Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 6. «Проблемы выбора поставщиков»




Рег. № М-1987

 

 

ЛОГИСТИКА СНАБЖЕНИЯ

 

Методические указания

к проведению практических занятий

для студентов всех форм обучения

 

Специальность 080506 – Логистика и управление цепями поставок

 

Направление 080500 – Менеджмент

 

Санкт-Петербург

2012

Допущено

редакционно-издательским советом СПбГИЭУ

в качестве методического издания

Составитель

канд. экон. наук, доц. В.М. Бобкова

 

Подготовлено на кафедре

логистики и организации перевозок

 

Отпечатано в авторской редакции с оригинал-макета,

представленного составителем

 

 

ã СПбГИЭУ, 2012

 

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Дисциплина «Логистика снабжения» относится к специальным дисциплинам и предназначена для получения студентами устойчивых знаний по вопросам снабжения предприятия материальными ресурсами на основе логистических принципов.

Целью проведения практических занятий по дисциплине «Логистика снабжения» является закрепление теоретических знаний, полученных студентами на лекциях и выработка практических навыков в решении конкретных задач.

В соответствии с учебным планом и рабочей программой дисциплины практические занятия для студентов дневной формы обучения проводятся в объеме 17 часов, заочной формы – 6 часов, очно-заочной – 12 часов, бакалавров – 18 часов в семестр.

В рамках рабочей программы для проведения практических занятий по дисциплине выделены важнейшие темы курса, требующие практических навыков, а именно:

- управление закупками;

- планирование потребности в продукции;

- проблемы выбора поставщиков;

- показатели эффективности снабженческой деятельности;

- правовые основы процесса закупок.

Каждое занятие условно состоит из ряда этапов:

- вводный – включающий проверку присутствия студентов на занятии, а также короткий теоретический опрос по изучаемой теме для выявления степени подготовленности студентов к проведению занятия;

- основной – включающий решение задач по теме или разбор конкретных ситуаций, а также разработку и оформление документов;

- заключительный – оценка результатов практических занятий и выставление баллов каждому студенту.

При проведении практических занятий студенты могут пользоваться средствами вычислительной техники, учебной и научной литературой, конспектами лекций по дисциплине.

По усмотрению преподавателя в конце семестра для подведения итогов и проверки усвояемости дисциплины может быть проведена итоговая контрольная работа с выставлением оценки.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 4. «Управление закупками»

Функция снабжения предприятия материальными ресурсами прями можно связывать с логистическим менеджментом. Логистический менеджмент на предприятии связан с приемом и обработкой заказов потребителей (покупателей) готовой продукции или услуги. Эффективный логистический менеджмент позволяет повысить качество обслуживания потребителей оптимизировать количество составляющих цикла заказа.

Структура логистического цикла заказа включает следующие этапы:

- прием и предварительная обработка информации о заказе;

- передача заказа;

- конфигурирование заказа;

- мониторинг выполнения и доставки заказа потребителям.

Типовой подход к снабжению в рамках логистического цикла заказа состоит из ряда общих шагов (рис. 1).

 

Отдел использования Отдел снабжения Поставщики
1.Определение потребности. Запрос на закупку     Обсуждение     7. Получение и проверка, Выдача разрешения на оплату       2. Получение запроса, обработка, запрос на расценки   4. Получение расценок, Обсуждение и обработка, отправка заказа на закупку     6. Получение и проверка, Передача   8. Организация платежа     3. Получение запроса, обработка, отправка запроса   5. Получение заказа, Обработка, Отправка товаров И счета-фактуры     Получение платежа

 

Рис. 1. Этапы цикла закупок

Каждый из приведенных в схеме шагов включает набор операций, позволяющих выполнить весь цикл снабжения с заданными параметрами.

При разборе данной темы студентам предлагается сформировать перечень операций и объединить их в шаги каждого из подразделений (участников) цикла снабжения.

1. Подразделение пользователя:

- определяет потребность в закупаемых материалах;

- изучает имеющиеся материалы и готовит спецификации;

- изучает сметы подразделения и получает разрешения на закупку;

- готовит и отправляет запрос на закупку в отдел снабжения.

