Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Кратко о титулах, наименованиях и молитвенных обращениях к Деве Марии в Православии, которые смущают протестантов.




 

1) «Царица Небесная». Протестанты говорят, что называть Марию "Владычицей" и "Царицей небесной" мы не имеем права т.к. Владыка и Царь неба только Бог. На самом же деле, тот факт, что Христос именуется «Царём» или «Царем царей» не только не опровергает возможности того, что и люди могут быть названы царями и царицами, но напротив – именно название «Царь царей» и утверждает то, что у Христа есть цари, над которыми Он царствует. В Библии все искупленные Христом называются «царями и священниками» (Откр. 5:10). Более того, Христос говорит: «Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моём, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его» (Откр. 3:21). Так если все искупленные называются царями и сидят на престоле Самого Христа и с Ним соцарствуют, то Дева Мария более всех соцарствует со Христом, и по праву может называться царицей хотя бы как одна из искупленных Христом. Но так как она не просто «одна из» спасённых, а самая великая святая из всех спасённых, то Она и называется Царицей в преимущественном смысле. Кто больше свят в Царствии Христа, тот больше и царствует с Ним. Но над всеми царями и царицами, в том числе и Богоматерью, владычествует Христос. И, называя Деву Марию Царицей, православные не считают, что Она царствует наравне со Христом. Царствуя, Она, как и все остальные царствующие, поклоняется Сыну Своему и Богу Иисусу Христу, и Богу Отцу, и Богу Духу Святому.

 

2) «Владычица». Владыкой называет Библия Бога (Исх. 15:17; Иуд. 1:4; Откр. 6:10), но владыками позволительно называть и людей. Сам Бог именует владыкой Соломона (3Цар. 11:34) и Езекию (4Цар. 20:5). Если они могли именоваться владыками, будучи царями ветхозаветного царства, то Богородица во много раз достойнее называться так.

 

3) «Заступница» и «Ходатаица». Протестанты, не желающие признавать Богородицу Ходатаицей, приводят место Писания: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1Тим 2:5), а также: «И потому Он есть Ходатай нового завета…» (Евр 9:15), и в протестантском понимании – Ходатай единственный. Но говоря о превосходнейшем и главнейшем Посреднике и Ходатае Христе, Библия говорит нам и о других ходатаях-людях, чьё ходатайство также угодно Богу: «Который и избавил нас от столь близкой смерти и избавляет, и на Которого надеемся, что и ещё избавит, при содействии и вашей молитвы за нас, дабы за дарованное нам по ходатайству многих, многие возблагодарили за нас» (2Кор. 1:10-11). И так как Бог прежде и более всех слушает молитвы праведников (см. Пс. 33:16), которые более всех возлюбили Его и исполнили Его волю, одним словом – более святых, поэтому Дева Мария, как самая святая из всех святых Христовых, есть первая после Христа Ходатаица пред лицом Божиим.

 

4) «Пресвятая», «Пречистая», «Преблагословенная», «Пренепорочная». О слове «Пресвятая» протестанты нередко иронизируют, говоря, что в Библии Бог называется «святым» (Откр. 3:7), а Марию православные (и католики) называют «пресвятой», и «получается, что православно-католическая Мария святее Самого Бога». На самом же деле, называя Марию «Пресвятой», православные вообще не сравнивают Её святость со святостью Бога. «Пресвятая» значит «самая святая» и «самая избранная» из людей, и это есть чистая правда. И, конечно же, Дева Мария есть самая чистая, самая благословенная и самая непорочная из людей, иначе Она не была бы избрана Богом в Матери для Своего Сына. Деву Марию Церковь действительно весьма почитает, по праву поставляя Её выше Ангелов, но ни в коем случае не выше Бога – это было бы полное безумие, ибо как тварь может превзойти своего Творца, и кто может быть святее Бога? А чтобы протестанту было яснее, что прилагательными с приставкой «пре», обозначающую превосходную степень, православные не приписывают Марии «Божеские атрибуты» и не ставят Её святость выше Божественной, можно привести в пример Соломона, который часто, в том числе и протестантами, называется «премудрым», и протестанты не видят в этом титуле ничего предосудительного. Они не говорят, что термин этот кощунственный, так как делает Соломона мудрее Бога. Ведь протестанты хорошо понимают, что в данном случае «премудрый» значит «самый мудрый» из людей (причём даже не из всех людей, а прежде всего ветхозаветных, ибо Соломон не был мудрее, например, ап. Иоанна).

