов и бакалавров отличается.

Оформление титульного листа выпускной квалификационной работы («Бакалаврской работы») студентов, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование» смотрите в Приложении 3.

Оглавление (содержание). В содержании последовательно перечисляются заголовки выпускной квалификационной работы: введение, номера и заголовки глав, подразделов, заключение, список используемых источников и приложения с указанием номера страницы, на которой помещен каждый заголовок.

Все заголовки в оглавлении записывают строчными буквами (первая – прописная).

Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим номером страницы, на которой расположен заголовок. Номер страницы проставляют справа арабской цифрой без буквы “с” и знаков препинания.

Слово «Содержание» записывают в виде заголовка (по центру, симметрично тексту) жирным шрифтом прописными буквами (см. Приложение 4).

Введение. Во введении обосновывается выбор темы, раскрывается актуальность, разработанность и практическое значение избранной темы, формулируются объект и предмет исследования, определяются цель и задачи выпускной квалификационной работы, обозначается рабочая гипотеза, называются методики исследования и указывается структура выпускной квалификационной работы. Рекомендуемый объем введения – 2-3 страницы.

Актуальность – это важность избранной темы для психологии в научном и практическом плане.

Разработанность – это краткий обзор научных работ и публикаций по проблеме исследования.

Объект исследования – это психологическое явление, рассматриваемое у определенной категории испытуемых (у людей определенного возраста, пола, статуса). Объект исследования формулируется исходя из проблемы исследования.

Предмет исследования – это то, что вы хотите рассказать об объекте исследования, какой аспект объекта исследования изучаете у испытуемых. Предмет исследования формулируется исходя из объекта исследования. Предмет исследования, как правило, это одна из сторон объекта, уже объекта в содержательно-смысловом аспекте. Например, если объектом исследования являются личностные особенности подростков, то предметом являются особенности самооценки и мотивации мальчиков и девочек - подростков (т.к. самооценка и мотивация – это личностные характеристики). Таким образом, предмет устанавливает познавательные границы исследования, т.к. один и тот же объект может предполагать множество предметов исследования.

Цель исследования определяет направление исследования. Как правило, цель исследования перекликается с названием темы исследования. Например, если тема выпускной квалификационной работы: «Особенности поведения подростков разного пола в конфликтных ситуациях общения», то целью исследования является выявить особенности стилей поведения в конфликте у мальчиков и девочек подросткового возраста.

Цель выпускной квалификационной работы конкретизируется в задачах. Задачи – это конкретные шаги, которые необходимо выполнить для достижения цели. Например, для достижения цели, сформулированной в предыдущем абзаце, необходимо сделать обзор литературы и источников по проблеме исследования, подобрать и подготовить диагностические методики для проведения исследования, провести диагностику стилей поведения конфликтов у подростков, выявить стилевые особенности поведения в конфликте.

Гипотеза исследования выдвигается для выявления определенных фактов, которые исследователь должен подтвердить или опровергнуть. Например, можно предположить, что у девочек, в силу их социальной направленности, будут наблюдаться такие стили поведения в конфликте как сотрудничество и компромисс, в отличие от мальчиков, у которых будут наблюдаться склонность к соперничеству. В ходе исследования наше предположение может как подтвердиться, так и быть опровергнутым.

Для проверки гипотезы в исследовании используются исследовательские методики. Те методики, которые автором выпускной квалификационной работы использованы, должны быть перечислены во введении.

Во введении также указывается структура выпускной квалификационной работы: наличие основных разделов выпускной квалификационной работы и приложения, количество таблиц и рисунков. Например, выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав (теоретической и экспериментальной), заключения, списка литературы и двух приложений. В выпускной квалификационной работе представлены 5 таблиц и 8 рисунков.

Текст, расположенный между введением и заключением, составляет основную частьвыпускной квалификационной работы. Она традиционно включает в себя две главы: теоретическую и эмпирическую (практическую). Каждая из глав включает по 3 параграфа.

В теоретической главе осуществляется критический обзор литературы по проблеме исследования. В ней раскрывается история и теория исследуемой проблемы, феноменология и сущность изучаемых психологических явлений, освящаются различные подходы и аспекты ее решения. При написании теоретической главы студент должен продемонстрировать свои умения логично, четко, ясно и лаконично излагать материал, делать теоретические обобщения и формулировать выводы.