2. Отдел снабжения:

- получает и проверяет данные запроса на закупку;

- изучает запрашиваемые материалы, анализирует текущие запасы, продукты-субституты, варианты производства и т.д., и после обсуждения с представителем подразделения пользователей принимает решение о закупке;

- составляет короткий список возможных поставщиков из числа регулярных, перечисляет предпочитаемых поставщиков и тех, кто, как известно, удовлетворит предъявляемым требованиям;

- отправляет запрос на цены поставщикам из короткого списка.

3. Каждый поставщик:

- анализирует запрос на расценки;

- проверяет статус заказчика, его кредитную историю и т.д.;

- анализирует, как лучше всего выполнить заказ;

- отправляет расценки в организацию, которая их запросила, указывая характеристики продуктов, цены и условия.

4. Отдел снабжения:

- изучает расценки и проводит коммерческую оценку поступивших предложений;

- обсуждает технические характеристики с подразделением пользователей;

- проверяет сметные характеристики и дает разрешение на закупку;

- выбирает лучшего поставщика на основе предложенных вариантов;

- договаривается об окончательных пунктах и условияхвыполнения заказа с поставщиком;

- отправляет заказ на закупку материалов (с приложением требуемых условий).

5. Выбранный поставщик:

- получает заказ на закупку, подтверждает его получение и обрабатывает его;

- организует выполнение всех необходимых операций для поставок, заказанных материалов;

- отгружает материалы вместе с извещением об отгрузке;

- отправляет счет-фактуру.

6. Отдел снабжения:

- отправляет подтверждение заказа;

- выполняет любые необходимые последующие действия и занимается экспедированием;

- получает, проверяет и принимает материалы;

- извещает отдел пользователя о получении материалов.

7. Отдел использования:

- получает и проверяет материалы;

- подтверждает списание расходов;

- уточняет данные по заказам;

- использует материалы по мере необходимости.

8. Отдел снабжения:

- организует выплаты по счету-фактуре поставщика.

После формирования шагов цикла снабжения необходимо дать их характеристику с точки зрения результата процедур и их взаимоувязки.

В заключение выполнения задания, необходимо оценить для каких материальных ресурсов приведенная процедура снабжения и закупок является экономически обоснованной и наоборот.

 

Вопросы для самопроверки

1. Перечислите и охарактеризуйте типичные задачи в управлении закупками.

2. На каком этапе взаимодействия с поставщиком решается задача, «на каких условиях закупать»?

3. Перечислите и охарактеризуйте функции отдела закупок.

4. Что означает эффективность в закупках?

5. Перечислите и раскройте содержание целей предприятия.

6. Перечислите и раскройте содержание целей снабжения

7. Какую роль играет профессиональная подготовка менеджера по закупкам в развитии стратегии снабжения?

8. Перечислите важнейшие целевые функции закупочной деятельности.

9. Какую роль в снабжении играет цена закупаемых ресурсов?

10. Как определяется эластичность спроса?

11. При каких условиях эластичность спроса уменьшается?

12. Как определяется эластичность предложения?

13. Какие аспекты должны учитываться поставщиками при обсуждении цены закупаемых ресурсов?

14. Какие виды соглашений о цене применяются на практике?

15. Что понимают под «ценовым анализом»?

16. Перечислите и раскройте содержание факторов влияющих на величину цен у разных поставщиков.

17. В чем проявляется целевая функция «качество»?

18. Какие положения должны выполняться для реализации функции «качество»?

19. Что понимается под гарантией качества?

20. Охарактеризуйте систему качества и ее этапы.

21. В чем проявляется целевая функция снабжения - «срок выполнения поставки»?

 

Тема 5. «Планирование потребности в продукции»

    В основе планирования потребностей предприятия в материальных ресурсах лежат: производственная программа продукции (работы, услуги) и отображающая уровень организации производства на конкретном предприятии.

    В рыночной экономике нормы расхода материальных ресурсов формируются под влиянием конкурентной борьбы, служат инструментом получения прибыли и выражают политику предприятия при решении собственных ресурсно-сырьевых проблем.

    Потребность в материальных ресурсах может выражаться в натуральном и стоимостном исчислении методом прямых планово-экономических расчетов, т.е. путем умножения норм расхода материальных ресурсов на соответствующие объемные показатели работы предприятия.