 

19 правило VI Вселенского собора предписывает: "аще будет изследуемо слово Писания, то не инако да изъясняют оное, разве как изложили светила и учители Церкви в своих писаниях, и сими более да удостоверяются, нежели составлением собственных слов". Во святых отцах дышал тот же Дух Святой, который был и в пророках и апостолах, так что через них Сам Господь открывает то, как нужно понимать Его слово. Поэтому святой Игнатий (Брянчанинов) говорит: "Не дерзай сам истолковывать Евангелие и прочие книги Священного Писания. Писание произнесено святыми пророками и апостолами, произнесено не произвольно, но по внушению Святого Духа. Как же не безумно истолковывать его произвольно? Святой Дух, произнесший чрез пророков и апостолов Слово Божие, истолковал его чрез святых отцов. И Слово Божие и толкование его - дар Святого Духа. Только это одно истолкование принимает святая Православная Церковь и ее истинные чада!" [Цит. по: 300 слов мудрости. М., 2011].

 

 

Богослужение по Апокалипсису

 

Насколько стройный и твердый порядок выработался в богослужении к концу апостольского времени, и какую красоту сообщило это богослужению, хорошо видно из Апокалипсиса, книги, во многих местах являющейся отражением литургической практики того времени. Апокалипсис прежде всего позволяет констатировать решительный, (с. 42) насколько это возможно было, разрыв христианского богослужения с синагогальным. Синагога в нем называется прямо сатанинской (συναγωγή του σατάν, «сонмище сатаны»)231. Справедливо думают, что в основе главного апокалиптического видения (4 гл.) Бога сидящего на престоле и Агнца с 24 старцами лежит картина тогдашней литургии, совершаемой епископом с сонмом пресвитеров, падающих ниц пред престолом Божиим и Агнцем «посреди его»; под престолом души убиенных за слово Божие – Гробы мучеников, на которых первые христиане совершали евхаристию. Характерно, что старцы поклоняются Богу и Агнцу, когда херувимы поют: «Свят, свят, свят Господь...» и что к их пению прибавляют: «Достоин еси Господи прияти славу и честь и силу, яко ты еси создал всяческая и волею твоею суть сотворена»232. Все это напоминает литургийные песни и молитвы. По всему Апокалипсису рассеян и ряд других несомненно богослужебных формул. Такова напр. доксологическая формула, часто варьирующаяся: «Тому слава и держава во веки веков Аминь»233 или: «Седящему на престоле и Агнцу благословение и честь и слава и держава во веки веков»234. Иногда к этим формулам и подобным прибавляется впереди или сзади аллилуиа и аминь, ей аминь235. В разных местах своих Апокалипсис дает до 10 гимнов в честь Агнца236 и упоминает о песни раба Божия Моисея237. В словах: «блажен читающий и слушающие слова пророчества сего»238 Апокалипсис прямо предназначается для богослужебного употребления, причем под читающим, ὁἀναγιγνώσκων ед. ч. (ἀναγνώστης) разумеется церковный чтец (lector), который собранию слушателей (οἱἀκούοντες) читал Писание239.

 

Мученические памяти 2 век

 