В выпускной квалификационной работе студенты должны описывать достоверные факты. Поэтому в работе следует использовать библиографические ссылки – ссылки на литературу и иные источники. Рекомендуется использовать внутритекстовые ссылки.

Внутритекстовые ссылки помещаются в самом тексте в квадратных скобках, в которых через запятую указывается два числа: первое число обозначает номер источника цитирования по списку литературы, второе число – номер страницы цитируемого источника. Например,

Темперамент отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера, поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическим особенностями человека [38, с. 213].

Каждый параграф теоретической главы выпускной квалификационной работы необходимо заканчивать выводами. Выводы – это итог размышлений. Например,

Таким образом (итак, исходя из рассмотренного ранее…), мы видим, что до сих пор является дискуссионным вопрос о самом определении малой группы, о ее наиболее существенном признаке. Так же не решен вопрос о количественных параметрах малой группы, нижнем и верхнем ее пределах. Одной из причин этого является отсутствие единого теоретического подхода при рассмотрении данной проблемы.

В параграфах эмпирической главыраскрываются процедура, методики и результаты самостоятельного экспериментального исследования студента, организованного и реализованного с целью проверки гипотезы. В описание процедуры исследования включается информация об объекте, предмете, цели, задачах и гипотезе исследования (эти данные перекликаются с информацией из введения). Обязательно указываются особенности выборки испытуемых, т.е. людей, которые приняли участие в эксперименте (указывается, кто принимал участие в эксперименте (студенты какого вуза и факультета, сотрудники какой организации, дети какого класса и школы, какой группы детского сада т.п.), указывается количество испытуемых, их возраст, пол. Далее даются сведения о методиках исследования: название методики, цель методики (какое психологическое явление она изучает), особенности проведения и обработки данных (образцы инструкции, бланка методики, а также заполненные испытуемыми бланки можно поместить в приложение).

Особенности проведения диагностики. Прежде чем проводить наблюдение и педагогическую диагностику, необходимо тщательно изучить инструкции методик.

Обработка и анализ результатов экспериментального исследования. После сбора бланков полученные данные необходимо обработать (все подсчеты ведутся исходя из инструкций к методике). Полученные после обработки результаты необходимо занести в сводную таблицу, где будут отражены результаты диагностики каждого испытуемого по всем методикам (см. Приложение 5). Сводная таблица помещается в приложение.

Далее, исходя из сводной таблицы, формируются таблицы, со средними показателями по группе испытуемых в целом, а также со средними показателями внутри групп испытуемых, выделенных исходя из цели, задач и гипотезы экспериментального исследования (см. Приложение 6). Эти таблицы должны быть соответствующе оформлены, иметь номер и название. Они включаются в текст практической главы выпускной квалификационной работы и анализируются. В самом тексте обязательно должна быть ссылка на соответствующую таблицу. Например, результаты диагностики мотивов общения старшеклассников отражены (или представлены) в таблице 1.

Для большей наглядности в текст выпускной квалификационной работы можно включать диаграммы, графики, рисунки, схемы и др. Они также располагаются внутри самой работы и должны иметь номер и название (см. Приложение 7). В тексте выпускной квалификационной работы обязательно должна содержаться ссылка на графический материал. Например, наиболее наглядно результаты диагностики внимания школьников представлены на рис. 2.

Анализ и интерпретация результатов диагностики происходит по типовой схеме. Сначала обозначается изучаемое качество, далее следует ссылка на соответствующую таблицу (и/или рисунок). Затем следует сама таблица (и/или рисунок). Ниже таблицы/рисунка помещается описание результатов, представленных в ней, и их интерпретация (см. Приложение 8). В конце главы обязательно должны помещаться выводы.

В Приложении 10 размещены в помощь студентам «Лексические средства научного произведения».

Заключение содержит краткую формулировку результатов, полученных в ходе теоретического анализа и экспериментального исследования, практические рекомендации и предложения, в том числе и по перспективам дальнейшего изучения проблемы.

В список использованных источников студент включает все использованные источники в алфавитном порядке. Преимущественно это должны быть источники и литература, выпущенные за последние пять лет – монографии, статьи из периодических изданий, сборников конференций. Нумерация всех видов источников сквозная. Количество источников 30-40.

Правила оформления источников литературы согласноГОСТ Р 7.0.5-2008










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 195.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...