Но в любом случае потребность в материальных ресурсах должна учитывать специфику деятельности предприятия, выраженную в применяемой технологии, технических факторах и разновидности самих материальных ресурсов.

    Так, для определения потребности лакокрасочных материалов нужно знать площадь окрашиваемой поверхности, технологию окраски, удельный расход лакокрасочных материалов и др.:

 

Qл.к. = А · Нл.к’, кг                             (1)

 

где А – число окрашиваемых объектов, ед;

    Н – норма расхода лакокрасочных материалов, кг/ед.

 

Нл.к. = к · F · d · n, кг/ед.,                 (2)

 

где к – коэффициент потерь;

    F – площадь окрашиваемой поверхности;

    d – удельный расход лакокрасочных материалов;

n – количество слоев окраски.

Потребность предприятия в топливе и смазочных материалах на осуществление перевозок, как правило, рассчитывается отдельно по каждой марке топлива (по каждому виду масел и смазок) на основе линейных норм расхода с учетом марки подвижного состава:

 

Qti = 0,01(Hsaij · Lj+Hwij · Wj) · (1 + 0,01 · Dij), (3)

 

где Hsaij – линейная норма расхода i-того вида топлива на 100 км пробега j-й марки подвижного состава;

    Hwij – дополнительный расход i-того вида топлива п/м работе j-й марки подвижного состава на 100 т-км;

    Lj – пробег подвижного состава j-й марки в км;

    Wj – транспортная работа j-й марки подвижного состава в т-км;

    Dij – поправочный коэффициент, учитывающий условия эксплуатации j-й марки подвижного состава.

 

Qсмk = ΣHсмki · QTi · kсмk · 10-2,             (4)

 

где Hсмki – норма расхода к-того вида смазочных материалов от i-того вида топлива;

    QTi – расход i-того вида топлива, л;

    kсмk – поправочный коэффициент, учитывающий фактический расход смазочных материалов в базовом году и их экономию по сравнению с нормой в плановом периоде.

    Потребность в запасных частях планируется через подетальные и стоимостные нормы расхода.

    Недостатком подетального расчета является невозможность учета изменения расхода запасных частей в связи с изменением технического состояния автомобиля, условиями эксплуатации, пробега с начала эксплуатации автомобиля и др.

    В связи с этим, для учета влияния различных факторов на величину расхода запасных частей используются экономико-математические методы, основанные на применении теорий восстановления и надежности.

    Эти методы нашли свое отражение в планировании потребности запасных частей через стоимостные показатели:

 

Ззч = Нзч · Lобщ. · 10-3, руб.                         (5)

 

где Ззч – затраты предприятия на запасные части в планируемом периоде, руб.;

    Нзч – норма затрат на запасные части на 1000 км пробега автомобиля, руб.;

    Lобщ.  - общий пробег автомобиля, км.

    Величина потребности в запасных частях для АТП с учетом остатков и переходящего запаса может быть определена по формуле:

,                        (6)

где Qзчг – фактическая годовая потребность в запасных частях i-того наименования в плановом периоде, шт;

     - расчетная годовая потребность в i-й запасной части по нормам расхода АТП, шт;

     - переходящий неснижаемый (страховой) запас по i-й позиции номенклатуры запасных частей, шт;

     - ожидаемый остаток по i-й запасной части на складе АТП на начало планового периода, шт.

    Подобным образом можно рассчитать потребный объем эксплуатационных материалов для обслуживания и ремонтов автомобилей.

    Потребность в автомобильных шинах определяется отдельно по каждой марке и размеру шин в комплекте:

 

,            (7)

где Lф – фактический годовой пробег одного автомобиля, тыс.км;

Lам – амортизационный пробег одного автомобиля, тыс.км;

nк.ш – среднее число рабочих колес на один автомобиль, шт;

Асп – списочное число автомобилей в АТП, ед;

Кш – коэффициент, учитывающий восстановление шин.

,                               (8)

 

где А i – списочное количество i-ой марки автомобилей на планируемый период, ед.;

N i – число колес на единицу подвижного состава i-ой марки;

    При использовании нормативного метода, потребность в шинах рассчитывается:

 

                                   (9)

 

где m – норма потребностей в шинах на один автомобиль учитывающая сменность шин;

k – коэффициент, учитывающий снижение норматива потребности в шинах за счет восстановления в пересчете их количества на новые.

k = 1 + χ γ,                                          (10)

 

где χ – коэффициент сдачи автошин на восстановление в долях;

γ – коэффициент пересчета восстановленных шин на новые -(0,6).