От II в. имеем первые известия о богослужебном чествовании мучеников. Древнейшее из таких известий находится в мученических актах св. Игнатия (107 или 115 г.): «проведя несколько дней над его гробом в пении гимнов, христиане положили и впредь воспевать жизнь и страдания его, и при воспоминании о нем прославлять Господа Иисуса»335. Евсевий приводит послание Смирнской церкви к Филомейской церкви (в Малой Азии) по поводу мученический кончины св. Поликарпа († 167); в нем говорится, что проконсул, по совету иудеев, сжег тело Поликарпа, чтобы оно не стало предметом поклонения христиан; но «мы собрали кости его... и положили их, где следовало»; «туда, как только можно будет, мы станем собираться с веселием и радостью, – и Господь соизволит нам праздновать день его мученического рождения (γενέθλιον)». Замечателен взгляд на кончину мученика, как на день рождения его (natalitiae). Этот взгляд был причиною, того, что церковный год и впоследствии совершенно не имел дней рождения святых исключая Спасителя, Богоматери и Иоанна Крестителя, и что даже эти дни рождения, не исключая Рождества Христова, стали праздноваться сравнительно поздно. Приведенные места говорят о праздновании мученических памятей в общих чертах, не показывая, в чем состояло это празднование. Но ряд других мученических актов дает видеть, что последнее состояло гл.о. в совершении агап (если было возможно, на местах их кончины), которые назывались agapae natalitiae336. В некоторых их этих актов есть указание на чтение их на гробах мучеников в день памяти последних; посему самым житиям и страданиям мучеников впоследствии усвоено название legenda337 (подлежащие прочтению) – на западе, а на востоке «прологи» (вступительные к богослужению чтения) (с. 69) и «синаксари» (чтения на торжественных собраниях)338. Памяти мучеников д.б. были только местными, но не общецерковными. Но некоторые мученики обстоятельствами своих страданий приобрели широкую известность и стали чтимыми д.б. и за пределами своего отечества, каковы, напр., св. Игнатий Богоносец, совершивший пред страданием своим как бы триумфальное шествие по всем христианским областям Римской империи, св. Поликарп Смирнский, о котором смирняне в послании по поводу его кончины свидетельствуют, что он особенно чтится (с. 70) между мучениками и известен даже язычникам многих мест339. Вообще бывали мученики, пытки над которыми приводили в содрогание весь тогдашний христианский мир и делали их м.б. повсеместно чтимыми. Памяти подобных мучеников и во II в. были близки к тому, чтобы стать общецерковными. Т.о. мученические памяти – старейшие в церкви праздники в честь святых. По примеру мучеников стали почитаться и памяти апостолов. Но о таких памятях от II в. нет известий.

 

Мученические памяти 3 век

 

Почитание мучеников в III в. веке носило такой же местный характер, как во II в. Памятники III в. не упоминают ни одного общецерковного праздника в честь какого-либо святого или мученика. Но конечно, благоговение к мученикам растет и подготовляют идею общецерковного чествования некоторых из них. Такие мученики, как св. Лаврентий (†258) должны были ужаснуть перенесенными пытками весь христианский мир. На какой ступени находилось чествование мучеников и свв. в III в., хорошо (с. 40) показывает интерполяция места СирскойДидаскалии о мучениках в Постановлениях Апостольских.

 

СирскаяДидаскалия.

 

Апостольские Постановления.

 

Итак, блаженны мученики и чисты от всех грехов и искушенияи удалены от всякой неправды, как сказано о Христе у Исаии: 57, 1–2578.

 

А касательно мучеников говорим вам, чтобы они были у вас во всякой чести, как и нами (апостолами) чествуется блаженный Иаков епископ и св. сослужитель наш Стефан579.

 

Это единственные святые, о чествовании которых (общецерковном) упоминают Апостольские Постановления; след. в эпоху Дидаскалии не было еще и в честь их повсеместной памяти.

 

По-видимому, в III в. не полагалось еще слишком резкой грани между памятию мучеников и поминанием обыкновенных умерших. Тертуллиан говорит: «мы делаем приношения (oblationes) за скончавшихся (prodefunctis) в годичный день страдания (pronatakitiisannuadie)»580. «Мы совершаем», говорит Ориген, «память святых и родителей наших; также чествуем память друзей, умирающих в вере, как радуясь о их упокоении, так и самим себе испрашивая праведной кончины в вере. Когда совершается память их», бывает агапа581, – «так чтобы празднество наше служило в воспоминание и упокоение души, память которой совершается, а для нас пред лицом Бога было благоуханым запахом»582. Здесь поминовение заключает не столько молитвы об упокоении умерших, сколько проникнуто твердой и радостной уверенностью в таком упокоении. Но в Дидаскалии характер поминовения уже ближе к нашему. «Мы же по евангелию и по силе Св. Духа собираясь в мемориях, совершайте чтение свящ. писаний и воссылайте непрестанно к Богу молитвы и приносите евхаристию, принятую по подобию царственного тела Христова, как во всяких собраниях, так и в усыпальницах и при кончине умирающих»583. (c. 141)

Цитаты из Толкового Типикона Скаббалановича.