Кроме перечисленных МР, АТП потребляет и такие ресурсы как металл, используемый для восстановления деталей силами предприятия. Определение потребности в металле ведется через индивидуальные и подетальные нормы расхода:

 

Нq = Qq + Σqтех.п. + Σqорг. ,                (11)

 

где Qq – полученный (чистый) расход материала на одну деталь, кг;

Σqтех.п. – сумма технологических потерь, кг;

Σqорг. – сумма организационных потерь, кг.

Индивидуальные нормы расхода:

 

 ,                          (12)

 

где Hqi – подетальная норма расхода материала на i-ю деталь, кг;

m – количество деталей изготовляемых из одного типосорторазмера материала, шт;

nqi – применяемость i-й детали в изделии (узле, агрегате).

 

Вопросы для самопроверки

1. Что понимают под нормирование расхода материальных ресурсов?

2. Что понимают под нормой расхода материальных ресурсов?

3. Какова структура норм расхода в общем случае?

4. Какие виды отходов выделяют в структуре норм расходов?

5. Перечислите и охарактеризуйте виды норм расхода.

6. Какие методы используют для разработки норм расхода материальных ресурсов? Дайте их характеристику.

7. Учет, каких факторов позволяет разработать прогноз спроса на продукцию предприятия?

8. Какие методы прогнозирования используются в логистическом менеджменте?

9. В чем заключается сущность метода MRP?

10. Что понимают под независимым спросом в планировании?

11. Что понимают под зависимым спросом в планировании?

12. Какая информация лежит в основе системы MRP?

13. Что понимают под валовой потребностью?

14. Что понимают под чистой потребностью?

15. Опишите общую процедуру MRP.

16. Перечислите преимущества применения системы MRP.

17. Перечислите основные проблемы применения системы MRP.

18. В чем заключается основная идея системы JIT?

19. Опишите сильные и слабые стороны системы JIT.

20. В чем состоит задача МОВ?

Тема 6. «Проблемы выбора поставщиков»

Наиболее важной частью снабжения является поиск правильного поставщика. Как правило, снабжение начинается с поиска квалифицированного поставщика.

В большинстве организаций имеется список проверенных поставщиков, оказывавших им в прошлом приемлемые услуги. Если в списке подходящего поставщика нет, организация должна его найти. Поиск и отбор поставщиков происходит по ряду критериев:

- финансово стабильны и их деятельность имеет долгосрочные перспективы;

- способны и имеют мощности для поставки необходимых материалов;

- без ошибок доставляют требуемые материалы;

- отправляют материалы с гарантированно высоким качеством;

- обеспечивают надежную и своевременную поставку, выполняя заказы за короткое время;

- предлагают приемлемые цены и условия финансирования;

- гибко реагируют на запросы потребителей и возникающие изменения;

- имеют достаточный опыт работы с необходимой вам продукцией;

- имеют хорошую репутацию;

- имеют удобную и легкую систему закупок;

- ранее добивались успеха и могут формировать долгосрочные отношения.

В разных обстоятельствах на первое место по важности выступают те или иные критерии и факторы выбора поставщиков.

Выбор лучшего поставщика продукта осуществляется по следующим шагам:

· Отыскивают потенциальных поставщиков.

· Составляют общий список квалифицированных поставщиков, способных поставлять необходимую продукцию.

· Сравнивают организации, вошедшие в этот список, и удаляют из него то, что по каким-то причинам не устраивают.

· Продолжают вычеркивать из списка организации, пока не получится так называемый короткий список (обычно четыре-пять) наиболее перспективных поставщиков.

· Готовят запрос по расценкам и отправляют по короткому списку.

· Получают предложения с расценками.

· Проводят предварительную оценку предложений и вычеркивают из списка тех, с кем могут возникнуть проблемы.

·  Проводят техническую оценку, чтобы определить, все ли предлагаемые продукты удовлетворяют спецификациям.

· Проводят коммерческую оценку, сравнение расходов и других условий.

· Готовят предварительные встречи с оставшимися поставщиками для обсуждения возможной сделки.