 

Древний чин Божественной Литургии Апостольских Постановлений, (цитаты) в которой присутствуют многие атрибуты православного богослужения:

 

Когда все это будетъ исполнено, діаконы должны принесть потомъ дары епископу къ жертвеннику [32], а пресвитеры пусть станутъ по правую и по лѣвуюсторонуепископа, какбыученики, стоящіеприучителѣ [33]. Дважедіаконасътойидругойстороныжертвенникапустьдержатърипидуизътонкихъкожицъ, илиизъпавлиньихъперьевъ, или изътонкаго полотна, и тихо отгоняютъ ею маленькихълетающихънасѣкомыхъ, чтобыонинепопаливъчаши (κύπελλα). Тогдаархіерей, помолившисьпросебявмѣстѣсъсвященникамииоблачившисьвъсвѣтлуюодежду, пустьстанетъпредъжертвенникомъи, сдѣлавъ рукою на челѣзнаменіекреста [34], пустьскажетъвъслухъвсѣхъ:

 

Благодать Вседержителя Бога, и любовь Господа нашего Іисуса Христа, и общеніеСвятаго Духа — со всѣмивами

 

Еще приносимъТебѣизавсѣхъотъвѣкаблагоугодившихъТебѣсвятыхъ, патріарховъ, пророковъ, праведниковъ, апостоловъ, мучениковъ, исповѣдниковъ, епископовъ, пресвитеровъ, діаконовъ, иподіаконовъ, чтецовъ, пѣвцовъ, дѣвствовавшихъ, вдовствовавшихъ, мірянъивсѣхъ [47], чьиименаСамъТызнаешь. —ЕщеприносимъТебѣзанародъсей, чтобы Ты явилъ его, во славу Христа Твоего, царственнымъсвященствомъ, народомъсвятымъ (1 Петр. II, 9),

 

Помянемъсвятыхъмучениковъ, чтобы намъ сподобиться быть общникамиихъподвиговъ. — Объ упокоившихся съвѣроюпомолимся.

 

Цитаты из Литургии ап. Иакова ранней Церкви, которая и сейчас совершается во святом граде Иерусалиме в день памяти святого апостола Иакова ( в данной Литургии есть почитание Пресвятой Богородицы, святых Угодников Божиих, поминаются в молитве усопшие христиане, в богослужении присутствует престол и жертвенник, богослужебные облачения и проч. православные атрибуты служения Богу:

 

Пресвятую, пречистую, преславную благословенную Владычицу нашу Богоро- [50//51] дицу и приснодеву Марию, святых и блаженных Иоанна, славнаго пророка, предтечу и крестителя, Стефана перводиакона и первомученика, Моисеа, Аарона, Илию, Елисея, Самуила, Давида, Даниила пророки, и вся святыя и праведныя помянем, яко да молитвами и молении их вси помилованы будем.

 

Яко воистину достойно есть и праведно, лепо [в оригинале опечатка: "депо"] же и потребно, тяхвалити, тяпети, тебе кланятися, тебе славословити, тебе благодаритивсякия твари видимыя и невидимыясодетеля, сокровище вечных благ, источника жизни и бессмертия, всяческих Бога и Владыку, егоже поют небеса и небеса небес, и вся силы их, солнце и луна, [61//62] и весь звездный лик, земля, море и вся яже в них, Иерусалим пренебесный, собор избранных, церковь перворожденных, написанных на небесех, дуси праведных и пророк, души мученик и апостол, ангелы, архангелы, престолы, господствия, начала же и власти, и силы страшныя, херувимимногоочитии, и шестокрилатиисерафими, иже двемакрилама покрывают лица своя, двема же ноги, и двемалетающе взывают друг ко другу неусыпными усты, немолчными славословеньми:

 

Еще помянутисподоби, Владыко, и иже от века Тебе благоугодившыя по родам, святыя отцы, патриархи, пророки, апостолы, мученики, учители, преподобныя, и всякий дух праведный в вере скончавшийся. [77//78]

 

Помяни, Господи, архангельский глас глаголющ: радуйся, благодатная, Господь с тобою, благословенна ты в женах и благословен плод чрева твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

 

Возгласно: Изрядно о пресвятей и преблагословенней, пречистей Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии.

 

Архиерей же (или иерей) молитву тайно:

 

Святаго Иоанна славнаго пророка, предтечу и крестителя, святыя апостолы, святыя пророки и патриархи и праведныя, святыя мученики и исповедники.

 

И относит святая един от иереев от святыя трапезы на жертвенник ничтоже глаголя, диакон такожде относит дискос, без каждения, антиминс же подобает свити, изшед же северными дверьми станет диакон на своем месте, зря к людем, и глаголет диаконства:

 

Паки и паки, непрестанно Господу помолимся. Яко да будет нам при- [98//99] чащение святынь Его во отвращение всякаголукаваго деяния, в напутие живота вечного, в причащение и дар святаго Духа помолимся. Пресвятую, пречистую, преславную, благословенную Владычицу нашу Богородицу и приснодеву Марию со всеми святыми и праведными помянувше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.

 

 

О согласии святых Отцов

 

Автор: Александр Люлька

 

Вопрос 1. Что такое это "согласие отцов" и зачем оно нужно нам?

 

EdictumMediolanense

 

Ответ: Это принцип или лучше сказать, правило, с помощью которого, говоря словами преподобного Викентия Лиринского, можно "узнать... как некоторым верным и как бы общим путем отличать истину веры кафолической от лживости уклонения еретического" и каким образом "узнать обманы и избежать сетей вновь являющихся еретиков и пребыть в здравой вере здравым и целым".

 

Вопрос 2. Не достаточно ли для этого Святых Вселенских Соборов?

 

Ответ: Достаточно для тех вопросов для которых были собраны эти Соборы. Однако, выслушаем самих отцов Пятого Вселенского Собора:

 

"Святой собор сказал: «для порядка пусть прочитают все, что сделано». Когда это было исполнено, святой собор сказал:

 

«считая обязанностию священников — положить начало находящемуся у нас делу о трех главах, о которых письменно спрашивал нас благочестивейший и миролюбивейший император, и всем объявить о правой вере и о святых отцах и учителях, которые в разные времена сияли в святой Церкви Божией,

 

мы исповедуем пред всеми, что содержим и исповедуем ту веру, которая сначала дарована великим Богом и Спасителем нашим Иисусом Христом святым апостолам и ими была проповедана во всем мире, которую исповедали и изъяснили и передали святым церквам святые отцы и преимущественно те, которые собирались на четырех святых соборах;им мы следуем всецело и во всем и приемлем их;

 

приемлем также и четыре святых собора, то есть, триста восемнадцать святых отцов собиравшихся в Никее, и сто пятьдесят собиравшихся в Константинополе, и двести собиравшихся в первый раз в Ефесе, и шесть сот тридцать собиравшихся в Халкидоне, и все, что вышеуказанными четырьмя святыми соборами определено относительно одной и той же веры; а всех, осужденных вышеупомянутыми четырьмя святыми соборами, признаем осужденными и анафематствованными наравне с прочими еретиками.

 

При этом мы делаем известным, что хранили и храним все, что, как сказано выше, определено четырьмя вышеупомянутыми святыми соборами относительно правой веры и что, на основании канонов, положено ими относительно церковной практики. Ибо хотя в разные времена созываемы были против появлявшихся еретиков четыре вышеупомянутые святые собора; но они удержали и провозгласили одно и тоже исповедание правой веры, и потому все, согласное с тем, что упомянутыми четырьмя святыми соборами определено относительно правой веры, мы приемлем; а все, что несогласно с определениями тех же четырех святых соборов относительно правой веры и написано с целию нанести оскорбление или сопротивление тем же четырем соборам или одному из них и в защиту еретиков и их нечестивого учения, все это, считая чуждым благочестия, мы осуждаем и анафематствуем»."