· Обсуждают условия, согласовывают отдельные конкретные характеристики.

· Выбирают поставщика, который в наибольшей степени соответствуют предполагаемому заказу.

· Договариваются о встрече с этим поставщиком для уточнения деталей, возникших в последний момент.

· Размещают заказ у выбранного поставщика.

В последующем предприятия проводят мониторинг деятельности своих поставщиков, чтобы убедиться, что те продолжают оказывать удовлетворительные услуги. Это называется рейтингом поставщиков. Чаще всего рейтинг производится путем начисления поставщику баллов за различные аспекты его деятельности.

В зависимости от метода оценки рейтинга (R)поставщика порядок расчета и объемы исходной информации варьируются.

Так, при одном из методов, прежде всего, определяют критерии оценки, особенно предпочтительные для предприятия. Затем каждому из них присваивают вес (vk) (по значимости критерия) Вес критерия и оценка (Ok) в данном случае определяются экспертным путем и являются весьма субъективными.

Рейтинг определяется суммированием произведений веса критерия на его оценку для конкретного поставщика. Предпочтение отдается поставщику с наибольшим количеством баллов.

При другом способе для определения рейтинга необходима дополнительная статистическая информация, характеризующая динамику показателей работы поставщиков по выполнению условий поставки продукции. Этот способ более точный, но более трудоемкий, требующий создания банка данных. К показателям, используемым в оценке поставщиков, относят:

- динамику цен на поставляемые товары;

- динамику поставок товаров ненадлежащего качества;

- динамику нарушений сроков поставки товаров и др.

Методика расчета рейтинга поставщиков включает:

· Расчет темпов роста показателей работы поставщиков (Tp=P1/P0) и т.д.

· Расчет доли товаров с измененными показателями (d=S/ ) и т.д.

· Расчет средневзвешенных темпов роста показателей работы поставщиков (Тр= ) и т.д.

· Расчет рейтинга поставщиков.

На организационном уровне, например при выборе надежности обслуживания, которую предприятие стремится обеспечить покупателям продукции, в качестве критерия часто принимается частота отгрузок. На оперативном уровне критерием при изменении объема партий груза может служить маршрут следования или вид транспорта. В этих случаях при выборе поставщика существенное значение имеют дополнительные факторы, возникающие в случае отгрузки продукции из других регионов (стран) и связанные с этим дополнительные затраты. Помимо аналитических расчетов используют «кривую выбора поставщика».Данный метод позволяет достичь экономических компромиссов в хозяйственной практике предприятий.

В рамках занятий по теме «Проблемы выбора поставщиков» студенты должны усвоить все перечисленные методы отбора поставщиков и особенности их применения в практике предприятий. 

 

Вопросы для самопроверки

1. Как исторически развивались отношения потребителей и поставщиков?

2. В чем заключаются основные изменения в отношениях потребителей и поставщиков?

3. Опишите основные области сотрудничества потребителей и поставщиков.

4. Охарактеризуйте традиционные формы сотрудничества потребителей и поставщиков.

5. Охарактеризуйте современные формы сотрудничества потребителей и поставщиков

6. Перечислите основные источники получения информации о поставщиках и товарах.

7. Охарактеризуйте основные источники получения информации о поставщиках и товарах.

8. В каких случаях оценка поставщиков совершенно необходима?

9. Какие параметры поставщика оцениваются?

10. Что понимают под эшелонизированной логистической системой?

11. Для чего необходимы поставщики-дублеры?

12. Перечислите важные критерии выбора поставщиков.

13. Опишите алгоритм выбора поставщиков.

14. Какие методы используются для оценки поставщиков?

15. В чем заключается сущность бального метода оценки?

16. В чем заключается сущность метода попарных сравнений?

17. Перечислите факторы, влияющие на основные логистические решения в снабжении.

18. Соотнесите факторы и логистические решения в снабжении.

19. Что показывает коэффициент синхронности потоков?

20. Что показывает коэффициент связи поставщик-потребитель?

21. В чем заключается основная идея этики отношений поставщик-потребитель?

22. Как откатная политика влияет на эффективность закупочной деятельности?

23. Какие меры предусмотрены законодательством для борьбы с коррупцией в сфере закупок?

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 178.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...