 

Как мы видим, отцы безусловно принимают и исповедуют веру, которая дарована Спасителем Его Церкви от начала, "одно и тоже исповедание правой веры". Но:

 

«Сверх того мы во всем следуем и святым отцам и учителям Церкви, Афанасию, Иларию, Василию, Григорию богослову, Григорию нисскому, Амвросию, Августину, Феофилу, Иоанну константинопольскому, Кириллу, Льву, Проклу, и приемлем все, что они изложили о правой вере и об осуждении еретиков. Приемлем также и прочих святых отцов, которые безукоризненно до конца жизни своей проповедовали правую веру в святой Церкви Божией.

 

Итак, поелику в святой кафолической и апостольской Церкви Божией должно быть сохраняемо и проповедуемо это правое исповедание; то если кто либо удаляет себя самого от него, удаляющий себя самого от правой веры и вступающий в общение с еретиками, справедливо осуждается и анафематствуется святою ЦерковиюБожиею».

Деяния Вселенских Соборов. Деяния V Вселенского Собора, 3-е.

 

Итак, сей Собор выделяет двенадцать отцов, чьи писания в совокупности признаются им, Собором, непогрешимыми, но и всех "прочих святых отцов", проповедовавших ту же правую веру. Посему, если что-то мы не находим в соборных решениях, мы можем и должны обратиться к творениям святых отцов, которых сами Соборы объявляют достойными всяческого доверия.

 

Если кому-то нужно удостоверение Вселенского Собора относительно принципа согласия отцов, то вот оно выражено вполне ясно и недвусмысленно.

 

Вопрос 3. Что это за двенадцать отцов, которых Вселенский Собор признал непогрешимыми в учениях?

 

Ответ: Подробнее прочтём об этом разъяснение:

 

«9 мая (такую датировку принимают, следуя краткой редакции; по пространной редакции – 12 мая). Участники Собора… определили, следуя во много зачитанному в 1-ом деянии «Определению» святого Юстиниана (Hefele, Leqlercq. Vol.3(1). P.84), основные принципы своей работы – придерживаться решений четырех Вселенских Соборов и учения святых отцов: святителей

 

Афанасия Великого,

 

Василия Великого,

 

Григория Богослова,

 

Григория Нисского,

 

Амвросия Медиоланского,

 

Иоанна Златоуста,

 

Кирилла Александрийского,

 

Прокла Константинопольского,

 

Льва Великого,

 

бл. Августина [Гиппонского],

 

епископа ИларияПиктавийского,

 

Архиепископа Феофила Александрийского,

 

принимая всё, что «они изложили о правой вере и об осуждении еретиков»

(ACO& T.4. V.1. P.37; ДВС. Т.3. С.314).

Вселенские Соборы. Православная энциклопедия, Москва, 2005.

 

Учения указанных святых отцов Вселенские Соборы признают безусловно и в полноте.

 

Вопрос 4. Но мы видим, что в числе непогрешимых отцов упомянут Свт. Григорий Нисский, у которого, как нам известно, были ошибочные суждения об апокатастасисе, то есть о таком всеобщем восстановлении, какое было осуждено Церковью. Нет ли здесь противоречия, ведь он назван в числе безошибочных, при наличии ошибок?

 

Ответ: Нет, противоречия здесь нет. Как мы видим, отцы Собора не говорят, что написанное каждым из отцов непогрешимо, но они говорят: «приемлем... что они изложили о правой вере и об осуждении еретиков» , не каждый в отдельности, а они все, то есть, в совокупности. Ни один человек не может обладать той святостью и безошибочностью, которая дана Богом всей Церкви. И здесь речь идёт о том, что, когда эти двенадцать отцов говорят согласно о каком-то вопросе, то их общее согласие и будет выражением истины от Бога, хотя бы кто-то из них в ином и ошибся.

 

Вопрос 5. Стало быть, когда нам говорят, что для установления согласия отцов необходимо изучить все до одного творения всех святых, даже и те, которые пока не найдены или не переведены на доступный нам язык, или переведены плохо, такие люди заблуждаются?

 

Ответ: Совершенно верно, они просто неправильно понимают принцип consensuspatrum и не знают, либо не принимают установления Вселенских Соборов. Для отыскания истины по какому-либо вероучительному вопросу довольно узнать суждения по нему этих двенадцати отцов или даже нескольких из них - согласно слову Вселенского Пятого Собора и последующих, которые подтверждали постановления предыдущих.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 210.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...